Статья «Взаимосвязь успешности младших школьников в обучении с их готовностью к реализации психофизиологических особенностей»
Сложившееся противоречие между требованиями современного образования и отсутствием удовлетворяющих этим требованиям научно-обоснованных рекомендаций и предложений актуализирует проблему профессиональной педагогики, педагогической психологии и дифференциальной психофизиологии, состоящую в исследовании процесса реализации психофизиологических характеристик младших школьников в обучении, в нашем случае, это мануальная асимметрия младших школьников. Учет асимметрии учащихся остается одной из самых серьезных проблем в образовательном процессе. Право или леворукость является одной из важнейшей составляющей психофизиологических свойств, влияющих на успешность ребенка в начальной школе.
Соответственно, целью исследования является разработка рекомендаций педагогам начальной школы по учету психофизиологических характеристик школьников в сопровождении их образовательной деятельности.
Объектом исследования в данной работе является психолого- педагогическое сопровождение учебной деятельности младших школьников с особыми психофизиологическими характеристиками
Предметом данного исследования служит взаимосвязь социальной успешности младшего школьника с их готовностью к реализации их психофизиологических возможностей
Гипотезой данного исследования стало предположение о том, что что успешная самоорганизация учебной деятельности младших школьников с более выраженная правосторонняя мануальная асимметрия связана с более высокой социальной успешностью младшего школьника, в сравнении с амбидекстрией и левосторонней мануальной асимметрией, если педагог начальной школы реализует рекомендации к психолого-педагогическому сопровождению их учебной деятельности.
В процессе исследования решаются следующие задачи:
- осуществить изучение научной литературы по проблеме исследования
- осуществить мониторинг готовности учащихся с определенными психофизиологическими особенностями к успешному взаимодействию в образовательном процессе;
- осуществить выбор необходимых психодиагностических методик
- определить критерий анализа и интерпретации результатов исследования коэффициента мануальной асимметрии младших школьников, их социальной успешности и их взаимосвязи;
- разработать рекомендации по учету психофизиологических характеристик младшего школьника в образовательном процессе.
Методологической базой исследования является:
- системно-деятельностная основа развития личности (Леонтьевы А.Н. Д.А., Е.В. Бондаревская, В.А. Сластенин., Н.В. Бордовская);
- контекстная направленность педагогического процесса (Л.Ф. Спирин, Кузьмина Н.В., А.В. Хуторской)
- личностно-ориентированное взаимодействие участников педагогического процесса (И.С. Якиманская, А.Г. Асмолов, О.А. Конопкин, И.И. Голованова, Э.Ф. Зеер , Е.А. Климов)
Теоретической базой исследования:
- исследования функциональной асимметрии человека Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова;
- психофизиологическое и нейропсихологическое сопровождение обучения Сиротюк А.Л.;
- межполушарная организация психических процессов Семенович А.В.;
А так же работы Белый Б.И., Бударный А.А.,Вильдавский М.Ю по проблемам учета индивидуально - психологических особенностей младших школьников в обучении.
В исследовании применяются методы:
- теоретический анализ
- эмпирические методы: наблюдение, опрос, беседа, социометрия, метод функциональных проб; игра и ситуативное сюжетно – ролевое моделирование;
- методы математической обработки данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий углового преобразования Фишера)
В ходе психодиагностического исследования использовались такие методики как:
- функциональные пробы на выявление скрытого моторного левшества по А.Р. Лурии;
- вербальный мануальный опросник М.Аннет (детский вариант)
- социометрия Дж.Морено – для измерения межличностных отношений;
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №49 города Пензы в течение четырех недель, в период с 19.12.2016 по 15.01.2017. В исследовании принимали учащиеся 2-х классов «А» и «Б», они были объединены в единую выборку – 46 человек, из них 18 мальчиков и 28 девочек.
На первом этапе работы исследовалось межполушарная мануальная асимметрия младших школьников
Выявлено, что большинство выборки составили праворукие дети, 1/3 – леворукие, 3 человека амбидекстера.
На втором этапе исследования была выявлена социальная успешность младших школьников. По объективным критериям, это средняя академическая успеваемость за предыдущие две четверти, и социометрический статус в класс.
Установлено соотношение социометрического статуса и академической успеваемости, школьники, имеющие, высокий социометрический статус значимо более успешны в усвоение знаний, умений и навыков, в сравнение с низкостатустными одноклассниками. Так же стоит отметить, что среди низкостатустных учащихся значимо больше тех, чья успеваемость оставляет желать лучшего, т.е., находиться на низком уровне в сравнении с принятыми в группе одноклассниками.
Созданы две группы испытуемых с высокой и низкой социальной успешностью. В рамках этих групп выявлялись различия уровня мануальной асимметрии. Так, более высокий уровень мануальной асимметрии-праворукости выявлен у социально успешных младших школьников в сравнении с более низким коэффициентом мануальной асимметрии учащихся социально неуспешных. Соответственно праворукость на начальных этапах обучения выступает как фактор социальной успешности.
Анализ связи между социометрическим статусом и коэффициентом мануальной асимметрии показал, что между двумя выборками отсутствует связь. Возможно, это связано с тем что, праворукость не предопределяет высокий социометрический статус.
Выявлена связь академической успеваемости и коэффициента мануальной асимметрии, это свидетельствует о том, что более выраженная мануальная асимметрия в сторону праворукости у младших школьников, может предопределять более высокую академическую успеваемость.
Все вышесказанное позволяет нам сделать вывод о том, что наша гипотеза исследования подтвердилась частично. Так доказано, что более выраженная правосторонняя мануальная асимметрия связана с более высокой социальной успешности младшего школьника, в сравнении с амбидекстрией и левосторонней мануальной асимметрии, но в свою очередь не выявлена связь между мануальной асимметрии и социометрическим статусом.
Таким образом, основополагающим должен является принцип индивидуализации. Обучение школьников с разной степенью выраженности мануальной асимметрии должно учитывать, адаптацию обучения к психологическим особенностям различных групп, обеспечение индивидуальной траектории развития познавательных особенностей каждого учащегося, повышение успешности обучения и сформированности учебных навыков при сохранении психического и соматического здоровья, создание максимальных условий для сохранения и развития индивидуальности учащихся «в противовес усреднению и нивелированию личности, свойственным традиционному обучению».