Дипломная работа. Специальность: 40.02.01. Право и организация социального обеспечения
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……… ………………………………………………………………3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
1.1 Общее представление о сущности компенсационных выплат …….……..7
1.2 Механизм реализации компенсационных выплат……… ……….……….182. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ
ГРАЖДАН В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Классификация по видам нормативных правовых актов… ……….…….23
2.2 Жилищные субсидии ………………………………………………………27
2.3 Ежемесячные денежные выплаты… ……………………………....……....33
2.4 Материнский (семейный) капитал…… ……………………………….......40
2.5 Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в ЧР… …..43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………… …………………….. ..……….……..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……… …… …...……..50
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется тем, что одна из целей социального государства является сокращение бедности и улучшение качества жизни этих групп населения, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно решить проблемы своего личного, поддержка семейной жизни. Достижение этой цели возможно путем предоставления мер социальной поддержки (субсидий, пособий, компенсаций, льгот и так далее), развитие социальных услуг для престарелых, инвалидов, семей с детьми.
В жизни каждого человека могут быть обстоятельств, которые самым непосредственным образом влияют на его жизнь.
К таким обстоятельствам относятся: старость, инвалидность, болезнь, потеря кормильца и многие другие. Пережить их своими силами чаще всего невозможно, поскольку они вызваны объективными социально-экономическими условиями, тесно привязаны к производственной деятельности, совершенно не зависят от усилий индивида.
Но они непосредственно предопределяют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя меру ответственности за их возникновение и предусматривает систему социальной защиты, обеспечение социальных выплат населению.
Компенсации - это денежные выплаты лицам, нуждающимся в социальной поддержке в силу обстоятельств, не зависящих от получателя компенсации. Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одной из разновидностей социального обеспечения граждан, которые заключаются в выплатах денежных сумм (периодических и однократных), которые явно выразили возмещения в случаях, предусмотренных существующим законодательством.
Перечень компенсационных выплат не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости оказания социальной помощи любой категории граждан.
Компенсационные выплаты должны способствовать восстановлению ранее понесенные убытки, ущерб, возмещение недополученного дохода, неиспользованного отпуска, затрат на переезд, по уходу за членами семьи инвалидами и так далее.
Особую актуальность компенсации в настоящее время, когда Россия признана правовым государством и все права и свободы граждан гарантируются и защищаются законом, лиц нуждающихся в социальной поддержке для нормальной жизнедеятельности.
Граждане должны знать и получать, компенсационные выплаты, право на которые они имеют право в различных ситуациях.
К сожалению, у нас в Российской Федерации граждане, нуждающихся в помощи в форме компенсации или иных выплат, предусмотренных законом, очень много потому данная тема является актуальной в наше время.
В той или иной мере эти вопросы отражены в работах Г. Атаманчука, В. Жукова, В. Иванова, В. Патрушева, В. Смолькова, В. Добрыниной, Н. Волгина, И. Ларионова, В. Патрушева, С. Тихониной, М. Белоножко, А. Гаврина, Н. Костко, А. Силина, Т. Лысенко, С. Смирнова, Лаврентьева и других ученых.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с назначением компенсационных выплат.
Предметом исследования является система нормативно-правовых актов, которые устанавливают порядок, условия и размеры назначения компенсационных выплат.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ правового регулирования компенсационных выплат в системе социального обеспечения в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
1. Раскрыть понятие и виды компенсационных выплат. Их роль в системе социального страхования.
2. Проанализировать систему нормативно- правовых актов, регулирующих компенсационные выплаты в системе социального обеспечения;
3. Рассмотреть компенсационные выплаты по состоянию здоровья;
4. Проанализировать компенсационные выплаты в связи с семейными обстоятельствами.
Методологической основой настоящей работы явилось комплексное использование общенаучных и специальных методов познания, диалектической теории познания, философских принципов исследования социальных явлений. Основополагающим методом данной работы является метод сравнительного правоведения, позволяющий наиболее полно раскрыть содержание социальной сферы и правонарушений в ней.
Нормативной основой исследования являются:
- Конституция Российской Федерации;
- международные правовые акты;
- федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты в области пенсионного обеспечения, а также областные законы и нормативные акты органов местного самоуправления.
Практическая значимость работы заключается в анализе представленного практического материала, а также специфических дополнительных пособий (в зоне подвергшейся радиационному воздействию после аварии на Чернобыльской АЭС), действующих на территории Чеченской Республики. Полученные результаты исследования могут быть использованы органами социальной защиты населения при реализации полномочий, связанных с обеспечением граждан отдельными видами пособий и компенсационных выплат.
Научная новизна темы исследования состоит в том, что начался новый этап в реализации социальной политики Российской Федерации - этап коренной ломки старой и создания новой системы социального обеспечения и социальной защиты граждан.
Компенсации - это денежные выплаты, адресованные лицам, нуждающимся в социальной поддержке по обстоятельствам, не зависящим от воли получателя. Особая актуальность компенсационных выплат в настоящее время, когда Россия признана правовым государством и все права и свободы граждан гарантируются и защищаются законом, лиц нуждающихся в социальной поддержке для нормальной жизнедеятельности.
Граждане должны знать и получать, компенсационные выплаты, право на которые они имеют право в связи с различными жизненным ситуациями.
Таким образом, изучение ежемесячных пособий и компенсационных выплат как особых разновидностей социального обеспечения в Российской Федерации представляется весьма актуальным и важным для большей части населения страны.
Структура выпускной квалификационной работы (ВКР) состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. Названия глав отображают ее содержание.
Во введении раскрываются актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи, методологическая и теоретическая основы, нормативная база, а научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе ВКР рассматривается история развития законодательства о социальном обеспечении в РФ, понятие, значение и роль компенсационных выплат и механизм реализации компенсационных выплат.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассматривается порядок и размеры компенсационных выплат отдельным категориям граждан, их классификация по видам, жилищные субсидии, материнский капитал. Излагается порядок и размеры компенсационных выплат отдельным категориям граждан в Чеченской Республике на примере регионального отделения ПФР по Чеченской Республике.
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ
1.1 Общее представление о сущности компенсационных выплат
Отраслевая теория, обогатившись новыми терминами, в том числе понятием социальные компенсации, никак не определит их место в системе видов социального обеспечения.
До настоящего времени ни законодательство, ни теория не выработали общего определения социальной компенсации в праве социального обеспечения, то есть не предложили ответ на вопрос, какие признаки присущи ей как виду социального обеспечения, каким специфическим требованиям должно отвечать физическое лицо – потенциальный субъект права на социальную компенсацию.
Большинство ученых компенсации называют отдельным, обособленным видом социального обеспечения, отличительным от пособий, появившимся в связи с снижением общего уровня жизни населения.
Другие исследователи считают их близкими по юридическим свойствам и сущности к социальным пособиям и не предлагают обособленного определения социальных компенсаций.
Формулируя обобщенное понятие «социальная компенсация», следует иметь в виду, что им характерны родовые правовые признаки социально-обеспечительного предоставления нуждающимся гражданам.
Юридическими свойствами компенсаций, свидетельствующими об отраслевой принадлежности, являются:
Во-первых, объективная обусловленность их предоставления физическим лицам социальным риском.
Теоретические обоснования социального риска как правового основания социального обеспечения граждан неоднократно обсуждалось учеными-представителями отраслевой науки. Считаем, что в современных условиях теория социального риска модифицируется, но продолжает быть фундаментальной при определении правовой природы социальных материальных предоставлений гражданам.
Именно социальный риск как основание выплаты служит базовым критерием при отграничении социальных компенсаций в сфере социального обеспечения от компенсационных выплат по трудовому законодательству.
Во-вторых, они обусловлены необходимостью покрытия социального вреда или удовлетворения социальных потребностей лиц, испытавших влияние социального риска.
