Курсовая работа по специальности «Право и организация социального обеспечения»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………… ………………………………………………..….....…3
1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ
1.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ 6
1.2 Субъекты социального обеспечения 12
1.3 Правовые основы в сфере социального обеспечения 17
2. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
2.1 Социальное обеспечение лиц с семейными обязанностями……….…….23
2.2 Гарантии социальной поддержки безработных граждан 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …… ………… ………… …..….......36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…… ………….……….39
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Социально - экономическая ситуация в Российской Федерации в целом имеет кризисный характер. Анализ используемых государством методов социальной политики приводит к выводам о недопущении особенно острых кризисных ситуаций в отдельных регионах способных привести к социальным взрывам, поводом для которых может служить аномально высокая территориальная дифференциация.
Проведение социальных реформ сопровождается развитием законодательства, в том числе и по социальным проблемам.
Социальные права граждан, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, закрепляются путем принятия социального законодательства по конкретным вопросам: безработица, семья, детство, инвалидность, и т.д.
Для реализации принятых социальных законов Правительство РФ, министерства и ведомства разрабатывают условия и нормы, порядок их практического применения.
Особенно важна законотворческая деятельность по социальной защите на региональном уровне, она позволяет решать конкретные социальные задачи, с учетом реального положения дел осуществлять социальную защиту населения в регионе.
Изменение традиционной системы государственного социального обеспечения объективно связано с необходимостью адаптации общества к происходящим рыночным реформам.
К сожалению, до настоящего времени в России отсутствует целостная концепция социального реформирования, хотя основные элементы новой системы социальной защиты населения постепенно формируются. Переход к рыночной экономике предполагает создание целостной и эффективной системы социальных гарантий, соблюдение важнейших прав членов общества: права на труд, и защиту от безработицы, на получение дохода, обеспечивающего право на жизнь на отдых и досуг, на образование, на социальное обеспечение и медицинское обслуживание, на попечение и помощь материнству и детству.
Нормотворческий процесс в области социальной защиты не должен останавливаться, в формировании правового государства необходимо опираться на государственные гарантии, законодательно закрепленные социальные права человека в России.
Выбор темы дипломной работы – «Правовое регулирование сферы социального обеспечения в РФ» – обусловлен ее актуальностью.
Сфера социального обеспечения - это основа человеческого развития, человек не может развиться без прохождения через данную область.
Ввиду этого государство, осознавая всю важность социального обеспечения, стремится урегулировать данную область общественных отношений.
Несмотря на это в области регулирования услуг в сфере социального обеспечения складывается ситуация, когда данное регулирования противоречит основным принципам и установлениям права, что не может не заинтересовать исследователя.
Кроме того, выбор данной темы обуславливается возможностью предложить пути разрешения некоторых из этих проблем.
Целью данной работы является выявление механизма правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в области оказания услуг в сфере социального обеспечения населению в РФ и путей его реализации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- установление области общественных отношений, в которой возникают и реализуются услуги в сфере социального обеспечения населению в РФ;
- определить структуру этой области: описать виды, формы и этапы образования;
- рассмотрение субъектов взаимодействующих в области оказания услуги в сфере социального обеспечения населению;
- изучение особенностей регулирования оказания слуг в отношении его субъектов и отношений, складывающихся в данной области, на различных этапах общественного развития;
- описание основных принципов, форм, видов и этапов оказания услуг;
- установить основные проблему регуляции, оказания, «пороки» субъектов в сфере оказания услуг социального обеспечения.
Объект - социально-экономические процессы, происходящие в сфере оказания социальных услуг.
Предмет – законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации.
При написании данной выпускной квалификационной работы (ВКР) использовался аналитический, сравнительный и статистический методы исследования.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РФ
1.1 Понятия, принципы и функции оказания услуг в сфере социального обеспечения населения в РФ
Приступая к рассмотрению вопроса о конкретных средствах правового регулирования, необходимо ответить на вопрос, что, же такое правовое регулирование.
Правовое регулирование – это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых средств. Правовое регулирование является частью регулирования социального.
В узком смысле под правовым регулированием понимается воздействие норм права и других специально-юридических средств на поведение людей и общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития.
Это разностороннее воздействие на общественные отношения всех правовых явлений, в том числе правовых идей, принципов правовой жизни общества, не воплощенных в юридические формы (законы, нормативно-правовые акты, решения судебных органов, и т.д.)
