Дидактическое средство «Стол-карта: Схема участка реки Кама 2454-2484»
Стол-карта «Схема участка реки Кама 2454-2484» размещается в Образцовом учебном кабинете «Рулевые-мотористы» МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» г.Березники по адресу ул.Степанова, 12.
Столешница и каркас-основание выполнены из экологически чистого материала – древесины, окрашены масляными красками, столешница расписана художественными масляными красками. Для защиты поверхности столешница покрыта оргстеклом (небьющийся материал). На все использованные материалы получены сертификаты соответствия.
При оформлении столешницы использовался метод эпипроекции с карт «Атлас единой глубоководной системы Европейской части СССР» (т.9 ч.1) [1] и «Лоция внутренних судоходных путей» [3]. Масштаб карты на столе – 1:10 000.
Стол-карта применяется в качестве дидактического средства с 1992г. В 2002г. в связи с вступлением в силу новых «Правил плавания по внутренним судоходным путям» перекрашивался, при этом была откорректированы положение судового хода и береговой кромки, навигационные опасности и убежища, обозначения промеров глубин, расстановка береговых информационных знаков в соответствии с современными судоходными условиями [2].
Стол-карта многофункционален:
1. Служит в качестве кабинетного учебного стола, вокруг которого на занятиях могут размещаться до 20 курсантов (наполняемость группы в объединениях технического творчества по СанПин – 12 человек. См Приложение, фото 1).
2. Используется как картографическое наглядное пособие при изучении раздела «Речная лоция» авторской общеобразовательной общеразвивающей программы «Рулевые-мотористы» (автор – Кузнецова Г.И. [4]). Темы: 1 курс: «Внутренние водные пути России), «Реки России», «Река и ее элементы», «Плёс и перекат», «Течения и их виды», «Понятие о судовом ходе»; 2 курс: «Габариты судового хода», «Знаки на мостах» и др. (См Приложение, фото 2).
3. Используется в качестве лоцманского стола, т.е. планшета для раскладки лоцийных карт формата А1, на которых курсанты прокладывают учебные курсы судов.
4. Незаменим при изучении навигационных знаков (буев, береговых знаков, створов) для объяснения их расстановки в зависимости от судоходных условий (раздел «Речная лоция», 1 и 2 курс). В этом случае стол-карта дополняется демонстрационными и (или) раздаточными макетами навигационных знаков.
5. Стол-карта вместе с макетами разных типов судов и макетами навигационных знаков незаменим при изучении разделов программы 4 курса «Теоретические основы судовождения», «Правила плавания по ВСП», «Управление судном в различных путевых условиях», «Управление судном при выполнении манёвра», «Управление судном при аварийных обстоятельствах» (темы: «Влияние внешних факторов на движущееся судно», «Расхождение, обгон и пропуск судов», «Навигационная обстановка рек и водохранилищ», «Снятие судов с мели» «Проводка судов в местах расположения мостов» и др.).
6. Навигационно не значимая часть карты на столешнице (глубокая береговая часть, удаленная от уреза воды) использована для размещения схемы двухкамерного судоходного шлюза, что позволяет наглядно, с макетами судов, объяснить принцип действия шлюза и управление судном при шлюзовании (2 курс тема «Устройство судового шлюза», 4 курс «Шлюзование судов»).
7. Применяется для совершенствования знаний судоходной обстановки и условий плавания, а также отработки умений и навыков (вплоть до автоматизма) управления судном по Каме в районе «Березниковский мост – маяк Кондасский, т.е. на участке 2454-2484 км». Таким образом, курсанты узнают наш район плавания «как свои пять пальцев» еще до начала навигации.
8. Столешница состоит из двух равных по площади частей и покрыта тремя одинаковыми листами оргстекла, таким образом это позволяет условно делить район 2454-2484 км на 2 или 3 примерно равных по навигационной сложности участка для самостоятельной групповой работы курсантов, в том числе решения игровых задач [5]). Курсанты охотно участвуют в сюжетно-ролевых играх в роли капитанов судов, инженеров путевой службы, диспетчеров, инспекторов судоходной инспекции (см. Приложение, фото 3).