Важным является тот факт, что вид социального обеспечения предопределяется теми социальными потребностями лица, которые на определенном конкретно историческом этапе своего развития общество признает возможным обеспечить и провозглашает себя обязанным субъектом относительно них. Целевым предназначением социальных компенсаций является возобновление материального трудового дохода физического лица, объективно (в результате нетрудоспособности или невозможности найти адекватную работу) утратившего возможность самостоятельно реализовать свое право на оплату труда в размере, соответственном социальным стандартам.
Социальные компенсации выплачиваются также тем физическим лицам, которые по уважительным причинам не могут трудиться и получать надлежащего материального вознаграждения.
В - третьих, законодательное, в большинстве случаев, регулирование условий и порядка предоставления социальных компенсаций.
Этот вид социального обеспечения может быть предметом муниципального регулирования, коллективно – договорного или индивидуального соглашения сторон трудового договора. Но обозначенные виды правового регулирования выполняют вспомогательную функцию в сфере социально-обеспечительных предоставлений.
В - четвертых, основным обязанным субъектом назначения и выплаты социальных пособий является государство.
Конечно, в условиях рыночных отношений и изменений общественной идеологии обязанными по законодательству, собственной инициативе или в результате соглашения социальных партнеров могут быть и другие субъекты.
За типом обязательств обязанность негосударственных организаций является дополнительной. Она обеспечивает льготный или повышенный уровень социальных выплат в сравнении с государственным, но не заменяет его. Определяя видовую принадлежность социальных компенсаций, считаем их разновидностью социальных пособий.
О том, что социальные компенсации – вид социальных пособий, можно утверждать, проанализировав предложенные в отраслевой литературе определения пособий – все исследователи проблем права социального обеспечения едины при формулировании компенсационной функции социальных пособий.
Все социальные компенсации имеют единое целевое направление – уравновесить материальное обеспечения лица – обеспечить доход на уровне прежней или минимальной заработной платы.
По этому юридическому признаку названные социальные пособия условно относятся к одной группе, поскольку представляют собой полную или частичную компенсацию лицу заработка, утраченного вследствие наступления социального риска – нетрудоспособности лица, или невозможности зарабатывать трудовой доход на предшествующем социальному риску уровне материального трудового обеспечения или невозможности его зарабатывать.
В доктринальном и легальном определении социальной компенсации должно быть указание на вид социально-обеспечительного предоставления, форму и целевое предназначение.
Предлагаем социальную компенсацию в сфере социального обеспечения трактовать как социальное пособие, целевым предназначением которого является денежное восполнение физическому лицу объективно (условно-объективно) утраченного, убавленного или незаработанного в результате социального риска трудового дохода, выплачиваемого за счет страховых или бюджетных фондов.
На современном этапе развития права социального обеспечения в Российской Федерации практически все основные виды социального обеспечения граждан в связи с наступлением старости, рождением и воспитанием детей, в случае болезни, инвалидности сформировались и продолжают развиваться с учетом изменившейся социально- экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении.
По мере развития рыночной экономики, помимо традиционных социальных рисков, которые в современных условиях сохраняются и даже увеличиваются, человек все в большей степени подвергается влиянию социальных рисков, присущих рыночной среде: риск потери заработка вследствие безработицы, потери сбережений, предпринимательский риск, риск утратить право на жилую площадь и стать бездомным вследствие неудачных операций на рынке жилья.
Возникают как относительно, так и принципиально новые опасности, создающие во многих случаях угрозу для населения не одного, а нескольких государств: локальные и региональные вооруженные конфликты вследствие усиления межэтнических и межконфессиональных противоречий, международный терроризм и другие.
Такие риски, как и их возможные последствия, гораздо сложнее прогнозировать, число пострадавших может быть очень велико, преодоление последствий может незамедлительно потребовать такого объема материально-финансовых ресурсов, которым конкретное государство в определенный момент времени не располагает, тогда борьба с социальным риском неизбежно приобретает наднациональный характер.
Компенсации, как мера социальной защиты, предоставляемая гражданам в случае наступления социальных рисков транснационального масштаба, которые в научной литературе получили название экстраординарных социальных рисков, приобретают нетипичную наднациональную форму социального обеспечения, которая дополняет современный потенциал международного сотрудничества.
Во всех перечисленных случаях человек не просто нуждается в поддержке, предоставляемой ему системой социального обеспечения.
Меры социальной защиты необходимы ему безотлагательно.
Речь идет о необходимости срочного принятия мер социальной защиты определенных категорий граждан.
Особенностью компенсаций, которая позволяет сохранять характер срочной, безотлагательной меры социальной поддержки, предоставляемой гражданам в случае наступления социального риска, который, как и его последствия, сложно прогнозировать, является то, что перечень компенсационных выплат достаточно динамичен, он, в зависимости от ситуации, изменяется, дополняется в связи с возникновением обстоятельств, требующих оказания со стороны государства социальной помощи, адресованной отдельным категориям нуждающихся, неработающих граждан.
Эта особенность, по нашему мнению, ставит компенсации в ряд мер социальной защиты, в которых наиболее полно реализуется принцип адресности социальной защиты.
Сегодня круг компенсаций достаточно широк в диапазоне — от возмещения дополнительных материальных расходов граждан, находящихся в так называемых группах риска, до обеспечения социальной поддержки тех слоев населения, которые оказались в зоне социального обеспечения ниже уровня прожиточного минимума.
Между тем, в юридической научной литературе существование в российском законодательстве о социальном обеспечении компенсаций, по-прежнему, связывается с необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям: с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту, что предопределило отношение к компенсационным выплатам, как временной мере социальной защиты, которая востребована в связи с наступлением скоротечных, непродолжительных социальных рисков.
Правовая природа социально обеспечительных компенсаций практически не исследована в теории права социального обеспечения, несмотря на то, что анализ нормативных правовых актов советского и современного периода дает достаточно оснований для признания этого явления в качестве самостоятельного вида социального обеспечения.
В науке права социального обеспечения отсутствует доктринальная позиция в отношении компенсационных выплат, отсутствует развернутая классификация компенсационных выплат.
Не выработаны критерии их классификации.
Единообразного понятия компенсаций как социально обеспечительного предоставления в российской юридической литературе не имеется.
Современное федеральное и региональное законодательство о социальном обеспечении, подтверждая востребованность этих социальных выплат для возмещения гражданам последствий социальных рисков, в то же время, не содержит определения компенсаций, правовые нормы о социально обеспечительных компенсациях разрознены по нормативно-правовым актам различного уровня.
В праве социального обеспечения понятие компенсации используется законодателем как в специально выделенном направлении — остро, срочном необходимом предоставлении дополнительных выплат определенным нуждающимся категориям населения, так и в других правовых институтах: пенсионного обеспечения, социального обслуживания, предоставления льгот.
Реформа российского законодательства в системе предоставления льгот породила новые виды выплат, именуемые компенсационными: ежемесячные денежные выплаты, ежемесячные компенсационные выплаты. Существенным является то, что, как правило, ежемесячные денежные выплаты рассматриваются вместе со льготами, именуемыми «набор социальных услуг».
И. Р. Маматказин считает это в какой-то степени оправданным, поскольку между ежемесячными денежными пособиями и набором социальных услуг имеется взаимосвязь, которая проявляется в виде законодательно закрепленной возможности замены набора социальных услуг ежемесячными денежными выплатами.
Кроме этого, правовое регулирование льгот и правовое регулирование компенсации и во многом схожи.
Поэтому представляется, что словообразование «компенсационные выплаты» в области права социального обеспечения необходимо понимать в широком и в узком смысле.
