Дидактический материал по теме «Анализ средств выразительности» № 3 (Подготовка к ОГЭ. Русский язык)
Дидактический материал по теме «Анализ средств выразительности» № 3 (Подготовка к ОГЭ. Русский язык)
Пояснительная записка
Предлагаемое упражнение поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о лексике, в частности, об изобразительно-выразительных средствах языка, продолжит формирование навыков использования коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков. Материал может быть использован на уроках, в качестве домашнего задания, в индивидуальной и самостоятельной работе. Упражнение составлено на основе рассказа Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро».
1
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Светка Сергеева была рыжая. Волосы у неё грубые и толстые, словно яркая медная проволока.
2) Из этой проволоки заплеталась тяжёлая коса. Мне она напоминала трос, которым удерживают на берегу большие корабли.
3) Лицо у Светки бледное, в крупных веснушках, тоже бледных, наскакивающих одна на другую. Глаза зелёные, блестящие, как лягушата.
4) Сидела Светка как раз посреди класса, во второй колонке. И взгляды наши нет-нет да и притягивались к этому яркому пятну.
5) Светку мы не любили. Именно за то, что она рыжая. Ясное дело, Рыжухой дразнили. И ещё не любили за то, что голос у неё ужасно пронзительный. Цвет Светкиных волос и её голос сливались в одно понятие: Ры-жа-я.
2
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мы с Женькой в походах всегда рыбачили. Тем более, в Озёле. Озеро рыбное, окуни тут брали и сорога, а ерши, так те в очередь выстраивались, чтобы хапнуть наживку.
2) Всегда мы девчонкам на уху приносили. Объеденье, за уши не оттащишь!. Хоть из-за одной ухи в походы ходи, до того вкусно.
3) Брали напрокат лодку – была тут небольшая лодочная станция – и плыли на середину озера. Все дни напролёт с Женькой рыбачили. А вечером... Вечером, на зорьке, самый клев, а нам половить не удавалось.
4) Из-за Рыжухи, между прочим, из-за Светки Сергеевой. Она с нами тоже в походы ездила. Ведь знала, что одноклассники её не любят, а всё равно ездила. Не прогонишь же.
5) Вечером возьмёт Светка синюю лодку и тоже на середину озера гребёт. Вокруг красота, солнышко за сосны закатывается, в воде деревья отражаются, а вода тихая-тихая, и видно, как со Светкиных вёсел срываются розовые от солнца капли.
3
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является гипербола.
1) Почему ей нужно было на середине озера петь – не понимаю. Может, окружающая природа вдохновляла? К тому же от воды резонанс сильный. Ей, наверно, нравилось, что её весь мир слышит.
2) Что она пела – не берусь сказать. Жалобно, заунывно. Никогда я больше таких песен не слышал.
3) Женька начинал ругаться. Ругался и плевал в озеро в сторону Рыжухи. А я неторопливо и хмуро сматывал удочки.
4) Выла Рыжуха час-полтора. Если ей казалось, что какая-нибудь песня не очень удавалась, она заводила её снова и снова.
5) Мы вытаскивали лодку на берег и шли к одноклассникам. Нас встречали смехом. Женька продолжала петь, казалось, будет выть вечность. А Женька разражался гневной тирадой, которую я приводить тут не буду.
4
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары.
2) Почему-то нам с Женькой не приходило в голову поговорить со Светкой по-человечески, попросить, чтобы она не пела над озером, не портила рыбалку. Может, она и не знала, что мешает кому-то.
3) Тёплым июньским днём мы устроились на палубе теплохода. Нас, дружных, двадцать пять душ.
4) У наших ног угрюмые тюки с палатками, рюкзаки, из которых выпирают буханки хлеба, торчат веселые ракетки для бадминтона. У нас с Женькой ещё и удочки. По всякому поводу мы смеёмся. Экзамены позади – весело. Лето впереди – весело.
5) За минуту до того, как отчалить, к Рыжухе подходит Женька. Он в синем спортивном костюме «Адидас» – стройный симпатичный малый. Выражение лица Рыжухи встревоженное, она чувствует подвох.
5
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм
1) Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли. Лишь на вечерней зорьке я о ней вспомнил, и в сердце ворохнулось что-то неприятное.
2) Но зато никто на озере не шумел. Клевало отлично. Женька был особенно оживлён. А мне это «что-то» мешало радоваться.
3) В десятый Рыжая не пошла. Классная сказала, что она поступила в музыкальное училище. А ещё через пять лет произошла вот такая история.
4) В то время я начинал учиться в одном из Петербургских вузов. И познакомился с девушкой, которая взялась подковать меня, провинциала, в культурном отношении. В один прекрасный день Наташа повела меня в Маринку, на оперу. И что же я вижу в первые минуты спектакля?
5) На сцене появляется золотоволосая красавица. Как она величаво идёт! От всей её наружности веет благородством! Пока я ещё ничего не подозреваю, просто отмечаю про себя, что молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная. Но когда она запела высоким, удивительно знакомым голосом, меня мгновенно бросило в пот.
Владимир Гусев. Лето
Ключи
1) 123
2) 12
3) 15
4) 145
5) 15
Использованная литература
1. Габова Е. Не пускайте рыжую на озеро. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://skazki.rustih.ru/elena-gabova-ne-puskajte-ryzhuyu-na-ozero/
(Дата обращения 21.08.2021)
2. Адрес изображения
https://i.pinimg.com/originals/9f/83/34/9f8334862f5cd5dbf93e8b24cde147f8.jpg
Суслопарова Людмила Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна