Проверочная работа по русскому языку «Синтаксис и пунктуация» (11 класс)

4
2
Материал опубликован 21 October 2018

11 класс Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация»

I вариант

1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Пушистая белая шапочка обрамляла нежное лицо девушки.

2) И шимпанзе и гориллы постоянно кочуют по довольно большой территории.

3) Осталось выучить параграф о Конституции да распечатать реферат.

4) В такой снегопад машины и лошади и люди тонули в снегу.

5) Этруски творчески перерабатывали натуру и представляли хотя и достоверный но поэтизированный образ

человека.

2.  В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя­тые?

Увидев свой отряд (1) измученный (2) и поредевший втрое (3) уныло растянувшийся вдоль дороги (4) он понял, как он (5) сам смертельно уставший (6) бессилен теперь сделать что-либо для этих людей.

1) 1,3,4 — выделяются деепричастный и причастный обороты

2) 1, 3, 4, 5,6— выделяются два причастных и один деепричастный обороты

3) 1,3,4 — выделяются два причастных оборота

4) 1,3,4,5,6 — выделяются три причастных оборота

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой

радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном

крестьянском платье.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должны стоять запятая.

Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3)

издаются звуки (4) падающих дождевых капель.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Люди, птицы, травы — всё слушает песню соловья.

2) На выставке была представлена не только живопись, но и графика.

3) Мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки.

4) Он был хоть и невысок ростом, да жилист.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

1) лицо его выражало полное разочарование.

2) мне показалось странным это молчание.

3) она попросила впредь предупреждать о приезде.

4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Французский посол (1)оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых (2) писал (3) что (4) когда он увидел балет (5) то был потрясён талантом (6) крепостных людей.

9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) из аэропОрта 2) бАнты 3) обеспечЕние 4) сверлИт

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Для России литература - точка отсчёта, символ веры, идеоло­гический и нравственный фундамент. (2)Можно как угодно интер­претировать историю, политику, религию, национальный характер, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты. (3)Конечно, для такого взаимопонимания годится только та лите­ратура, которую признают классической. (4) Классика — универсаль­ный язык, основанный на абсолютных ценностях.

(5)Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым единством, некой типологической общностью, перед которой отсту­пают различия между отдельными писателями. (6) Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность от любых других - напряжённость духовного поиска, или народолюбие, или религиозность, или целомудренность.

(7)Впрочем, с таким же - если не большим - успехом можно было бы говорить не об уникальности русской литературы, а об уни­кальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (8)3адеть класси­ка — всё равно что оскорбить родину.

(9)Естественно, что такое отношение складывается с малых лет. (10) Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнару­живала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не за­метить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохра­нить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе.

(14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьни­ки сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова.

(16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же ред­ко, как парижский эталон метра.

(19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию. (21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины.

(23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас. (По П. Вайлю и А. Генису *)

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Русская литература внутренне противоречива.

2) В отдельные времена русская классика была под запретом.

3) Для русского человека литература является нравственным фундаментом.

4) Преклонение перед классикой мешает в ней видеть живую сло­весность.

А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-4?

1) повествование и рассуждение 2) рассуждение и описание 3) повествование и описание 4) рассуждение

А3. Из предложения 13 выпишите все местоимения.

А4. Среди предложений 14-18 найдите простое односоставное неопре­делённо-личное предложение. Напишите его номер.

А5. Среди предложений 16—22 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

А6. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи наречия и лексических синонимов. Напишите номер этого предложения.

А7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, кото­рый вы анализировали, выполните задания

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Не­которые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Литературоведческая эссеистика — одно из наиболее ярких направ­лений творчества Петра Вайля и Александра Гениса, этих талантли­вых представителей последней волны русской эмиграции 20-го века. Этот тандем отличает мастерское и вместе с тем лёгкое (но далеко не легкомысленное!) обращение с языком.