В широком смысле компенсационные выплаты находят свое выражение во многих институтах права социального обеспечения как меры социальной помощи различным категориям граждан или как формы, получившие наименование компенсационных выплат в сфере пенсионного, жилищного, коммунально-бытового, транспортного и иного социального удовлетворения нужд отдельных групп населения. Из широкого спектра вышеназванных мер выделяется узкий, специальный диапазон новых в российском праве социального обеспечения целевых выплат. Они могут быть самостоятельными выплатами, а могут быть в качестве дополнительных выплат к пособиям. Исходя из вышеизложенного, представляется возможным сформулировать следующее понятие компенсаций в праве социального обеспечения.
Компенсации в праве социального обеспечения представляют собой денежные выплаты, назначаемые гражданам, нуждающимся по независимым от них обстоятельствам в дополнительной материальной помощи, в случаях, предусмотренных законодательством.
Представляется возможным утверждать, что в системе права социального обеспечения компенсации являются видом социальной помощи специального направления — остро и срочно необходимого предоставления дополнительных выплат определенным нуждающимся категориям граждан.
Поэтому компенсации чаще всего определяются указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Компенсационные выплаты могут определяться законами и нормативными актами субъектов РФ.
Таким образом, правовую основу компенсаций в системе социального обеспечения составляют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, отдельные правовые акты уполномоченных органов исполнительной власти, законы и нормативные акты субъектов Российской Федерации.
Компенсации в юридической науке, либо рассматриваются как новый самостоятельный вид социального обеспечения, либо отождествляются с пособиями.
С. Б. Цветков полагает, что компенсационные выплаты близки по своим целям и правовой природе к пособиям.
Их отличие он видит в следующем:
1) пособия назначаются на основании федеральных законов, а компенсационные выплаты — на основании подзаконных актов;
2) размер пособий значительно выше размеров компенсационных выплат. С приведенными автором аргументами сложно согласиться, ведь некоторые компенсации устанавливаются законом.
Например, закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает несколько видов компенсационных выплат. Размеры пособий не всегда превышают суммы компенсаций.
Подобное сравнение представляется не совсем корректным, поскольку законодательство закрепляет различные основания для их предоставления.
Да, сегодня размеры компенсационных выплат незначительны, иногда в средствах массовой информации их называют даже унизительными.
Можно надеяться, что когда наше государство окрепнет, преодолеет финансовые кризисные явления, станет по-настоящему правовым и социальным, то данные организационно - правовые виды денежного содействия отдельным категориям граждан наполнятся реальным содержанием и смогут играть в определенных жизненных ситуациях такую же значимую роль, какую выполняют многие социальные пособия в настоящее время.
В. С. Аракчеев, Д. В. Агашев формулируют следующее определение социально-обеспечительных компенсаций — это предоставления имущественного (натурального) характера, направляемые в адрес нуждающихся граждан с целью оказания им помощи по восстановлению утраченного имущественного положения на основаниях, условиях, в размере и в порядке, установленных действующим законодательством.
При этом компенсации, предоставляемые в денежной форме, эти ученые относят к группе восполняющих или компенсирующих пособий с точки зрения их классификации по целевому назначению.
Однако действующее законодательство, на наш взгляд, не дает оснований для рассмотрения компенсационных выплат как натуральной помощи, устанавливая размеры компенсаций в денежных суммах.
Этот вопрос, по нашему мнению, очень важен и носит, помимо теоретического, практический характер в связи с тем, что вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Отнесение к институту пособий, вида социального обеспечения, который в нормативных правовых актах законодатель называет компенсациями, может оказать негативное влияние на законодательство субъектов РФ, дезориентировать и вызвать затруднения в правоприменительной практике. Подобный подход не учитывает специфики социально- обеспечительных правоотношений: особый субъектный состав, объективные, независимые от воли граждан, основания возникновения правоотношений и поэтому вызывает принципиальные возражения.
Н. Л. Смирнова считает, что компенсационные выплаты имеют много общего с пособиями.
Сходство устанавливается по следующим признакам:
1) ограничение временными рамками;
2) основания назначения признаются социально-значимыми с точки зрения государства;
3) как и часть пособий, являются социально-алиментарными выплатами; предоставляются с определенными целями.
Представляется правильной и справедливой позиция И. Р. Маматказина, о компенсационных выплатах как о самостоятельном виде социального обеспечения, который предлагает очертить круг компенсационных выплат, имеющих социально-обеспечительную природу и отделить их от компенсации, предусмотренных иными отраслями права, на основании признаков, определяющих круг отношений:
- особые источники финансирования, круг лиц, подлежащих обеспечению, условия предоставления обеспечения и другие.
Необходимо согласиться с высказанным этим ученым мнением о том, что возмещение затрат, определенных расходов является ключевым в понимании правовой природы социально-обеспечительных компенсационных выплат и именно этим они отличаются от иных видов социального обеспечения. Большинство исследователей, отмечая сложность разграничения пособий и компенсаций в праве социального обеспечения, связывают это отчасти с бессистемностью и другими недостатками понятийного аппарата права социального обеспечения. [8, С. 212-217]
Законодательство, регулирующее отношения по предоставлению социальных выплат, характеризуется недостаточной терминологической проработкой, отсутствием ясных и точных определений, единообразия применения юридических терминов. Учащаются случаи, когда для обозначения одного и того же явления используются разные слова и словосочетания, отсутствуют ясные и точные определения, единообразие применения юридических терминов.
Аксиомой является утверждение, что каждый вид социального обеспечения и обслуживания как понятийная категория имеет общие, родовые признаки, позволяющие отличать его от иных денежных выплат и услуг, не относящихся к социальному обеспечению.
Одновременно, наряду с указанными признаками, конкретным видам социального обеспечения и обслуживания присущи специфические признаки в зависимости от той роли и целевого назначения видов обеспечения, которые они выполняют в сфере распределения общественных фондов потребления. Поэтому рассмотрение пособий как самостоятельного вида социального обеспечения является общепризнанным в науке, С. Ю. Головина справедливо отмечает, что главное свойство понятийного аппарата — системность.
Понятийный аппарат не просто набор терминов и их определений, а совокупность взаимоувязанных, согласованных и соподчиненных понятий, каждое из которых имеет свои место и назначение.
Решение проблемы формирования понятийного аппарата в праве социального обеспечения, который приобрел сегодня особую актуальность, возможно путем:
а) подготовки кодифицированного правового акта, в котором были бы закреплены соответствующие понятия и их определения;
б) разработки федерального закона «Об основах законодательства РФ о социальном обеспечении», в котором бы нашли закрепление, в частности, общеустановительные нормы, нормы-принципы, коллизионные нормы и, что особенно важно — нормы, разграничивающие полномочия в сфере социального обеспечения.
Для того чтобы компенсационные выплаты не растворились в системе пособий и укрепили свой статус как самостоятельного вида социальных выплат, законодателю необходимо учитывать и развивать особую природу этих предоставлений как адекватного механизма восстановления имущественного положения, возмещения неблагоприятных последствий, соответствующих характеру вредного воздействия (например, компенсации чернобыльцам) или фактически понесенным расходам (например, компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных учреждениях дошкольного образования), в случаях, признаваемых государством социально значимыми.
Именно компенсаторная, восстановительная функция должна явно прослеживаться в нормативно - правовых актах. Кодификация законодательства о социальном обеспечении позволит решить многие социальные проблемы и положительно отразится на системном развитии законодательства и права социального обеспечения.
Механизм компенсационности заключается в следующем.
Общей чертой компенсационных выплат, их характерной особенностью является то, что они являются не просто денежными выплатами, а именно компенсациями чего-то.
Это что-то можно условно назвать объектом компенсации. «Объект компенсации» находится вне компенсационного правоотношения.
Более того, представляется, что «объект компенсации» является частью иного правоотношения.
Исходя из этого следует, что для возникновения компенсационного правоотношения изначально должно существовать какое-либо иное материальное правоотношение, которое условно можно именовать как «первичное» по отношению к компенсационному правоотношению.
В рамках данного правоотношения должны существовать обязательства, в соответствии с которыми лицо или имеет доход, или производит определенные расходы.
