Интеллектуальная игра по русскому языку «Шеренга» по теме «Синтаксис и пунктуация» (5 класс)

12
3
Материал опубликован 21 May 2018 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

 Интеллектуальная игра «Шеренга»

( 5 класс по теме «Синтаксис и пунктуация»)

 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Легоцкая Вера Сергеевна

 

Брянск-2018

Пояснительная записка

На уроках русского языка   на этапе обобщения изученного по теме эффективно обращение к интеллектуальной игре «Шеренга», которая позволяет быстро  проверить знания учащихся, закрепить пройденное, способствует формированию различных приемов умственных действий (анализ, синтез, классификация, сравнение).

Суть игры заключается в следующем. Выходят желающие играть учащиеся (их количество зависит от количества вопросов) и выстраиваются в шеренгу перед доской. Учитель читает вопросы, требующие короткого  однозначного ответа. Начинает игру первый от учителя учащийся. Если он дает ответ на вопрос, то становится в конец шеренги, чтобы продолжить игру, когда до него дойдет очередь. Если ответа нет, то он выходит из игры, а продолжает отвечать следующий по очереди. Игра продолжается до последнего учащегося, последний, кто остался в шеренге,  считается победителем.

 

1. Название этого раздела лингвистики произошло от  греческого слова, которое переводится как  «порядок». (Синтаксис)

2. Продолжите ряд словосочетаний: незадолго до концерта, вдалеке от центра, обидно до слез….(Это наречные словосочетания- очень весело, особенно ярко, совершенно простой, слева от села)

3. Укажите грамматическую основу в предложении Русский язык богат и могуч. (Русский язык богат и могуч).

4. Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, грамматически  и расположенные в определенной последовательности. (Текст)

5.  В  Китае вместо этого знака ставят кружок, в Индии – вертикальную линию, а в эфиопском письме  ставят  4 точки , но не в ряд, а квадратиком (::). А какой знак ставим в этом случае мы? (Точку)

6. Этот пунктуационный знак способствует созданию в предложениях интонации,  разделяет предложения на смысловые блоки,  при этом объединяя их. Назовите этот знак. (Запятая)

7. Укажите  подлежащее в предложении  «Завтра может и не наступить» (Завтра)

8. Укажите сказуемое в предложении «Уже несколько дней они били баклуши вдали от основного отряда» (Били баклуши)

9. Продолжите предложение, чтобы перед союзом И ставилась запятая:  В лесу пахло хвоей и ( Мы весело шагали по дорожке)

10. Укажите все дополнения в предложении «Старик ловил неводом рыбу ровно тридцать лет и три года» (Неводом, рыбу)

11. Нужно ли ставить знаки препинания в предложении  «Какое это наслаждение жить на свете». (Нужно поставить тире)

12. Укажите грамматическую основу в предложении «О чем ты, девочка,  плачешь?» (Ты плачешь)

13. Укажите все определения  в предложении «В лесу раздавался топор дровосека». (Дровосека)

14. Составьте два словосочетания со словами горластый и голосистый. (Горластый парень, голосистый соловей)

15.Укажите именное словосочетание в предложении  «Березы желтою резьбой блестят в лазури голубой» (желтою резьбой, в лазури голубой)

16. При помощи этого пунктуационного знака автор может лучше раскрыть своего героя, например, подчеркнуть его неуверенность в себе или даже выразить такой дефект речи, как заикание.  Без этого знака  не обойтись и там, где подразумевается открытый финал, который дает читателю возможность самому додумать концовку, используя все свое воображение. Назовите этот знак. (Многоточие)

17. Укажите  подлежащее в предложении  «В песчаных степях аравийской земли три гордые пальмы высоко росли» (Три гордые пальмы)

18. Как называется такое средство выразительности: чуткий кустарник; одинокая луна;  таинственный звук;  веселый дятел? (Эпитет)

19.Укажите количество запятых в предложении «Девочки, сколько раз мы будем ездить туда  сюда»? (Одна при обращении).

20. Нужно ли ставить знаки препинания в предложении  «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет» (Нет)

21. Укажите сказуемое в предложении  «Он был охотник пошутить и посмеяться» (Был охотник пошутить и посмеяться).

22. Продолжите предложение, чтобы перед союзом И  не ставилась запятая: В саду радостно пели соловьи и… (другие птицы)

23. Укажите  подлежащее в предложении  «Жить -Родине служить» (Жить)

24. Нужно ли ставить знаки препинания в предложении  «Зайку бросила хозяйка под дождём остался зайка».(Да, запятая между частями СП)

25. Продолжите ряд словосочетаний:  лукавый взгляд, три года, красный от загара… (Это именные словосочетания- яркий флаг, восьмой ряд, нервный от усталости)

26. Укажите  подлежащее в предложении  «Каждый из нас хотел быстрее уехать» (Каждый из нас)

Использованная литература

 

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.1.      [ Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын ].  -7-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-127 с.

Комментарии

Отличная игра для проверки знаний, Вера Сергеевна! Я уже воспользовалась ею на своих уроках. Спасибо за идею!

22 May 2018

Спасибо за отзыв, Ирина Васильевна! Эту идею я подсмотрела на Международном турнире по интеллектуальным играм среди школьников в Москве. Мне очень понравилось, использую на уроках-всем нравится!

22 May 2018

Теперь идею я подсмотрела у Вас, Вера Сергеевна! Большое спасибо! Обязательно использую!

23 May 2018

Похожие публикации