Дидактическое пособие «Ёжики»
Дидактическое пособие «Ёжики»
(Из серии «Своими руками»)
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление.
Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности. Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию.
Данная игра позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.
Материал: 5 пар ёжиков из разноцветного картона, на спинку приклеены различные материалы вызывающие различные тактильные ощущения. Полянка – ковролин зелёного цвета
Возрастная группа 3-6 лет.
Цель: расширить тактильные представления детей, тренировать в словесной передаче своих тактильных ощущений.
Задачи:
учить различать на ощупь разные поверхности;
расширять словарь детей (гладкий, шершавый, колючий, пушистый и т.д);
развивать умение классифицировать предметы, объединять их в группы по общему признаку.
Развивать умение устанавливать сходство и различие однородных предметов.
Развитие пространственного ориентирования (понятия: «выше», «ниже», «налево», «направо»)
Варианты игры:
Определи на ощупь
Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Ход игры: Ребёнку предлагается на ощупь определить, что несёт каждый ёжик на спине. Если ребёнок затрудняется, педагог совместно с малышом рассматривает материалы, взрослый называет, что это за материал, какие свойства он имеет.
Найди на ощупь
Цель: развитие тактильных ощущений.
Ход игры: Педагог просит ребёнка на ощупь найти ёжиков на полянке, которые несут определённый материал. Можно назвать конкретный предмет, а можно дать задание — найти группу по общему признаку (твёрдые, мягкие предметы).
Найди пару
Цель: нахождение одинаковых по тактильным ощущениям ёжиков.
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть ёжиков, потрогать их и определить, какие они на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие). Педагог спрашивает, что несут ёжики, просит детей с закрытыми глазами найти одинаковых ёжиков.
Куда идёт ежик?
Цель: Развитие пространственного ориентирования (понятия: «налево», «направо»)
Ход игры: Педагог предлагает отпустить поиграть на полянку всех ёжиков, которые идут направо (налево).
Где находиться ёжик?
Цель: Развитие пространственного ориентирования (понятия: «выше», «ниже», «лево», «право»)
Ход игры: В начале игры все ёжики находятся на одном месте. Дети называют место расположения ежей: например на середине поляны. Педагог говорит: «Ёжики разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый ёжик. Например, «Красный, пушистый ёжик сидит в правом верхнем углу, а желтый, колючий внизу слева» и так далее.
Кто быстрее
Цель: нахождение предметов на ощупь по инструкции педагога.
Ход игры: игра проводится в парах. У каждого участника – по два разных ёжика. Игроки должны как можно быстрее (с закрытыми глазами, на ощупь) найти на ковролине пару своему ёжику.