Неполученный доход и существующие расходы и являются «объектами компенсации».
При этом «первичные» правоотношения продолжают существовать, несмотря на воздействие, осуществляемое со стороны компенсационного правоотношения.
Примером правоотношения, в рамках которого лицо имеет доходы, может служить трудовое правоотношение, одним из элементов которого является обязательство работодателя по выплате заработной платы.
В случае наступления временной нетрудоспособности работник определенное время не выполняет трудовую функцию и утрачивает доход в виде заработной платы.
В качестве примера «первичного» правоотношения, в котором лицо несет определенные расходы, является, например, жилищное правоотношение.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане, собственники и наниматели жилых помещений имеют обязательство по своевременной и полной оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статья 159 ЖК РФ предоставляет право гражданам обратиться за субсидией в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Полагаю, что субсидия на оплату жилого помещения, так как она определена в ст. 159 ЖК РФ, является по своей сути компенсационной выплатой, компенсирующей расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В случае если указанные расходы превышают максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, они в силу закона признаются социально значимыми и являются «объектом компенсации».
Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2016 г. предусмотрена процедура исчисления размера пособия из суммы средней заработной платы работника за два года, предшествующие году наступления страхового случая, в данном случае - временной нетрудоспособности.
Объектом компенсации, как указывалось выше, будет являться неполученный доход в виде заработной платы в рамках трудовых правоотношений, компенсируемая величина устанавливается в размере 60%, 80%, 100% заработной платы в зависимости от страхового стажа.
Применительно к компенсационным выплатам в виде субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует отметить, что порядок определения размера субсидии, т.е. алгоритм определения компенсируемой величины, установлен положениями ст. 159 ЖК РФ и Постановлением Правительства РФ «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Компенсационная выплата не должна содержать каких-либо иных элементов (надбавок, повышений и другие), поскольку данные доплаты нивелируют признак компенсационности.
В результате мы имеем достаточно сложное соединение двух правоотношений, связанных между собой посредством компенсируемого обязательства.
Наличие компенсируемого обязательства в «первичном» правоотношении является одним из условий существования компенсационного правоотношения.
Компенсационное правоотношение существует до тех пор, пока существуют обязательство в «первичном» правоотношении, сумма компенсации исчисляется от размера компенсируемого обязательства.
В этом смысле можно утверждать, что компенсационное правоотношение носит производный, вторичный характер по отношению к «первичному» правоотношению.
Одной из основных целей социального обеспечения является выравнивание, восстановление материального положения отдельных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, до уровня ранее существовавшего материального благосостояния.
Компенсационные выплаты как самостоятельный вид денежного социального обеспечения предусматривают механизм исчисления выплаты, полностью совпадающий с данной целью социального обеспечения.
Это с одной стороны является, обоснованием существования компенсационных выплат как самостоятельного вида социального обеспечения и, с другой стороны, подчеркивает их значимость в праве социального обеспечения.
Признание компенсационных выплат самостоятельным видом социального обеспечения, с учетом указанных выше признаков, влечет за собой уточнение понятий «пенсия», «пособие» (с исключением из определений признака компенсационности).
И наоборот, некоторые виды пособий по своей сути являются не пособиями, а именно компенсационными выплатами.
В первом случае оба правоотношения будут публичными, в другом случае в юридической конструкции будут взаимодействовать публичное и частное правоотношение, при этом публичное правоотношение будет зависимым от частного.
Современное понимание юридической конструкции постепенно позволяет отойти от узкого понимания конструкции как специфического построения нормативного материала.
Правоотношение также представляет собой юридическую конструкцию, элементами которой являются: участники (субъекты) правоотношений, содержание правоотношений, объект правоотношений.
Признак конструктивности в целом можно определить как объединение в единое целое определенного множества одно порядковых элементов, с более тесными внутренними связями, чем в комплексе.
Также следует отметить, что если отраслевая принадлежность компенсационного правоотношения, возникшего на основе социально-обеспечительного правоотношения, не вызывает сомнений, то вопрос об отраслевой принадлежности компенсационных правоотношений, возникших на основе правоотношений частноправового характера, требует тщательного изучения.
Возможно, это есть одно из проявлений межотраслевого взаимодействия или межотраслевой интеграции в социальной сфере, но если это и так, то тем не менее возникает вопрос об отраслевой принадлежности компенсационных правоотношений, существующих в юридических конструкциях, включающих в себя частные правоотношения.
2. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ
ГРАЖДАН В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1 Классификация по видам нормативных правовых актов
Компенсационные выплаты – следующий вид денежных выплат, предоставляемых по системе социального обеспечения.
Можно сказать, что это наименее систематизированный и упорядоченный вид выплат. Их правовая природа пока до конца не определена.
В законодательстве не существует единых подходов к применению данного понятия. Отсутствует даже общепринятое наименование этих выплат.
Для их обозначения используются разные термины: «компенсационные выплаты», «денежные компенсации», «компенсация расходов». Все зависит от усмотрения законодателя.
По своей сути (если исходить из наименования выплаты) компенсационные выплаты – это денежные выплаты, которые призваны компенсировать затраты (возмещать расходы) в полном объеме или частично.
В большинстве случаев компенсационные выплаты компенсируют затраты на приобретение натуральных видов обеспечения или дополнительные расходы в связи с пользованием ими.
Вместе с тем компенсационные выплаты могут компенсировать в денежном выражении какой-либо не предоставленный в натуральной форме вид социального обеспечения.
Компенсационные выплаты предоставляются также в связи с утратой или повреждением здоровья.
В этом случае данный вид денежных выплат не всегда можно четко отличить от государственных пособий. Компенсационные выплаты могут предоставляться в качестве материального обеспечения (например, неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными).
Однако этот признак прослеживается не всегда.
Компенсационные выплаты различаются:
по периодичности выплаты (единовременные, ежемесячные, ежегодные);
порядку определения их размера (устанавливаемые в твердой сумме, в процентном отношении к стоимости натурального вида обеспечения, в размере понесенных затрат – с установлением предельного ограничения по размеру выплаты или без такого ограничения);
субъектам-получателям (трудоспособные и нетрудоспособные граждане, граждане, относящиеся к отдельным социальным категориям);
характеру оснований, в связи с которыми предоставляются компенсационные выплаты;
видам нормативных правовых актов, которыми они устанавливаются (законы и подзаконные акты).
Наибольшее число различных компенсационных выплат предусмотрено Законом о социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
По срокам выплаты предусмотрено три вида компенсационных выплат – единовременные, ежемесячные, ежегодные.
Компенсационные выплаты предоставляются с учетом различных обстоятельств, которые выступают в качестве оснований осуществления таких выплат:
- на питание детей дошкольного возраста,
- учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования;
- приобретение продовольственных товаров;
- за вред, причиненный здоровью;
- в связи с работой или проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению;
- на оздоровление;
- за утрату имущества;
- в качестве возмещения стоимости проезда и провоза багажа при переселении;
- в связи с потерей кормильца из-за чернобыльской катастрофы.
Указанные основания характеризуют своеобразие субъектного состава получателей указанных компенсационных выплат, предоставляемых гражданам, которые пострадали вследствие воздействия радиации в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
Например, для предоставления компенсационных выплат выделяется такая категория, как лица из числа детей, находившихся на территории зоны в состоянии внутриутробного развития и родившихся до 1 апреля 1987 г.
Компенсационные выплаты предоставляются гражданам и на основании других законов.
В них различаются как обеспечиваемые субъекты и периодичность осуществления выплат, так и основания, в связи с которыми такие выплаты предоставляются.
По категориям субъектов можно выделить компенсационные выплаты, которые предоставляются:
- инвалидам, пенсионерам;
- членам семей погибших военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, родителям детей, посещающих дошкольные учреждения;
- гражданам, репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным;
- гражданам, занятым на работах с химическим оружием и другим лицам.
