Дидактический материал по здоровьесбережению. Примерный комплекс упражнений для глаз
Дидактический материал по здоровьесбережению
Примерный комплекс упражнений для глаз
Посмотреть строго вверх, перенести взгляд вниз 6-8 раз;
Посмотреть вверх – вправо, затем по диагонали вниз – влево 6-8 раз;
Посмотреть вверх – влево, затем по диагонали вниз – вправо 6-8 раз;
Перевести взгляд в левый угол глаза, затем по горизонтали в правый 6-8 раз;
Вытянуть вперед руку по средней линии лица. Смотреть на конец пальца медленно приближать его, не сводя глаз до тех пор, пока палец не начнет «двигаться» 6-8 раз
Палец на переносице. Перевести взгляд обеих глаз на переносице и обратно 10-11 раз;
Круговые движения глазами по часовой стрелке и обратно;
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть на 3-5 сек., повторить 8-10 раз.
Упражнения для расслабления глазных мышц после работы за компьютером
Закрыть глаза, не хмурясь. Вращать глазными яблоками по кругу – влево, вверх, вправо, вниз.
Глазами «рисовать» латинскую букву V; посмотреть вверх влево, вниз, вверх вправо, вниз.
Сильно зажмуриться, открыть глаза.
Тремя пальцами помассировать глазные яблоки (глаза закрыты).
Примерно 30с быстро моргать, затем столько же смотреть не мигая.
Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
Примерный комплекс упражнений при сколиозе
Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки:
Стоя – правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.
Стоя - отойти от стены на один два шага сохраняя правильную осанку.
Лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи проверить прямое положение тела. Вернуться в И.П.
Лежа на спине. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было в положении лежа.
Ходьба с мешочком на голове с одновременными различными движениями с высоким подниманием коленей и т.д.
Упражнения при плоскостопии
Продолжительность занятий 10 мин. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скакалку – на одной и на двух ногах.
Упражнение «каток». Ребенок катает вперед – назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.
Упражнение «разбойник». Ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги он старается подтащить под пятки разложенное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной затем другой ногой.
Упражнение «кораблик». Ребенок, сидя на полу согнутыми коленями и прижимая подошвы ног, друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.
Упражнение «мельница». Ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями описывает ступнями круги в разных направлениях.
Если устала спина
Стоя или сидя, поочередно поднимайте правое и левое плечо до уха, повторите не менее 10 раз.
Стоя сделайте круговые движения тазом сначала в одну сторону, а затем в другую по 7-10 раз.
Сделайте 7-8 резких рывков назад согнутыми в локтях руками.
Положите руки на пояс, ноги широко расставьте и попеременно сгибайте в колене то правую, то левую ногу, перенося на нее центр тяжести.
Если устали ноги
Сидя вытяните ноги вперед, упритесь в сиденье руками и поднимите ноги вверх, затем опустите вниз. Повторите 5 – 7 раз.
Сидя имитируйте ходьбу и прыжки то на носочках, то на пятках.
Посидите или полежите несколько минут с приподнятыми ногами.
Если устали руки
Опустите руки вдоль тела, расслабьте их и потрясите кистями 8 -10 раз.
Сделайте маховые движения расслабленными руками вперед и назад по 7 -10 раз.
Пошевелите раздвинутыми пальцами во всех направлениях, а затем разомните пальцами левой руки кисть правой, и наоборот (7 – 10 раз)
Памятка
Если на упаковке вы увидите эти обозначения, знайте:
- вызывают злокачественные опухоли:
Е:103, 105, 121, 123, 125, 126, 130, 142, 152, 210, 211, 213-217,240, 330, 447;
- вызывают заболевания желудочно-кишечного тракта:
Е: 221-226, 320-322, 338-341, 407, 450, 461-466;
- содержат аллергены:
Е: 230, 231, 232, 239, 311-313;
- вызывают болезни печени и почек:
Е: 171-173,320-322.
Жевательная резинка, пастилки, драже вредны при кровоточивости десен, содержат нежелательные вкусовые добавки. Подсластители ухудшают состояние крови, чрезмерное содержание углеводов портит зубы.
Орешки, воздушную кукурузу нельзя есть натощак. Они вызывают раздражение желудка с последующим расстройством стула, рвотой. А пристрастие к орешкам обжаренным в масле с ароматизаторами , ведет к угревой сыпи и болезням поджелудочной железы.
Чипсы, сухарики перенасыщены канцерогенами, консервантами, красителями, содержат избыточное количество соли, синтетических масел, искусственных вкусовых и ароматических добавок. Все вместе ухудшают работу печени, почек, выводит из строя поджелудочную железу.
Сухие супы, бульонные кубики, полуфабрикаты и готовые блюда в вакуумной упаковке всегда содержат нежелательные для организма вещества, консерванты и стабилизаторы вкуса. Прогнозируемые заболевания: желудочные и кишечные расстройства, гастрит аллергические заболевания, кариес, ослабление иммунитета, онкологические заболевания.