Из вышеуказанного определения вытекает, что правовое регулирование это такое воздействие, при котором ставятся достаточно ясно обозначенные цели. Например, в целях предотвращения дискриминации в области образования, издается закон, воздействующий на субъектов образовательной деятельности. И воздействие норм данного закона, в результате которого реализуются поставленные цели, можно назвать правовым регулированием.
Если же под воздействием норм права возникают последствия, не предусмотренные законодательством, либо противоречащие ему, то такое воздействие нельзя называть правовым регулированием. Нельзя считать правовым регулированием воздействие, осуществляемое неюридическими средствами.
Так, воздействие на сознание и поведение людей через средства массовой информации, путем пропаганды, агитации, нравственного и правового просвещения и обучения не может быть отнесено к правовому регулированию как социально-юридически организующей деятельности.
Безусловно, в реальной жизни духовное, идеологическое, психологическое воздействие права взаимосвязано, сочетается со специально правовым регулированием.
Воздействие на общественные отношения, поведения людей специально-юридическими средствами и способами, в свою очередь оказывает влияние на духовно-нравственную, идеологическую сторону жизни человека. В сферу правового регулирования входят отношения, имеющие следующие признаки:
1. В данных отношениях проявляются интересы индивида и общества;
2. Реализация взаимных интересов, при которой каждый идет на ущемление каких-либо своих интересов;
3. Отношения эти строятся на согласии соблюдать какие-либо установленные правила;
4. Эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых подкреплена действенной силой.
5. В сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений. Отношения по обмену ценностями. Отношения по властному управлению обществом.
Отношения по обеспечению правопорядка. Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни государства и общества.
Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения. В экономической и юридической науке понятие социального обеспечения трактуется неоднозначно и до сих пор не является общепринятым.
В семантическом понимании социальное обеспечение означает «предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо со стороны общества».
Иными словами, различные формы помощи общества своим членам в этом определении трактуются как социальное обеспечение. Между тем формы и виды такой помощи могут быть самыми разнообразными. Исходя из этого, в науке сложились две основные концепции содержания этого понятия - экономическая и правовая.
Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, псе виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан).
Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления. Представители правовой концепции изначально базировали свою позицию одновременно па нескольких порой мало совместимых критериях, в частности па экономическом и субъектном.
Они считали, что обеспечение должно касаться не всех членов общества, а лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства.
К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России - сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем - наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).
Принципы социального обеспечения:
1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета.
Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств.
Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.
4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.
5. Гарантированное получение социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни.
Это - достижение определенного возраста;
потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично;
утрата кормильца семьей;
длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье;
нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование;
вынужденное переселение; смерть близких и т. д.
6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).
7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов.
Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 26.03. 2022 г.) «О ветеранах», Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 11.06.2021).
Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. Экономическая функция социального обеспечения заключается в замещении заработка (дохода и содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.
Источником финансирования для ее осуществления служат государственные (централизованные) внебюджетные фонды социального назначения, которые образуются по территориальному принципу.
К внебюджетным фондам социального назначения относятся: пенсионный, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, социального страхования, социальной поддержки.
Политическая функция социального обеспечения способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.
Демографическая функция призвана регулировать и стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны. Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего ощущать им себя полноценными членами общества.
Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределение части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан (и членов их семей) в случае утраты источника средств к существованию, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а так же оказания медицинской помощи, содействия семье в содержании и воспитании детей, предоставления других социальных льгот и услуг. В правовой литературе понятие социального государства справедливо увязывается с понятием социальной защиты, а также его соотношение с социальным обеспечением.
В широком смысле слова под социальной защитой понимается система социальных отношений, при которых индивид способен самостоятельно позаботиться о себе, создать условия для жизнедеятельности и духовного развития. Он как бы социально «самообслуживается».
В данном значении социальная защита практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав человека. Что касается социальной защиты в узком смысле слова, то имеется в виду конкретная социальная политика государства, стремящегося правовыми мерами обеспечить удовлетворительное или хотя бы безбедное существование тем группам населения, которые находятся в особо сложном материальном положении и не способны без внешней поддержки улучшить его.
1.2 Субъекты социального обеспечения
Правоотношения по социальному обеспечению - это урегулированные нормами права социального обеспечения социально-обеспечительные отношения граждан (семей) с органами социального обеспечения, социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий, социальных компенсаций и предоставлению социальных услуг в натуральном виде.