Приведенные в таблице 1 отдельные примеры показывают разнообразие учитываемых при этом оснований.
Таблица 1
Категория граждан | Основание предоставления компенсационной выплаты, ее размер | |
Инвалиды | Имеют право на компенсацию в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации или оказанной услуги | |
Инвалиды по зрению | Имеют право на ежегодную денежную компенсацию расходов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников | |
Граждане, признанными инвалидами вследствие поствакцинального осложнения | Имеют право на получении ежемесячной денежной компенсации в размере 1000 рублей | |
Члены семей военнослужащих погибших (умерших) в период прохождения военной службы | Имеют право на компенсационные выплаты по оплате: - общей площади занимаемых ими жилых помещений и коммунальных услуг; | |
-установки квартирных телефонов, услуг телефонной связи; -топливо в домах, не имеющих центрального отопления; -ремонта индивидуального жилого дома; | | |
Родители (законные представители) детей, посещающих дошкольное учреждение | Имеют право на получение компенсации -на первого ребёнка в размере не менее 20% внесенной ими родительской платы за содержание ребёнка, -на второго ребёнка - не менее 50% этой платы, на третьего ребёнка и последующих детей – не менее 70% | |
Граждане, занятые на работах с химическим оружием | Имеют право на компенсацию: -стоимости проезда до места обследования или лечения (туда и обратно) по территории РФ или прохождение амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания, обследования или лечения -стоимости путевки в санаторно-курортные организации и стоимости проезда до места лечения (туда и обратно) по территории РФ | |
Пенсионеры, проживающие в районах Крайнего Севера | Имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года, если они являются получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности | |
Репрессированные по политическим мотивам и впоследствии реабилитированные | Имеют право на денежные компенсации за конфискованное и изъятое имущество, включая жилой дом | |
Размеры компенсационных выплат зависят от оснований их предоставления и категории субъектов-получателей. Для граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, и для членов семей граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы эти размеры в 2022 году варьируются в пределах представленные в таблице 2.
Таблица 2 [22]
Периодичность предоставления выплат | Субъект получатель | Минимальный размер компенсационных выплат, рублей | Максимальный размер компенсационных выплат, рублей |
Единовременные | Инвалиды | 11 143 (инв.3 группы) | 36 287 (инв.1 группы) |
Семьи в связи с потерей кормильца | 11 143 (родителям) | 36 287 (членам семьи) | |
Ежемесячные | Инвалиды (в возмещение вреда здоровью) | 4 796 (инв.3 группы) | 18 980 (инв.1 группы) |
Ежегодные | Инвалиды (за вред здоровью) | 891(инв.3 группы) | 2 114 (инв.1 группы) |
2.2 Жилищные субсидии
С 2012 года действуют два специальных федеральных закона, регулирующих отношения по предоставлению жилищных субсидий гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей:
Закон о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
Закон о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с действующим законодательством под субсидией понимается имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
В двух указанных законах жилищные субсидии называются также единовременными социальными выплатами. Названные законы по своему содержанию частично совпадают (имеют ряд общих положений), но при этом существенно различаются по кругу лиц, которым предоставляется жилищная субсидия, и условиям ее предоставления.
Основное различие в правовом регулировании отношений по обеспечению граждан РФ жилищными субсидиями заключается в характеристике субъектного состава и в особенностях целевого назначения жилищной субсидии:
– во-первых, это граждане РФ, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством РФ на основании решений органов государственной власти субъектов РФ по согласованию с Правительством РФ.
– во-вторых, это:
а) граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
б) граждане, выехавшие из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.
Особые условия установлены для следующих категорий инвалидов:
- инвалиды 1 и 2 группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет;
- инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и прожившие в этих районах и местностях не менее 15 календарных лет.
По общему правилу жилищная субсидия предоставляется в порядке очередности, которая определяется по датам подачи заявлений для постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Кроме того, для граждан, выезжающих (или выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, устанавливается очередность предоставления жилищных субсидий по категориям граждан:
а) в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами 1 и 2 группы, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
б) во вторую очередь – пенсионерам;
в) в третью очередь – гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства;
г) в четвертую очередь – работающим гражданам.
Жилищная субсидия им предоставляется на приобретение или строительство жилых помещений. Таким образом, ключевым обстоятельством для выделения первой категории получателей жилищных субсидий является то, что они выезжают не из любого места жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а только из закрывающихся городов, поселков, иных населенных пунктов.
С учетом обозначенных особенностей указанные субъекты имеют право на получение жилищных субсидий при соблюдении условий, представленных в таблице 3.
Таблица 3
Условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях | Условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей |
Если они не имеют иных жилых помещений на территории РФ или нуждаются в улучшении жилищных условий | Если они не имеют иных жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаются в улучшении жилищных условий |
Если они не получили субсидий на эти цели | Если они не получили субсидий на эти цели |
Если они проживают по месту жительства в закрывающемся населенном пункте на дату принятия органом государственной власти субъекта РФ решения о его закрытии | Если они прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992г. |
Независимо от стажа от работы | Если они имеют общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет |
Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.
Право граждан на получение жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Это именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством РФ.
При определении размеров жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, учитываются следующие обстоятельства:
1) состав семьи гражданина;
2) норматив общей площади жилого помещения в зависимости от числа лиц, которым предоставляется жилое помещение:
- в размере 33 квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан,
- в размере 42 квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек,
- в размере 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи – три и более человека.
Для лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, одним из критериев, влияющих на размер субсидии, является стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При определении норматива предоставления жилищных субсидий для инвалидов 1 и 2 группы, пенсионеров, безработных учитывается стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за который также принимается время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо время проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными.
В таблице 4 представлен норматив предоставления жилищных субсидий определяется исходя из категорий граждан и их стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. [20]
Таблица 4
Категория граждан и их стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям | Нормативные представления жилищных субсидий (%) |
Граждане имеющие стаж работы: свыше 35 лет от 30 до 35 лет от 25 до 30 лет от 20 до 25 лет от 15 до 20 лет от10 до 15 лет | 100 95 90 85 80 75 |
Инвалиды 1 и 2 группы, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет | 75 |
Таким образом, максимальный размер субсидии – 100 % (стоимости жилого помещения), минимальный размер – 75 % такой стоимости.
Требуемый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях, который учитывается при определении размера субсидии, – от 15 до 35 лет.
Уменьшение стажа на пять лет влечет за собой уменьшение на 5 % размера жилищной субсидии.
В случаях, установленных Законом о жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для получения субсидии достаточно десяти лет «северного» стажа.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения. [20]
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему или членам его семьи на праве собственности, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Более широкое применение имеют правовые нормы, регулирующие предоставление гражданам жилищных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Основу правового регулирования соответствующих отношений составляют положения Жилищного кодекса РФ (ст. 159, 160). Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные по установленным правилам, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен на уровне 22 %. Размеры региональных стандартов максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Право на субсидии имеют граждане:
пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда;
члены жилищных кооперативов;
собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта РФ на основании заявлений граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Субсидии перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
При этом субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидий и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.
Органы местного самоуправления за счет средств местных бюджетов могут установить отличную от региональных стандартов максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, если это улучшает положение граждан, получающих такие субсидии. Если гражданам предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, то эти суммы включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляются иностранным гражданам, если международными договорами РФ не предусмотрено иное.
2.3 Ежемесячные денежные выплаты
Ежемесячные денежные выплаты – относительно новый вид социального обеспечения. Они были введены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»». Данный Закон предусматривал замену льгот, которые предоставлялись в натуральной форме, ежемесячными денежными выплатами (так называемая монетизация льгот). В этой связи были внесены изменения в целый ряд законов, включая следующие:
Закон о ветеранах;
Закон о социальной защите инвалидов;
Закон о социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы;
Закон о статусе Героев;
Закон о социальных гарантиях Героям Социалистического Труда.
