Урок русского языка в 5 классе «Повторение изученного в разделе "Синтаксис и пунктуация"»
Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
5 класс: Русский язык
Дата проведения :
Учитель:Нурыева Ирина Альтафовна
Тип урока: актуализация знаний и умений.
Цель урока: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»
Образовательные задачи:
1. В ходе творческой, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания обучающихся по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Развивающие задачи:
1. Развивать умение работать в коллективе и принимать совместное решение;
2. Развивать положительные личностные качества (ответственность, доброта, чувство взаимопомощи)
3. Развивать и тренировать внимание, память, мышление.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уважение к культуре своей страны;
2. Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.
Оборудование к уроку:
1. Компьютер;
2. Мультимедийный проектор;
3. Презентация слайдов по теме урока;
4. Раздаточный материал заданий;
Ход урока
1.Орг. Момент. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Помните, как поётся в песне: «…от улыбки станет всем светлей!» Пожелаем себе успехов.
Разминка для ума:
-Я загадку, вы отгадку
· Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)
· Выше леса, тоньше колоса. (Дождь)
· На дворе переполох – с неба сыпется горох. (Град)
- Назовите лишнее слово. Почему?
2. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы проводим урок-повторения. Проведём урок в форме состязания. Вопросы буду задавать я, отвечать будете по очереди. Я надеюсь, что вы покажете не только свои знания, но и то, как вы умеете работать в команде. Успех будет зависеть от ваших ответов, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны, постарайтесь работать дружно, будьте уважительны друг к другу.
-Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем, не подсказываем, не отвлекаемся.
Итак, первое задание определить тему урока. Что же мы будем повторять? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд , который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
с |
и |
н |
т |
а |
к |
с |
и |
с |
1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначаетдействие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами (сказуемое).
2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого (и).
3. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложение произносится тихо, спокойно (невосклицательное).
4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между
подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем
существительным в именительном падеже (тире).
5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая (а).
6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь (кавычки).
7. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).
8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее
(именительный).
9. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются
однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).
В итоге сложилось слово «синтаксис». А с каким разделом тесно связан синтаксис? (пунктуация). Значит, тема урока… . Запишем тему урока в тетрадь «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация».
- Как произошли слова «синтаксис» и «пунктуация»?
(Пунктуация от пунктум – точка. Синтаксис слово греческое состоит из 2-х частей: приставка “син” обозначает совместимость, совокупность
(соответствует русской приставке “со”), слово “таксис” является военным термином и означает “построение, колонна, место в строю”.
-Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»)
-Итак, сегодняшний урок поможет систематизировать изученный
материал, подготовиться к контрольной работе, научит работать с большей
долей самостоятельности. Вам, ребята, предстоит применить полученные
знания при выполнении различных упражнений. Желаю удачи!
3. Повторение теоретического материала.
Быстро ответьте на вопросы.
1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос
(вопросительное).
2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются и между простыми предложениями в составе сложного (запятая).
3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (определение)
4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью(обращение)
5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа (простое)
6. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? (обстоятельство).
7. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения (распространённые).
8.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения (однородные)
9. Разговор двух и более лиц (диалог).
10. Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (прямая).
11.Это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст, а также правила их построения.(синтаксис)
12.Раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.(пунктуация)
4. Словарная диктовка
Вы хорошо справились с данной задачей. Но не забывайте о том, что синтаксис и пунктуация связаны с орфографией. Попробуем проверить вашу грамотность.
Учащиеся записывают их, комментируя орфограмму (по одному).
Синт…ксис, грам…атическая основа, предл…жение, чуде…ный, благ…дарю, пожалу…ста, об…единять, тиш…на.
-Проверим
Молодцы! Справились!
5. Задание на доске
- Прочитайте предложение: Ветер занес семена в топкое болото.
-Назовите грамматическую основу предложения?
-Отгадайте, о каких членах данного предложения идёт речь?
1) Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? (определение топкое)
2) Обозначает место действия, зависит от сказуемого-глагола, отвечает на вопрос куда? выражено существительным с предлогом? (обстоятельство места в болото)
3) Зависит от сказуемого –глагола, обозначает предмет, отвечает на
вопрос что? выражено существительным винит. падеже? (дополнение семена)
-Как называются эти члены предложения? (второстепенные)
-Запишите это предложение в тетрадь, разобрав по членам предложения.
6.Физкультминутка
-Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису-сделать наклон вперёд, и пунктуации – хлопок, если же к другим разделам языка – влево.
( Приставка-синтаксис), (грамматическая основа-синтаксис), (словосочетание - синтаксис), (корень-синтаксис), (основа слова-синтаксис), (запятая- пунктуация), (обстоятельство-синтаксис), (тире-пунктуация), (суффикс-синтаксис), (предложение -синтаксис), (обращение-пунктуация), (буква-синтаксис).
7.Работа с учебником.
Упр. 258 .Составьте предложения по схемам.
8. Рефлексия и оценивание.
-Вот и подошёл наш урок к концу.
- Итак, обсудим наш урок. Что мы повторяли на сегодняшнем уроке?
- Цель достигнута?
-Что вызвало затруднение?
- Над чем ещё надо поработать?
- Что понравилось?
9. Домашнее задание. Упр.260.Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.