12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Лариса Михайловна77
Россия, Курганская обл., Шмаково

Дидактический материал к уроку развивающего контроля по теме

«Синтаксис и пунктуация» ( 5 класс)

Антонова Л.М., учитель русского языка и литературы, МКОУ «Шмаковская СОШ Курганской обл., с.Шмаково»

Примечание. Перед каждым заданием написана цель. Эта цель для ученика, а не для учителя. В зависимости от того, какую цель учащийся выбирает на уроке, зависит выбор карточки. А цель учителя на таком уроке: развитие самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся.

1. Цель: развивать умения разбирать по членам предложения и выписывать словосочетания.

Задание. Разбери предложение по членам предложения. Выпиши словосочетания.

Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и полетела собирать медок с душистых цветов. Грибы выглядывали из-под засохших стеблей травы и из-под серых прошлогодних листьев. Почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.__________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Цель: научиться выполнять синтаксический разбор простого предложения, осложненного однородными членами предложения (Образец: повеств., невосклиц., простое, распр., осложнено О) [= - не О, а О].

Задание. Выполни синтаксический разбор предложения, расставь знаки препинания.

1) Живут райские птицы не в раю а на островах около Австралии. ____________________

_____________________________________________________________________________

2) Розу любили поклонялись и воспевали с незапамятных времён. ____________________

_____________________________________________________________________________

3) В летний знойный день лес манит и прохладой и тишиной и ягодами и грибами.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Цель: развивать умение находить однородные члены предложения

Задание. Разбери предложение по членам предложения. Найди в предложении однородные члены предложения. Расставь знаки препинания. Начерти схему предложения.

1)Сон приходит втихомолку пробирается сквозь щелку. _______________2) Раскрывали звезды очи и желали доброй ночи. __________________3) Я подошел к окошку и луч поймал в ладошку. _____________________4) В поле в роще в воздухе царствовало безмолвие. __________________5) Растворились в темноте поля рощи сады.___________ 6) Текла извивалась блестела река.___________________7) Снег ложился на поля на кусты на деревья. __________________8) Луна освещала сад дорожки беседку.__________ 9) Подул легкий ветерок с тихим шорохом пробежал по всему саду и вскоре затих. ______________________10)В воздухе порхали крошечные птички разноцветные бабочки

_____________________________________________________________________________

4. Цель: научиться находить обобщающие слова при однородных членах.

Задание. Разбери предложения по членам предложения. Найди обобщающие слова. Начерти схему предложения. Расставь знаки препинания.

1) В городском парке росли разнообразные цветы лилии розы тюльпаны. ______________________2) У нас здесь всякие грибы есть и груздочки и белые и подосиновики._____________________3) Все было серо небо дым над крышами сам воздух. _____________________4) Белки запасаются на зиму разным кормом орехи шишки грибы. ______________________5) Хорошие книги любят все старики взрослые дети. ______________________6) Умная книга тебя научит многому доброте честности справедливости._________________________________7) Старайтесь читать разные книги сказки фантастику приключенческую литературу.________________________8) В саду у сторожа рослее цветы гвоздика лилии тюльпаны.___________________________________

5. Цель: развивать умение доказывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения. Помни! Чтобы доказать постановку знаков препинания, нужно выполнить пунктуационный разбор.

Задание. Разбери предложения по членам предложения. Выполни пунктуационный разбор. Расставь знаки препинания.

1) Ваня в комнате увидел старинную мебель резные стулья кресла столы и комоды. __________________________2) Осенью иволги клюют созревшие дики ягоды и фрукты яблоки груши сливы. __________________3) Сороки помогают рассеять на новые места различные растения калину рябину малину ежевику. ______________4) Ворона кормит птенцов разнообразной пищей насекомыми моллюсками яйцами птиц птенцами мышами лягушками. __________________5) Питается галки вредными насекомыми жуками щелкунами мухами._________________6) Всюду множество всяких любопытных штук морские лилии морские креветки черепахи рак отшельник. ______________7) Много работали над созданием русского литературного языка лучшие наши писатели Пушкин Лермонтов Тургенев.___________________________________________________________

6.Цель: научиться объяснять постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Образец рассуждения:

1.Нахожу грамматическую основу.

2.Нахожу однородные члены предложения.

