Дифференцированное обучение математике с учетом психофизиологических особенностей личности обучающихся

2
0
Материал опубликован 18 January 2019

ТОГАПОУ «Колледж техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева»

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

С УЧЁТОМ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Хлебникова О.В., преподаватель математики

Тамбов

2018

КЛАССИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЯ:

Уровень и характер применения: общепедагогическая технология, относится ко всем типам учебных учреждений.

Философская основа: в основе лежит принцип природосообразности.

Методологический подход: личностно-ориентированный, деятельностный.

Ведущие факторы развития: психогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: сфера знаний, умений, навыков, способы умственных действий, сфера действенно-практических и творческих качеств личности.

Характер содержания: общеобразовательный, гуманистический, профессиональный.

Вид социально-педагогической деятельности: психолого-педагогическая.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система микрогрупп + преподаватель – консультант.

Преобладающие методы: развивающие, диалогические.

Организационные формы: альтернативные.

Подход к ученику и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.

Направление модернизации: альтернативное.

Категория объектов: все категории.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ

-Обучение и развитие личности студента в образовательной, профессиональной и социальной сферах, учитывая и активизируя её индивидуальные психические особенности и ресурсы.

-Развитие потребности самореализации и самосовершенствования личности.

-Подготовка конкурентоспособной личности на рынке труда.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

- Принцип природосообразности: учёт и использование индивидуально-психологических особенностей обучающихся, в проявлении любой психологической функции принимает участие весь мозг – и левое и правое полушарие, однако разные мозговые структуры и разные полушария выполняют различную дифференцированную роль в осуществлении каждой психической функции, в связи с этим необходим дифференцированный и индивидуальный подход к ученику.

- Доминирование ведущего сенсорного канала восприятия информации.

СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

В практической работе педагогов и психологов довольно редко учитываются данные об индивидуальном профиле функциональной асимметрии мозга, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов.

Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. Однако по мере развития происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии.

Существуют несколько типов функциональной организации двух полушарий мозга:

1) доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди);

2) доминирование правого полушария – конкретно – образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди);

3) отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).

 

Учебный процесс с точки зрения нейропедагогики можно представить в виде последовательной цепи:

1) установка на деятельность (мотивационный этап, т.е. ориентация студента на потребность решения учебной задачи);

2) обеспечение деятельности студента с учётом его индивидуальных психологических особенностей (операциональный этап, организация на учебном занятии условий для успешного решения учебной задачи);

3) сравнение полученных результатов с предполагаемыми (аналитический этап, сравнение результатов своего учебного труда с эталоном).

Мотивационный этап

«Правополушарные» обучающиеся

«Левополушарные» обучающиеся

Пространственная организация

Рабочая полусфера - левая

Рабочая полусфера - правая

Цветовая организация

Светлая доска – тёмный мел

Тёмная доска – светлый мел

Условия, необходимые для успешной учебной деятельности

Гештальд (образы).

Контекст.

Связь информации с реальностью, практикой.

Творческие задания.

Эксперименты.

Музыкальный фон.

Речевой и музыкальный ритм.

Технологии.

Детали.

Абстрактный линейный стиль изложения информации.

Неоднократное повторение учебного материала.

Тишина на уроке.

Формирование

мотивации

Завоевание авторитета.

Престижность положения в коллективе.

Установление новых контактов.

Социальная значимость деятельности

Стремление к самостоятельности.

Глубина знаний.

Высокая потребность в умственной деятельности.

Потребность в образовании

Операционный этап

Восприятие материала

Целостное.

Интонационная сторона речи.

Визуалисты (зрительное)

Дискретное (по частям).

Смысловая сторона речи.

Аудисты (слуховое).

Переработка

информации

Быстрая.

Мгновенная.

Медленная.

Последовательная.

Интеллект

Невербальный.

Интуитивный.

Вербальный.

Логический

Деятельность

Приверженность к практике

Приверженность к теории

Эмоции

Экстравертированность.

Интровертированность.

Результативный этап

Самоконтроль

Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски.

Свободная конверсация

Высокий самоконтроль речи.

Высокий самоконтроль изложения материала.

