12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45912
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск
16

Дидактический материал по теме «Анализ средств выразительности» (Подготовка к ОГЭ. Русский язык)

Дидактический материал по теме «Анализ средств выразительности» (Подготовка к ОГЭ. Русский язык)


Пояснительная записка


Предлагаемое упражнение поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о лексике, в частности, об изобразительно-выразительных средствах языка, продолжит формирование навыков использования коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков. Может быть использовано на уроках, в качестве домашнего задания, в индивидуальной и самостоятельной работе. Материал составлен на основе рассказа Л.Пантелеева «Главный инженер».


1

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Как сказано было в приказе германского командования, летчик Буш представлялся к награде «за отличную разведывательную деятельность над позициями противника у Ленинграда».

2) А Леша Михайлов получил свою медаль как раз за то, что помог немецким самолетам обнаружить эти двенадцать батарей…

3) Вы, я вижу, удивлены, у вас глаза на лоб полезли, вы думаете, небось, что это ошибка или опечатка.

4) А между тем никакой ошибки тут нет. Леша Михайлов получил свою награду по заслугам.

5) А вот за что получил ее лейтенант Фридрих Буш — это дело темное. Хотя — если разобраться — может быть, он и в самом деле неплохо выполнил свою боевую задачу.

2

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Леша Михайлов жил, как я уже сказал, в Новой Деревне, а около их дома — за огородами — был пруд, зеркалом сверкающий на солнце.

2) На том берегу пруда в небольшой рощице стояла зенитная батарея, которая почти каждую ночь, когда с финской стороны летели на Ленинград немецкие бомбардировщики, открывала огонь.

3) От этого огня в Михайловском доме, как и в других, соседних домах, давно уже не осталось ни одного стекла — окна были заколочены досками или фанерой, или заткнуты подушками.

4) Зато уж и немцам, конечно, тоже доставалось от этого огня!..

3

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Работала батарея только по ночам, а наутро после налета бомбардировщиков почти всякий раз прилетал в деревню маленький, легкий, похожий на стрекозу немецкий самолет-разведчик «хеншель-126».

2) Иногда он по полчаса и больше хищно кружил над деревней, выискивая и вынюхивая расположение русских зениток.

3) Затея ребятам понравилась, и вот на пруду, по соседству с настоящей зенитной батареей началось строительство игрушечной, снежной и ледяной огневой точки.

4) На следующий день ребята с раннего утра достраивали свою крепость, когда над их головами в безоблачном зимнем небе появился старый знакомый «хеншель-126».

5) Он первый подбежал к игрушечной пушке и стал наводить ее на настоящий вражеский самолет.

4

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) До вечера Леша Михайлов ходил сам не свой — прибегали ребята, звали его гулять — он не пошел.

2) Уроков он не учил, отказался от ужина и раньше, чем обычно, улегся спать.

3) Но как ни старался, как ни ворочался с одного бока на другой, заснуть он не мог.

4) Не то чтобы он очень боялся чего-нибудь, нет, Леша был, как говорится, не из трусливого десятка.

5) Но все-таки, как вы сами понимаете, он чувствовал себя действительно виноватым, а мысль о том, что судить его будут в Военном трибунале, как какого-нибудь шпиона или предателя, совсем убивала его.

5

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Пожилой, стриженный ежиком полковник сидел за большим столом и перелистывал какие-то бумаги.

2) Полковник поднял глаза и тоже как будто удивился, что Леша такой маленький и тщедушный.

3) — Н-да, — сказал он, разглядывая его из-под густых и мохнатых, как у медведя, бровей. — Вот ты какой, оказывается. А ну-ка подойди ближе.

4) Леша подошел к столу. Полковник смотрел на него строго, и седые медвежьи брови его все ближе и ближе сдвигались к переносице.

5) Полковник смотрел на него по-прежнему серьезно, не улыбаясь, только брови его разошлись от переносицы, и под ними открылись ясные, немного усталые и воспаленные от долгой бессонницы глаза.

t1629325087aa.jpg

Смукрович Пётр Иосифович. За боевые заслуги



Ключи

1) 345

2) 13

3) 23

4) 345

5) 134







Использованная литература

1. Пантелеев Л. Главный инженер. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

https://peskarlib.ru/l-panteleev/glavnyy-inzhener/ (Дата обращения 19.08.2021)

2. Адрес изображения https://img11.postila.ru/data/70/7b/a7/8d/707ba78d6066773c8b97b008b51d618fbe87455cd9528e8b5dfb27baec209882.jpg





Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (2)

Ирина Владимировна Казарцева, 19.08.21 в 04:44 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за тренировочные упражнения!
Легоцкая Вера Сергеевна, 19.08.21 в 11:12 0Ответить Пожаловаться
Спасибо и Вам, Ирина Владимировна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.