12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прусакова Елена Васильевна50
Россия, Тверская обл., Нелидово
6

Урок русского языка в 5 классе по теме «Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация»



Урок русского языка в 5 классе по теме

«Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация».

Технологическая карта урока

Учитель: Прусакова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык.

Класс: 5.

Автор УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Бархударов «Русский язык. 5 класс».

Тема урока: Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Синтаксис. Пунктуация».

Тип урока: актуализация знаний и умений.

Цель деятельности учителя: обобщить, систематизировать знания учащихся по теме, повторить пунктуацию.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать опознавательные признаки простого предложения, понятия «главные и второстепенные члены предложения», «односоставные предложения», «однородные и обособленные члены предложения», «обращения и вводные слова», «прямая речь, слова автора, диалог»; уметь различать простое и сложное предложение, выделять средства связи в сложном предложении, пунктуационно оформлять на письме изученные конструкции предложений.

Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http://www.uroki.net http ://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://www.zavuch.info http ://festival.1september.ru/subjects

http://www.intergu.ru http ://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Основные понятия: простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания

и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
обучающихся

Формы
организации взаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

-Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Помните, как поётся в песне: «…от улыбки станет всем светлей!» Как вы уже успели заметить: сегодня у нас много гостей на уроке, мы рады им, будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов. (слайд 1).

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

 

Мотивация к учению. Ценностно-смысловая ориентация учащихся.

 

2.Актуализация
и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа

-Сегодня мы проводим урок повторения. А что же мы будем повторять? Чтобы узнать, каково полное название темы урока, нужно отгадать пропущенное слово. Для этого необходимо правильно ответить на все вопросы, записав первые буквы ответов в пустые клеточки. Я надеюсь, что вы покажете не только свои знания, но и то, как вы умеете работать в команде. Успех будет зависеть от ваших ответов, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны, постарайтесь работать дружно, будьте уважительны друг к другу. (слайд 2)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

с

и

н

т

а

к

с

и

с

1. Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? каков предмет? что такое предмет? может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами (сказуемое).

2. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого (и).

3. Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложение произносится тихо, спокойно (невосклицательное).

4. Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже (тире).

5. Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая (а).

6. Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь (кавычки).

7. Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).

8. Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее (именительный).

9. Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).

В итоге сложилось слово «синтаксис» .

- А с каким разделом тесно связан синтаксис?

Второе слово вы получите, если правильно соедините буквы, находящиеся на слайде.. (пунктуация). (слайд 3)

Значит, тема урока… . Запишем тему урока в тетрадь «Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». (слайд 4)

Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация») (слайд 5)

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют операции анализа, синтеза, срав-нения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы. Вопросы для уточнения информации

2. Выявление места
и причины затруднения

Просмотр мультимедийной презентации «Синтаксис простого
и сложного предложения»

Сегодня мы будем повторять изученное, углублять и проверять свои знания, умения и навыки по теме «Синтаксис». Вы уже знаете, что «Синтаксис» и «Пунктуация» – это разделы русского языка.

Что изучает каждый из этих разделов?

(просмотр видеофрагмента).(слайд 6)

Смотрят презентацию, воспринимают на слух

информацию, осваивают лингвистические термины

Фронтальная

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Вопросы для уточнения информации

3. Целеполагание и постро-ение проекта выхода

из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся.

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.

Сформулируйте ответы на вопросы

I вариант

Что изучает «Синтаксис»? (Синтаксис изучает словосочетание, предложение и текст.)

II вариант

Что изучает «Пунктуация»? (Пунктуация изучает расстановку знаков препинания.)

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы

Вопросы для уточнения информации Устные ответы

4. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.

Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике. Письменная работа.

Итак, ребята, Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие, в гости в страну «Синтаксис и пунктуация». В пути нас ждёт много интересных заданий.

Первая станция « Словосочетание»

Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены и слово с предлогом или частицей).

- А давайте поиграем. Я буду называть фразы, а вы хлопайте, если услышите словосочетание и тишина, если фраза таковым не является.

Падают листья, сильный ветер(сл.с), чудесный день(с.с.), жёлтые и красные, дождливая осень(с.с), у леса, быстро перелетают(с.с). пред домом, выразительно читает.

(слайд 7)

-Перед вами предложение. Выпишите возможные словосочетания и обозначьте главное слово.

Из глубины веков пришли к нам многочисленные праздники.

Самопроверка ( ключ на слайде презентации). (слайд 8)

Вторая станция «Предложение» (Слайд 9)

-Что такое предложение?

-Какие предложения по цели высказывания вы знаете?

- Какие предложения по интонации вы знаете?

-Что такое грамматическая основа предложения?

-Назовите второстепенные члены предложения?

Молодцы, вы преодолели первое препятствие.

Отвечают на вопросы, выполняют задания. Самопроверка.

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

 

5.Обобщение и систематизация знаний.

Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Конструирование предложения.

У каждой группы на парте лежат конверты.

-Давайте откроем их и посмотрим, что находится внутри конверта.

- Из тех слов, которые оказались у вас на парте, нужно составить предложение и, если оно составлено верно, записать его в тетрадь. Даю одну минуту, время пошло.

Проверка. Одна группа читает своё предложение, две другие слушают и определяют, какое предложение по цели высказывания.

1  группа. Куда летят осенью перелётные птицы?

2  группа. С утра до вечера хлопочут в еловом лесу белки.

правильно составленные предложения.

