Диктанты для уроков русского языка с языковым анализом в 6-7 классах

4
0
Материал опубликован 8 July 2017 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Гимназия № 5" г. Брянска

Диктанты с языковым анализом в 6-7 классах (по текстам Б.Житкова)


подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Легоцкая Вера Сергеевна

Брянск-2017


 

1

Было время, что люди сидели и по-печатному гусиным пером выписывали толщенные книги. Годами писали. Целый день человек сидит и лепит букву к букве. Доходит до новой главы и тут уж на радостях начальную букву завернет такую, что загляденье.

Все равно спешить некуда, дело долгое. Иной переписчик целую картину разрисует– меленько, чистенько, аккуратненько. Нарисовал – и в новый путь: шагай по буковке тысячи верст до новой станции.

Большие мастера были! На иную старинную книгу смотришь и верить не хочется: да неужели же вручную все это сделано? Так ровно, будто напечатано!

1. Определите тип и стиль текста.

2. Передайте основной смысл текста 1-2 предложениями.

3. Разберите по составу слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Объясните, какова роль этих слов в тексте.

4. Объясните роль восклицательных предложений в данном тексте.

5. С какой целью автор использует разговорные слова? Выпишите их и подберите к ним стилистически нейтральные синонимы.

6. Найдите устаревшее слово. Что оно обозначает? К какой тематической группе относится? Какие устаревшие слова данной тематической группы вам известны?

7. Во втором абзаце подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

8. Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

9. Разберите по составу все причастия, употребленные в тексте.

10. Из первого абзаца выпишите все слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

11. Все глаголы второго абзаца разберите по составу.

12. Из последнего абзаца выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.

2

Издавна люди знали печати. Печати эти вырезали на драгоценном камне – портрет или зверя какого-нибудь. Камень этот вставят в перстень и носят на пальце. Когда надо запечатать письмо, залепят письмо воском, а на воск надавят печатью. На воске получится оттиск, выпуклый, рельефный отпечаток. Теперь письмо запечатывают не воском, а сургучом. А печать режут не на камне, а на меди. Но людям долго не приходило в голову делать на печати выпуклые буквы и мазать их краской – вот как теперь на штемпелях.

Люди пальцы чернилами мазали и тыкали ими в бумагу вместо подписи. Грамотных мало было, пожалуй, одни писцы только и умели толком писать. Русские бояре, бывало, и совсем писать не умели. Если нужно расписаться, мазали палец чернилами и припечатывали. Так и говорилось: к сей грамоте руку приложил.

1. Озаглавьте текст. Тему или идею вы отразите в названии?

2. Какую новую информацию вы узнали из текста? Сформулируйте ее и запишите одним сложным предложением.

3. Укажите средства связи предложений первого абзаца.

4. Какова роль последнего предложения текста?

5. Каковы функции вводных слов в этом тексте?

6. Укажите разговорные слова. Какова их стилистическая роль в тексте? Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы.

7. Найдите в первом абзаце слова одной словообразовательной модели. С какой целью автор использует повтор слов этой модели в данном тексте?

8. В первых двух предложениях подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

9. Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки зависит от ее значения.

10. Разберите по составу все глаголы второго абзаца. Укажите их спряжение.

11. Из первого абзаца выпишите все слова, образованные бессуффиксным способом.

12. Отметьте в первом абзаце все качественные прилагательные и образуйте от них возможные формы степени сравнения.

13. Из последнего абзаца выпишите все наречия и укажите их разряд по значению.

3

Гривенник. Что в нем интересного, в этом гривеннике? Кто его не видал? Всякий знает. На нем написано «10», с другой стороны герб, а сам он серебряный.

Вот уж и не верно. Не очень-то он серебряный. Такой же он серебряный, как и медный. Дайте гривенник ученому человеку– химику, он разберет его состав и скажет, что тут половина серебра, а половина меди.

А потом легко сказать: написано. Возьмите-ка напишите на серебряном кружке «10 копеек», да не как-нибудь там нацарапайте, а чтобы выпукло вышло и ровненько. А если взяться герб выделывать, тут уж черт ногу сломит: меленько, накручено, наворочено. Куда там!

Вот тебе и гривенник!

1. В каком предложении заключена основная мысль текста?

2. Составьте цитатный план текста.

3. Разберите по составу слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Объясните, какова роль этих слов в тексте.

4. Какое значение привносят приставки в слова НАЦАРАПАЙТЕ и ВЫДЕЛЫВАТЬ из последнего абзаца?

5. Объясните роль восклицательных предложений в этом тексте.

6. Укажите фразеологизмы. Какова их роль в тексте? Составьте с каждым из них простые предложения.