3.Нахожу обобщающее слово при однородных членах. Помню! Не всегда при однородных членах предложения есть обобщающее слово.

4. Расставляю знаки препинания

5. Черчу схему.

Задание. Пользуясь образцом рассуждения, найди в предложении однородные члены предложения, начерти схему предложения, расставь знаки препинания.

1) Многие насекомые заселяют телефонные и телеграфные провода жуки-усачи златки одиночные осы паучки мухи.__________________2) В домах поселяются многие животные клещи.________________3) В пенале лежали разноцветные карандаши ручки фломастеры._____________________4) Носится ветер и по лугам и по полям и по лесам. _______________5) Вокруг фонарей и сыпалась и пела и звенела мошкара.______________

7. Цель: выявить уровень знаний и умений в постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Задание. Расставь в предложениях знаки препинания, докажи их постановку.

1) Лебеди испугались какой-то странный крик взмахнули большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края. ____________________2) Девочка сняла серебряные башмачки смахнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку. _______________________

3) Посетители выставки с интересом осмотрели национальные костюмы вышивку изделия из металла стеклянные вазы.__________________4) Запах черёмухи чувствовался всюду в саду в доме на улице. ______________________5) На всем лежал толстый слой пыли на полу на стульях на столе без скатерти. ____________________6) В истории русской живописи сохранились имена прекрасных художников Саврасова Васильева Левитана и других. 7) Всё начало исчезать в наступающей темноте горы лес озеро._______________ 8) Нам все было ново и необыкновенно майские сумерки нежная зелень запах сирени гудение жуков тепло тишина.____________________________________________________

8. Цель: отличать обращение от подлежащего. 1. Пограничники охраняют рубежи нашей страны. Пограничники охраняйте рубежи нашей страны.____________ 2.Куда Юра положил книгу? Куда Юра ты положил книгу?_________________

Цель: развивать умение доказывать постановку знаков препинания в предложениях с вводными словами.

9. Цель: научиться доказывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением

Задание. Найди в предложениях обращение. Расставьте знаки препинания, начертите схемы предложений с обращением.

1) Руки сколько вы сделали полезных дел! ____________2) Леса поля реки вы олицетворяете красоту моей Родины! ____________3) Первый ландыш из-под снега ты просишь солнечных лучей.________4) Как ты мог Олеженька не поставить запятую? __________5) Уважаемые родители собрание состоится в субботу в три часа. _____________6) Товарищи пассажиры будьте осторожны при выходе из последнего вагона.______________7) Пусть в жизни твоей милый дедушка будет только хорошее.____________ 8) Мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы. ____________9) Ты катись катить колечко на весеннее крылечко. ____________________

10) Здравствуй солнце да утро весёлое! ____________11) Становись Цветик на бочку и читай стихи. ___________12) Как милый Петушок поёшь ты громко важно.______________

10) Цель: развивать умение находить в тексте сложные предложения.

Задание. Прочитай текст, найди сложные предложения. Выпиши номер предложения, начерти схему предложения. Образец: 5) [- =], а[- =]

Медвежонок.

1) Зиму медвежонок провел около матери, а весною в берлоге оказались ещё два маленьких медвежонка. 2) Сам он стал нянькой, пестуном, поэтому он должен был следить за ними, забавлять их. 3) Лучшую добычу отдавали малышам. 4) Ему доставались только остатки.

5) Однажды он отнял у маленьких братьев вкусные тетеревиные яйца, и малыши завопили. 6) Медведица жестоко наказала пестуна и выгнала его из своей семьи.7) Не сразу он научился ловить птиц и мелких зверюшек, а потому питался только ягодами и корнями трав. 8) Осенью старые медведи устраивали берлоги, а медвежонок издалека наблюдал за ними. 9) Он тоже нашёл себе укромное место и устроился на зимовку.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Цель: закрепить умение находить предложения с однородными членами предложения, вводными словами, обращением, доказывать постановку знаков препинания.

Задание. Выполни пунктуационный разбор предложения.

