Интеллектуальная игра по русскому языку «Шеренга» по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Гимназия № 5" г. Брянска
Интеллектуальная игра «Шеренга»
( 5 класс по теме «Синтаксис и пунктуация»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Легоцкая Вера Сергеевна
Брянск-2018
Пояснительная записка
На уроках русского языка на этапе обобщения изученного по теме эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).
Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге, считается победителем.
1. Название этого раздела лингвистики произошло от греческого слова, которое переводится как «порядок». (Синтаксис)
2. Продолжите ряд словосочетаний: незадолго до концерта, вдалеке от центра, обидно до слез….(Это наречные словосочетания- очень весело, особенно ярко, совершенно простой, слева от села)
3. Укажите грамматическую основу в предложении Русский язык богат и могуч. (Русский язык богат и могуч).
4. Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически и расположенные в определенной последовательности. (Текст)
5. В Китае вместо этого знака ставят кружок, в Индии – вертикальную линию, а в эфиопском письме ставят 4 точки , но не в ряд, а квадратиком (::). А какой знак ставим в этом случае мы? (Точку)
6. Этот пунктуационный знак способствует созданию в предложениях интонации, разделяет предложения на смысловые блоки, при этом объединяя их. Назовите этот знак. (Запятая)
7. Укажите подлежащее в предложении «Завтра может и не наступить» (Завтра)
8. Укажите сказуемое в предложении «Уже несколько дней они били баклуши вдали от основного отряда» (Били баклуши)
9. Продолжите предложение, чтобы перед союзом И ставилась запятая: В лесу пахло хвоей и ( Мы весело шагали по дорожке)
10. Укажите все дополнения в предложении «Старик ловил неводом рыбу ровно тридцать лет и три года» (Неводом, рыбу)
11. Нужно ли ставить знаки препинания в предложении «Какое это наслаждение жить на свете». (Нужно поставить тире)
12. Укажите грамматическую основу в предложении «О чем ты, девочка, плачешь?» (Ты плачешь)
13. Укажите все определения в предложении «В лесу раздавался топор дровосека». (Дровосека)
14. Составьте два словосочетания со словами горластый и голосистый. (Горластый парень, голосистый соловей)
15.Укажите именное словосочетание в предложении «Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой» (желтою резьбой, в лазури голубой)
16. При помощи этого пунктуационного знака автор может лучше раскрыть своего героя, например, подчеркнуть его неуверенность в себе или даже выразить такой дефект речи, как заикание. Без этого знака не обойтись и там, где подразумевается открытый финал, который дает читателю возможность самому додумать концовку, используя все свое воображение. Назовите этот знак. (Многоточие)
17. Укажите подлежащее в предложении «В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли» (Три гордые пальмы)
18. Как называется такое средство выразительности: чуткий кустарник; одинокая луна; таинственный звук; веселый дятел? (Эпитет)
19.Укажите количество запятых в предложении «Девочки, сколько раз мы будем ездить туда сюда»? (Одна при обращении).
20. Нужно ли ставить знаки препинания в предложении «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» (Нет)
21. Укажите сказуемое в предложении «Он был охотник пошутить и посмеяться» (Был охотник пошутить и посмеяться).
22. Продолжите предложение, чтобы перед союзом И не ставилась запятая: В саду радостно пели соловьи и… (другие птицы)
23. Укажите подлежащее в предложении «Жить -Родине служить» (Жить)
24. Нужно ли ставить знаки препинания в предложении «Зайку бросила хозяйка под дождём остался зайка».(Да, запятая между частями СП)
25. Продолжите ряд словосочетаний: лукавый взгляд, три года, красный от загара… (Это именные словосочетания- яркий флаг, восьмой ряд, нервный от усталости)
26. Укажите подлежащее в предложении «Каждый из нас хотел быстрее уехать» (Каждый из нас)
Использованная литература
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1. [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ]. -7-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-127 с.
Семяшкина Ирина Васильевна
Легоцкая Вера Сергеевна