12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна45863
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 5» г. Брянска

Дидактический материал по теме

«СПП с придаточным обстоятельственным сравнения»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Радькова Юлия Николаевна

 

Пояснительная записка

Данный дидактический материал может быть использован учителем на уроке для организации фронтальной, групповой и индивидуальной работы в в 9 классе при изучении сложноподчиненных предложений. К заданиям есть ответы, поэтому упражнения могут быть использованы девятиклассниками и при самостоятельной подготовке.


 

1) Вода звенела, как будто она падала в медный таз с головокружительной высоты.

2) Этот звук будил Гарта, вызывал представление о солнечных зайчиках и безоблачном небе.

3) Гарт был писателем.

4) Как ребенок зажимает в кармане единственную драгоценность — лодку, вырезанную из коры, оловянного солдатика или серебряную бумажку от конфеты, так Гарт прятал в себе веселый мир выдумок о несуществующей жизни.

5) Ему казалось, что все вокруг враждебно этому миру.

6)Чем насмешливее смотрели окружающие на выдумки Гарта, тем с большей, почти болезненной, любовью он охранял их от любопытства людей.

7) Гарт был тем, что принято называть «живым анахронизмом».

8) Он выпал из своего времени.

9) Внятный внутренний голос говорил, что пора просыпаться от пестрых снов, что пересоздание мира требует жертв и борьбы.

10) Однако Гарт отмахивался от этого голоса, как отмахивается спящий от настойчивого зова, и по-прежнему пребывал в мире фантазий. (По К.Г.Паустовскому «Небесная азбука Морзе».)

1. В каком значении употребляется в тексте слово «жертва» (предложение 9)?

1)Предмет или живое существо, обычно убиваемое, которое приносится в дар божеству.

2)Дар, пожертвование на что-либо.

3)Добровольный отказ, отречение в пользу кого-либо, чего-либо; самопожертвование.

4)Тот, кто подвергся чьему-либо насилию, злому умыслу, пострадал от кого-либо, чего-либо.

2. Замените разговорное слово «отмахивался» (предложение 10) стилистически нейтральным синонимом.

3.Какое средство выразительности используется в предложении 8?

4. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «находиться».

5. Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется тем, что это относительное прилагательное.

6. Замените словосочетание «любопытство людей», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

7.Выпишите грамматическую основу предложения 9.

8. Выпишите СПП с придаточным обстоятельственным сравнения.

Ответы:

1 – 3; 2 - относился с пренебрежением, без внимания; 3 – метафора; 4 – пребывал; 5 – серебряную; 6 – людское любопытство; 7 - голос говорил, пора просыпаться, пересоздание требует; 8 – 1, 6, 10.

Использованная литература

1. Ефремова Е.А. «Русский язык. Рабочая тетрадь. 9 класс». М.: Просвещение, 2014

2.Григорьева М. В., Назарова Т.Н. «Диктанты по русскому языку. 9класс. К учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык. 9класс»». М.: Экзамен, 2014

3. Тростенцова Л.А., Подстреха Н.М. «Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс», М.: Просвещение, 2013

Опубликовано в группе «Русский язык: подготовка к ОГЭ и ЕГЭ на уроке.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.