Урок русского языка в 6-7 классе «НЕ с частями речи»

4
1
Материал опубликован 14 June 2016

Пояснительная записка к презентации

В данной презентации представлен теоретический материал, алгоритм рассуждения, упражнения, небольшая самостоятельная работа.

Предмет: Русский язык

Класс: 6-7 класс

Тема: Правописание отрицательных частиц

Предварительный просмотр презентации

Отрицательные частицы НЕ-НИ

Он настоящий неряха. Негромкий звук раздался в тишине. Река была не глубокая, а мелкая. Подумайте

Существительное , прилагательное, наречие Слитно Раздельно 1. Если слово не употребляется без НЕ: НЕРЯХА 2. Может быть заменено синонимами или близкими по значению выражениями: НЕДОБРЫЙ = ЗЛОЙ. 1. В предложении есть противопоставление с союзом А: НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ  2. Если в предложении есть слова: ДАЛЕКО, ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО, ВОВСЕ НЕ ДАЛЕКО 3. С наречиями не на-О (-Е): НЕ ПО-ТОВАРИЩЕСКИ Глагол, деепричастия и причастия 1. Если слово не употребляется без НЕ: НЕГОДИТСЯ 3.С полными причастиями, не имеющими зависимых слов: НЕЗАКРЫТАЯ ДВЕРЬ Во всех остальных случаях с глаголом и деепричастием: НЕ УВИДЕЛ, НЕ УВИДЕВ С краткими причастиями: не исправлен С полными причастиями, имеющими зависимые слова: НЕ ЗАКРЫТАЯ БРАТОМ ДВЕРЬ Местоимение Если нет предлога: НЕЧЕГО, НЕКЕМ Если после НЕ есть предлог: НЕ ОТ ЧЕГО, НЕ С КЕМ Различение частицы НЕ и приставки НЕ

1) Во-первых, смотрим: употребляется ли слово без НЕ (если нет, то пишем слитно, НЕ в данном случае будет частью корня). 2) Если употребляется, тогда определяем часть речи. Раздельно пишем, если: это глагол, деепричастие, краткое причастие, числительное, местоимение; есть противопоставление с союзом «а» (или оно подразумевается); есть усиление отрицания, переданное словами совсем не, вовсе не, далеко не, отнюдь не, и любым словом, начинающимся с ни (никому не); причастие в полной форме имеет зависимое слово; отглагольное прилагательное на –мый имеет зависимое слово в Т.п. это краткие прилагательные: не виден, не виновен, не властен, не волен. 3) В остальных случаях пишем НЕ слитно. Алгоритм выбора написания слова

Слишком (не)богат и узок был запас моих житейских наблюдений. (Пауст.) Употребляется слово без НЕ? Часть речи? Есть противопоставление с союзом «а»? Есть конструкция усиленного отрицания? Следовательно, пишем слитно: Пример применения алгоритма да прилагательное нет нет небогат

Упражнение. Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ- То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька. Грубый, невоспитанный человек. Необразованный, малосведущий человек. Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства. Раб, обычно из пленников. Отсутствие свободы, рабство. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо.

Упражнение. Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ- То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка (небылица); Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка); Грубый, невоспитанный человек (невежа); Необразованный, малосведущий человек (невежда); Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то (невезение); Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды); Раб, обычно из пленников (невольник); Отсутствие свободы, рабство (неволя); Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа); Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо (неумеха).

НЕ НИ Если опустить частицу, смысл изменится на противоположный: Не выучил- выучил. Если опустить частицу, смысл не изменится: Его не остановят ни горы ни реки- Его не остановят горы, реки. В вопросительных и восклицательных предложениях: Кто не слышал об этом?- Куда он только не обращался! Придаточная часть начинается словами: Что ни…, кто ни…, чего ни…, сколько ни…,куда ни…, о чём ни…, где ни… С существительными в родительном падеже: На небе ни облачка. Не слышно ни шороха. В устойчивых выражениях: не по себе, не в духе и т. д. В устойчивых выражениях: ни свет ни заря, ни пуха ни пера, и т. д. Различение НЕ и НИ

Упражнение. Спишите, раскройте скобки, объясните написание. Пример: нестрогий преподаватель - добрый (Не)трудный, но запутанный вопрос; еще (не)распустившийся цветок; никому (не)нужный; ни для кого (не) приятный; (не)приятный для меня; далеко (не)приятный; (не)добрый человек; очень (не)веселая история; (не)принятый в институт абитуриент; отнюдь (не)правильное решение; (не)проверенный мною текст; (не)приятный, а противный запах; (не)приятный случай; полный (не)вежа; (не)должен сердиться; (не)видимые детьми машины; (не)видимые миру слезы; (не)навидимый всеми.

Упражнение. Спишите, раскройте скобки. 1).Правда, я со всех сторон слышу, что (не)доразумений больше уж (не)будет. 2).Лицо твое (не)огрубело от ветра. 3). Иван Иванович Семенюта – вовсе (не)дурной человек. 4).Солнце – (не)огнистое, (не)раскаленное, как во время знойной засухи, (не)тускло-багровое. 5).Ей, (не)согретой воспоминаниями, печален мог показаться ночной северный город. 6).Вдруг близ рощи, в овсах, робко, (не)уверенно зазвенел жаворонок. 7).Никого (не)боялся, (не)сказанное вершил, - ну и состояние оставил. 8).Полночь сошла, (не)проглядная темень, только луч от луны блестит, а за рекой (не)известное племя, зажигая костры, шумит. 9).И (не)навидим мы, и любим мы случайно, ничем (не)жертвуя ни злобе, ни любви… 10).Характерной чертой Ярмолы была упорная (не)словоохотливость, и я уж (не)надеялся добиться от него ничего больше.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, очень полезный материал

6 July 2016