Буклет по теме «Личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ»
Данный буклет содержит в себе понятие личностно-ориентированного подхода, его реализация в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ, обозначены формы реализации и актуальность подхода. Также представлена структура индивидуального логопедического занятия. Данный буклет предназначен для логопедов, дефектологов, воспитателей, работающий с детьми с ОВЗ.
Реализация (организация учебной работы):
1. На основе различных учебных планов.
2.Внутриклассная или внутригрупповая дифференциация в зависимости от сложности выполнения заданий.
3. На основе различных темпов прохождения материала.
Формы:
Психолого-педагогическая – создание оптимальных условий для выявления возможностей, развития способностей.
Социальная – целенаправленное воздействие на формирование умений с целью реализации возможностей ребенка в его взаимоотношениях с социумом.
Дидактическая – создание методологической системы дифференцированного обучения для каждой категории детей с овз, обеспечивающих коррекцию и компенсацию недостатков развития, приемов и методов воспитания и обучения;
Прямая – создание специализированных групп или классов.
Опосредованная – индивидуальные задания, оценивание, стиль общения.
Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств.
Назовем лишь некоторые из них.
Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально-типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.
Во-вторых, психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность и независимость, а это, в свою очередь, детерминирует применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности.
Личностно-ориентированный и дифференцированный подход в обучении детей с ОВЗ
Индивидуализация
Личностно-ориентированный подход - методологическая ориентация педагогической деятельности, позволяющая с помощью опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей, способов действий, обеспечивающие самопознания и самореализации ребенка, развитие его индивидуальности.
Обучение: организация обучения и воспитания детей с ОВЗ осуществляется с учетом индивидуальных особенностей.
Реализация (организация учебной работы):
1. Этапность обучения.
2. Индивидуальная подготовка учащегося к усвоению нового материала с учетом степени выраженности речевого дефекта.
3. Важность первичного закрепления и дальнейшее применение знаний на практике и при выполнении домашних заданий.
Структура индивидуального логопедического занятия:
1. Организационный момент
2. Основная часть
- артикуляционная гимнастика;
- развитие фонематического слуха;
- развитие воздушной струи;
- развитие мелкой моторики;
- работа над развитием познавательных процессов;
- работа над коррекцией звукопроизношения в соответствии с этапом логопедической работы;
3. Итог занятия.
Результаты личностно-ориентированного подхода:
результат гуманистической направленности образования– становление образования человека, способного к сопереживанию, готового к гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному, интеллектуальному усилию уважающего себя и других.
Дифференциация
Дифференцированный подход
1. Особый подход к группам учащихся, заключающийся в организации учебной работы, различной по содержанию, объему сложности, методам и приемам.
2. Целенаправленное воздействие на группу учащихся, которые выделяются по сходным индивидуальным или личностным качествам учащихся, при которых учитываются их склонности и способности.
Обучение:
Организация обучения и воспитания детей с ОВЗ в различных типах специальных образовательных учреждений в зависимости от характера и степени выраженности нарушения. Для каждого типа школ определены содержание образования и трудовой подго-товки (мальчики и девочки), создана система учебников, методических пособий, дидактических материалов.