Урок-игра по литературе на тему «Обособленные члены предложения» (8 класс)

9
0
Материал опубликован 12 May 2017 в группе

Бинарный урок русский язык +литература

Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения»

Урок-игра «По следам телевизионных передач».

Цели урока:

Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися;

развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;

воспитание внимательности, умения работать коллективно, в паре, индивидуально.

Оборудование урока:

  1. проектор

    компьютер

    сигнальные карточки

    презентация

    карточки

    электронный тест

Ход урока:

1.Органиационный момент. «Доброе утро страна!»

Запись даты и слов «Классная работа».

Что записано на доске с точки зрения синтаксиса?

Что изучает синтаксис, кроме словосочетания?

Запись темы урока: «Обособление второстепенных членов предложения».

2.«Пока все дома».

Сегодня мы побываем в гостях у старого знакомого – Предложения.

Задание (карточка №1) прочитать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть как члены предложения слова, выделенные запятыми.

В одно ясное и холодное утро Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом на всякий случай взяв с собой пары три борзых, стремянного и нескольких дворовых мальчишек с трещотками. В то же самое время Григорий Иванович Муранский соблазняясь хорошей погодой велел оседлать куцую свою кобылу и рысью поехал около своих англизированных владений. Подъезжая к лесу увидел он соседа своего гордо сидящего верхом в чекмене подбитом лисьим мехом и зайца выгоняемого мальчишками из кустарника.

Муранский как образованный европеец подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал.

(проверка с комментированием).

3.«Очевидное - невероятное».

1. Чем осложнены эти простые предложения?

2. Что такое обособление?

3. Какие члены предложения могут обособляться?

4.«Дежурная часть».

Обособленные члены предложения надо узнать в «лицо». По приметам назовите их.

при личных местоимениях

стоят после определяемого слова

имеет добавочное обстоятельственное значение причины

(определения и приложения)

обороты со словами кроме, помимо, включая, а исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др.

(дополнения)

выражены деепричастием и деепричастным оборотом

выраженные существительными с предлогом несмотря на

выраженные существительными с производными предлогами вследствие, ввиду, за неимением, по случаю и др.

-выраженные существительными с производными предлогами благодаря, вопреки, согласно

(обстоятельства)

5. «Угадай предложение». Цифровой диктант.

Задание: у вас на столах лежат карточки №2 с текстом из 12 предложений. Я буду называть определённое синтаксическое явление, а вы должны будете записать номера предложений, в котором это явление имеет место.

Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал.

Берег снова вздымался, и начиналось редколесье: ель, сосна, берёза.

Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней.

Окружённая слева и справа жёлтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды.

Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копчёной рыбой, нежным ароматом скошенного сена.

Над столом висела на верёвках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок.

На полочке - еда: банка с солью, кусок варёного мяса, коврижка ржаного хлеба.

Все говорили о том, что недавно здесь были люди.

Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый её пушистыми ветвями, стал напряжённо ждать.

Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна.

Никаких иных звуков не было слышно.

Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звёзды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.

  1. В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? (3,9,10)

    В каком предложении есть однородные члены с обобщающим словом? (2,7)

    В каком предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом? (4,6,9,12)

    В каком предложении обособленные определения относятся к личному местоимению? (4,9)

    Какое из предложений можно назвать неполным? (7)

    Какие из предложений являются сложными и состоят из двух простых предложений? (1,2,5,6,8)

    В каком из предложений 3 грамматических основы? (10)

6. «Звёздный час». Работа в группах.

Задание: начертить схемы предложений (карточка №3)

Днём Татьяна Петровна, румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами, привела из города старика настройщика, обрусевшего чеха, занимавшегося починкой примусов, керосинок, кукол, гармонии и настройкой роялей.

Однажды летом, бродя за грибами, я увидел несколько ворон, преследовавших большого зайца.

Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось.

7. «Кто хочет стать грамотным». Тестирование.

Тест. (карточка №4)

Укажите неверные утверждения.

а).Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

б).На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.

в).Обособляются приложения и определения, если они стоят после определяемого существительного.

г).Не обособляются приложения и определения, если они относятся к личному местоимению.

Найдите предложения с обособленными определениями.

а).Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.

б).Стали отчётливо слышны приближающиеся с реки звуки.

в).Он вышел на палубу заставленную ящиками.

Найдите предложения с обособленными определениями.

а).Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату

б).Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.

в).Измученный и продрогший я едва добрался домой.

В каком примере нужно обособить одиночное определение?

а).Власть над землёй вам молодым дана.

б).Дружеский шёпот реки оказал мне настоящую услугу.

в).Изумлённый прохожий о чём-то спросил.

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка при обособлении определений?

а).Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю

б).Через три дня оголились доступные всем ветрам бугры.

в).В тяжёлой меховой шубе она не могла идти дальше

В каком предложении надо обособить приложения?

а).В квартире машиниста Гладышева было людно и шумно.

б).Геолог он исколесил всю северную часть Камчатки.

в).Наш повар Климов заболел.

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка при обособлении определений?

а).Он медлит с ответом мечтатель-хохол.

б).Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.

в).Старший из них, Миша, учился с нами в одном классе.

В каком предложении не правильно обособлен деепричастный оборот?

а).Распластав белые крылья, пролетает над тундрой сова.

б).Давно уже блистая белизной своих крыльев, улетели лебеди.

в).Увалы, холмы, долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки.

В каком предложении не нужно обособлять одиночное деепричастие?

а).Попривыкнув Поля оглянулась.

б).Я проснулся рано и полчаса лежал не шевелясь.

 в).Петя задыхаясь бежал из гимназии домой.

8. «Брейн-ринг».

 Что такое обособление? (выделение членов предложения запятыми)

Какие члены предложения обособляются? (второстепенные)

Когда не обособляются обстоятельства? (Фразеологические обороты, одиночные деепричастия молча, стоя и др, сближающиеся с наречием)

С каким падежом употребляются предлоги благодаря, вопреки, согласно? (с Д.п.)

Какие производные предлоги употребляются с Р.п.? (вследствие, ввиду, за неимением, по случаю).

Когда обособляется приложение с союзом как? (имеет добавочное обстоятельственное значение причины = так как)

Когда не обособляется приложение с союзом как? (сою как можно заменить сочетанием в качестве.)

9.«Реклама». Домашнее задание: придумать рекламу про обособленные члены предложения в электронном виде.

«Итоги по теме «»Обособленные члены предложения».

Оценки за урок по оценочным листам.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.