Дидактический материал по теме «Анализ средств выразительности» № 2 (Подготовка к ОГЭ. Русский язык)
Дидактический материал по теме «Анализ средств выразительности» № 2 (Подготовка к ОГЭ. Русский язык)
Пояснительная записка
Предлагаемое упражнение поможет обобщить и систематизировать знания учащихся о лексике, в частности, об изобразительно-выразительных средствах языка, продолжит формирование навыков использования коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков. Материал может быть использован на уроках, в качестве домашнего задания, в индивидуальной и самостоятельной работе. Упражнение составлено на основе рассказа Ю. Яковлева «Память».
1
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
1) Антонина Ивановна слегка покраснела — уж слишком много получалось наводящих вопросов.
2) — Обыкновенными яйцами, — пояснила девочка. — Лида выносила на станцию полную корзину. А вы в это время подкладывали под состав мину.
3) Антонина Ивановна и не заметила, как вместо «знаешь» сказала «помнишь», на какое-то мгновение ей показалось, что обо всем, что в годы войны происходило в Орше, она впервые узнаёт со слов своей ученицы.
4) И оттого, что маленькая ученица так уверенно ориентируется в ее военном прошлом, пожилая учительница почувствовала себя защищенной от разрушительной силы забвенья.
5) Теперь она настойчиво прокладывала дорогу в свое прошлое, благо в этом трудном занятии у нее оказалась прекрасная помощница.
2
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Она стирала красный галстук, хотя мыло было на вес золота, хотя она не носила его, но стирка галстука напоминала ей мирное время.
2) Две собеседницы замолчали, как бы сделали привал на своем трудном пути. Первой заговорила девочка:
3) — Дедушка говорит, что все равно от чего погибать — от мины или от пули.
— Это верно, — согласилась Антонина Ивановна, — вопрос — кому погибать.
4) Теперь девочка опустила голову. Она как бы затерялась на далеких сложных перекрестках прошлого и напряженно искала верную дорогу.
5) На мгновенье она утратила уверенность. Кому погибать? Как ответить на этот бесконечно трудный вопрос? Тем более что погибнуть должна была Тоня, Антонина Ивановна.
3
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Завуч не услышала голоса и не увидела стриженой головы. Она как бы покинула класс и перенеслась в далекое тяжелое время, когда взрывались эшелоны врага, а тринадцатилетние девочки погибали, как погибают взрослые бойцы.
2) Девочка тоже не заметила посланца директора. Она продолжала еще громче отвечать на трудный вопрос:
— Вы не пришли, потому что были ранены. Раненые не могут ходить... Вы были ранены...
3) Девочке казалось, что завуч никак не может вспомнить, была ли она ранена накануне того дня, когда схватили Лиду. Силится и никак не может вспомнить.
4) Антонина Ивановна как-то механически погладила левое плечо правой рукой и произнесла: «Теперь, когда заболит старая рана, вспоминаешь не о войне, а о поликлинике»
5) Эти слова так непривычно прозвучали в пустом классе, что Антонине Ивановне показалось, будто она слышит голос своей маленькой боевой подружки — пионерки Лиды Демеш.
4
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) — Когда Лиду вели на расстрел, она оглушительно вскрикнула: «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!»
2) Эти слова так непривычно прозвучали в пустом классе, что Антонине Ивановне показалось, будто она слышит голос своей маленькой боевой подружки — пионерки Лиды Демеш.
3) И сама Лида стоит рядом: беленькое лицо, ровные низкие брови, внимательные серые глаза, глядящие чуть исподлобья...
4) Голос, удивительно похожий на Лидии, произнес:
— Мне пора на кружок... Я хожу в танцевальный...
«Лида тоже ходила в танцевальный», — подумала бывшая партизанка Тоня Кулакова.
5) Дверь тихо затворилась. И девочка, которая когда рисует, облизывает кисточку, ушла, а учительнице показалось, что ушла Лида.
5
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм
1) Лида Демеш... И Антонина Ивановна все не решалась поднять глаза, чтобы не обнаружить, что Лиды нет рядом.
2) Антонина Ивановна продолжала оставаться в том трудном и бесконечно дорогом времени, куда ее неожиданно привела черноголовая девочка и откуда, заглушая все звуки жизни, долетели слова: «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!»
3) От автора в этом рассказе очень мало вымышленного. И все, что связано с маленькой пионеркой — героиней Лидией Демеш, — истинная правда.
4) Лиде Демеш было всего тринадцать лет, когда она была активным бойцом Оршанского подполья, когда ее глаза буквально горели ненавистью к фашистам, а сердце бешено стучало от желания отомстить врагу.
5) Пусть этот рассказ напоминает о Лиде тем, кто ее забыл, и познакомит с ней тех, кто ее не знал.
Лев Тырин. Дитя огненного Сталинграда.
Ключи
1) 45
2) 12
3) 15
4) 13
5) 134
Использованная литература
1. Яковлев Ю. Память. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://peskarlib.ru/y-yakovlev/pamyat/ (Дата обращения 19.08.2021)
2. Адрес изображения
https://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/6/6/4/10903466.jpg