Урок-игра по литературе на тему «Обособленные члены предложения» (8 класс)
Бинарный урок русский язык +литература
Обобщающий урок по теме «Обособленные члены предложения»
Урок-игра «По следам телевизионных передач».
Цели урока:
Повторение темы, обобщение и систематизация знаний, проверка уровня её освоенности учащимися;
развитие орфографической и пунктуационной грамотности учащихся;
воспитание внимательности, умения работать коллективно, в паре, индивидуально.
Оборудование урока:
-
проектор
компьютер
сигнальные карточки
презентация
карточки
электронный тест
Ход урока:
1.Органиационный момент. «Доброе утро страна!»
Запись даты и слов «Классная работа».
Что записано на доске с точки зрения синтаксиса?
Что изучает синтаксис, кроме словосочетания?
Запись темы урока: «Обособление второстепенных членов предложения».
2.«Пока все дома».
Сегодня мы побываем в гостях у старого знакомого – Предложения.
Задание (карточка №1) прочитать предложение, расставить знаки препинания, подчеркнуть как члены предложения слова, выделенные запятыми.
В одно ясное и холодное утро Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом на всякий случай взяв с собой пары три борзых, стремянного и нескольких дворовых мальчишек с трещотками. В то же самое время Григорий Иванович Муранский соблазняясь хорошей погодой велел оседлать куцую свою кобылу и рысью поехал около своих англизированных владений. Подъезжая к лесу увидел он соседа своего гордо сидящего верхом в чекмене подбитом лисьим мехом и зайца выгоняемого мальчишками из кустарника.
…Муранский как образованный европеец подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал.
(проверка с комментированием).
3.«Очевидное - невероятное».
1. Чем осложнены эти простые предложения?
2. Что такое обособление?
3. Какие члены предложения могут обособляться?
4.«Дежурная часть».
Обособленные члены предложения надо узнать в «лицо». По приметам назовите их.
– при личных местоимениях
– стоят после определяемого слова
– имеет добавочное обстоятельственное значение причины
(определения и приложения)
– обороты со словами кроме, помимо, включая, а исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо и др.
(дополнения)
– выражены деепричастием и деепричастным оборотом
– выраженные существительными с предлогом несмотря на
–выраженные существительными с производными предлогами вследствие, ввиду, за неимением, по случаю и др.
-выраженные существительными с производными предлогами благодаря, вопреки, согласно
(обстоятельства)
5. «Угадай предложение». Цифровой диктант.
Задание: у вас на столах лежат карточки №2 с текстом из 12 предложений. Я буду называть определённое синтаксическое явление, а вы должны будете записать номера предложений, в котором это явление имеет место.
Кустарник, по которому пробирался Акимов, отступал.
Берег снова вздымался, и начиналось редколесье: ель, сосна, берёза.
Увидев внизу землянку, Акимов направился к ней.
Окружённая слева и справа жёлтыми зарослями осоки, она приютилась возле самой воды.
Он раскрыл дверь, и на него пахнуло копчёной рыбой, нежным ароматом скошенного сена.
Над столом висела на верёвках, протянутых из угла в угол, подвяленная рыба, на железной печке стоял чугунок.
На полочке - еда: банка с солью, кусок варёного мяса, коврижка ржаного хлеба.
Все говорили о том, что недавно здесь были люди.
Он заспешил назад, встав под елью, и, прикрытый её пушистыми ветвями, стал напряжённо ждать.
Ветер свистел, раскачивая деревья, похрустывали под его напором стволы, с беспокойным шумом плескалась о берег волна.
Никаких иных звуков не было слышно.
Совсем стемнело, и ветер заметно притих, но зато небо очистилось от туч, и звёзды, ярко заблиставшие на небосклоне, могли помочь ему найти дорогу.
-
В каком предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом? (3,9,10)
В каком предложении есть однородные члены с обобщающим словом? (2,7)
В каком предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом? (4,6,9,12)
В каком предложении обособленные определения относятся к личному местоимению? (4,9)
Какое из предложений можно назвать неполным? (7)
Какие из предложений являются сложными и состоят из двух простых предложений? (1,2,5,6,8)
В каком из предложений 3 грамматических основы? (10)
6. «Звёздный час». Работа в группах.
Задание: начертить схемы предложений (карточка №3)
Днём Татьяна Петровна, румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами, привела из города старика настройщика, обрусевшего чеха, занимавшегося починкой примусов, керосинок, кукол, гармонии и настройкой роялей.
Однажды летом, бродя за грибами, я увидел несколько ворон, преследовавших большого зайца.
Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось.
7. «Кто хочет стать грамотным». Тестирование.
Тест. (карточка №4)
Укажите неверные утверждения.
а).Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.
б).На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.
в).Обособляются приложения и определения, если они стоят после определяемого существительного.
г).Не обособляются приложения и определения, если они относятся к личному местоимению.
Найдите предложения с обособленными определениями.
а).Он нетерпеливо теребил снятую с правой руки перчатку.
б).Стали отчётливо слышны приближающиеся с реки звуки.
в).Он вышел на палубу заставленную ящиками.
Найдите предложения с обособленными определениями.
а).Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату
б).Свившие себе гнездо ласточки кружились около дома.
в).Измученный и продрогший я едва добрался домой.
В каком примере нужно обособить одиночное определение?
а).Власть над землёй вам молодым дана.
б).Дружеский шёпот реки оказал мне настоящую услугу.
в).Изумлённый прохожий о чём-то спросил.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка при обособлении определений?
а).Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю
б).Через три дня оголились доступные всем ветрам бугры.
в).В тяжёлой меховой шубе она не могла идти дальше
В каком предложении надо обособить приложения?
а).В квартире машиниста Гладышева было людно и шумно.
б).Геолог он исколесил всю северную часть Камчатки.
в).Наш повар Климов заболел.
В каком предложении допущена пунктуационная ошибка при обособлении определений?
а).Он медлит с ответом мечтатель-хохол.
б).Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
в).Старший из них, Миша, учился с нами в одном классе.
В каком предложении не правильно обособлен деепричастный оборот?
а).Распластав белые крылья, пролетает над тундрой сова.
б).Давно уже блистая белизной своих крыльев, улетели лебеди.
в).Увалы, холмы, долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки.
В каком предложении не нужно обособлять одиночное деепричастие?
а).Попривыкнув Поля оглянулась.
б).Я проснулся рано и полчаса лежал не шевелясь.
в).Петя задыхаясь бежал из гимназии домой.
8. «Брейн-ринг».
Что такое обособление? (выделение членов предложения запятыми)
Какие члены предложения обособляются? (второстепенные)
Когда не обособляются обстоятельства? (Фразеологические обороты, одиночные деепричастия молча, стоя и др, сближающиеся с наречием)
С каким падежом употребляются предлоги благодаря, вопреки, согласно? (с Д.п.)
Какие производные предлоги употребляются с Р.п.? (вследствие, ввиду, за неимением, по случаю).
Когда обособляется приложение с союзом как? (имеет добавочное обстоятельственное значение причины = так как)
Когда не обособляется приложение с союзом как? (сою как можно заменить сочетанием в качестве.)
9.«Реклама». Домашнее задание: придумать рекламу про обособленные члены предложения в электронном виде.
«Итоги по теме «»Обособленные члены предложения».
Оценки за урок по оценочным листам.