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) ветеранам дифференцирована по кругу получателей и по ее размерам, более подробно данные сведения в 2021 году представлены в таблице 5. [19]
Таблица 5
Категория получателей | Размер ЕДВ с 1.01.2021 г. в рублях, в месяц |
Инвалиды войны | 5054,11 |
Участники ВОВ | 3790,57 |
Ветераны боевых действий | 3212,04 |
Военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941г. по 3 сентября 1945г. Военнослужащие, награжденные медалями и орденами СССР за службу в указанный период. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий | 3212,04 3212,04 1752,27 |
В таблице 6. представлен размер ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой инвалидам в соответствии с Закон о социальной защите инвалидов, зависит от группы инвалидности.
Таблица 6
Категория получателей | Размер ЕДВ с 1.04. 2022 г. в рублях, в месяц |
Инвалиды 1 группы | 3058 |
Инвалиды 2 группы, дети инвалиды | 2557 |
Инвалиды 3 группы | 2022 |
С 1 февраля 2022 года повысили единовременные и ежегодные компенсации для различных льготных категорий (инвалидов чернобыльцев и участников). Новые размеры выплат предоставлены в таблицах 7 и 8.[18]
Таблица 7
Единовременная компенсация за вред, нанесенный здоровью | |
Инвалидам 1 группы | 36 780,99 руб. |
Инвалидам 2 группы | 25 746,71 руб. |
Инвалидам 3 группы | 18 390,55 руб. |
Ежегодная компенсация за вред, нанесенный здоровью | |
Инвалидам 1 и 2 группы | 1 839,06 руб. в год |
Инвалидам 3 группы | 1 471,27 руб. в год |
Единовременная компенсация по потере кормильца | |
Семьям, потерявшим кормильца | 36 780,99 руб. |
Родителям, потерявшим кормильца | 18 390,55 руб. |
Ежегодная компенсация детям по потере кормильца – ликвидатора ЧАЭС | 367,82 руб. в год. |
Ежегодная компенсация на оздоровление | |
Ликвидаторам ЧАЭС в 1989 году и гражданам, эвакуированным в 1986 году из зоны отчуждения | 367,82 руб. в год. |
Ликвидаторам ЧАЭС в 1986 – 1987 годах | 1103,44 руб. в год. |
Ликвидаторам ЧАЭС в 1988 году | 735,58 руб. в год. |
Таблица 8
Категория получателей | Сумма ЕДВ с 1 февраля 2022 в руб. |
Граждане, инвалидность которых связана с аварией на Чернобыльской АЭС, на ПО «Маяк» | 3164,22 |
Несовершеннолетние дети, проживающие в местностях с льготным социальным экономическим статусом | |
Лица, которые из-за аварии на ЧАЭС перенесли лучевую болезнь или другие заболевания | 2533,00 |
Постоянно проживающие или работающие в зоне отселения, в зоне с льготным социальным экономическим статусом | 633,24 |
Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким указанным основаниям, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
И для ветеранов, и для инвалидов действует следующее общее правило: если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту(независимо от основания, по которому устанавливается ЕДВ), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по одному из федеральных законов или иных нормативных правовых актов по выбору гражданина. Кроме того, у ветеранов и инвалидов есть еще одно право выбора. Они могут получать либо сумму ЕДВ в полном размере, либо часть суммы ежемесячной денежной выплаты и набор социальных услуг в соответствии с Законом о государственной социальной помощи.
В состав предоставляемого указанным гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами;
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении указанных социальных услуг гражданам, имеющим право на их получение, из суммы ежемесячной денежной выплаты вычитается стоимость предоставляемых услуг
Более подробно данные сведения представлены в таблице 9.
Таблица 9
Предоставляемая социальная услуга | Стоимость с 1 января 2022 г. в рублях, в месяц |
Полный набор социальных услуг | 795 |
Обеспечение по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами | 613 |
Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение | 95 |
Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте | 88 |
В итоге гражданин получает оставшуюся часть ежемесячной денежной выплаты (за вычетом стоимости выбранных социальных услуг) и ему предоставляются социальные услуги в течение календарного года.
Стоимость социальных услуг (как и величина ЕДВ) периодически индексируется, поэтому вычитаемая из ЕДВ сумма изменяется. Наиболее сложной по категориям получателей ЕДВ является дифференциация лиц, пострадавших от радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
В число этих лиц включены инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, перенесшие лучевую болезнь, лица, участвовавшие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в разные периоды (1986–1988, 1989–1990 гг.), лица, работающие и проживающие на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению.
Чернобыльцы – единственная категория льготников, которая имеет право на получение 2 ЕДВ. При этом первая выплачивается согласно ст. 27.1. закона №1244-1 от 15 мая 1991 года.
Вторая может быть предусмотрена другим законом.
Например, ЕДВ по инвалидности.
Как и граждане, пострадавшие от последствий чернобыльской катастрофы, право на получение ежемесячной денежной выплаты имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Размер предоставляемой им ежемесячной денежной выплаты зависит от полученной суммарной дозы облучения.
Ежемесячная денежная выплата обозначенным категориям граждан предоставляется в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом. Ежемесячные денежные выплаты устанавливаются не только ветеранам, инвалидам, гражданам, пострадавшим от воздействия радиации.
Право на получение ежемесячной денежной выплаты предоставлено гражданам, удостоенным звания Героя и награжденным орденами Славы или Трудовой Славы трех степеней (т. е. полным кавалерам этих орденов).
Размеры ежемесячных денежных выплат, предоставляемых Героям и полным кавалерам орденов Славы или Трудовой Славы, существенно превышают вышеуказанные размеры ЕДВ.
Героям и полным кавалерам орденов Славы или Трудовой Славы ежемесячная денежная выплата предоставляется по их заявлению и устанавливается в суммах, представленных в таблице 10. [26]
Таблица 10
Категория получателей | Размер ЕДВ с 1 апреля 2022 г. в рублях, в месяц |
Герои СССР, Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы | 73,354 |
Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы | 50755,55 |
Необходимость подачи соответствующего заявления связана с тем, что Героям и полным кавалерам названных орденов предоставлено право выбора: они могут получать либо ЕДВ в полной сумме, либо льготы, установленные соответственно Законом о статусе Героев или Законом о социальных гарантиях Героям Социалистического Труда.
Граждане России, неоднократно удостоенные званий Героя, имеют право на одну ежемесячную денежную выплату, предусмотренную соответствующим Законом.
В то же время ежемесячная денежная выплата, предусмотренная двумя назваными законами, устанавливается независимо от предоставления Герою или полному кавалеру ордена Славы либо Герою Социалистического Труда и полному кавалеру ордена Трудовой Славы ежемесячной денежной выплаты в соответствии с другими законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Ежемесячная денежная выплата может предоставляться не только самому Герою Советского Союза, Герою Российской Федерации, полному кавалеру ордена Славы, но и членам его семьи в случае его гибели (смерти).
В случае смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы члены его семьи имеют право на отдельные льготы, указанные в Законе о статусе Героев, либо на ежемесячную денежную выплату.
Такое право предоставлено вдове (вдовцу), родителям, детям в возрасте до 18 лет, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения ими указанного возраста, и детям в возрасте до 23 лет, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
Размер ежемесячной денежной выплаты, предоставляемой каждому члену семьи, определяется путем деления размера ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной для Героя или полного кавалера ордена Славы, на количество членов его семьи.
Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты Героям и полным кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы устанавливается Правительством РФ.
Ежемесячные денежные выплаты, назначение которых предусмотрено всеми указанными законами, устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Размеры ежемесячных денежных выплат подлежат индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год прогнозного уровня инфляции.
