Учебно-методический комплекс для изучения раздела образовательной программы по предмету с учетом особенностей познавательных возможностей обучающихся с ОВЗ
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации «Центр специального образования Самарской области»
Зачётная работа
по курсам повышения квалификации
(модуль вариативной части именного образовательного чека педагогического работника)
«КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ, ИНТЕГРИРОВАННО ОБУЧАЮЩЕГО ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(сроки прохождения курсов:20.04.2015 – 24.04.2015)
Тема: «Учебно-методический комплекс для изучения раздела образовательной программы по предмету с учетом особенностей познавательных возможностей обучающихся с ОВЗ»
Выполнила:Львова С.А.
Самара
1.ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
В данном классе обучается 12 человек, из которых 7 девочек и 5 мальчиков. Возраст детей 8 -9 лет.
Познавательные возможности учащихся 2 класса можно разделить на 3 группы:
одаренные учащиеся -1 человек;
среднестатистические учащиеся- 9 человек;
слабоуспевающие учащиеся-2 человека;
по речевым возможностям класс разделяется на:
хорошую речь- 10 человек;
речь с дефектом- 2 человек;
по двигательным возможностям класс делится на:
координированные, точные движения- 11 человек;
движения, с нарушениями координации- 1 человек;
В классе имеются учащиеся, обучающиеся по ОВЗ- 1 человек.
В классе сформирован актив класса: староста, цветовод, санитар, библиотекари. Староста помощник учителя. Он следит за заполнением дневников, отмечает в табеле класса посещаемость детей.
Класс очень дружный, друг к другу относятся доброжелательно, прислушиваются к мнениям друзей, помогают слабым. Есть в классе лидеры. Они направляют класс при проведении разных мероприятий. Есть в коллективе и микрогруппы по интересам. Мальчики очень любят футбол. Есть группа, которая интересуется компьютером.
Учащиеся 2 класса проявляют сочувствие к обучающимся с нарушениями поведения, личностными или выраженными недостатками физического развития. Одноклассники прислушиваются к мнению своих товарищей.
Бывают в классе конфликтные ситуации, но они быстро разрешаются благодаря усилиям старосты класса. Актив класса работает добросовестно. Учащиеся сами следят за выполнением поручений. Но следует отметить, что не все ученики 2 класса организованны.
Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом. Общешкольные поручения (постоянные и эпизодические) всегда выполняются классом. Класс в общешкольных мероприятиях всегда участвует.
2. Фрагмент адаптированной рабочей программы (раздел).
Тема |
Кол-во часов |
Основная группа |
Дети с ОВЗ |
|||
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
Планируемые результаты |
Виды деятельности |
|||
Конкретный смысл действия умножения |
3 |
Знает конкретный смысл действия умножения. Умеет заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение – суммой одинаковых слагаемых. |
Моделирование действия умножения. Замена суммы одинаковых слагаемых произведением, произведение - суммой одинаковых слагаемых (если возможно). |
Имеет представление о конкретном смысле действия умножение. Умеет заменять сумму одинаковых слагаемых произведением, произведение – суммой одинаковых слагаемых. |
Моделирование действия умножения. Решение примеров на замену суммы одинаковых слагаемых произведением, произведения - суммой одинаковых слагаемых. |
|
Задачи, раскрывающие смысл действия умножения Периметр прямо угольника. |
2/ 1+ 1 |
Знает правило нахождения периметра прямоугольника и умеет применять это правило при решении задач. Умеет решать текстовые задачи на умножение. |
Решение текстовых задач на умножение. Нахождение периметра прямоугольника. Поиск различных способов решения одной и той же задачи. |
Имеет представление о периметре прямоугольника. Умеет решать текстовые задачи на умножение. |
Решение задач и примеров на умножение. Пропедевтика Выполнение упражнений на введение действия деления. |
|
Приемы умножения единицы и нуля. |
1 |
Знает правило умножения единицы и нуля на число и умеет применять при решении примеров. |
Решение примеров на умножение 1 и 0 на число. |
Имеет представление о умножении единицы и нуля на число и умеет применять при решении примеров. |
Решение примеров на умножение единицы и нуля на число. |
|
Названия компонентов и результата действия умножения |
1 |
Знает названия компонентов действия умножения и умеет использовать их при решении примеров. |
Решение примеров на умножение с использованием математической терминологии. |
Имеет представление о компонентах действия умножения. |
Решение примеров и задач на умножение. |
|
Переместительное свойство умножения |
2/ 1+ 1 |
Знает формулировку, умеет применять для рационализации вычислений переместительное свойство умножения. |
Рациональное решение примеров и задач. |
Имеет представление о переместительном свойстве умножения. |
Решение примеров и задач на умножение. Пропедевтика Выполнение упражнений на введение действия деления. |
|
Конкретный смысл действия деления |
Тему « Периметр прямоугольника» дети с ОВЗ изучают обзорно. Высвободившиеся 2 часа используются для выполнения упражнений на введение действия деления.