Это юридические связи субъектов права социального обеспечения, в которых один субъект - гражданин (семья) - реализует свои права на определенный вид социального обеспечения, а второй субъект - орган социального обеспечения - обязан обеспечить эту реализацию.
Все социальное обеспечение граждан производится через вступление их в соответствующие правоотношения (юридические связи) с органами социального обеспечения.
Они являются субъектами данных правоотношений. Исключением здесь является лишь материальное обеспечение пенсиями, пособиями в соответствующих случаях священнослужителей.
У них свой на это устав, по которому это обеспечение не должно быть ниже государственного социального обеспечения пенсиями, пособиями. Медицинское же обслуживание и лечение священнослужителей производится на общих основаниях.
Другие работники религиозных организаций (младший обслуживающий персонал, бухгалтеры и др.) обеспечиваются пенсиями, пособиями, услугами, как и все трудящиеся.
Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить.
Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения.
Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:
1) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении).
Первые два вида являются регулятивными правоотношениями, а третий - охранительными;
2) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений). Эти два вида классификации позволяют более полно раскрыть все правоотношения по социальному обеспечению с их необходимыми элементами (субъекты, объекты, содержание, основания возникновения, изменения, прекращения).
Исходя из характера и целей правоотношений все правоотношения по социальному обеспечению делятся на:
1) основные материальные правоотношения по выплате уже назначенных пенсий, пособий, социальных компенсаций и оказанию социальных услуг действиями в натуральном виде;
2) предшествующие, как правило, основным процедурные правоотношения по установлению юридических фактов, их составов для права на определенный вид социального обеспечения и назначение этого обеспечения или отказ в нем; Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.
Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные нрава и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).
Эти три способности гражданина по праву социального обеспечения могут не совпадать (в противоположность тому, например, что такое совпадение есть в трудовой правосубъектности, отражающей единую праводееделиктоспособность субъектов трудового права).
Так, ребенок или инвалид по психическому заболеванию правоспособны иметь права па социальные услуги, пособия, пенсию, но они недееделиктоспособиы, поэтому за них в правоотношениях по социальному обеспечению вступают их законные представители, а при их отсутствии - соответствующий государственный или муниципальный орган. Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т.д.).
Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная, а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.
По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого основного юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т.д.). Но надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так, гражданин, достигший пенсионного возраста и имеющий право на пенсию по старости, является субъектом права социального обеспечения.
В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по старости. И это время может длиться годами, пока он не подаст заявление о назначении ему такой пенсии. Начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения.
Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например: быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает но каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и прекращается вместе с окончанием этого права.
Абсолютное большинство граждан - субъектов правоотношений по социальному обеспечению - это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, в области социального обеспечения имеют те же права, что и граждане РФ, на основании закона или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий в Российской Федерации, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.
Субъекты права социального обеспечения - это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения. Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны - гражданина, а по некоторым видам - семью.
Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан. Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения (ныне это органы пенсионного фонда по трудовым пенсиям).
Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:
государственные, муниципальные (иди иные) органы социальной защиты населения;
органы службы занятости (по пособиям по безработице); органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели - конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором). Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению. Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.
1.3 Правовые основы в сфере социального обеспечения
Право социального обеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям располагает довольно сложной системой юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Указанный выше предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно:
отношения по поводу денежных выплат; отношения по поводу натуральных видов социального обеспечения;
отношения процедурного и процессуального характера. Множество и разнообразие источников права социального обеспечения предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов. Первую группу источников права социального обеспечения составляют нормы международных актов.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, можно сделать вывод, что нормы международных договоров должны обладать высшей юридической силой по отношению к законам Российской Федерации.
Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г. К первой группе источников также относятся конвенции МОТ.
Вторую группу источников права социального обеспечения составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.
Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В сфере нрава социального обеспечения действует большое количество законов. Однако для данной отрасли характерным является то, что отсутствует единый кодифицированный источник, регулирующий весь комплекс общественных отношений, составляющий предмет права социального обеспечения.
На сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения закреплены в федеральных законах, регулирующих пенсионное обеспечение:
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ред. от 25.02.2022 № 18-ФЗ);
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020).
Следует отметить, что существует большой массив федеральных законов, регулирующих обеспечение граждан социальными пособиями и страховыми выплатами. Например:
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 30.04.2022);
Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 19.11.2021);
Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 30.04.2021); Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (ред. от 25.02.2022) и др. Действует ряд федеральных законов, закрепляющих отдельные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам по системе социального обеспечения. Сюда можно отнести Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 11.06.2021).Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 01.07.2021) Самостоятельную группу составляют законы РФ и федеральные законы, закрепляющие систему льгот для инвалидов, ветеранов, се щей с детьми.
Так, например, Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 06.12.2021) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 26.03. 2022 г.) «О ветеранах»;
Федеральный закон от 9 января 1997 г. «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (ред. от 06.06.2019) и др.
Следует знать, что к данной группе источников нрава социального обеспечения относятся законы субъектов Федерации. Как правило, они предусматривают законодательные гарантии по социальной защите инвалидов, пожилых граждан, семей с детьми, безработных, а также малоимущих слоев населения па территории данного конкретного субъекта Федерации.
Третью группу составляют подзаконные нормативные правовые акты, среди которых особое место занимают указы Президента РФ в сфере социального обеспечения. В соответствии со ст. 90 Конституции РФ они являются обязательными для исполнения на всей территории РФ. Однако они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
К области социального обеспечения можно отнести следующие Указы Президента РФ:
Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;
Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 «Об обеспечении деятельности конституционного суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям конституционного суда РФ и членам их семей».
Важно помнить, что Президент РФ своими указами периодически повышает размер компенсационных выплат пенсионерам.
Четвертую группу среди подзаконных актов занимают нормативные постановления Правительства РФ, которые устанавливают порядок применения норм законов по отдельным видам социального обеспечения (пенсии, пособия, компенсации). Кроме того, они могут устанавливать дополнительные меры социальной защиты для конкретных слоев населения в РФ, например, Постановление Правительства РФ от 17.07.1996 № 829 «О приемной семье».
Среди источников права социального обеспечения постановления Правительства РФ наиболее большая группа подзаконных нормативных правовых актов. Важную роль в нормотворчестве по социальному обеспечению в пределах своей компетенции играют федеральные министерства и ведомства. Сюда можно отнести Постановление Минтруда РФ от 10.02.1998 № 5 «Об утверждении порядка работы территориальных органов министерства труда и социального развития РФ по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей - сирот и детей, оставшимися без попечения родителей»
Кроме постановлений Минтруд издает разъяснения по отдельным вопросам социального обеспечения. На современном этапе развития нашего государства, когда формируется рыночная экономика, важное значение приобретают муниципальные и локальные нормативные акты как источники права социального обеспечения. В качестве локального источника можно назвать коллективный договор конкретной организации.
Следовательно, цель муниципальных и локальных нормативных актов - устанавливать более высокий уровень социальной защиты граждан на территориальном, муниципальном уровне, на уровне конкретной организации.
Такова классификация источников права социального обеспечения по их юридической силе (по степени их важности и субординации).
Следует иметь в виду, что источники права социального обеспечения можно также классифицировать в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими.
В соответствии с такой классификацией следует выделить три группы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения:
1) по пенсионному обеспечению граждан;
2) по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами;
3) по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.
2. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН
2.1 Социальное обеспечение лиц с семейными обязанностями
Конституция РФ предусматривает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (п. 2. ст. 7).
Федеральным законом от 24 июля 1999 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от 13.07.2020) предусмотрено, в частности, установление минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.
Они включаются в установленный минимальный объем услуг по гарантированной выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием.
Перечислим основные виды пособий, предусмотренные действующим законодательством, и нормативные акты, которыми регулируются условия и порядок их предоставления.
Пособия гражданам, имеющим детей:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
В ней также указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (п. 1. ст. 38). Государственная поддержка семьи, материнства и детства осуществляется в различных формах.
На примере таблицы 1 рассмотрим пособия гражданам, имеющим детей.
Таблица 1
Источник финансирования | Вид пособия | Порядок выплаты |
Фонд социального страхования | -Женщины, вставшие на учет в ранние сроки беременности -В связи с рождением ребенка -По беременности и родам -На период отпуска по уходу за ребенком до 1,5лет | -Единовременно -Единовременно -140, 156, 194 дня (ст.255 ТК РФ) -Ежемесячно |
Федеральный бюджет | Женам военнослужащих по призыву Дополнительные меры государственной поддержки (материнский капитал) | |
Местные бюджеты | -Женщины, вставшие на учет в ранние сроки беременности -В связи с рождением ребенка -По беременности и родам | -Единовременно -Единовременно -Ежемесячно |
Из приведенного перечня следует, что, несмотря на включение в один федеральный закон, указанные пособия отличаются друг от друга:
- по целевому назначению;
- источникам финансирования;
- порядку исчисления и размерам.
