Дидактический материал по теме «Обособленные члены предложения» (Русский язык, 8 класс)
Тема «Обособленные члены предложения»
Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1. Прошедший (н..)один десяток вёрст и почувствовавший сильную усталость я прилёг в тени сожже(н,нн)ой солнцем ветлы сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
2. (Не)сколько лет подряд я проводил летние месяцы (в)дали от наполне(н,нн)ого суетой и грохотом города в тихой деревушке зат..рявшейся среди густого соснового леса издававшего крепкий см..листый ар..мат.
3. Высокая трава кл..нившаяся к земле мягко обвивалась около колес оставлявших свой(не)замысловатый след на проселочной дороге.
4. Можно лишь пр..клоняться перед гением Марины Цветаевой создавшей соверше(н,нн)о (не)повторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.
5. Сразу же за рекой и..черче(н,нн)ой (полу)островами виднелись скалистые горы очерче(н,нн)ые (в)низу лома(н,нн)ой линией чернеющих низеньких кустарников редких и корявых.
6. Ю(н,нн)ые мастера живописи руководимые И.Н. Крамским вышли из состава Академии отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали и организовали «Артель художников» первую общественную организацию художников в России.
7. Накинув нарядные позолоче(н,нн)ые уборы берёзы сгруппировавшись (по)двое и (по)трое первыми вступили в танстве(н,нн)ый осе(н,нн)ий танец весело и быстро захвативший весь лес.
8. Под солнцем ярко светились соперничая с ним (не)обыкнове(н,нн)о высокие сочные и (крупно)цветные купальницы похожие на ж..лтые розы.
9. Леонид Леонов классик русской литературы ХХ века был (не)утомимым защитником русского леса назва(н,нн)ого им «зелёным другом».
10. Интерес возбуждё(н,нн)ый к Лермонтову (не)сколькими стихотворениями помещё(н,нн)ыми в «Отечественных записках» окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».
11. Сад всё больше редея и переходя в настоящий луг спускался к поросшей зелёным камыш..м и ивняком реке.
12. С моря дул влажный холодный ветер разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны мощн(?)ой и ж..сткой.
13.Ипполит Матвеевич погрязая в стыде стоял под акацией и (не)глядя на гуляющих твердил три зауче(н,нн)ые фразы.
14. Старый штурман перенёсший на своём долгом веку (не)мало штормов (не)растерялся попав в (не)знакомую обстановку.
15. Полотно Репина «Бурлаки на Волге» монументальное произведение изобразившее в роли главных персонажей не героев древности а простой народ совреме(н,нн)ой автору России.
Тема «Обособленные члены предложения»
1. Прочитайте текст (по рассказу Л.Н.Толстого «Сила детства»). Раскройте скобки, вставьте недостающие знаки препинания. Выполните послетекстовые задания.
(1) Огромная толпа народа вела по улице связа(н,нн)ого человека. (2) Человек этот высокий прямой шел твердым шагом высоко поднимая голову. (3) На красивом мужестве(н,нн)ом лице его было выражение пр..зрения и злобы к окружающим его людям.
(4) Это был человек в войне народа против власти всегда воюющий на стороне власти. (5) Его холодно улыба..щегося на крики и равнодушно пожимающего плечами схватили теперь и вели на казнь.
1. Выпишите словосочетание со связью примыкание из предложения 3.
2. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.
3. Выпишите из текста составное именное сказуемое.
4. Выпишите из текста сравнение, выраженное существительным в творительном падеже.
5. Выпишите из текста неоднородные определения.
Обособленные приложения
1. (В)переди всех быстро шёл (не)большой сухонький старич..к в ч..рном дли(н,нн)ом одеянии с рыжей бородкой с птичьим носом и зелёными глазками (М. Горький).
2. Мне гораздо больше нравился (мало)заметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий (не)прихотливый с печальными глазами и хорошей улыбкой очень похожий на свою кроткую мать.
3. Ровесники годами близкие родственники они почти (ни)когда (не)разлучались.
4. Мне как механику выполнить это (ни)чего не стоит.
5. Шёл мелкий ж..сткий снег коловший лицо как иголками.
6. Просто она ещё как ребёнок.
7. А. Грин вошёл бы в ряды нашей литературы как один из наиболее своеобразных писателей органически сливших реализм со свободным и смелым воображением.
8. В таинстве(н,нн)ом храме весенних теней мечтатель он встретился с грёзой своей
9. Выручал его велосипед единстве(н,нн)ое богатство накопле(н,нн)ое за последние три года работы.
10.Этим пожатием адмирал не только прощал сына но и выражал как справедливый человек (не)вольное уважением к юному «смельчаку» (не)побоявшемуся защитить своё человеческое достоинство.
Составьте предложения с фразеологизмами.
Белый как лунь (как бумага, как мел, как полотно, как снег), бледный как смерть, блестит как зеркало, беречь как зеницу ока, болезнь как рукой сняло, бояться как огня, бродит как неприкаянный, бубнит как пономарь, вертится как белка в колесе, визжит как поросёнок, все как на подбор, вскочил как ошпаренный, глуп как пробка, гол как сокол, голодный как волк, грязный как свинья, дрожит как осиновый лист, ждать как манны небесной, здоров как бык, злой как собака, катался как сыр в масле, красив как бог, мечется как угорелый, летит как стрела.
Горбачёва Марина Юрьевна