3.Упражнения, ориентированные на достижение обязательных планируемых результатов.
Упражнения подобраны на тему «Умножение».
Планируемые результаты: считать группами, находить сумму одинаковых слагаемых, разложение числа на одинаковые слагаемые, свойства умножения, решать задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.
Задание 1.Задачи на узнавание, воспроизведение отдельных фактов.
Умение: группировать выражения по заданному признаку.
Вычисли, заменяя, где возможно сложение умножением.
5+5+5 1+1+1+1 7+8+9
22+22+28 0+0+0+0 9+9
52+25 3+3+3+3 7+7+7
Задание 2. Задачи на воспроизведение норм, правил.
Умение: понимать смысл арифметического действия умножения, применять переместительное свойство умножения.
Вставь пропущенные числа.
8+8+8+8=□ · □
3 · □ = 3+3+3+3
7 · 6= □ · □
Задание 3. Задачи по сопоставлению и различению.
Умение: понимать смысл действия умножения, выполнять действия с числами, сравнивать числа.
Сравни и поставь знак <,> или =.
6+6+6* 6 · 2
4 · 5* 4+4+4+4
7 · 3 * 7+7+7+7
6+6+6+6+6 * 6 · 5
Задание 4. Задачи по абстракции, конкретизации.
Умение: решать текстовые задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.
Сделай к задаче схематический рисунок и запиши по-разному: сначала сложением, а потом умножением.
В одной коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 4 таких коробках?
4. Упражнения пропедевтического характера.
На специально отведенных уроках пропедевтического характера учитель создает в классе определенные жизненные ситуации и ставит перед учащимися задачи, для решения которых необходимо произвести операцию деления по содержанию или на равные части. На этих уроках все действия выполняются только на предметном уровне или с опорой на весьма конкретную наглядность в виде рисунков и схем.
1. У меня 10 тетрадей. Их нужно раздать по 2 тетради каждому ученику. Сколько учеников получат тетради? (Учитель поручает одному из учеников раздать их учащимся по 2 тетради каждому.)
2. Коля разложил 8 карандашей поровну в 2 коробки. Сколько карандашей он положил в каждую коробку?»
3. Для игры 14 детей разделились на 2 команды поровну. Сколько детей в каждой команде?
4. 12 морковок раздайте поровну 4 зайцам. Сколько морковок достанется каждому?
5. Разложи 9 фишек на 3 кучки поровну.
- Сколько фишек в каждой кучке?
6. 8 конфет раздали 4 детям поровну. Сколько конфет получил каждый?
- Составьте схематичный рисунок.
7. 8 слив разложили на 2 тарелки поровну. Сколько слив на каждой тарелке?
8. Надя срезала 6 цветов. Все цветы она поставила в 2 вазы. Сколько цветов в одной вазе?
5. Специальные приемы / коррекционные упражнения на коррекцию и развитие высших психических функций.
В классе имеются дети, которым необходима коррекция, направленная на развитие внимания, памяти, мышления.
А) Упражнения на развитие внимания, зрительного восприятия.
1. Для тренировки свойств зрительного восприятия, концентрации, распределения, переключения внимания эффективно использование таблиц Шульте. Таблица Шульте — это квадрат 5 × 5 (4 × 4, 3 × 3), в котором в случайном порядке расположены числа от 1 до 25 (от 1 до 16, от 1 до 9).
Инструкция ребенку: «Перед тобой находится таблица с цифрами. Твоя задача найти, назвать вслух и показать карандашом число. Искать числа, называть и показывать их необходимо по порядку, от 1 до 25, при этом смотреть необходимо в центр таблицы. Постарайся не делать ошибок и работать быстро. Начинай».
Ребенок должен как можно быстрее находить числа по порядку, называя их вслух и показывая каждое число карандашом. Таким образом, вырабатывается специальное движение глаз, необходимое для развития и совершенствования навыков техники чтения.