1) Он видел не только огороды но и прекрасные сады._______________2) На полях виднелись клумбы розовых белых и голубых цветов. _____________3) В лесах поздней осенью появляются грибы рыжики грузди волнушки._____________4) Все пахло кусты акации листья сирени лопухи цветы трава земля.__________________ 5) В этих лесах растут почти все виды хвойных деревьев ель сосна лиственница пихта. ___________________6) Присядем друзья перед дальней дорогой. _________7) Ребята прочитайте эту книгу! ______________8) Люди земли боритесь за охрану окружающей среды. _______________9) Расскажи мне милая мамочка сказку. __________10) Нет Машенька это совсем другое море. ____________11) Мы во-первых должны очистить двор от мусора а во-вторых посадить кусты вдоль забора. __________________12)Я хотел сказать вам приятное, а вы кажется обиделись.______________13) Разумеется никто не сможет заставить вас учиться, если вы не поймёте необходимости знаний. _______
14) Видимо вам не придется искупаться.________________

12. Цель: развивать умение доказывать постановку знаков препинания в сложных предложениях, выполнять пунктуационный разбор.

Задание. Выполните пунктуационный разбор предложения

1) Распустилась душистая черемуха и ребята принесли из леса букет. _______________

2) Мы должны были узнать срочно, где он живет. _________________3) Подул сильный ветер и в палатках стало холодно._____________________4) Одни ребята копали землю а другие сажали цветы на вскопанные грядки.______________________5) Чтобы не заблудиться в лесу я беру с собой компас.__________________ 6) Я торопился закончить работу чтобы успеть к поезду.

13.Цель: развивать умение находить сложные бессоюзные предложения.

Задание. Расставь знаки препинания. объясни их постановку. Найди среди предложений бессоюзные сложные предложения. Напиши номер предложения, начерти схему. Образец: 2) [- =], [- = ].

1) Наступила осень деревья стали менять окраску. _________2) Осенью перелетные птицы готовятся к отлету грачи скворцы лебеди. _______________3) Наступает весна и все в природе пробуждается.__________________4) Осень - мое любимое время года потому что оно вдохновляет меня на творчество. ___________________5) На Новый Год Вера повесила на елку игрушки орешки конфеты и вышла принести свечки малыш приблизился к елке схватил один орех спрятал его._____________________________________________

Ответ:________________________________________________________________________


14. Цель: научиться различать сложносочиненные предложения и сложноподчиненные.

Задание. В каждом предложении найди грамматическую основу, начертите схему. Укажите номера сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Образец: с\с – 56, с\п - 12

1) Плуг врезался в землю, и тяжелые пласты медленно переворачиваются. __________

2) Сверкнул луч солнца, и все вокруг преобразилось. _______________3) Спортсмены пришли на стадион, и началась тренировка. ______________4) Все небо заволокло тучами, и пошел мелкий дождь._______________5) Степь покрылась цветами и травами, но это буйное цветение длится недолго. _____________6) Недавно прошел дождь, но дорога уже сухая. _______________7) Меня поражало, как он умет ловить рыбу на удочку.__________ 8) Никто не знал, куда ушли ребята. _____________9) Мне казалось, что небо стало еще темнее.______________10) Флаги, которые развивались над домами, придавали городу праздничный вид. _____________11) Буря, которая налетела внезапно, повалила струю ель._______12) Книга, которую нам рекомендовали, очень понравилась. ____________

13) Цех, который сейчас строится, будет самым современным на нашем заводе._______ 14) Алая полоска зари лежала на краю сизой тучки, которая неподвижно застыла на горизонте. __________15) Справа поднимались крутые склоны гор, с которых не раз скатывались снежные лавины.__________________

Ответ:_______________________________________________________________________


15. Объяснительный диктант. Предложения с однородными членами предложения из рассказа В.П. Астафьев «Васюткино озеро»

Задания 1. Прочитай предложения, запиши их по памяти. Проверь написанное.

Задание 2. Работа в паре. Продиктуйте друг другу любые 3 предложения. Поменяйтесь работами. Проверьте работу. Сделайте работу над ошибками.

Задание 3. Объясни лексическое значение выделенных слов.

Задание 4. Выполни синтаксический разбор любого предложения.

Задание 5. Выполни пунктуационный разбор любого предложения.

Задание 6 Схематический диктант. Составь и запиши схемы к каждому предложению.

1) Холодная изморось и тёмные волосы на реке нагоняли тоску. (2) Заспались рыбаки, рассолодели от безделья, даже шутить перестали. (3) Но вот подул с юга ветер и точно разгладил лица людей. (4) Далеко ушли рыбаки в низовья Енисея и наконец остановились.

(5) Лодки же, неводы, плавные сети и всю прочую снасть надобно как следует подготовить к большому ходу рыбы. (6) Рыбаки чинили неводы, конопатили лодки, изготовляли якорницы, вязали, смолили. (7) Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во всё горло. (8) Наконец Васютка облюбовал дерево и полез на него. (9) Глухарь перелетел через мисистую поляну, вильнул между деревьями и сел на сухостоину. (10) Мальчик стоял неподвижно и не спускал глаз с огромной птицы. (11) Васютка уже несколько раз менял направление, высыпал из мешка шишки и шагал, шагал. (12) Васютка нагнулся и увидел у ног своих истлевшую тушку птицы. (13) Попалась в него сытая, крупная муха- плевок и бьется, бьется, жужжит слабеющими крыльями. (14)Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря, с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего девять дней.

16. Объяснительный диктант. Предложения с однородными членами предложения из рассказа И.С.Тургенева «Муму».

Задания 1. Прочитай предложения, запиши их по памяти. Проверь написанное.

Задание 2. Работа в паре. Продиктуйте друг другу любые 3 предложения. Поменяйтесь работами. Проверьте работу. Сделайте работу над ошибками.

Задание 3. Объясни лексическое значение выделенных слов.

Задание 4. Выполни синтаксический разбор любого предложения.

Задание 5. Выполни пунктуационный разбор любого предложения.

Задание 6 Схематический диктант. Составь и запиши схемы к каждому предложению.

1) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил её одной рукой, сунул её к себе за пазуху и пустился большими шагами домой. 2) Он вошёл в свою каморку, уложил спасённого щенка на кровати, прикрыл его своим тяжёлым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. 3) Герасим взял её легонько двумя пальцами за голову и принагнул мордочку к молоку. 4) Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг. 5) Всю ночь он [Герасим] возился с ней, укладывал её, обтирал и заснул наконец сам возле неё каким-то радостным и тихим сном. 6) Все люди в доме её полюбили и тоже кликали Мумуней. 7) В трактире знали Герасима и понимали его знаки. 8) Он попросил себе щей с мясом и сел, опершись руками на стол. 8) Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол. 9) Муму съела полтарелки и отошла, облизываясь. 10) Старик постоял, постоял, почесал себе спину сперва левой, потом правой рукой и вернулся, хромая, в шалаш.

17. Объяснительный диктант. Предложения из рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Задания 1. Прочитай предложения, запиши их по памяти. Проверь написанное.

Задание 2. Работа в паре. Продиктуйте друг другу любые 3 предложения. Поменяйтесь работами. Проверьте работу. Сделайте работу над ошибками.

Задание 3. Объясни лексическое значение выделенных слов.

Задание 4. Выполни синтаксический разбор любого предложения.

Задание 5. Выполни пунктуационный разбор любого предложения.

Задание 6 Схематический диктант. Составь и запиши схемы к каждому предложению.

1) Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. 2) Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз. 3) Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ. 4) Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. 5) Жилин ехал верхом, а телега его с вещами шла в обозе. 6) Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. 7) Только кончилась степь, вошла дорога промеж двух гор в ущелье. 8) А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости.9) Схватили его татары, сняли с сёдел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. 10) Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. 11) Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется. 12) Послезали с лошадей татары, собрались ребята татарские, окружили Жилина, пищат, радуются, стали камнями пулять в него. 13) Татарин отогнал ребят, снял Жилина с лошади и кликнул работника. 14) Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресного на дощечке круглой и опять села, изогнулась, глаз не спускает, смотрит. 15) Поговорили татары, послали куда-то работника, а сами то на Жилина, то на дверь поглядывают. 16) Вдруг как вскочит Абдул, достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину, хлопнул по плечу, показывает: «Пиши». 17) Отвели Жилина с Костылиным в сарай, принесли им туда соломы кукурузной, воды в кувшине, хлеба, две черкески старые и сапоги истрёпанные, солдатские. 18) Вышла старуха, забранилась на неё, выхватила куклу, разбила её, услала куда-то Дину на работу. 19) Принесла раз Дина кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, сама смеётся, показывает на кувшин. 20) Жилин не понял всего, но понял, что старик велит хозяину убить русских, а не держать их в ауле.





7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.