9. Стол-карта совместим в обучении и с другими авторскими наглядными пособиями. Например, с макетом «Рулевая рубка» (См. Приложение, фото 4.) – для усвоения и отработки команд вахтенному рулевому при движении судна, в том числе в сюжетно-ролевых играх. С электрофицированным табло «Судовые огни» [6] для обеспечения действия Правил плавания в условиях ограниченной видимости (темное время суток, туман). (См. Приложение, фото 5.)
10. Применение стола-карты упрощает и обогащает объяснение учебного материала. Позволяет включать его в учебный процесс на всех 4 курсах обучения и всех этапах занятия: объяснение, закрепление материала, совершенствование умений и отработка навыков, а также при обобщении и контроле.
11. Благодаря столу-карте возможно применение фронтальной, групповой, поточной и индивидуальной формы организации учебной деятельности курсантов, а также проблемного и игрового методов обучения.
12. Использование стола-карты, отражающего наш район плавания по Каме с её бассейном, привносит в занятия краеведческий компонент.
13. Стол-карта мобилен: при необходимости легко разбирается за 4-5 минут) 2 человеками (нужно только снять средний лист оргстекла (4 шурупа); убрать 2 части столешницы к стене (к каркасу не крепятся, встают в пазы; разобрать каркас (между собой продольная и 3 поперечные части соединены по принципу елочной крестовины, через прорези).
Заключение: Включение стола-карты в учебный процесс позволило повысить качество обучения: освоение образовательной программы обучающимися – 100%, высокий уровень усвоения за последние годы – 84-92%, средний 8-16%, низкого уровня нет.
Особенно остро подтвердилась эффективность и значимость стола-карты в учебном процессе на опыте дистанционного обучения.
Возможность транслирования опыта: Аналогичное использование учебных столов может применяться не только в объединении флотской направленности, но и других видов, в том числе применяя сменные тематические планшеты под оргстеклом (или столешницы).
Источники:
1. Атлас единой глубоководной системы Европейской части СССР (т.9 ч.1). М., Издательство Министерства речного транспорта СССР, Служба судоходных путей, 1982г.
2. Атлас единой глубоководной системы Европейской части России (т.9 ч.1). Пермь, Издательство Камского управления бассейнового пути, Служба судоходных путей, 2000г.
3. Земляновский Д.К. Лоция внутренних судоходных путей. М., «Транспорт», 1988г., 224с.
4. Кузнецова Г.И. Авторская общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Рулевые-мотористы». [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/obsheobrazovatelnaya_obsherazvivayushaya_programma_obe_110847.html (Дата обращения 07.02.2022)
5. Кузнецова Г.И. «Дидактическая игра «Капитаны» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/didakticheskaya_igra_kapitani_210940.html (Дата обращения 08.02.2022)
6. Кузнецова Г.И. Применение технического оснащения кабинета «Рулевые-мотористы» при изучении раздела «Судовая сигнализация» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/primenenie_tehnicheskogo_osnasheniya_kabineta_rulevi_151458.html (Дата обращения 08.02.2022)
Приложение
фото 1. Стол-карта – учебный стол в кабинете
Фото 2. Стол-карта – картографическое наглядное пособие.
Фото 3. Дидактическая игра «Капитаны» (на столе раздаточные макеты буев и макеты судов)
Фото 4. Макет «Рулевая рубка»
Фото 5. Электрофицированное табло «Судовые огни» (наверху – демонстрационные макеты навигационных знаков)
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна
Панов Егор Игоревич
Кузнецова Галина Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кузнецова Галина Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Кузнецова Галина Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Кузнецова Галина Ивановна
Фалина Ирина Валериевна
Кузнецова Галина Ивановна
Дементьева Ирина Михайловна
Кузнецова Галина Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Кузнецова Галина Ивановна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кузнецова Галина Ивановна