7. В первом абзаце подчеркните слова, в которых происходит оглушение согласного звука.

8. Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

9. Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н».

10. Разберите по составу все наречия третьего абзаца.

11. Из второго и третьего абзацев выпишите все слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

12. Укажите наклонение глаголов третьего абзаца.

13. Из второго абзаца выпишите все частицы и укажите их разряд по значению.

4

Как вы думаете, откуда произошло слово плотник? От слова плот.

Плот – это значит плотно, тесно скрепленные бревна. Это первое судно у людей было. Чего, кажется, проще? Бревно к бревну нагородил, связал как-нибудь– и готово: нехитрая штука. А ну-ка, попробуйте! Попробуйте, настелите на воде такой плавучий пол, чтоб он на ходу не расползся, чтоб его ни волной, ни течением не размыло. Чтоб на порогах не разметало по одному бревнышку.

А ведь посмотришь на другой плот – остров целый плывет. Изба на нем стоит, в избе печь топится. А то намостят плотовщики земли и на плоту костер разведут. Сидят вечером вокруг костра, картошку варят, а дым комаров отгоняет. Только бы еще огород кругом развести! Плывет плот по реке сотни верст, и хоть бы что. Плотно сделан! На то и плотники.

1. Озаглавьте текст.

2. Укажите, какие элементы текста создают доверительную тональность текста?

3. Отметьте ряды однокоренных слов. Объясните, какова их роль в тексте.

4. Объясните роль вопросительных предложений в этом тексте.

5. Во втором абзаце найдите повтор союза. Как называется такой прием? Какова его роль в тексте?

6. Укажите разговорные слова. Какова их роль в тексте? Подберите к ним стилистически нейтральные синонимы.

7. Во втором абзаце подчеркните слова, в которых звуков больше, чем букв.

8. Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание приставки зависит от последующего согласного звука.

9. Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н».

10. Разберите по составу все глаголы третьего абзаца. Укажите вид глаголов.

11. Из третьего абзаца выпишите все слова, образованные суффиксальным способом.

12. Подчеркните все частицы третьего абзаца.

13. Из текста выпишите все числительные и укажите их разряд по значению.

5

Так уж говорится: волков бояться– в лес не ходить. А на деле выходит, что редко сыщешь человека, кому бы удалось хоть раз в жизни этого волка в лесу увидеть.

Не то что волки, а все зверье в лесу прячется, хоронится от человека. Вы можете целый день бродить по лесу, и вам покажется лес пустынным. И вы скажете: «Все это чепуха и россказни про лесных зверей!»

Охотник вам скажет: «Почему же россказни? А вон это что?» Остановится и ткнет пальцем в землю: «Гляди, кем тут хожено?» И на примятом мху, на потоптанной траве вы увидите незаметные следы. Даже трава чуть шевелится, подымаясь. Секунду назад здесь пробежала лиса, и обмятая трава еле-еле встает.

Так прячет свою жизнь зверь от человека. И вот как же ее разгадать? Кабы знать, чем живет зверь, где он рыскает нехожеными тропами, что он ест, как он охотится тут же у вас под носом, сражается, копит зимние запасы, роет на зиму дома!

1. Определите роль первого предложения данного текста.

2. Передайте основной смысл отрывка 1-2 предложениями.

3. Сформулируйте и запишите два вопроса по содержанию текста.

4. Объясните роль прямой речи в данном тексте.

5. Какова роль вопросительных предложений в тексте?

6. Объясните значение слова ХОРОНИТСЯ из второго абзаца и подберите к нему синонимы. Почему именно это слово употребил писатель? Разберите слово по составу и определите его стилистическую роль.

7. В первом абзаце подчеркните слово(а), в котором(ых) звуков больше, чем букв.

8. Выпишите слово(а), в котором(ых) правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полного страдательного причастия, образованного от глагола совершенного вида, пишется НН»

9. Из первого и второго абзацев выпишите все слова с нулевым окончанием. Подберите к каждому из них по две формы слова и по два однокоренных слова.

10. Разберите по составу все глаголы последнего предложения. Определите спряжение этих глаголов.

11. Образуйте деепричастия от глаголов первого предложения, выделите суффиксы, укажите вид.

12. Из третьего и четвертого абзацев выпишите все частицы и укажите их разряд по значению.

13. Объясните постановку знаков препинания в предложениях второго абзаца. Установите, на какие слова должно падать логическое ударение и почему? Где и какие (короткие, средние, длинные) паузы необходимо сделать при чтении?


 

Использованная литература

Б.С.Житков. Очерки. http://www.azlib.ru/z/zhitkow_b_s/text_0570.shtml

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.