Конспект урока русского языка в 6 классе «Комплексный анализ текста»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: «Комплексный анализ текста»
Автор:
Жукова ЛолаТулкуновна,
учитель русского языка
и литературы 1 квалификационной категории
МБОУ СОШ №11 г.о.Вичуга Ивановской области
Тема: Комплексный анализ текста Полякова С.В. «Природа и человек»
Цель: формировать умение анализировать текст с разных лингвистических позиций.
Задачи: Формировать умение понимания и интерпретации содержания текста.
Обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Словообразование», «Правописание приставок»
Формировать чувство любви к природе, подвести учащихся к мысли, что только в единении с природой человек будет счастлив, что природа уязвима и нуждается в защите
Эпиграф к уроку:
«Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней» Л.Н.Толстой
Ход урока.
1 фаза - Вызов интереса
– Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Давайте посмотрим на эпиграф к сегодняшнему уроку. Чтение эпиграфа. «Счастье - это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого.
-2017 год объявлен годом экологии. Объясните почему? (много экологических проблем)
- Какие экологические проблемы ? (слайды)
- Ребята, а что для вас есть природа? (составление кластеров)
Природа-начало жизни, жизнь,красота,гармония,счастье,любовь
Ребята, сегодня мы с вами будем анализировать текст с разных языковых позиций. С каких?
(содержания текста, типа речи, стиля, идеи, орфографии, синтаксиса, выразительных средств, словообразования, морфемики).
- О чем будет этот текст? (о природе)
Чтение текста учителем.
2 фаза - осмысление текста
-О чем это текст? (о природе, ее проблемах, любви к природе)
Как бы вы его озаглавили? Выберите одно название из предложенных мной. (Современная экологическая ситуация. Любовь к природе. Искусство и природа.) (Любовь к природе) Почему?
- Определите основную мысль (идею) текста. К каком абзаце содержится главная мысль текста? ( в последнем) чтение абзаца.
Гл.мысль: любовь к природе приближает человека к счастью
- а как вы понимаете слово счастье? Составление кластера
Счастье-мир, гармония,семья, природа, жизнь,любовь
-давайте сравним понятия. Сделайте вывод. (эти понятия переплетаются, вывод: человек не может быть счастлив без единения с природой и любви к ней).
-каким человеком вам видится автор текста?(любящий природу. Переживающий за нее)
-зачем он написал текст? (чтобы привлечь внимание к проблемам природы)
3 фаза. Интерпретация содержания текста.
Прием Инсерт. Я прошу вас при чтении текста сделать пометы: ? – места, над которыми хотелось бы подумать,! – понравившееся место
О чем заставляет задуматься этот текст?
Что понравилось в содержании текста?
Работа в паре. Составление тонких и толстых вопросов. (по 2 вопроса). Зачитывание вопросов.
Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?
1)Любовь к природе делает познание мира интересным и увлекательным.
2)Человек наносит природе невосполнимый урон.
3)Любовь к природе приближает человека к счастью.
4)милосердие природы заключается в том, что она не воюет с человеком.
Определение типа текста. (рассуждение. Есть тезисы и аргументы)
Определяют стиль речи:
- Ребята, к какому стилю речи принадлежит данный текст и почему? (публицистический)
Что делает текст ярким и убедительным?
Выразительные средства:
1)тропы: метафора- затоптан в грязь, забит здравый смысл, струны другой души, точка отчета ценностей жизни
олицетворения – природа мстит за себя, обороняется
2) книжная лексика. Отметьте в тексте слова с высокой стилистической окраской: урон, оскудение, здравый смысл, исторгает, творцы, познание мира, великий дар
Словарная работа: урон, оскудение
3) предложения с однородными членами. Отметьте предложения с ОЧП.
4) сложные предложения Отметьте сложные предложения
5)парцелляция. Отметьте парцелляцию
4. Работа над грамматическим материалом
-посмотрим на текст с точки зрения орфографии, морфемики и словообразования.
-в последнем абзаце найдите слово, в котором
-правописание приставки зависит от последующей согласной (издает);
-правописание приставки зависит от ее значения (приближающая)
-слово, которое образовано бессуффиксным способом (отсчет, опора)
слово, образованное суффиксальным способом (ценностей, приближающая, познание, интересным)
слово, правописание которого можно объяснить его морфемным составом (ценностей)
во 2 абзаце найдите слово, соответствующее схеме: корень, суффикс, суффикс
5. Подведение к выводу урока.
Запишите предложение, в котором вы выразите свое отношение к проблематике текста.
- Выразите свои чувства в синквейнах.
(На слайде правила написания синквейна)
б) Составление синквейнов со словом природа
природа
удивительная ранимая
любить, охранять, защищать
природа нуждается в любви и защите
счастье
6. Подведение итогов урока.