Методы проверки

Устный опрос.

Задание с ограниченным сроком выполнения.

Вопросы «открытого» типа (собственный результативный ответ).

Решение задач.

Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения.

Вопросы «закрытого» типа

(выбрать готовый вариант ответа).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ

Методы и приемы обучения правополушарных студентов должны опираться на дедукцию, синтез, образ, оперирование пространственными связями, образные представления; левополушарных учеников – на индукцию, анализ, усвоение правил и грамматических конструкций и др.

Дифференцированный подход к обучению, основанный с учётом психосоматических особенностей, предполагает сочетание приемов фронтальной групповой и индивидуальной работы на уроке. Допустима нелинейная организация урока, например первая часть – обучение всей группы по общей программе, вторая - дифференциация обучения с учетом индивидуально – психологических особенностей. Возможна комбинация различных методов и приемов. Возможна работа в парах, в которых работают студенты с противоположными стилями мышления. Они реально могут помочь друг другу, увеличивая набор своих учебных стратегий. Например, студент правополушарного типа мышления может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути. Левополушарный студент может поделиться со своим товарищем способами выделения нужных деталей, выявление различий, создания категорий.

МЕТОДЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

«Правополушарные» обучающиеся

«Левополушарные» обучающиеся

Синтез.

Задания на время.

Работа в группе.

Формулировка теорем.

Оперирование пространственными

Связями.

Задания в картинках.

Геометрия (пространственное мышление). Схемы, таблицы,

карточки.

Анализ.

Вневременные задачи.

Работа в одиночку.

Доказательство теорем.

Оперирование знаками на плоскости.

Задания в символах.

Алгебра (логическое, последовательное мышление на плоскости).

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ: «Геометрический смысл производной функции».

На рисунке дан график функции у=f(x).

 

Студентам с левополушарным типом мышления предлагается задание следующиего содержания: заполните таблицу, указав знаки и в отмеченных точках:

 

X

               

               

- с правополушарным типом мышления: описать поведение данной функции на конкретных промежутках, указанных на рисунке.

ЗАДАНИЯ – ТРЕНАЖЁРЫ ПО ТЕМЕ: «Экономические задачи». Торговый агент ежемесячно получает фиксированную (постоянную) заработную плату плюс «комиссионные проценты», т. е. определённый процент от месячного объёма произведённых им продаж.

Задание для студентов с левополушарным типом мышления: на основании данной схемы оплаты заверши заполнение таблицы:

Фиксированная заработная плата (в месяц)

Комисси-онный процент

Месячный объем

продаж

Месячный заработок агента

1

5000 руб.

3%

1 млн. руб.

 

2

3000 руб.

3,5%

 

20500 руб.

3

2500 руб.

 

240000 руб.

14500 руб.

4

 

0,5%

2,5 млн. руб.

19700 руб.

5

1000 руб.

 

2200500 руб.

56012 руб.

6

 

4,5%

325000 руб.

19625 руб.

7

10000 руб.

0,1%

17,2 млн.руб.

 

8

3500 руб.

2,25%

 

21059 руб

Задание для студентов с правополушарным типом мышления: рассчитай возможную прибыль за год своей работы в данной должности, исходя из среднемесячного объема продаж.

В современном профессиональном образовании, ориентированном на организацию самоуправляемого обучения каждого обучающегося, недостаточно используются технологии обучения, учитывающие психические и соматические особенности его личности. В условиях перехода на компетентностную модель подготовки выпускника актуализируется потребность в дифференцированной технологии обучения, вызывающей и поддерживающей динамический интерес к обучению и обеспечивающей при этом сохранение здоровья обучающихся, основанной на использовании способов и приёмов, учитывающей индивидуально-психологические особенности обучающихся, в первую очередь, функциональную асимметрию полушарий головного мозга, поскольку способы восприятия и переработки информации обучающимися в процессе обучения, особенности их мышления, восприятия и переработки информации, памяти, речи, эмоций зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение.