Газированные сладкие напитки содержат искусственные красители, ароматизаторы, вещества, вымывающие кальций из эмали зубов. А также фтор, который выводит кальций из организма. От этого кости становятся хрупкими, неправильно развивается скелет ребенка. Появляются боли в суставах и сутулость. Кроме того, полулитровая бутылка сладкой газировки содержит четверть суточной нормы калорий.
Грибы трудно усваиваются даже взрослым организмом. Детям до 12 лет диетологи запрещают их давать вообще. Даже у здоровых детей грибы вызывают несварение желудка, спазмы и колики в животе.
Майонез содержит много консервантов, красителей. Злоупотребление майонезом усиливает головные боли, приступы хронической усталости, нервные расстройства
Некоторые гигиенические критерии рациональной
организации урока
Факторы урока |
Уровни гигиенической рациональности урока |
||
рациональный |
недостаточно рациональный |
нерациональный |
|
Плотность урока |
не менее 60% и не более 75-80% |
85-90% |
более 90% |
Количество видов учебной деятельности |
4-7 |
2-3 |
1-2 |
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
не более 10мин. |
11-15 мин. |
более 15 мин. |
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
смена не позже чем через 7-10 мин. |
смена через 11-15 мин. |
смена через 15-20 мин. |
Количество видов преподавания |
не менее 3-х |
2 |
1 |
Чередования видов преподавания |
не позже чем через 10-15 мин. |
через 15-20 мин. |
не чередуется |
Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) |
2-3 |
1 |
нет |
Место и длительность применение ТСО |
в соответствии с гигиеническими нормами |
с частичным соблюдением гигиенических норм |
в произвольной форме |
Чередование позы |
поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
частые несоответствия позы виду работы. Познание не контролируется учителем |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
на 20 и 35 мин. урока по 1 мин. из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого |
1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью |
отсутствуют |
Психологический климат |
преобладают положительные эмоции |
имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный |
преобладают отрицательные эмоции |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
не ранее 40 мин. |
не менее 35-37 мин. |
до 30 мин. |
Факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека
Факторы |
Положительные |
Отрицательные |
|
Мироощущение |
Цели в жизни |
Ясные, позитивные |
Отсутствуют или неясные |
Оценка своих достижений, места в жизни (самооценка) |
Удовлетворенность, ощущение благополучия |
Неудовлетворенность, синдром неудачника |
|
Настрой на долгую здоровую жизнь |
Сформирован |
Отсутствует |
|
Доминирующее настроение (эмоциональное состояние) |
Эмоциональная гармония |
Отрицательные эмоции, фиксация на стрессовых состояниях |
|
Уровень культуры - общей, духовной, нравственной, физической |
Высокий |
Низкий |
|
Отношение к здоровью |
Менталитет здоровья |
Сформирован |
Отсутствует |
Уровень культуры здоровья, в том числе: |
Высокий |
Низкий или отсутствует |
|
- осознанность отношения к здоровью; |
Сформирована |
Отсутствует |
|
- место здоровья в иерархии ценностей и потребностей; |
Приоритетное |
Иные приоритеты (вещизм, карьера) в ущерб здоровью |
|
- уровень знаний о сохранении и укреплении здоровья (валеологическое образование) |
Высокий, стремление к повышению валеологической образованности |
Низкий, отсутствие стремления к освоению валеологических знаний |
|
Стиль жизни, в том числе: |
Здоровый |
Нездоровый |
|
- социально полезная активная деятельность; |
Любимая работа (учеба), профессионализм |
Неудовлетворенность работой (учебой) |
|
- оздоровительная, в том числе физическая активность; |
Оптимальная |
Отсутствует или недостаточна |
|
- самоконтроль; |
Использование интегрального |
Отсутствие, игнорирование последствий вредных привычек |
|
метода оценки своего состояния |
|||
- профилактика заболеваемости; |
Постоянная, эффективная |
Неэффективная, необоснованное самолечение |
|
- отношение к нормам ЗОЖ в повседневной жизни; |
Соблюдение, здоровые привычки |
Вредные привычки, нездоровое поведение |
|
- режим дня, труда и отдыха; |
Четкий, рациональный |
Беспорядочный |
|
- питание; |
Полноценное |
Некачественное |
|
- вес; |
Нормальный |
Избыточный |
|
- профилактические медицинские осмотры |
Регулярные |
Несвоевременные |
|
Состояние |
Оценка по показателям оптимального и нормального здоровья |
Соответствует |
Не соответствует |
Адаптационные возможности организма |
Достаточные |
Недостаточные |
|
Наследственность |
Неотягощенная |
Отягощенная |
|
Заболевания |
Отсутствуют |
Есть |
|
Условия жизни |