- Какие предложения вы составили, дайте хар-ку предложений. ( у доски двое)


 

Работают с языковыми единицами. Отвечают

на вопросы, под руководством педагога формулируют выводы

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Вопросы для уточнения информации

 

Обобщение
и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их

на практике. Письменная работа

Вы хорошо справились с данной задачей. Не забывайте о том, что синтаксис тесно связан с пунктуаций. Очень важно уметь расставлять знаки препинания. Скажите , а в каких случаях в предложениях ставят знаки препинания?

- Что такое обращение?

Сколько знаков препинания в русском языке? (10)

Что такое прямая речь, и как она пишется?

Теперь спишите с доски предложения с обращениями и прямой речью, вставляя пропущенные буквы в слова и расставляя знаки препинания:

1. Ой, мороз, мороз, не морозь меня!

2. Ты елку нам принес, дедушка Мороз?

3. "Зимний лес такой таинственный и красивый!" - сказала Таня.

4. Просят птицы и зверушки: « Сделай нам кормушки!»

(слайд 9)

Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

(слайд 10)

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавли-

вают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Устные ответы. Письменная работа

6.Физкультминутка

Выполнение упражнений.

Раз – подняться, потянуться; Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют упражнения для снятия усталости.

 

Ценностное отношение к здоровому образу жизни

 

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

 

Третья станция «Текст»

Самое время отправиться в гости к тексту. У него сейчас в гостях и знаки препинания. Ребята, у вас на партах есть текст. Сейчас вы будете работать по рядам. Прочитайте текст. Какова тема текста? Определите тип речи?

Работа по рядам:

1 ряд выписывает предложения с однородными дополнениями

2 ряд выписывает предложения с однородными определениями

3 ряд выписывает предложения с однородными обстоятельствами

В городах и деревнях зима наступает по-разному.

Вот пришла зима и в наш родной любимый двор. Сразу же вся местность оказалась покрытой снежным покровом, а дети потянулись на улицу. Санки, игры в снежки, снеговики, веселое настроение – все это теперь можно наблюдать в каждом дворе. Зима у многих людей вызывает счастье и чувство радости.

-Молодцы! Не подвели.

Все секреты вы нашли.


 

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с одноклассниками делают выводы.

Фронтальная,

индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

Устные ответы. Письменная работа

8. Тестирование. Контроль знаний и взаимопроверка знаний по эталону.

Тестирование, эвристическая беседа, взаимопроверка

-Ну, что, ребята, пришла пора попрощаться с Синтаксисом и Пунктуацией и продемонстрировать ваши знания, выполнив самостоятельно тест. Тестирование по изученному материалу.

1. Из чего может состоять грамматическая основа предложения?

а) Подлежащее и сказуемое;

б) подлежащее и определение;

в) определение и сказуемое;

г) сказуемое и дополнение.

2. Выберите второстепенные члены предложения.

а) Дополнение;

б) подлежащее;

в) определение;

г) обстоятельство.

3. Найдите предложение с однородными членами предложения (знаки препинания не расставлены).

а) Свежий ветер повеет прохладой с гор подымет пыль и опять затихнет.

б) Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клена.

в) Сады друг с другом обнялись и роща к роще тянется.

4. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена неверно:

а) Лес пахнет дубом и сосной.

б) Я шагал в соседнюю деревню.

в) Герасим запирал каморку на ключ.

5. Найдите сложное предложение (знаки препинания не расставлены).

а) Вокруг костра сидят туристы и поют песни.

б) Отцвели яблони в саду и усыпали дорожки сада белыми лепестками.

в) Светит солнце и деревья горят желтыми оранжевыми багровыми огнями осени.

Взаимопроверка теста по ключу в презентации (слайд 11)

контролирует правильность работы детей

Выполняют задание – тесты и осуществляют взаимопроверку. Поставьте оценку за этот этап работы.

5 + - «5»

4+ - «4»

3+ - «3»

0-3 + «повтори ещё»

Ключ:

А

А ,В, Г.

А

В

В

Индивидуальная, групповая

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя,

по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Устные ответы.Письмен-ная работа

9. Рефлексия учебной деятельности и оценивание.

Выставка работ обучающихся.

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. (слайд 12.) Посмотрите на экран, выберете начало фразы и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня было интересно…

2. Было трудно…

3. Я теперь могу…

4. Я научился…

5. У меня получилось…

6. Мне захотелось…

7. Я попробую…

8. Я смог…

У каждого из вас на столе ёлочка. В преддверии Нового года на нашу елочку вы можете поместить яркие шары. Если вы уверены, что усвоили раздел чуть лучше, чем раньше, раскрасьте шары красным, если что-то осталось непонятным, то синим цветом.

-Покажите свои ёлочки.

Уменья, знания вас не подвели,
Вы все задания выполнить смогли.
Кто ошибался – это не беда,
Зато смекалка вас не подвела.
Минуты быстро пролетели,
Но повторить мы всё успели,
Вот-вот подаст сигнал звонок,
Ребята, всем спасибо за урок!

Оценивают свои знания, отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения информации

10Домашнее задание

Организация самостоятельной домашней работы

На выбор:

Составить три предложения о зиме.

Написать письмо Деду Морозу.

Всем:

П.П. 24-49 повторить.

Записывают д/з в дневник.

 

Оценивают свои возможности для выполнения д/з.

 

Презентация к уроку
PPTX / 747.79 Кб

Видео из презентации
MP4 / 4.95 Мб

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 28.04.18 в 23:36 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, полезно, интересно, методически грамотно!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.