Майорова
Светлана Александровна
учитель-логопед
«специалист первой категории»
ГКДОУ «Детский сад № 370 г.о. Донецк» ДНР
Дидактическое пособие «Познавай-ка»
Универсальное дидактическое пособие (из крышек) на развитие мелкой моторики и развитие речи для детей дошкольного возраста от 4-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Данное дидактическое пособие включает в себя разнообразные игры и упражнения, которые способствуют развитию речи и познавательных функций у воспитанников. Данные игры и упражнения могут быть использованы в проведении как индивидуальных, так и подгрупповых занятий (2 - 4 человека).
Для качества работы при использовании пособия предлагается использование в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей группы, которое поможет закрепить изученный материал, поможет развитию артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук, а также творческих способностей ребенка.
Тип аудитории, которые могут использовать данный материал:
Учителя-логопеды, учителя-дефектологи, воспитатели дошкольных учреждений.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Данное пособие может быть рекомендовано для работы с детьми на своих занятиях учителями-логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями.
Цель пособия: повышение интереса детей к получению знаний, развитие речевых, интеллектуальных, умственных и творческих способностей во взаимодействии педагогов коррекционного процесса, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи.
При этом решаются такие задачи:
способствование развитию речи и обогащению словаря детей;
развитие артикуляционный аппарат при помощи артикуляционных игр;
автоматизация и дифференциация звуков, правильного произношения звуков в словах и предложениях;
совершенствование грамматического строя речи ;
развитие фонематического слуха;
развитие связной речи;
развитие творческих способностей детей;
совершенствование навыка чтения, и звукобуквенного анализа слов;
закрепление знаний детей о цифрах и числах, понятии порядковый и обратный счет, геометрических фигурах, цвете;
развитие зрительного и слухового внимания, мышления, глазомера, памяти, творческих способностей детей.
Новизна пособия заключается в том, что представленные игры и упражнения позволяют улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей дошкольного возраста с нарушениями речи, а также улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас. Многообразие игр вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного.
Я считаю, что дидактические игры с крышками, как вид дидактических игр с предметами являются многофункциональными, т.к. крышки знакомы детям, привлекают внимание за счет сенсорных свойств (цвет, форма, размер), но в тоже время необычно их функциональное использование и удобно для применения с учетом строения детской руки. Более того крышки позволяют строить разные образы, стимулируя сенсорное развитие и закрепляя связь между словом, образом и действием. Использование пособия позволяет педагогу самостоятельно отображать содержание игры, интересы ребенка, зону его актуального и ближайшего развития. В связи с этим дидактические игры с крышками могут способствовать речевому и познавательному развитию и наглядно-образному мышлению дошкольников.
Для изготовления пособия понадобились следующие материалы: 2 коробки , 50 бутылок, крышки, картинки для дидактических игр, цветная бумага, картон, клей, скотч, двусторонний скотч, ламинат.
Пособие включает в себя различные игры и упражнения, способствующие развитию всех компонентов речи:
- речевой функциональной системы;
-мелкой и артикуляционной моторики;
- слуховых функций;
- внимания, мышления, памяти, воображения, познавательных процессов и творческих способностей детей.
К этому пособию составлены дидактические игры, которые можно использовать на занятиях:
Упражнение «Путешествие язычка»
Цель: выработка полноценных движений, и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.
Дидактическая игра « В мире звуков»
Цель: автоматизировать и дифференцировать звуки в словах, четко и правильно произносить заданные звуки в картинках; развивать мелкую моторику рук, навыки звукового анализа, определять место звука в слове.
Дидактическая игра «Мой, моя, мои»
Цель: формировать умение согласовывать местоимения с существительными, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, мышление, память.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: развивать слуховое и зрительное восприятие и внимание, фонематический слух, мелкую моторику пальцев рук, мышление, память.
Дидактическая игра «Найди пару»
Дидактическая игра «Сказки-связки»
Цель: развивать речь детей через использование сказок-связок, совершенствовать грамматический строй речи (употреблять предлоги с, в, за, под, около, над; слова-действия; словообразование) ; автоматизировать и дифференцировать звуки в словах и предложениях; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память.
Дидактическая игра «Сказки-связки»
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Дидактическая игра «Буквы и звуки»
Цель: закреплять знания детей о буквах и звуках (гласных и согласных: твердых и мягких); учить складывать из букв слова, выполнять звуко-буквенный анализ слов, определять заданный звук в начале, в середине и конце слова; развивать мелкую моторику пальцев рук, память, внимание.
С помощью дидактических игр и упражнений на развитие мелкой моторики, можно достичь определённых результатов, которые помогут в развитии всех компонентов речи и познавательных функций дошкольников. Выполняя пальчиками различные упражнения с крышками, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с педагогами и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.
Ожидаемый результат от использования данного методического пособия в системе дошкольного образования:
дети лучше понимают обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
правильно артикулируют все звуки в различных позициях;
четко дифференцируют все изученные звуки;
пособие обеспечивает единый речевой режим, при тесном взаимодействии участников коррекционного процесса.