Схема нормального развития детской речи

11
0
Материал опубликован 27 July 2016 в группе
Схема нормального развития детской речи (по А. Н. Гвоздеву)

Период

Подпе-

риод, возраст

Развитие предложения (фразы)

Усвоение речи

Слоговая структура слов

Усвоение звуковой стороны речи

Объем и типы предложений

Грамма-тический строй

Существи-тельные

Глаголы

Прилага-тельные

Местоиме-ния, наречия

Служеб-ные части речи

Звуки

Стечения соглас-ных

Предложения из аморфных слов-корней

Одно-словные,

1 год

8 мес.

Отдельные слова

(около 27 слов)

Нет

Несколько названий лиц, предметов

(около 22 слов)

Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов)

Нет

Нет

Нет

В слове воспроиз-водится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту»)

А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь

Нет

Из двух корней,

1 год 8 мес.

Объединяет в одном предложении два аморфных слова

(около 87 слов)

Нет

Нескло-няемые

Неспряга-емые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклоне-ния: «писи», «ниси». «ди», «дай»

Нет

Нет

Нет

Воспроиз-водятся двуслож-ные слова, в трех-сложных один слог опуска-ется

Хь, ць, й, часто опуска-ется началь-ный звук в слове или конечный соглас-ный

Появ-

ляются в середине некото-рых слов: льк, ськ, пк, цьк

Усвоение грамматической структуры предложения

Первые формы слов,

1 год

10 мес. - 2 года

Рост предложе-ния до 3-4 слов

Согласование И.п. с глаголом, развивается прилага-тельное подчинение. Предложения преимущест-венно аграмма-тичны.

Начинают употреб-лять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьши-тельно-ласкатель-ные суффиксы

Первые грамм., формы

у 18 глаголов: повелит. наклоне-ние 2-го лица ед.ч., инфини-тив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. часто опускаются прис-тавки.

Появля-ются прилага-тельные без согласо-вания с существи-тельным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р.

Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо),

не надо, надо и др. смеши-ваются личные место-имения

(о себе говорит в 3-м лице)

Нет предло-гов и союзов. Появ-ляются частицы ка, да, то, не

В трехслож-ных словах опуска-ется преудар-ный слог, «кусу» (укушу), может сохра-няться количест-во слогов в четырех-сложных словах

Твердые согласные н, т, д

Боль-шинство стечений соглас-ных заме-щаются одним звуком

Усвое-ние флекс-ной системы языка,

2 года - 2 года 6 мес.

Появляются бессоюзные сложные предложе-ния, затем с союзами

Употребле-ние одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы

Усваи-

ваются дательный и творит., падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонети-чески -и)

Усваи-

вается число в изъяви-тельном наклоне-нии, измене-ние по лицам (кроме

2-го лица мн.ч.), настоя-щее и прошед-шее время. В прошед-шем времени смешива-ется род

23 прилага-тельных, иногда нарушается согласова-ние и употребляются после существи-тельных, мн.ч. только в им. п.

Личные местои-мения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др.

Появля-ются предло-ги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда

В много-сложных словах чаще опуска-ются преудар-ные слоги, иногда приставки

Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смеше-ние артикуля-ционно близких звуков

Стече-ние соглас-ных не усвоено,но некото-рые группы соглас-ных произ-носятся пра-вильно

Усвое-ние служеб-ных частей речи,

2 года

6 мес. -

3 года

Развитие сложного предло-жения

Появляются сложно-подчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода

Усвоены «главенст-вующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания

-ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличи-тельности, принадлежности

Усваива-ются все формы возврат-ных глаголов, приста-вок. Наблю-дается смешение

Согласо-вание прилага-тельных и существи-тельных в косвенных падежах. Появляют-ся краткие причастия

Отмеча-ется смешение рода у притяжа-тельных место-имений

Пра-вильное употреб-ление простых предло-гов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др.

Слоговая структура слов наруша-ется редко, главным образом в мало-знакомых словах

Усваива-ются следую-щие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц

Заканчивается усвоение стечения соглас-ных

3—4 года

Дальнейшее развитие сложно-

сочиненного и сложно-подчинен-ного предложе-ний

Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы

Продолжа-ется влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизме-нении «на коне»

Часто наруша-ется чередо-вание в основах. Частицы «не» опуска-ются, неоло-гизмы с использо-ванием приставок

Наруша-ется согласова

ние прилага-тельных в среднем роде. Овладе-вают сравни-тельной степенью прилага-тельных

Усваива-ются сравни-тельные степени наречий

Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклоне-нии частица бы

Звуковая сторона речи усвоена полностью

4 года - 6 лет

Дети испытывают затруднения в построении прида-

точных предложе-ний с союзным словом который

Практически усваиваются все частные грамматичес-кие формы

Оконча-тельно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласова-ния числитель-ного с существи-тельным в косвенных падежах

Наруша-ется чередо-вание в глаголь-ных основах при создании новых форм

Овладе-вают согласо-ванием прилага-тельных с др. частями речи во всех косвенных падежах

Употреб-ляется одно деепри-частие сидя

Предло-ги употреб-ляются в самых разнооб-разных значе-ниях

Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении

Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда

Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течение беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.

В современной логопедии проблема формирования лексико-грамматического строя речи

является одной из самых актуальных проблем.

Желаю удачи!


Комментарии
Комментариев пока нет.