Современные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей человека. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. «Надо предостеречь от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации». «Исчезают правополушарники – генераторы идей. Вопрос стоит серьёзно: спасать нацию» [1, 2]. Поэтому в основу предлагаемой нами технологии обучения положены следующие принципы: студент, с преобладающим тактильным восприятием (кинестетик), обучается с помощью мышечной памяти, в процессе движений; студенту, с преобладающим зрительным восприятием (визуал), необходимо дать разрешение в процессе изучения нового материала что–то рисовать, чертить; студенту, с преобладающей слуховой памятью (аудиал) важно в процессе выполнения задания шевелить губами, издавать звуки; правополушарные ученики обучаются в направлении от общего к частному, для них важнее сходства предметов, явлений; левополушарные наоборот, от частного к общему, для них важнее увидеть различия; студенты с ведущим правым полушарием мозга больше нуждаются в психологической поддержке по сравнению с левополушарными в силу преобладания негативных эмоций, продуцируемых, правым полушарием и хуже справляются с работой, требующей высокого самоконтроля.

Любой образовательный процесс развивает человека. Но содержание, объем знаний, логика его изложения, трансляция культуры, - все это дает возможность студенту всего лишь усвоить нормативно заданный образец. Практика показывает, что обучение, ориентированное на обучающегося, именно потому и обладает многими преимуществами, что учитывает субъективный опыт каждого в форме образов, представлений, личностно значимых символов, ценностей, индивидуальных способов проработки учебного материала. Преподаватель раскрывает субъективный опыт студента, затем переводит его в поле научных понятий.

Дифференцированный подход к обучению разнополушарных студентов предполагает сочетание приемов коллективной, групповой и индивидуальной работы на уроке. При этом допустима нелинейная организация урока, например первая часть – обучение всей группы по общей программе, вторая - дифференциация обучения с учетом индивидуально – психологических особенностей студентов с разными типами мышления. Возможна комбинация различных методов и приемов. Возможна работа в парах, в которых работают студенты с противоположными стилями мышления. Они реально могут помочь друг другу, увеличивая набор своих учебных стратегий. Например, студент правополушарного типа мышления может показать такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути. Левополушарный студент может поделиться со своим товарищем способами выделения нужных деталей, выявление различий, создания категорий. Учитывая приверженность правополушарных к практике, а левополушарных к теории, целесообразно организовать работу в паре. На некоторых уроках почти каждое высказывание и каждый ответ должны сопровождаться демонстрацией чертежей. Вот почему упражнения на готовых чертежах оказывают неоценимую услугу в освоении и закреплении новых понятий и теорем. Они позволяют за малое количество времени усвоить и повторить большой объём материала. Основное назначение этих заданий заключаются в том, чтобы обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить общее и различное, развивать образное мышление.

СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯМ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ

Любой образовательный процесс развивает человека. Применение нейропедагогики в каждодневной практике позволяет преподавателю:

эмоционально включить студента в процесс познания;

обладать гибким стилем преподавания, воздействующим на зрительную, слуховую и кинетическую сенсорные системы студентов;

- помнить, что тон голоса, интонация, жесты, мимика лица могут помочь преподавателю добиться лучшего взаимопонимания с каждым;

студент, с преобладающим тактильным восприятием (кинестетик), обучается с помощью мышечной памяти, в процессе движений;

студенту, с преобладающим зрительным восприятием (визуал), необходимо дать разрешение в процессе изучения нового материала что–то рисовать, чертить;

студенту, с преобладающей слуховой памятью (аудиал) важно в процессе выполнения задания шевелить губами, издавать звуки;

правополушарные ученики обучаются в направлении от общего к частному, для них важнее сходства предметов, явлений;

левополушарные наоборот, от частного к общему, для них важнее увидеть различия;

студенты с ведущим правым полушарием мозга больше нуждаются в психологической поддержке по сравнению с левополушарными в силу преобладания негативных эмоций, продуцируемых правым полушарием и хуже справляются с работой, требующей высокого самоконтроля.

Чтобы помочь студентам стать успешными и адаптированными, целесообразно дифференцировать обучение не по принципу «для сильных – средних – слабых», а на основе учета индивидуального латерального профиля человека, ведущего сенсорного канала восприятия информации.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации