Дидактическое пособие «Логопедические кубики»
I Пояснительная записка
Название логопедического пособия: «Логопедические кубики»
Образовательные цели:
Автоматизация и дифференциация вызванных звуков в словах и предложениях.
Образовательные задачи:
- активизация словарного запаса;
- закрепление навыков изменения числа существительных;
- закрепление навыков согласования прилагательных с существительными в роде при составлении словосочетания «прилагательное + существительное»;
- закрепление навыков образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- упражнение в умении составлять предложения разных типов;
- развивать навыки звукового, слогового анализа и синтеза;
- развивать восприятие цвета, закреплять умения правильно называть основные цвета и их оттенки;
- развивать слухоречевую память;
- развивать мышление и воображение.
3. Описание и правила игры:
Разноцветные кубики (синий, зеленый, желтый, синий, салатовый, салатовый, шоколадный, синий, белый, красный, белый, белый, розовый. Название каждого цвета включает звук, оппозиционный общему звуку названий картинок. Это используется в игровых упражнениях на дифференциацию.
На каждом кубике – картинки, названия которых включают в себя определенный звук:
Ц – яйцо, овца, леденец, цапля, синица, цветы – салатовый кубик;
Ш – подушка, каша, душ, шапка, шуба, кошка – салатовый кубик;
З – таз, ваза, зайка, козы, Незнайка, изба – желтый кубик;
ЗЬ – газета, зима, обезьяна, магазин, музей, земляника – синий кубик;
РЬ – береза, рябина, грибы, рюкзак, букварь, фонарь – розовый кубик;
С – сосна, насос, лес, скамейка, посуда, ананас – синий кубик;
СЬ – гусь, василек, лисята, семья, сито, сено – зеленый кубик;
ЛЬ – медаль, оленята, лебеди, лифт, улитка, малина – белый кубик;
Р – виноград, топор, мухомор, рыбы, баран, рак – белый кубик;
Ж – жаба, жук, ежата, ежевика, пижама, медвежонок – шоколадный кубик;
Щ – щенок, щетка, ящик, овощи, щука, лещ – синий кубик;
Ч – печь, мяч, чайник, чемодан, удочка, бабочка – белый кубик;
Л – пенал, ландыши, стул, халат, лошадь, колобок – красный кубик.
Варианты игровых упражнений с кубиками разнообразны. Их выбор может зависеть от этапа работы и от возможностей ребенка.
Упражнения на автоматизацию звуков:
- «Назови все картинки». Ребенок берет кубик, рассматривает картинки, называет их, четко произнося автоматизируемый звук.
- «Один – много». Взрослый называет предмет, изображенный на кубике, а ребенок – много таких предметов.
- «Назови ласково». Взрослый называет предмет, а ребенок – уменьшительно-ласкательную форму соответствующего слова. Для упражнения используются только те существительные, от которых можно образовать уменьшительно- ласкательную форму.
- «Угадай предмет по названному признаку» кубик у ребенка в руках. Взрослый называет признак предмета, а ребенок догадывается, о каком предмете загадка и называет словосочетание. Желательно, чтобы прилагательное тоже включало в себя автоматизируемый звук.
- «Ты словечко доскажи, и полностью повтори». Взрослый называет первый слог слова или два слога, а ребенок подсказывает последний слог, и повторяет слово целиком.
- «Угадай слово». Взрослый произносит слова необычно – каждый слог повторяет два или три раза. Ребенок находит на кубике нужную картинку и называет это слово.
- «Найди назови картинку, в названии которой столько слогов, сколько (палочек на столе, звуков ты услышишь, подсказывает цифра и т.д.)»
«Звуко-слоговые загадки». Взрослый загадывает ребенку загадки, например: «В этом слове первый звук Щ, а последний К (щенок). «В этом слове два слога: второй – ба, а первый – жа (жаба).
Упражнения на дифференциацию звуков:
- «Веселые превращения». Каждый кубик имеет цвет, название которого включает звук, оппозиционный общему звуку названий картинок. Взрослый предлагает ребенку необычное задание: представить, что все предметы на кубике становятся такого же цвета, как сам кубик. Задача ребенка – составить соответствующие словосочетания. Так, например, при дифференциации звуков С -Ш проводится игровое упражнение с салатовым кубиком. Ребенок составляет словосочетания: салатовая подушка, салатовая каша и т.п. После этого целесообразно побеседовать о том, что на самом деле правильно, а что является небылицей.
Затем можно предложить ребенку придумать предложения с составленными словосочетаниями.
4.Игра предназначена для дошкольников 4 – 7 лет
5. Пособие изготовлено своими руками из 13 сувенирных коробок: 8х8; цветного картона: синий, зеленый, желтый, синий, салатовый, салатовый, шоколадный, синий, белый, красный, белый, белый, розовый; клея – момента; цветные картинки на звуки с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч, л, ль, р, рь.
6. Источники информации: интернет – ресурсы, Ткаченко Т.А. «Логопед у вас дома»