Таким образом, законодательством предусмотрены как общие положения, определяющие порядок предоставления ежемесячных денежных выплат всем категориям граждан на федеральном уровне, так и особенности, характерные для каждой из этих категорий.
2.3 Материнский (семейный) капитал
Право на материнский (семейный) капитал. С 2007 года со вступлением в силу Закона о государственной поддержке семей, имеющих детей, появился новый вид денежных выплат – материнский (семейный) капитал.
Согласно Закону, дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, – это меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий семьи, получения образования детьми, а также повышения уровня пенсионного обеспечения матери.
Эти меры предусматривают предоставление денежных средств в виде материнского (семейного) капитала.
Материнский (семейный) капитал – средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию предусмотренных Законом мер государственной поддержки семьи.
Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
- улучшение жилищных условий;
- получение образования ребенком;
- формирование накопительной части трудовой пенсии матери.
Средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены:
- на оплату образовательных услуг, оказываемых имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями;
- оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством РФ.
Средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования как родным ребенком, так и усыновленным, в том числе первым, вторым, третьим ребенком или последующими детьми.
Возраст ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала, на дату начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет. Правила направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, получение образования детьми устанавливаются Правительством РФ.
Третьим направлением использования средств материнского (семейного) капитала является улучшение пенсионного обеспечения матери.
В этом случае средства (или часть средств) материнского (семейного) капитала по заявлению женщины направляются на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с законами:
- о трудовых пенсиях;
- об инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии;
- о негосударственных пенсионных фондах.
Использование средств (или части средств) материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий может осуществляться в разных формах, представленных в таблице 11.
Таблица 11
Направления использования материнского (семейного) капитала | Характер улучшения жилищных условий, форма использования средств материнского (семейного капитала) |
Улучшение жилищных условий | Приобретение (строительство) жилого помещение |
Строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства | |
Исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки | |
Погашение основного долга или уплата процентов по кредитам на (строительство) жилого помещения |
Указанные средства могут использоваться на оплату получения образования несколькими детьми.
Если женщина выбрала направление средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии, она вправе отказаться от использования указанных средств по этому направлению только при соблюдении двух следующих условий:
- если она отказалась от использования указанных средств по данному направлению до дня назначения накопительной части трудовой пенсии;
- средства материнского (семейного) капитала будут использоваться по другим направлениям, предусмотренным Законом о государственной поддержке семей, имеющих детей. Правила отказа от направления средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии устанавливаются уполномоченным федеральным органом.
Семьи, в которых начиная с 1 января 2020 года появился первый ребенок, также имеют право на материнский капитал.
Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, материнский капитал дополнительно увеличивается на 168 616 рублей 20 копеек. Для семей, в которых после 1 января 2020 года родился третий ребенок или последующие дети, материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 693 144 руб. 10 коп в случае, если ранее право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не возникало.
Программа материнского капитала действует до конца 2026 года.
Более подробно сведения о размере материнского (семейного) капитала предоставлены в таблице 12.
Таблица 12
Год | Размер |
2022 | 693 144 руб. 10 коп (за второго ребенка) |
524 527 руб. 90 коп (за первого ребенка) | |
2021 | 639 431 руб. 83 коп (за второго ребенка) |
483 881 руб. 83 коп (за первого ребенка) | |
2020 | 616 617 (за второго ребенка) |
466 617 (за первого ребенка) | |
2015-2019 | 453 026 |
2014 | 429 408 |
2013 | 408 960 |
2012 | 387 640 |
2011 | 365 698 |
2010 | 343 378 |
2009 | 312 162 |
2008 | 276 250 |
2007 | 250 000 |
Проходя практику в Министерстве труда, занятости и социального развития ЧР работал в архиве, разбирал документы и расставлял на отведенные по номерам места. Изучил порядок и основные правила назначения пособий. Так же выполнял телефонные переговоры с гражданами, под контролем сотрудников управления.
2.5 Компенсационные выплаты отдельным категориям граждан в ЧР
Компенсационные выплаты - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у них каких либо иных источников дохода.
Министерство труда, занятости и социального развития Чеченской Республики обеспечивает регулирование вопросов осуществления государственной социальной политики о порядке компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
Реабилитированным лицам, лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и труженикам тыла предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с учетом совместно проживающих с ними членов их семей независимо от вида жилищного фонда в размере 1660 рублей;
- ежемесячная денежная выплата в размере 477 рублей;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
- право на первоочередную установку телефона;
- льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в пределах Чеченской Республики;
- внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также на обслуживание комплексными центрами социального обслуживания населения.
В Министерстве труда, занятости и социального развития Чеченской Республики проводится работа по приему заявлений для оформления и выдачи удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие чернобыльской катастрофы. Статьей 7 закона № 1244-1 от 15.05.1991 определены четыре категории зон воздействия радиации. Льготный статус граждане получают в зависимости от проживания в конкретном регионе, а также с учетом факта участия в ликвидации последствий катастрофы.
В таблице 13 дана характеристика перечня загрязненных зон.
Таблица 13
Зона | Характеристика |
Отчуждения | На данных территории запрещено расселение. Хозяйственная деятельность ограничена. Конкретные виды природопользования определяются Правительством РФ. |
Отселения | В районах осуществляется комплекс медицинских мероприятий, направленных на защиту населения от последствий радиоактивного заражения |
С правом на отселение | Разрешено заселение регионов. Проводится постоянный контроль за уровнем радиации. О результатах население информируется через СМИ. |
Со льготным экономическим статусом | Территории с допустимым уровнем радиации. Правительство реализует здесь особые экономические и экологические программы, направленные на повышение уровня жизни населения |
Региональное отделение ПФР по ЧР с 2022 года предоставляет гражданам, подвергшимся воздействию радиации меры поддержки, которые раньше оказывали органы социальной защиты населения. Условия предоставления мер социальной поддержки остаются прежними.
Пенсионный фонд в соответствии с Федеральными законами от 15 мая 1991 года № 1244-1-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» проводит всю необходимую работу по обеспечению мерами социальной поддержки граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
По линии Пенсионного фонда с 2022 года данным гражданам осуществляются следующие выплаты:
1) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров;
3) единовременная компенсация гражданам, ставшим инвалидами;
4) ежегодная компенсация за вред здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы;
5) компенсации семьям, потерявшим кормильца.
Более подробная информация вышеуказанных выплат выплаченных в Министерстве труда, занятости и социального развития Чеченской Республики 2021 году предоставлена в таблице 14. [26]
Таблица 14
№ п/п | Виды выплат | Категории получателей | Размер выплаты руб. | Периодичность | Кол-во получателей | | ||
1 | Возмещение вреда здоровью | Инвалиды чернобыльцы | от 1 546 до 180 571 | Ежемесячно | 168 | | ||
Семьи, потерявшие кормильца | 23 | | ||||||
Всего | 191 | |||||||
2 | Дополнительный отпуск | Чернобыльцы | Расчеты ведет бухгалтерия по месту работы | | 2 | | ||
Семипалатинцы | 1 | | ||||||
Участники действий подразделений особого риска | - | | ||||||
3 | Продовольственное питание | Инвалиды чернобыльцы | от 740 до 5836 | Ежемесячно | 167 | | ||
Дети инвалидов до 14 лет | от 740 до 5836 | 110 | | |||||
Семьи, потерявшие кормильца | от 187 | 18 | | |||||
Участники чернобыльцы Год участия 1986-87 гг. | от 493 до 909 | 227 | |
продолжение таблицы 14
| | Участники действий подразделений особого риска | от 493 | | 20 | | ||
| | Семипалатинцы | 493 | | 47 | | ||
Всего | 589 | |||||||
4 | Единовременные компенсации за вред здоровью | Инвалиды 1группы | 24 688 | Единовременно | - | | ||
2 группы | 17 282 | 2 | | |||||
3 группы | 12 344 | - | | |||||
Всего | 2 | |||||||
5 | Ежегодная компенсация за вред здоровью | Инвалиды 1группы | 1 234 | Ежегодно | 168 | | ||
2 группы | от 1 234 до 8 179 | | ||||||
3 группы | 987 | | ||||||
6 | Ежегодная компенсация на оздоровление | Участники чернобыльцы год участия 1986-87 гг. | от 740 до 1 345 | Ежегодно | 222 | | ||
Участники чернобыльцы год участия 1988 гг. | 493 | Ежегодно | 41 | | ||||
Участники чернобыльцы год участия 1989-1999 | 246 | Ежегодно | 14 | | ||||
| | Участники действий подразделений особого риска | 740 | Ежегодно | 15 | | ||
7 | Ежегодная компенсация | Дети, потерявшие кормильца | 246 | Ежегодно | 8 | | ||
Всего | 8 | |||||||
8 | Единовременная компенсация | Семьи, потерявшие кормильца | 24 688 | Единовременно | 1 | | ||
9 | Единовременная компенсация на погребение | Семьи, потерявшие кормильца | 9 393 | Единовременно | 1 | |
Хотелось бы отметить особую роль Главы Республики, Героя России Рамзана Ахматовича Кадырова в работе по социальной поддержке по отношению к участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, так как ни в одном субъекте РФ, по данным чернобыльских общественных организаций других регионов, не чествовали ликвидаторов, как в Республике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении проведенного исследования необходимо сделать определенные выводы.