Фонд социального страхования (ФСС) занимается выплатами и помощью будущим и уже состоявшимся мамам и папам, а также их детям – уже родившимся и или еще не появившимся на свет. С 2021 года на всей территории РФ введен механизм прямых выплат ФСС.
С места работы поступает информация о типе занятости, размере ставки, сумме среднего заработка, замене лет расчетного периода (если работник предоставил заявление о такой замене), а фонд напрямую выплачивает положенные суммы на счета получателей.
Пособия ФСС в связи с материнством в Чеченской Республике:
1. Пособие по беременности и родам.
Выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.
Пособие выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка.
В 2021 году максимальный размер пособия 360 164,00 руб., а минимальный 63 932,40 руб. Если рабочий стаж женщины составляет менее 6 месяцев, она может рассчитывать на пособие в размере не выше МРОТ.
2. Единовременное пособие при рождении ребенка. Это пособие в одинаковом размере полагается всем родителям, независимо от того, работают они или нет.
Если родители не работают - пособие выплачивается в органах социальной защиты населения по месту жительства. Размер пособия - 20 472,77 руб. В случае рождения двух и более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.
3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Работающим гражданам пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка, но не менее 7 677,81 руб. [17]
Матерям, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком, в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката пособие выплачивается в органе социальной защиты населения по месту жительства.
Неработающим гражданам, то есть лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, за назначением и выплатой пособия необходимо обращаться в орган социальной защиты населения по месту жительства.
5. Оплата листка нетрудоспособности при уходе за заболевшим ребенком.
Листок нетрудоспособности по уходу за больным ребенком оплачивается:
- до 7 лет - не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком (не более чем за 90 календарных дней в календарном году в случаях, если заболевание включено в Перечень заболеваний, утвержденных Министерством здравоохранения РФ);
- от 7 до 15 лет - до 15 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком.
Если заболел ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, оплачивается до 120 календарных дней в календарном году. [17]
6. Родовой сертификат.
Родовым сертификатом оплачивается наблюдение женщины во время беременности в женской консультации, роды и медицинское сопровождение ребенка в течение первого года жизни.
Также в сертификат включены услуги по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи.
Общая стоимость родового сертификата в 2021 году 12 000 руб.
Эти средства не перечисляются женщине, а идут напрямую учреждению здравоохранения, в котором обслуживается женщина.
Цель такого пособия - возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения.
Право на их получение не предусмотрено:
а) для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории России и при этом не подлежащих обязательному социальному страхованию;
б) если ребенок находится на полном государственном обеспечении;
в) если лицо, обращающееся за пособием, лишено родительских прав в отношении ребенка либо выехало на постоянное местожительства за пределы Российской Федерации.
Для лиц, подлежащих социальному страхованию, рождение ребенка является страховым случаем. Однако такое пособие предоставляется и всем остальным гражданам.
В настоящее время единовременное пособие при рождении ребенка - это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане.
Почему федеральный законодатель не дифференцирует размер пособия в зависимости от количества рожденных детей, как это было в советский период?
С одной стороны, очевидно, что возросшие денежные выплаты станут мощным стимулом к деторождению в неблагополучных маргинальных семьях и приведут к еще большему обострению проблемы социального сиротства, так как при различных ограничениях к жизненным благам, как показывает практика, родители-алкоголики умудряются жить и пить за счет своего потомства.
Безусловно, таких родителей лишают родительских прав, но они тут же обзаводятся другими детьми, и все начинается сначала
С другой стороны, очевидно, следует повысить размер пособия для возникновения стимула рождения в тех семьях, где у детей есть твердый шанс на счастливое детство. Несомненно, к числу таких семей должны быть отнесены семьи с детьми, в которых родители работают, а значит, подлежат обязательному социальному страхованию, или обучаются по очной форме обучения в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования (студенческая семья).
Для расчета пособия предусмотреть в качестве базового критерия критерий прожиточного минимума, который соответствует действительному прожиточному минимуму в регионе (рассчитанному по-новому, с учетом затрат на здоровье, образование детей, оплату жилья и коммунальных услуг) и разработать действенный механизм его индексации.
В этом случае размер таких пособий будет увеличиваться каждый раз с ростом этого базового показателя.
