Урок по русскому языку в 3 классе «Изложение с языковым анализом текста по Н. Сладкову "Птичья дружба"»
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 3 КЛАССЕ.
Тема урока: Изложение с языковым анализом текста.
«Птичья дружба» (по Н.Сладкову).
Цель урока: 1.Формировать навыки орфографического письма,
способствовать развитию орфографической зоркости.
2.Воспитывать любовь ко всему живому в природе,состра-
дание; довести до сознания детей: дружба – качество,
присущее не только человеку.
Х О Д У Р О К А.
1. Организационный момент
- Кто из вас бывает с родителями в лесу, на реке?
- Какое впечатление остается у вас от прогулки на природу?
- Кто из ваших близких коллекционирует чучела птиц или других
животных?
- Что вы ощущаете, когда смотрите на чучело погибшего животного?
2. Сообщение темы урока
Сегодня мы будем писать изложение по рассказу Николая Ивановича
Сладкова, который называется «Птичья дружба».
3. Вступительная беседа
- Что вы знаете о Николае Ивановиче Сладкове? (Большой знаток при-
роды, любимый ученик В.В.Бианки. Написал для детей книгу «Лес-
ной календарь», в которую вошло много рассказов о животном мире.»
Николай Иванович писал:
«На природу можно выходить за чем-то: по грибы по ягоды, на охоту.
А можно ходить и по загадки. Загадки в лесу всюду: над головой, под
ногами, по сторонам.
А можно так ходить – ни за чем. И тогда - и только тогда! – откроется
тебе настоящая красота природы.
Все у тебя есть: ноги, чтобы идти; глаза, чтобы видеть; уши, чтобы слы-
шать. И голова, чтобы все понять».
- Как вы понимаете эти слова писателя, обращенные к нам, читателям?
4. Знакомство с текстом
Текст написан на доске или отпечатанный текст лежит на парте.
Мне захотелось застрелить чайку, чтобы сделать чучело для
музея. Красивые чайки живут на нашем озере. Они белые с
черными кончиками крыльев. А клюв у них красный и вокруг глаз
красное кольцо.
Вот показалась чайка. Я выстрелами ранил ее. Хотел я веслом
достать подранка. Но на меня набросилась целая стая чаек. Они
били меня крыльями и целились клювами мне в глаза.
Другая стая кружилась над раненой подружкой, пока она спрята-
талась в тростниках.
Видя такую птичью дружбу, мне расхотелось делать из живой
птицы скучное чучело.
- Какие слова вызывали затруднение в понимании их смысла?
Чучело – «точное воспроизведение животного – его фигура, покрытая
Шкурой, перьями».
Подранок – «зверь или птица раненые охотником».
- Какой словарь помог объяснить значение этих слов?
5. Чтение текста с целью определения темы и идеи
- О ком говорится в тексте?
- Кто является главным героем?
- Каково ваше отношение к описанному событию?
- Кого бы вам хотелось осудить? За что?
- Послушайте стихотворение И.Токмаковой. А затем ответите на вопрос,
почему ребенок так резко говорит о взрослом человеке?
Я ненавижу Тарасова:
Он застрелил лосиху.
Я слышал, как он рассказывал,
Хоть он говорил тихо.
Теперь лосенка губатого
Кто же в лесу накормит?
Я ненавижу Тарасова.
Пусть он домой уходит!
- Что общего у стихотворения и рассказа?
А теперь вернемся к тексту «Птичья дружба».
- Определите идею текста. (Птицы умеют приходить на помощь друг другу.)
- Какого типа текст? (Текст – повествование, т.к. события происходят
последовательно.)
- С какой целью писатель написал этот рассказ, ведь его роль в нем
неприглядна? (Автор хотел сказать, что сожалеет о случившемся, что
чайки – часть природы.)
6. Составление плана текста
а) Почему автору захотелось сделать чучело чайки? (Чтение вслух первого
абзаца и озаглавливание его.)
б) Почему Сладков не смог достать подранка из воды? (Чтение вслух второ-
го абзаца и озаглавливание его.)
в) О чем говорится в третьем абзаце?
г) Почему Николаю Ивановичу расхотелось делать чучело?
- Какой план к вас получился?
План
1. На озере живут красивые чайки.
2. Чайки защищают подругу.
3. Охрана раненой птицы.
4. Отказ от изготовления чучела.
5. Мое отношение к описанному событию.
-Составление плана к тексту необходимо для того, чтобы при написании
легче было вспомнить главное в каждой части.
7. Языковый анализ текста
- Прочитайте первое предложение. От чьего лица ведется рассказ?
- Для чего было предназначено чучело? Зачем музею чучело чайки?
Прочитайте описание внешнего вида чаек.
Прочитайте все глаголы второго обзаца. Назовите приставки, с которыми
они употребляются.
- Как расправились чайки с врагом?
- Как вы себе это представляете. Опишите словами, как бы вы это нари-
совали.
Прочитайте третий абзац. Сколько в нем предложений? А можем мы его
разбить на два предложения?
- Что делали птицы? Для чего они это делали?
Прочитайте последний абзац.
- Почему автор употребляет выражение «птичья дружба»?
- Как вы понимаете смысл слова дружба?
Дружба – «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привя-
занности, общности интересов».
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
8. Физминутка под музыку без слов
9. Орфографическая подготовка
(за)х…телось ч…йку кр…сивые
(за)стр…лить ч…чело оз…ре
(с)делать ж…вут в…слом
(вы)стрелил крыл…ев подранка
х…тел (в)гл…за над раненой
(до)стать круж…лась
(на)бросилась подру…кой
(рас)х…телось в тр…с…никах
птич…ю
скуч…ное
10. Письмо изложения, редактирование текста
Дети пишут сначала на черновик, учитель может оказать помощь при
редактировании написанного.
11. Анализ изложений
Чтение 3 – 4 изложений вслух..