Работу необходимо начинать с таблицы № 1. Вы можете сделать две таблицы (для себя и для ребенка) и организовать соревнование. Если ребенок находит цифры так же быстро, как вы (или быстрее), можно переходить к работе с таблицей № 2, а потом и с таблицей № 3.
2.Найди цифры в порядке возрастания (указкой ученик показывает в быстром темпе).
Цель упражнения: увеличение объема внимания.
1 7 4 3 5 2 9 5 8 6 9 3
9 5 2 1 8 6 4 1 6 2 5 8
3 6 8 7 9 4 3 7 2 4 7 1
3.Упражнения на распределения внимания.
Упражнение 1 «Найди пропущенные числа»
Демонстрируется таблица от одного до 25. Найти в таблице числа, которых нет (отсутствует до 9 чисел).
Упражнение 2 «Будь внимателен»
Учащимся предлагается, например, нарисовать в тетради 10 кругов и одновременно сосчитать, сколько хлопков сделал учитель. За одну минуту нарисовать треугольники и решить пример на слух и т.д.
Б) Упражнения на развитие памяти (двигательной, зрительной, слуховой), логической.
Чаще всего у детей с ОВЗ наблюдаются симптомы несформированности слухоречевой памяти, на втором месте, по частоте встречаемости, - слабость зрительной памяти, далее идут дефекты двигательной памяти. Поэтому коррекция несформированности памяти всегда проходит с учетом индивидуальных особенностей ребенка, сильных и слабых звеньев его когнитивного развития с одной стороны, а с другой - тех приемов и способов опосредствования, которые соответствуют психическим особенностям ребенка и обеспечивают положительный эффект.
Упражнение « Фигуры» .
Данное упражнение можно использовать на любом уроке в качестве физкультминутки.
В парах с помощью счетных палочек (спичек) один ученик складывает фигуру, 1-2 сек. показывает, затем прикрывает ее листом бумаги, другой из них должен повторить эту фигуру.
Игра «Математические знаки» направлена на коррекцию памяти на основе
установления аналитико-синтетической связи между компонентами:
- назвать только знак;
- назвать только действия;
- назвать только компоненты;
- назвать только результат действия.
.
+
:
-
Устные задания предъявляются обучающимся в слуховой, зрительной форме с учетом особенностей восприятия каждого ребенка. Поэтому задания воспринимаются детьми на слух и проходят в виде беглого счета, слухового диктанта, работе с разрезными цифрами.
Игра « Сосчитай и запиши» направлена на коррекцию слуховой памяти.
Учитель отстукивает карандашом пример на сложение одинаковых слагаемых. Ученик записывает сначала пример на сложение, затем заменяет умножением.
Игра «Составь план» направлена на коррекцию логической памяти.
Ребёнку предлагается составить план решения примера, задачи.
В) Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков
« Измени фигуру»
Данное упражнение применяется на уроках математики, при изучении геометрических фигур. Для упражнения используются счетные палочки. Учащимся предлагается из готовой фигуры, путем ограниченного числа действий, получить заданную фигуру.
"Исключение лишнего"
Рассмотрите примеры. Зачеркните те, которые лишние.
2 • 3 2+2+2 3+3 4+5+5 17+17 6•3 4+14 +24
"Дедукция"
Предлагают мыслительные задачи такого типа: "Саша моложе Коли. Саша старше Вовы. Кто старше?"
"Продолжить ряд цифр".
Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.
НАПРИМЕР:
1, 3, 5, 7 .......
2, 4, 6, .........
1, 3, 9, .........
12, 13, 15, 18 ...
« Расшифруй»
1.Определи тему урока, пользуясь шифром.
21, 14, 15, 16, 8, 6, 15, 10, 6
А-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Найди слово. Определи тему урока.
р |
о |
л |
д |
э |
ь |
и |
м |
п |
в |
е |
с |
н |
х |
с |
м |
и |
т |
ь |
д |
у |
ц |
й |
а |
о |
л |
ш |
т |
ч |
м |
к |
р |
у |
г |
д |
с |
и |
ь |
б |
ю |
ж |
э |
с |
к |
и |
о |
ь |
б |
з |
3.Зачеркни все буквы А
Определи тему урока.
АаааакааарАааааауааааг
4.Найди буквы в классе. Составь слово, определи тему урока.
5.Запиши первую букву в названии предмета. Определи тему урока.
Тема урока может быть дана в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».
Использование коррекционно - развивающих упражнений в практике решает задачи обучения детей с особыми образовательными потребностями, а также является средством самообразования и саморазвития учителя.