Вайль и Генис не считают, что_______(а их в тексте много: «читать Чехова и Толстого», «учили не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова» и другие) неуместны в серьёзных размышлениях. В другом контексте их можно было бы назвать речевыми клише, однако у этих авторов они возвращаются к своим исконным значениям. Живость стилю придаёт использование явных и скрытых_________(предложения 18, 22 и др.). Характерным для публицистики является и использование_________(предложения 1, 2, 6). В тексте много других образных средств, в том числе________(«любимые книги», «священная собственность», «твёрдо усвоенное») ».

Список терминов:

1) метонимия 6) фразеологизмы

2) антитеза 7) оксюморон

3)сравнение 8) инверсия

4) ряды однородных членов 9) гипербола

5)эпитет

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

11 класс Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация»

II вариант

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо.

2) Весенний гром то грозно рычал то добродушно ворчал.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Эти гигантские каменные сооружения свидетельствуют о зарождении монументальных форм в корейской

архитектуре.

5) Ни скверная английская погода ни ледяная стужа спальни не могли изменить настроение гостя.

2.В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запя­тые?              
      Отдельные камни (1) лежащие в скверах к парках (2) и едва проступающие на газонах (3) украшают городские виды (4) не создавая в то же время никакой суеты.

1) 1,3 — выделяется причастный оборот

2) 1,2,3 — выделяются два причастных оборота

3) 4 — выделяется деепричастный оборот

4) 1,3,4 — выделяются причастный и деепричастный обороты

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с

обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего

Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифру, на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Природа была важной частью той «живой правды жизни» (1) запечатлевать (2) которую (3) поставили своей целью (4) пейзажисты-передвижники.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Сказка нужна не только детям, но и взрослым.

2) Куприн просто заставлял Никандрова писать долго, терпеливо, учил его основам писательского мастерства.

3) С Гиляровским дружили не только Чехов, но и Куприн, Бунин и многие актёры, и художники.

4) В саду росли пахучие белоснежные лилии, и яркие алые розы, и скромные бархатцы.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

1) летописи помогут вам в этом.

2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3) в музеях хранится множество уникальных документов.

4) архивы играют огромную роль.

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал прохладный воздух (3)напоённый влажным запахом росы (4) то на душе у него становилось (5) легко и просторно.

9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) повторИм 2) позвонИшь 3) принудИть 4) пролилА

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Поговорим о роскоши. (2)Она окружает нас сегодня со всех сторон. (3)По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных — чаще всего мы погружаемся с героями фильма в богатую, роскош­ную жизнь, где не квартира, а дворец, где множество слуг, краси­вейшие наряды, где и люди-то не такие, как большинство из нас, совсем другие, особые — они выросли в роскоши. (4)Да что кино! (5)В больших городах появились роскошные магазины с такими витринами, что не оторвёшься. (6)По улицам мчатся роскошные иномарки — блестящие мощные лимузины, и в них тоже необыкно­венные, будто не из этого мира, женщины и мужчины. (7)Выедешь за город, а там роскошные двухэтажные особняки причудливой ар­хитектуры — кто в них живёт? (8) Кто живёт в этих особняках, ездит в этих лимузинах, носит бриллианты? (9)Почему не я, почему мне всё это недоступно?

(10)Вы никогда так не думали? (11 )Ни разу? (12)Скорей всего нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно зави­довать чужому богатству и каждый раз при виде его шептать про себя: (13) «Вот бы и мне!»

(14)Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь хорошее, у них сразу появляется эта мысль. (15)И так всё время. (16)«Вот бы и мне, вот бы и мне»,- мечтают они, и постепенно своя, обыкно­венная, не то что без роскоши, а просто бедная жизнь становится им отвратительной. (17)Они не любят себя самих, люди вокруг кажутся им ничтожными, одежды — жалкими, и тоска, тоска гложет их серд­ца. (18)Единственная отдушина — красивый фильм в кинотеатре или по телевизору. (19)Но и фильмом они наслаждаться не могут, потому что точит душу унылая мысль: (20) «Вот бы и мне...»

(21)Для таких людей весь мир — словно на бумаге, в одной пло­скости: все делятся на бедных и богатых, на тех, кто живёт просто, и на тех, кто живёт в роскоши. (22)Ничего другого они не видят. (23)Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, силь­ных — есть только бедные и богатые.

(24)Так скучно жить в этом плоском, на одной плоскости нарисо­ванном мире! (25)Так страшно жить в постоянной зависти, в тоскли­вых и пустых мечтах! (26)Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой они богаты!

(27) Но роскошь утешает одну только бедность, да и то нена­долго — на одно мгновение. (28)Потом она становится привычной и больше не привлекает. (29)Люди, живущие в роскоши, особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обыч­ной жизнью. (30)Они могут быть счастливы, могут быть и несчастли­вы — какое, например, счастье для молодой девушки жить с богатым и нелюбимым стариком? (31)Хоть и в роскоши...

(32)Каждый человек рождается и живёт в определённых усло­виях жизни. (ЗЗ)Иных судьба возносит, и, рождённые в бедности, они добиваются богатства. (34)Сначала они упиваются роскошью, общем-то, все равны. (35)Роскошь сама по себе радости не приносит

(36)Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя несбыточными мечтами?

(37)Будем ценить свою жизнь. (38)Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто жи­вёт хуже нас с вами, — ему кажется, что мы живём в роскоши.

По С.Соловейчику

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Каждый человек мечтает жить в роскоши.

2) Люди не должны завидовать чужому богатству.

3) Всегда найдутся люди, которые живут хуже нас.

4) Роскошь зачастую не приносит радости, она не является целью в жизни.

А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—26?

1)описание 3) рассуждение и описание

2) повествование и рассуждение 4) рассуждение

А3. Из предложения 29 выпишите все местоимения.

А4. Среди предложений 21—26 найдите простые безличные предложе­ния. Напишите их номера.

А5. Среди предложений 32—38 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

А6. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

А7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, кото­рый вы анализировали, выполните задания.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Не­которые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор ведёт с читателями доверительный разговор, используя при этом различные образные средства. Это и_________(предложе­ния 7, 30, 36), и__________ (предложения 4, 24, 25, 26), вносящие в речь интонационное разнообразие. Сам текст построен на_______, признаки и образы обычной жизни противопоставляются однообра­зию и духовной бедности жизни людей, завидующих роскоши дру­гих. Много здесь различных______(«роскошная жизнь», «жизнь становится отвратительной», «люди кажутся ничтожными, одеж­ды — жалкими», «плоский мир»), выражающих отношение автора к описываемому».

Список терминов:

1)риторические восклицания 4)риторические вопросы 7) антитеза

2) фразеологизмы 5) синтаксический параллелизм 8)эпитет

3)гипербола 6) лексические повторы 9) ряды однородных членов

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.


 

11 класс Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация»

III вариант

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ

запятую.

1) С самолёта открывался вид на побитый стрельбами да взрывами каменисто-песчаный участок степи.

2) Серьёзность своего положения он вывел не столько из слов сколько из преувеличенно бодрых лиц врачей.

3) И через морозный и терпкий запах они оба слышали милый и пьянящий дух родного дома.

4) Молодые люди замолчали и стали слушать и смотреть.

5) Деревья шумели то убаюкивающее и певуче то порывисто и тревожно.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении:

В начале апреля уже шумели скворцы ( ) и летали жёлтые бабочки.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запя­тая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять

запятые.

С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал

раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжелые пласты

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять

запятые.

Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять

запятые.

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный

интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Надя проснулась и пошла к себе наверх, легла и тотчас уснула.

2) Язык Пришвина точен, прост и вместе с тем очень живописен в своей разговорности.

3) В поле и в лесу, и в роще звенели птичьи голоса.

4) Вода давно убыла в Тереке и быстро сохла по канавам.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

С головы до ног оглядев меня,

1) лицо его выражало полное разочарование.

2) мне показалось странным это молчание.

3) она попросила впредь предупреждать о приезде.

4) ему было необходимо разобраться в своих чувствах.

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять

запятые.

Этот беззвучный разговор взглядов так взволновал Лизу (1) что (2) ко­гда (3) она села в большом зале (4) облокотившись на столик (5) её глаза (6) не отвечая никому(7) тоже говорили о смущении.

9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) бАлованный 2) дОсыта 3) столЯр 4) перезвонИт

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Для России литература - точка отсчёта, символ веры, идеоло­гический и нравственный фундамент. (2)Можно как угодно интер­претировать историю, политику, религию, национальный характер, но стоит произнести «Пушкин», как радостно и дружно закивают головами ярые антагонисты. (3)Конечно, для такого взаимопонимания годится только та лите­ратура, которую признают классической. (4) Классика — универсаль­ный язык, основанный на абсолютных ценностях.

(5)Русская литература золотого XIX века стала нерасчленимым единством, некой типологической общностью, перед которой отсту­пают различия между отдельными писателями. (6) Отсюда и вечный соблазн найти доминантную черту, отграничивающую российскую словесность от любых других - напряжённость духовного поиска, или народолюбие, или религиозность, или целомудренность.

(7)Впрочем, с таким же - если не большим - успехом можно было бы говорить не об уникальности русской литературы, а об уни­кальности русского читателя, склонного видеть в любимых книгах самую священную национальную собственность. (8)3адеть класси­ка — всё равно что оскорбить родину.

(9)Естественно, что такое отношение складывается с малых лет. (10) Уроки литературы сыграли грандиозную роль в формировании российского общественного сознания в первую очередь потому, что книги противостояли воспитательным претензиям государства. (11) Во все времена литература, как бы с этим ни боролись, обнару­живала свою внутреннюю противоречивость. (12) Нельзя было не за­метить, что Пьер Безухов и Павел Корчагин — герои разных романов. (13)На этом противоречии вырастали поколения тех, кто сумел сохра­нить скепсис и иронию в мало приспособленном для этого обществе.

(14)А главное — чтобы читать Чехова и Толстого, не надо было ждать очередной «оттепели». (15)Часто забывается, что школьни­ки сталинской эпохи учили наизусть не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова.

(16)Однако диалектика жизни ведёт к тому, что твёрдо усвоенное в школе преклонение перед классикой мешает видеть в ней живую словесность. (17)Книги, знакомые с детства, становятся знаками книг, эталонами для других книг. (18)Их достают с полки так же ред­ко, как парижский эталон метра.

(19)Тот, кто решается на такой поступок — перечитать классику без предубеждения, — сталкивается не только со старыми авторами, но и с самим собой. (20)Читать главные книги русской литературы — как пересматривать заново свою биографию. (21)Жизненный опыт накапливался попутно с чтением и благодаря ему. (22)Дата, когда впервые был раскрыт Достоевский, не менее важна, чем семейные годовщины.

(23)Мы растём вместе с книгами — они растут в нас. (По П. Вайлю и А. Генису *)

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Русская литература внутренне противоречива.

2) В отдельные времена русская классика была под запретом.

3) Для русского человека литература является нравственным фундаментом.

4) Преклонение перед классикой мешает в ней видеть живую сло­весность.

А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-4?

1) повествование и рассуждение 2) рассуждение и описание 3) повествование и описание 4) рассуждение

А3. Из предложения 11 выпишите все местоимения.

А4. Среди предложений 7-9 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер

А5 Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

А6. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи наречия и лексических синонимов. Напишите номер этого предложения

А7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, кото­рый вы анализировали, выполните задания

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Не­которые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Литературоведческая эссеистика — одно из наиболее ярких направ­лений творчества Петра Вайля и Александра Гениса, этих талантли­вых представителей последней волны русской эмиграции 20-го века. Этот тандем отличает мастерское и вместе с тем лёгкое (но далеко не легкомысленное!) обращение с языком.

Вайль и Генис не считают, что_______(а их в тексте много: «читать Чехова и Толстого», «учили не только Демьяна Бедного, но и Лермонтова» и другие) неуместны в серьёзных размышлениях. В другом контексте их можно было бы назвать речевыми клише, однако у этих авторов они возвращаются к своим исконным значениям. Живость стилю придаёт использование явных и скрытых_________(предложения 18, 22 и др.). Характерным для публицистики является и использование_________(предложения 1, 2, 6). В тексте много других образных средств, в том числе________(«любимые книги», «священная собственность», «твёрдо усвоенное») ».

