Конспект урока русского языка в 6 классе «Комплексный анализ текста»

1
0
Материал опубликован 28 December 2017

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Тема: «Комплексный анализ текста»

 

Автор:

Жукова ЛолаТулкуновна,

учитель русского языка

и литературы 1 квалификационной категории

МБОУ СОШ №11 г.о.Вичуга Ивановской области

Тема: Комплексный анализ текста Полякова С.В. «Природа и человек»

Цель: формировать умение анализировать текст с разных лингвистических позиций.

Задачи: Формировать умение понимания и интерпретации содержания текста.

Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Словообразование», «Правописание приставок»

Формировать чувство любви к природе, подвести учащихся к мысли, что только в единении с природой человек будет счастлив, что природа уязвима и нуждается в защите

Эпиграф к уроку:

«Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней» Л.Н.Толстой

Ход урока.

1 фаза - Вызов интереса

– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Давайте посмотрим на эпиграф к сегодняшнему уроку. Чтение эпиграфа. «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого.

-2017 год объявлен годом экологии. Объясните почему? (много экологических проблем)

- Какие экологические проблемы ? (слайды)

- Ребята, а что для вас есть природа? (составление кластеров)

Природа-начало жизни, жизнь,красота,гармония,счастье,любовь

Ребята, сегодня мы с вами будем анализировать текст с разных языковых позиций. С каких?

(содержания текста, типа речи, стиля, идеи, орфографии, синтаксиса, выразительных средств, словообразования, морфемики).

- О чем будет этот текст? (о природе)

Чтение текста учителем.

2 фаза - осмысление текста

-О чем это текст? (о природе, ее проблемах, любви к природе)

Как бы вы его озаглавили? Выберите одно название из предложенных мной. (Современная экологическая ситуация. Любовь к природе. Искусство и природа.) (Любовь к природе) Почему?

- Определите основную мысль (идею) текста. К каком абзаце содержится главная мысль текста? ( в последнем) чтение абзаца.

Гл.мысль: любовь к природе приближает человека к счастью

- а как вы понимаете слово счастье? Составление кластера

Счастье-мир, гармония,семья, природа, жизнь,любовь

-давайте сравним понятия. Сделайте вывод. (эти понятия переплетаются, вывод: человек не может быть счастлив без единения с природой и любви к ней).

-каким человеком вам видится автор текста?(любящий природу. Переживающий за нее)

-зачем он написал текст? (чтобы привлечь внимание к проблемам природы)

3 фаза. Интерпретация содержания текста.

Прием Инсерт. Я прошу вас при чтении текста сделать пометы: ? – места, над которыми хотелось бы подумать,! – понравившееся место

О чем заставляет задуматься этот текст?

Что понравилось в содержании текста?

Работа в паре. Составление тонких и толстых вопросов. (по 2 вопроса). Зачитывание вопросов.

Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1)Любовь к природе делает познание мира интересным и увлекательным.

2)Человек наносит природе невосполнимый урон.

3)Любовь к природе приближает человека к счастью.

4)милосердие природы заключается в том, что она не воюет с человеком.

Определение типа текста. (рассуждение. Есть тезисы и аргументы)

Определяют стиль речи:

- Ребята, к какому стилю речи принадлежит данный текст и почему? (публицистический)

Что делает текст ярким и убедительным?

Выразительные средства:

1)тропы: метафора- затоптан в грязь, забит здравый смысл, струны другой души, точка отчета ценностей жизни

олицетворения – природа мстит за себя, обороняется

2) книжная лексика. Отметьте в тексте слова с высокой стилистической окраской: урон, оскудение, здравый смысл, исторгает, творцы, познание мира, великий дар

Словарная работа: урон, оскудение

3) предложения с однородными членами. Отметьте предложения с ОЧП.

4) сложные предложения Отметьте сложные предложения

5)парцелляция. Отметьте парцелляцию

4. Работа над грамматическим материалом

-посмотрим на текст с точки зрения орфографии, морфемики и словообразования.

-в последнем абзаце найдите слово, в котором

-правописание приставки зависит от последующей согласной (издает);

-правописание приставки зависит от ее значения (приближающая)

-слово, которое образовано бессуффиксным способом (отсчет, опора)

слово, образованное суффиксальным способом (ценностей, приближающая, познание, интересным)

слово, правописание которого можно объяснить его морфемным составом (ценностей)

во 2 абзаце найдите слово, соответствующее схеме: корень, суффикс, суффикс

5. Подведение к выводу урока.

Запишите предложение, в котором вы выразите свое отношение к проблематике текста.

- Выразите свои чувства в синквейнах.

(На слайде правила написания синквейна)

б) Составление синквейнов со словом природа

природа

удивительная ранимая

любить, охранять, защищать

природа нуждается в любви и защите

счастье

6. Подведение итогов урока.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.