Только в этом случае размер пособия имеет смысл дифференцировать при рождении первого, второго и третьего и последующего детей, что будет соответствовать целям демографической политики.
В такой ситуации следует предоставить пособие в увеличенном размере и неполным семьям, студенческим семьям, а также увеличивать размер пособия многодетным семьям с тремя и более детьми.
2.2 Гарантии социальной поддержки безработных граждан
Пособие по безработице впервые было введено в СССР в 20-х годах. Впоследствии оно не устанавливалось, так как считалось, что безработица в стране полностью ликвидирована и для нее отсутствуют социально-экономические основания.
После длительного перерыва пособие по безработице введено в России в 1991 г. Основной нормативный правовой акт, регламентирующий выплату пособия по безработице, - Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
По данному закону безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством РФ.
Решение о признании гражданина безработным принимает орган занятости по месту его жительства не позднее 10 дней со дня предоставления им соответствующих документов (паспорта, трудовой книжки, документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке).
Некоторые граждане в силу закона не признаются безработными и, следовательно, не имеют права на получение пособия.
К ним относятся следующие граждане:
- не достигшие 16-летнего возраста;
- которым в соответствии с законодательством назначена пенсия по старости или пенсия за выслугу лет;
- отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы (включая работу временного характера), и впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности);
- в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера (при этом одна и та же работа, профессиональная подготовка по одной и той же профессии (специальности) не может предлагаться дважды);
- не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
- осужденные к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы.
Основным условием выплаты пособия по безработице является признание гражданина безработным. Решение о назначении пособия по безработице принимается органами службы занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным в порядке, определенном статьей 3 Закона о занятости.
Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице начисляется с первого дня признания их безработными. Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости.
Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.
Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенных за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия, продолжительность выплаты пособия по безработице в каждом периоде безработицы не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.
При этом максимальная продолжительность выплаты пособия для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину за счет средств федерального бюджета не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Установленная Законом о занятости продолжительность периода выплаты пособия по безработице может быть продлена для граждан, общий трудовой стаж которых в соответствии с пенсионным законодательством РФ дает им право на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсии на льготных условиях, но которые не достигли пенсионного возраста.
В этом случае установленный период выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый стаж.
Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев (п. 1 ст. 32 Закона о занятости).
Пример: Гражданин N уволен по сокращению штата из организации.
Общий трудовой стаж в соответствии с законодательством 33 года.
Периоды выплат схематично будут выглядеть как представлены в таблице 2 следующим образом:
Таблица 2
Без оплаты | Первичный период безработицы | | Без оплаты | Вторичный период безработицы | Без оплаты |
З месяца период сохранения заработной платы | 12 мес. оплата (75%-60%-45%) | 4 месяца продление за стаж | 6 месяцев перерыв | 8 месяцев оплаты 45% (24-12-4=8) | 6 месяцев перерыв |
Очень много вопросов возникает по поводу оплаты вторичного периода безработицы.
Ведь как мы говорили выше, пособие по безработице в повторном периоде назначается в минимальном размере.
В результате длительных обсуждений и общения с Минтрудом России пришли к следующему выводу.
Так как статья 32 Закона о занятости устанавливает льготу особой категории граждан (уволенные из организаций в связи с ликвидацией, сокращением штатов и имеющие стаж трудовой деятельности, дающий право выхода на полную пенсию по старости) и отдельно оговаривает, что общий период выплаты пособия по безработице для данной категории граждан не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Это указано и в п.5 статьи 31 Закона о занятости, которая регламентирует общие условия и сроки выплаты пособия по безработице.
Но ст.32 ничего не говорит о размере пособия во вторичном периоде выплаты.
Поэтому делаем вывод о том, что во вторичном периоде безработицы после шестимесячного перерыва размер пособия остается в размере 45% от среднего заработка по прежнему месту работы.
Органам службы занятости населения в соответствии со ст.35 Закона о занятости предоставляется право, при наличии определенных обстоятельств, прекращения выплаты пособия, приостановления выплаты пособия на определенное время, а также сокращения размера пособия на определенный период времени.
Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:
- прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;
- признания гражданина занятым;
- длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;
- переезда безработного в другую местность;
- попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Получение гражданином пособия по безработице обманным путем предполагает наличие следующих условий: предоставление в службу занятости фиктивных документов, позволяющих безработному получать пособие, вины гражданина в форме умысла, причинной связи между действием гражданина и наступившим последствием – выплатой пособия по безработице. Например, очень часто на практике имеет место следующий вид получения пособия обманным путем.
Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, обращается в службу занятости и умалчивает о наличии данной регистрации.
Но граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, признаются занятыми и не могут быть признаны безработными. Налицо умысел попытки получения пособия обманным путем.
Если же сотрудники службы занятости вовремя не обнаружат наличия данной регистрации, и зарегистрируют гражданина в качестве безработного, то данное правонарушение можно квалифицировать по ст. 159 Уголовного кодекса РФ.
Даже если в судебном разбирательстве обвиняемый в качестве доказательства предъявляет нулевой баланс за отчетный год, суды, как показывает практика, в большинстве случаев не принимают это во внимание.
Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:
- отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
- отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважительных причин более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы;
- явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.
- увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством РФ, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия.
Под увольнением за нарушение трудовой дисциплины при применении ст.35 следует понимать увольнение по п.п.6-11 ст.81, п.4 ст.83 Трудового кодекса РФ, а также по увольнения за виновные действия по основаниям, предусмотренными специальными законами для определенных категорий.
Служба занятости может устанавливать различные сроки прохождения безработными перерегистрации, в том числе с указанием определенного периода времени, в течение которого гражданин должен пройти перерегистрацию.
На практике бывают случаи, когда безработному за нарушение сроков перерегистрации приостановили выплату пособия по безработице. Вместе с тем в период приостановки выплаты он вновь допускает нарушение сроков перерегистрации.
Можно ли за второе нарушение приостановить ему выплату пособия по безработице?
В данном случае за второе нарушение срока перерегистрации служба занятости вправе опять приостановить гражданину выплату пособия по безработице до трех месяцев.
При этом не принимается во внимание, что окончание срока предшествующей приостановки выплаты пособия еще не наступило.
Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию.
Например, за неявку безработного на перерегистрацию без уважительных причин служба занятости приостановила выплату пособия с 14 июля по 13 сентября. В связи с тем, что безработный 3 августа вновь нарушил срок перерегистрации, служба занятости вправе начиная с 4 августа вновь приостановить ему выплату пособия по безработице на срок до трех месяцев: самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.
Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице и не засчитывается в общий трудовой стаж.
Пример: Гражданин, уволенный из организации, обращается в службу занятости населения.
При регистрации обнаруживаем запись в трудовой книжке об увольнении, основанием которого значится п.6 ст. 81.
Соответственно, у службы занятости возникает право сделать приостановку выплаты пособия, причем с момента его назначения.
В таблице 3 представлена схема выплаты пособия.
Таблица 3
Оплачиваемый период безработицы (6 месяцев) | Без оплаты | Оплачиваемый период безработицы (6 месяцев) | ||
75% | 60% | 60% | 45% | |
3 мес. приостановка | 3 мес.оплата | 6 мес. перерыв | 1 мес. | 5 мес. |
Если же он нарушил сроки перерегистрации, то выглядеть это будет иначе.
Более подробно схема выплаты пособия представлена в таблице 4.
Таблица 4
Оплачиваемый период безработицы (6 месяцев) | Без оплаты | Оплачиваемый период безработицы (6 месяцев) | ||||
75% | 60% | 60% | 45% | |||
3 мес. приостановка | 2 мес.оплата | 6 мес. перерыв | 1 мес. | 5 мес. |
Необходимо помнить, что 3 месяца – не жесткий срок, надо определять сроки приостановки исходя из каждой конкретной ситуации. Это может быть и месяц, и две недели.
Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 процентов на срок до одного месяца в случаях неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости или отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу.
Выплата пособия по безработице не производится в периоды отпуска по беременности и родам, выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования, а также призыва безработного на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей.
Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице, но продлевают его.
О всех решениях, которые принимаются органами службы занятости в отношении пособия по безработице безработный гражданин должен быть уведомлен в обязательном порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты дипломного исследования позволили сделать ряд выводов и предложений:
1. Социальную политику можно рассматривать как обусловленную, ситуативную, динамичную по форме и ориентации деятельность по практической организации социальной безопасности людей, стремящихся реализовать свои потребности и интересы в обществе.
Используя силу закона и подзаконных нормативно-правовых актов, структуры органов государственного управления социальной политикой стремятся создать предпосылки для адаптации человека к изменчивым во времени и в пространстве условиям жизнедеятельности.
2. Практика показывает, что учет интересов и потребностей социальных, профессиональных, национальных, половозрастных групп населения — это сложный, противоречивый процесс.