Список терминов:

1) метонимия 6) фразеологизмы

2) антитеза 7) оксюморон

3)сравнение 8) инверсия

4) ряды однородных членов 9) гипербола

5)эпитет

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

11 класс Проверочная работа «Синтаксис и пунктуация»

IV вариант

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Ученье да труд к славе ведут.

2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом.

3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов.

4) Сначала они шли с матерью под дождём то по скошенному полю то по лесным тропинкам.

5) Шум говор толпа людей – всё это было непривычно для Егора.

2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении:

Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебё­док подавались на берег ( ) и укладывались правильными рядами.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запя­тая.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

4. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты — это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3)

конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику.

5. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).

Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно

развивающегося хозяйства (4) огромно.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Ночь то распахивалась стремительным белым огнём, то сжима­лась в непроглядную тьму.

2) Я незаметно ушёл и долго старался не думать об Анфисе и маль­чике.

3) Многое в нашей жизни можно было наполнить лирическим и ге­роическим звучанием и выразить живописно и точно.

4) Эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драго­ценных камней, и вызывают чувство таинственности и необъ­яснимой красоты.

7.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Изучая историю своей страны,

1) летописи помогут вам в этом.

2) читайте мемуары очевидцев исторических событий.

3) в музеях хранится множество уникальных документов.

4) архивы играют огромную роль.

8. Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Человек такое дивное существо (1) что никогда не можно ис­числить вдруг его достоинств (2) и (3) чем более всматриваешься в него (4) тем более объявляется новых особенностей (5) и описа­ние их было бы бесконечно.

9. Выпишите слово, в котором неправильно поставлено ударение

1) одолжИт 2) озлОбить 3) полОжил 4) кренИтся

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Поговорим о роскоши. (2)Она окружает нас сегодня со всех сторон. (3)По телевизору редко увидишь фильм из жизни бедных — чаще всего мы погружаемся с героями фильма в богатую, роскош­ную жизнь, где не квартира, а дворец, где множество слуг, краси­вейшие наряды, где и люди-то не такие, как большинство из нас, совсем другие, особые — они выросли в роскоши. (4)Да что кино! (5)В больших городах появились роскошные магазины с такими витринами, что не оторвёшься. (6)По улицам мчатся роскошные иномарки — блестящие мощные лимузины, и в них тоже необыкно­венные, будто не из этого мира, женщины и мужчины. (7)Выедешь за город, а там роскошные двухэтажные особняки причудливой ар­хитектуры — кто в них живёт? (8) Кто живёт в этих особняках, ездит в этих лимузинах, носит бриллианты? (9)Почему не я, почему мне всё это недоступно?

(10)Вы никогда так не думали? (11 )Ни разу? (12)Скорей всего нет, и это хорошо, потому что, в общем-то, людям не свойственно зави­довать чужому богатству и каждый раз при виде его шептать про себя: (13) «Вот бы и мне!»

(14)Хотя и такие люди есть: когда они видят что-нибудь хорошее, у них сразу появляется эта мысль. (15)И так всё время. (16)«Вот бы и мне, вот бы и мне»,- мечтают они, и постепенно своя, обыкно­венная, не то что без роскоши, а просто бедная жизнь становится им отвратительной. (17)Они не любят себя самих, люди вокруг кажутся им ничтожными, одежды — жалкими, и тоска, тоска гложет их серд­ца. (18)Единственная отдушина — красивый фильм в кинотеатре или по телевизору. (19)Но и фильмом они наслаждаться не могут, потому что точит душу унылая мысль: (20) «Вот бы и мне...»

(21)Для таких людей весь мир — словно на бумаге, в одной пло­скости: все делятся на бедных и богатых, на тех, кто живёт просто, и на тех, кто живёт в роскоши. (22)Ничего другого они не видят. (23)Нет красивых, добрых, нежных, талантливых, весёлых, силь­ных — есть только бедные и богатые.

