Схема нормального развития детской речи
Период | Подпе- риод, возраст | Развитие предложения (фразы) | Усвоение речи | Слоговая структура слов | Усвоение звуковой стороны речи | |||||||||
Объем и типы предложений | Грамма-тический строй | Существи-тельные | Глаголы | Прилага-тельные | Местоиме-ния, наречия | Служеб-ные части речи | Звуки | Стечения соглас-ных | ||||||
Предложения из аморфных слов-корней | Одно-словные, 1 год 8 мес. | Отдельные слова (около 27 слов) | Нет | Несколько названий лиц, предметов (около 22 слов) | Позже появляются названия действий: «ди», «бух» (около 5 слов) | Нет | Нет | Нет | В слове воспроиз-водится один слог (ударный или два одинаковых: «га-га», «ту-ту») | А, о, у, и, м, п, б, к, г, дь, ть, нь, ль, сь | Нет | |||
Из двух корней, 1 год 8 мес. | Объединяет в одном предложении два аморфных слова (около 87 слов) | Нет | Нескло-няемые | Неспряга-емые формы во 2-м лице ед.ч. повелит, наклоне-ния: «писи», «ниси». «ди», «дай» | Нет | Нет | Нет | Воспроиз-водятся двуслож-ные слова, в трех-сложных один слог опуска-ется | Хь, ць, й, часто опуска-ется началь-ный звук в слове или конечный соглас-ный | Появ- ляются в середине некото-рых слов: льк, ськ, пк, цьк | ||||
Усвоение грамматической структуры предложения | Первые формы слов, 1 год 10 мес. - 2 года | Рост предложе-ния до 3-4 слов | Согласование И.п. с глаголом, развивается прилага-тельное подчинение. Предложения преимущест-венно аграмма-тичны. | Начинают употреб-лять падежи: В.п. с окончанием -у, И.п. мн.ч. с окончанием -ы, -и (фонетически всегда -и), иногда П.п. с окончанием -е; уменьши-тельно-ласкатель-ные суффиксы | Первые грамм., формы у 18 глаголов: повелит. наклоне-ние 2-го лица ед.ч., инфини-тив, наст, вр. 3-го лица ед.ч. часто опускаются прис-тавки. | Появля-ются прилага-тельные без согласо-вания с существи-тельным, в И.п. ед.ч. муж. и ж.р. | Вот, там, где (де), еще хорошо (лассо), не надо, надо и др. смеши-ваются личные место-имения (о себе говорит в 3-м лице) | Нет предло-гов и союзов. Появ-ляются частицы ка, да, то, не | В трехслож-ных словах опуска-ется преудар-ный слог, «кусу» (укушу), может сохра-няться количест-во слогов в четырех-сложных словах | Твердые согласные н, т, д | Боль-шинство стечений соглас-ных заме-щаются одним звуком | |||
Усвое-ние флекс-ной системы языка, 2 года - 2 года 6 мес. | Появляются бессоюзные сложные предложе-ния, затем с союзами | Употребле-ние одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Замена окончаний. Появляются суффиксы | Усваи- ваются дательный и творит., падежи, «главенствующие» падежные окончания в ед. ч.: -у, -е, -а, -ом, реже -ой. Во мн.ч. -ы (фонети-чески -и) | Усваи- вается число в изъяви-тельном наклоне-нии, измене-ние по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.), настоя-щее и прошед-шее время. В прошед-шем времени смешива-ется род | 23 прилага-тельных, иногда нарушается согласова-ние и употребляются после существи-тельных, мн.ч. только в им. п. | Личные местои-мения усвоены. Наречия: больше, меньше, короче, скорее и др. | Появля-ются предло-ги: в, на, у, с. Союзы: и, то, а, потому что, тогда, когда | В много-сложных словах чаще опуска-ются преудар-ные слоги, иногда приставки | Твердые с, л, затем: ы, в, р. а. Смеше-ние артикуля-ционно близких звуков | Стече-ние соглас-ных не усвоено,но некото-рые группы соглас-ных произ-носятся пра-вильно | ||||
Усвое-ние служеб-ных частей речи, 2 года 6 мес. - 3 года | Развитие сложного предло-жения | Появляются сложно-подчиненные предложения, усваиваются служебные части речи. Остается неусвоенной категория рода | Усвоены «главенст-вующие» падежные окончания мн.ч.: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние окончания -ов на другие склонения: «стулов». Начинают усваиваться другие окончания: -а (рога, стулья); суффиксы увеличи-тельности, принадлежности | Усваива-ются все формы возврат-ных глаголов, приста-вок. Наблю-дается смешение | Согласо-вание прилага-тельных и существи-тельных в косвенных падежах. Появляют-ся краткие причастия | Отмеча-ется смешение рода у притяжа-тельных место-имений | Пра-вильное употреб-ление простых предло-гов и многих союзов: чтобы, если, потому что и др. | Слоговая структура слов наруша-ется редко, главным образом в мало-знакомых словах | Усваива-ются следую-щие звуки: ч, ш, ж, щ, твердый ц | Заканчивается усвоение стечения соглас-ных | ||||
3—4 года | Дальнейшее развитие сложно- сочиненного и сложно-подчинен-ного предложе-ний | Различаются по типам склонения и спряжения, например: -ов, -ей, -ев — нулевая флексия. Появляются собственные словоформы | Продолжа-ется влияние окончания -ов на другие склонения. Иногда сохраняется неподвижное ударение при словоизме-нении «на коне» | Часто наруша-ется чередо-вание в основах. Частицы «не» опуска-ются, неоло-гизмы с использо-ванием приставок | Наруша-ется согласова ние прилага-тельных в среднем роде. Овладе-вают сравни-тельной степенью прилага-тельных | Усваива-ются сравни-тельные степени наречий | Предлоги по, до, вместо, после; Союзы что, куда, сколько. При условном наклоне-нии частица бы | Звуковая сторона речи усвоена полностью | ||||||
4 года - 6 лет | Дети испытывают затруднения в построении прида- точных предложе-ний с союзным словом который | Практически усваиваются все частные грамматичес-кие формы | Оконча-тельно овладевают всеми типами склонения. Возможны нарушения согласова-ния числитель-ного с существи-тельным в косвенных падежах | Наруша-ется чередо-вание в глаголь-ных основах при создании новых форм | Овладе-вают согласо-ванием прилага-тельных с др. частями речи во всех косвенных падежах | Употреб-ляется одно деепри-частие сидя | Предло-ги употреб-ляются в самых разнооб-разных значе-ниях | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцируют на слух и в произношении |
Из книги: Поваляева М.А. Справочник логопеда
Родителям следует помнить, что, если речевое развитие их ребенка значительно задерживается, а в течение беременности, родов или в период раннего развития малыша отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам: неврологу, психологу, логопеду. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержки речевого развития и оказать ребенку помощь, начать занятия с психологом и логопедом.
В современной логопедии проблема формирования лексико-грамматического строя речи
является одной из самых актуальных проблем.
Желаю удачи!