Урок русского языка в 7 классе «Ведение. Русский язык среди других славянских языков»
Вводный урок русского языка в 7 классе по учебнику Русский язык. 7 класс. Бунеев Р.Н. и другие. М: «Баласс», 2015
Учитель: Петухова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №43 г.Архангельска
Тема: Введение. Русский язык среди других славянский языков.
Задачи:
1.Познакомить с учебником
2. Воспитывать интерес к изучению русского языка
3.Развивать наблюдательность, внимание, умение работать с текстом, выделять главную мысль.
4. Развивать умение преобразовывать текстовую информацию в схему, сравнивать, обобщать, делать выводы.
5. Воспитывать умение работать в группах, в парах.
Ход урока
Приветствие учащихся, поздравление с началом нового учебного года, пожелание успехов в новом учебном году.
Мотивация учащихся на изучение предмета.
Учащимся выдается разрезанное высказывание А.Н.Толстого о русском языке. (Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью).
Учащимся в группах по 4 человека предлагается собрать высказывание, побеждает группа, собравшая высказывание первыми. Далее учащимся предлагается объяснить высказывание своими словами. (Русский язык красив, как радуга, точен, богат, напевен.)
Учащиеся отвечают на вопрос: Для чего изучать русский язык? (на доске появляется схема)
-Чтобы общаться, грамотно писать, получать новую информацию из текстов, сохранять информацию и т.д.
Изучение нового материала
-А теперь попробуем угадать, что мы будем изучать в этом учебном году(в случае затруднения учащиеся могут обратиться к содержанию учебника)
(Учитель читает загадки, а ученики отгадывают)
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)
НА дороге пёс сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги - кот идёт,
У дороги - поворот.
НАД дорогой - облака.
Шёл К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли...
(Предлоги.)
Выражаю поощренье, похвалу, упрек, запрет,
Благодарность, восхищенье, возмущение, привет…
Те, кого охватит страх, произносят слово АХ!
У кого тяжелый вздох, произносят слово ОХ!
Кто встречается с бедой, произносит слово ОЙ!
Кто отстанет от друзей, произносит слово ЭЙ!
У кого захватит дух, произносит слово УХ!
(Междометие)
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Это? (союз)
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
(Частица)
-А какие еще темы мы будем изучать, давайте узнаем из учебника.
(Учащиеся с помощью содержания называют темы разделов)
-А теперь давайте откроем первый урок и прочитаем тему урока. Запишем тему урока в тетрадь.
Учащиеся читают текст упр.1 о русском языке, отвечают на вопрос: Какая информация была для них новой?
Учащиеся читают текст упр.2 о родстве языков, составляют схему в тетради на основе текста. Один ученик работает у доски.
Славянские языки |
||
Восточнославянские |
Западнославянские |
Южнослявянские |
Русский Украинский Белорусский |
Польский Чешский Словацкий Верхнелужицкий Нижнелужицкий |
Болгарский Сербско-хорватский Словенский Македонский |
Учащиеся делают вывод: Русский язык принадлежит группе восточнославянских языков.
Первичное закрепление
Учащиеся устно дополняют таблицу упр.3 пропущенными русскими словами, анализируя предложенные в таблице слова из других славянских языков.
В парах учащиеся читают текст упр.4 , пробуют перевести текст с болгарского языка на русский и догадаться, из какого произведения взят отрывок.
Учащиеся делают вывод о том, что славянские языки имеет много общего.
Итог урока
Какие выводы можем сделать по уроку?
-Продолжаем изучать русский язык по учебнику Р.Н.Бунеева и других
-Мы узнаем не изученные ранее части речи, научимся их правильно употреблять и писать
-Русский язык красив, точен, певуч
-На русском языке говорят миллионы людей
-Русский язык изучают в качестве неродного языка
-Русский язык относится к славянским языкам
-Русский язык входит в группу восточнославянских языков
-Изучать русский язык интересно
Домашнее задание
Найти интересную информацию о славянских языках
Загадки и цитата взяты с указанных сайтов:
http://otmetim.info/grammaticheskie-zagadki/
http://festival.1september.ru/articles/561287/
https://infourok.ru/urok-igra-na-temu-takoe-raznoe-mezhdometie-932397.html
Дементьева Ирина Михайловна