(24)Так скучно жить в этом плоском, на одной плоскости нарисо­ванном мире! (25)Так страшно жить в постоянной зависти, в тоскли­вых и пустых мечтах! (26)Так обидно ценить людей лишь в той мере, в какой они богаты!

(27) Но роскошь утешает одну только бедность, да и то нена­долго — на одно мгновение. (28)Потом она становится привычной и больше не привлекает. (29)Люди, живущие в роскоши, особенно те, кто вырос в роскоши, не замечают её, они живут, как и все, обыч­ной жизнью. (30)Они могут быть счастливы, могут быть и несчастли­вы — какое, например, счастье для молодой девушки жить с богатым и нелюбимым стариком? (31)Хоть и в роскоши...

(32)Каждый человек рождается и живёт в определённых усло­виях жизни. (ЗЗ)Иных судьба возносит, и, рождённые в бедности, они добиваются богатства. (34)Сначала они упиваются роскошью, общем-то, все равны. (35)Роскошь сама по себе радости не приносит

(36)Так стоит ли завидовать, стоит ли мучить себя несбыточными мечтами?

(37)Будем ценить свою жизнь. (38)Будем помнить, что всегда есть кто-то, кто живёт гораздо лучше нас, но всегда есть и кто-то, кто жи­вёт хуже нас с вами, — ему кажется, что мы живём в роскоши.

По С.Соловейчику

А1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1) Каждый человек мечтает жить в роскоши.

2) Люди не должны завидовать чужому богатству.

3) Всегда найдутся люди, которые живут хуже нас.

4) Роскошь зачастую не приносит радости, она не является целью в жизни.

А2. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 21—26?

1)описание 3) рассуждение и описание 2) повествование и рассуждение 4) рассуждение

А3. Из предложения 37 выпишите все местоимения.

А4. . Среди предложений 32-37 найдите простое определённо-личное предложе­ния. Напишите номер

А5. Среди предложений 27-31 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер.

А6. Среди предложений 1-7 найдите такое, которое связано с преды­дущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

А7. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, кото­рый вы анализировали, выполните задания.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Не­которые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Автор ведёт с читателями доверительный разговор, используя при этом различные образные средства. Это и_________(предложе­ния 7, 30, 36), и__________ (предложения 4, 24, 25, 26), вносящие в речь интонационное разнообразие. Сам текст построен на_______, признаки и образы обычной жизни противопоставляются однообра­зию и духовной бедности жизни людей, завидующих роскоши дру­гих. Много здесь различных______(«роскошная жизнь», «жизнь становится отвратительной», «люди кажутся ничтожными, одеж­ды — жалкими», «плоский мир»), выражающих отношение автора к описываемому».

Список терминов:

1)риторические восклицания 4)риторические вопросы 7) антитеза

2) фразеологизмы 5) синтаксический параллелизм 8)эпитет

3)гипербола 6) лексические повторы 9) ряды однородных членов

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Ответы: I вариант 1) 25 2) 4 3) 13 4)34 5) 1 6) 3 7) 3 8) 1235 9) обеспечение А1) 2 А2) 4 А3) этом, тех, кто, этого

А 4)18 А5) 17 А6) 6 А7) 1345

II вариант 1) 235 2) 4 3) 14 4) 1234 5) 1 6) 3 7) 2 8) 134 9) принудить А1) 1 А2) 4 А3) те, кто, её, все А4) 2524

А5) 33 А6) 2 А7) 4178

III вариант 1)25 2) 4 3) 1234 4) 1234 5) 14 6) 3 7) 3 8) 124567 9) балованный А1) 2 А2) 4 А3)все, этим, свою А4) 7

А5) 4 А6) 6 А7) 1345

IV вариант 1) 34 2) 3 3) 134 4) 1234 5) 1 5) 4 7) 2 8) 1245 9) положил А1) 1 А2) 4 А3) свою А4) 37 А5) 29 А6) 2

А7) 4178

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталья Олеговна, за полезный материал! Успехов Вам!

21 October 2018

Благодарю

21 October 2018

Похожие публикации