Социально-политические |
Благоприятные |
Неблагоприятные |
Экономические (материальные) |
Достаточные |
Недостаточные |
|
Экологические |
Благоприятные |
Неблагоприятные |
|
Бытовые, в том числе влияние окружающих: |
Благоприятные |
Неблагоприятные |
|
- стрессовые нагрузки на работе (в учебе) и в быту; |
Умеренные |
Чрезмерные |
|
- отношения в семье; |
Здоровые |
Проблемные |
|
- воспитание детей; |
С установкой на здоровье |
Вопреки нормам ЗОЖ |
|
- влияние на детей поведения родителей, педагогов, медработников; |
Положительное - примерами соблюдения норм ЗОЖ |
Отрицательное - пренебрежением требованиями ЗОЖ |
|
- круг общения (компания); |
Приятный, здоровый |
Нездоровый или недостаток |
|
общения, одиночество |
|||
- общественная оценка личности и деятельности человека |
Положительная, одобрение и поддержка |
Негативная, социальная изоляция, отсутствие поддержки |
Тайны восточной медицины
Профилактика болезней по восточной медицине считает, что причиной заболеваний служит нарушение нормального обращения воздушно- кровяной энергии по меридианам в организме человека. При этом пункты, где чаще может застревать поток энергии, являются активными точками или точками воздействия. Способствует успокоению недовольства, нервного раздражения, предотвращению старение мозга, а также долголетию.
Катают орех круговыми движениями между ладонями, прижимая его с усилием, катают орех также на тыльной стороне руки , прижимая его ладонью другой руки.
Делают двумя орехами круговые движения в каждой ладони одновременно. (В правой ладони – по часовой стрелке, в левой – против часовой.)
Сохранение душевного спокойствия
Большой палец руки относится к дыхательной системе. Раскрывают ладонь левой руки и слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки.(5 раз). При нажатии делают выдох, а при ослаблении усилия – вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь.
Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем, связанным с сердечно – сосудистой системой. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя усилие, делают вдох. (5 раз). Можно с закрытыми глазами.
Снятие усталости
Точки воздействия - на мизинце, который относится к меридиану сердца. Тщательно массируют и раздражают оба мизинца.
Поднимают руки над головой. Сцепляют их друг с другом кончиками пальцев, и тянут попеременно вправо и влево.
Влияние цвета на физическое здоровье
Цвет |
Влияние на физическое здоровье |
1. Жёлтый |
Лечит депрессию, способствует укреплению нервов. |
2. Синий |
Подавляет аппетит, помогает расслабиться, благотворно воздействует на дыхательную систему, снижает остроту зрения. |
3. Зелёный |
Способствует регенерации клеток, укрепляет иммунную систему, стабилизирует давление и сердечную деятельностью. |
4.Оранжевый |
Способствует пищеварению, активной работе почек, мочевого пузыря, ускоряет кровообращение, благотворно влияет на состояние костных тканей, зубов, волос. |
5.Фиолетовый |
Стимулирует работу сердца и мозга, а так же выработку гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм, увеличивает иммунитет. |
6. Красный |
Улучшает пищеварение, стимулирует физическую активность, учащает дыхание, понижает кровяное давление. |
7. Голубой |
Помогает при болезнях, связанных с обменом веществ, центральной нервной системы, заболеваниях горла и органов дыхания, снижает кровяное давление. |
Влияние цвета на психическое здоровье
Цвет |
Влияние на психическое здоровье |
1. Жёлтый |
помогает сосредоточиться повышает творческую активность. |
2. Синий |
вызывает чувство покоя снижает эмоциональное напряжение располагает к серьезности и строгости в поведении. |
3. Зелёный |
снимает напряжение успокаивает. |
4. Оранжевый |
бодрит снимает усталость борется с депрессией. |
5. Фиолетовый |
способствует возникновению угнетенного состояния. |
6. Красный |
повышает раздражительность и агрессивность. |
7. Голубой |
снимает напряжение, успокаивает. |
Рекомендуемый дизайн школы
Предмет дизайна |
Цвет |
Особенности личности |
Стены классов и библиотеки |
Оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светлоохристый) |
дисциплинирует активизирует умственную деятельность способствует концентрации внимания |
Доска |
Темно-зеленый (желтые и оранжевые мелки) |
снимает напряжение успокаивает привлекает внимание |
Спортзал |
Оттенки оранжевого |
тонизирует стимулирует активность согревает |
Лестничные проемы |
Зелёный |
стабилизирует дыхание и сердцебиение |
Столовая |
Оттенки бежевого и светло-желтого, красно-оранжевые витражи или декоративные панно. |
улучшает аппетит стимулирует работу желудка |
Актовый зал |
|
снимает напряжение успокаивает помогает сосредоточиться повышает творческую активнос |