В целях поддержания достойного уровня жизни населения в России применяется особый механизм — социальное обеспечение, который представляет собой систему правовых, экономических и социальных мер, направленных на защиту населения.
Составным элементом социального обеспечения являются пособия и компенсационные выплаты.
Пособие можно охарактеризовать как ежемесячную, периодическую или единовременную денежную выплату алиментарного характера в качестве помощи государства.
Основными целями выплаты пособий являются:
- восполнить утраченный заработок в связи с временным освобождением от выполнения трудовой функции по причине болезни, беременности и родов;
- покрыть, восполнить дополнительные расходы граждан, вызванные такими событиями и обстоятельствами, как рождение ребенка, смерть работника или члена его семьи, многодетность, рождение ребенка одинокой матерью и его воспитание;
- предоставить гражданам средства к существованию в связи с утратой ими источников средств существования.
Наряду с пособиями и в тесной связи с ними действующим законодательством РФ предусмотрен особый вид социального обеспечения - компенсационные выплаты.
Компенсационные выплаты - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью осуществления дополнительной материальной поддержки в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у них каких либо иных источников дохода, например, компенсационные выплаты на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье.
Перечень компенсаций не является исчерпывающим и дополняется в связи с возникновением необходимости оказания социальной помощи какой-либо категории граждан.
В целях полного и всестороннего изучения пособий и компенсаций в теории права социального обеспечения предусмотрены различные классификации данных социальных выплат.
Классификация пособий производится на основании закрепленных действующим законодательством РФ особенностей, целей и сроков их выплаты. Однако самой распространённой классификацией является классификация по срокам выплаты пособий:
- единовременные (при рождении ребенка, на погребение);
- ежемесячные (по безработице, по уходу за ребенком до 1,5 лет);
- периодические (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам).
В связи с непростой ситуацией на рынке труда, да и в целом внутри государства важное значение как вид социальных выплат приобретают компенсации. Целью их предоставления является дополнительная материальная поддержка граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в связи с чем основным критерием классификации является круг лиц, на который они распространяются (инвалиды, дети из малообеспеченных семей, граждане, проживающие в чернобыльской зоне и т.д.) Система пособий и компенсационных выплат тесно взаимосвязаны.
Как и пособия, компенсационные выплаты распространяются на круг лиц, подвергшихся социальным рискам (нетрудоспособность, инвалидность и т.д.). Анализ практики функционирования этой системы позволяет сделать вывод, что застрахованные лица в настоящее время нередко сталкиваются с проблемами при получении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как правило, эти проблемы вызваны либо недобросовестным поведением работодателей, либо отсутствием у них достаточного для выплаты пособий количества денежных средств на момент обращения застрахованного лица, а также с несовершенством законодательной базы. Решение указанных проблем возможно на федеральном уровне путём реформирования системы социальных пособий и компенсационных выплат.
Итак, цель работы достигнута, поставленные задачи реализованы. Проведенное исследование показало, что компенсационные выплаты дополняют систему пособий. Появление в российском законодательстве нового вида социального обеспечения - компенсаций, вызвано необходимостью преодоления ряда негативных последствий перехода к рыночным отношениям, связанных, прежде всего, с резким снижением уровня жизни неработающих граждан, принятием государством дополнительных мер, направленных на их социальную защиту.
Компенсационные выплаты довольно сложно отграничить от пособий. И пособия и компенсации представляют собой денежные выплаты. Однако если пособия устанавливаются федеральным законом, как требует Конституция РФ, то компенсации вводятся и законами, и подзаконными актами: указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Институт компенсации есть в трудовом праве (компенсация расходов на проезд к месту командировки, компенсация за неиспользованный отпуск), в гражданском праве (компенсация морального вреда и др.).
Но компенсационные выплаты в праве социального обеспечения отличаются от компенсаций, предусмотренных другими отраслями законодательства, тем, что условием их назначения и выплаты является наступление социальных рисков (рождение детей). По получателям выплат компенсации можно классифицировать на компенсации гражданам:
- пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф;
- осуществляющим уход за нетрудоспособным лицом и имеющим детей и другие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] (редакции от 22.07.2020г.)
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. N 188-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. N 1 (ч. 1). Ст. 14.2.
Федеральный закон Российской Федерации «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 22.07.2021). [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 05.05.2022)
Федеральный закон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 30.04.2022). [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 03.05.2022)
Федеральный закон Российской Федерации «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 № 165-ФЗ (ред. от 26.05.2021)). [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 01.05.2022)
Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/(Дата обращения – 05.05.2022)
Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М., 2018. С. 461 - 463.
Маматказин И.Р. Юридические конструкции компенсационных правоотношений / Актуальные проблемы российского права. – 2014. – № 2. – С. 212-217.
Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения : учебник для вузов.– М., 2021.
Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Юрайт, 2019. - с. 218.
Никонов Д.А., Стремоухов А.В., Крюков С.В. Право социального обеспечения России: Краткие учебные курсы юридических наук. - М.: Норма, 2019. - с. 217.
Право социального обеспечения России: сборник нормативных правовых актов / Под ред. проф. Э.Г. Тучковой. - М.: Проспект, 2018. – 640 с.
Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2019. С. 8 - 10.
Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2019. С. 560 - 561.
Право социального обеспечения: Учебник / Под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М., 2019. С. 304.
Рунова, В. Конституционный бой за пенсии / В. Рунова // Дом. адвокат. - 2018- № 2. - С. 64
Трудовое право. Шафикова Г.Х., к.ю.н. ауд. 216. Трудовое право. Шафикова Г.Х., к.ю.н. 2019
Трудовое право России: учебник / С.П. Маврин, М.В. Филиппова, Е.Б. Хохлов. - м.: норма, 2019. - 626 с.
Шайхатдинов В. Ш. «Право социального обеспечения Российской Федерации» Екатеринбург, 2018. Вып.1. С. 4-5
20. https://pfr.gov.ru/branches/chechnya/
21. https://lgoty-vsem.ru/lgoty/lgoty-chernobylcam.html
22. www.rusgiro.ru.
23. ttps://chernobylguide.com/ru/novyy_sarkofag_chernobylskoy_ayes_foto.
24. https://chernobylguide.com/ru/foto
25. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/760094
26. http://www.mtchr.ru
27. https://brobank.ru/stazh-dlya-pensii
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 15
Некоторые виды компенсационных выплат (средства федерального бюджета) [19]