И чем глубже изучены и осмыслены жизненные потребности различных групп населения, условия и возможности их реализации, тем точнее и полнее они формулируются в задачах социальной политики, а следовательно, и успешнее решаются.
Социальная политика и социальная работа взаимосвязаны.
Эта взаимосвязь носит диалектический характер, во многом напоминая соотношения философских категорий сущности и явления.
3. Социальная работа представляет собой форму социальной политики.
С другой стороны, социальная политика раскрывается в социальной работе. Однако единство социальной политики и социальной работы не означает их совпадения, тождества.
4. Социальная работа по своему содержанию богаче, динамичнее, подвижнее социальной политики, в то же время социальная политика сохраняет большую устойчивость, являясь определяющей стороной в отношении социальной работы.
5.Система социальной защиты должна быть ориентирована на широкие слои населения, но ее реальное воплощение по отношению к различным социальным слоям и группам является дифференцированным: здоровым, трудоспособным, активным членам общества она должна помогать получать равные возможности в области образования, освоения профессии, включения в систему трудовых от ношении, предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям и группам населения (инвалидам, пенсионерам, многодетным и неполным семьям, детям и другие) — оказывать комплекс социальных услуг (в зависимости от состояния) за счет государства, гарантировать получение установленных законом льгот и пособий, по-другому создавать необходимые условия для жизнедеятельности.
Несмотря на то, что глобальная рецессия уже успела привести к снижению уровня материального благосостояния населения большинства стран мира, Россия остается в числе тех немногих государств, которые продолжают исправно выполнять свои социальные обязательства.
Тем не менее, как полагают многие эксперты, уже в среднесрочной перспективе наше государство также может столкнуться с серьезными трудностями в реализации своей социальной политики.
Это произойдет в том случае, если в течение ближайших одного-двух лет мировая рецессия не сменится экономическим подъемом, сопровождаемым улучшением конъюнктуры на мировых рынках товаров, которые экспортирует Россия. В сложившейся критической ситуации основные усилия государства в России должны быть направлены на сохранение и восстановление нематериальных составляющих общественного богатства. Без решения данной задачи, невозможно предотвратить отток из страны ни финансового капитала, ни элитных человеческих ресурсов.
Для этого необходимо пересмотреть как место социальной политики в системе государственных приоритетов, так и ее общую концепцию, а следовательно, предлагаемые формы и методы реализации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993] (с изменениями от 01.07.2020 г.)
2.Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 30.04.2022); Гарант [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/.– (Дата обращения – 05.05.2022).
3.Федеральный закон от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 19.11.2021); Гарант [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/.– (Дата обращения – 05.05.2022).
4.Федеральным законом от 24 июля 1999 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (редакция от 13.07.2020г.) Гарант [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/.– (Дата обращения – 05.05.2022).
5.Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»; Гарант [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/.– (Дата обращения – 05.05.2022).
6. Годовой отчет за 2021г. Министерства труда, занятости и социального развития ЧР Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.mtchr.ru.– (Дата обращения – 05.05.2022).
7. Годовой отчет Департамента социальной помощи и поддержки семьи и детства за 2021г Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.mtchr.ru.– (Дата обращения – 05.05.2022).
8. Добреньков В.И. Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: МГУ, 2019. - т. 3. - 339 с.
9. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - М.: Издательский центр "Академия", 2019. - 224 с.
10. Квартальный отчет департамента по работе с льготниками федерального регистра на 01.04.2022 Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.mtchr.ru.– (Дата обращения – 05.05.2022).
11.Кирпота Т.Д. Государственное регулирование экономики и региональная экономическая политика: Учебное пособие СПб.: Питер, 2018. – 390 с.
12.Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 449 с. Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449403 (дата обращения: 05.05.2022).
13. Отчет Минтруда ЧР за 2021 по состоянию на 1 февраля 2022г. Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.mtchr.ru.– (Дата обращения – 05.05.2022).
14. Росстат. Региональные выплаты. Сфера семейная политика, 04.04.2022г Режим доступа: www.gks.ru
15. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения учебник для ссузов. Г.В. Сулейманова М.2018. – 380 с.
16. Справка о деятельности Минтруда за 4 квартал 2022 года. Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.mtchr.ru.– (Дата обращения – 05.05.2022).
17.Чеченстат официальный сайт.05.05.2022г. Отчет: детские пособия. Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://chechenstat.gks.ru/stat_otchet
18. Чеченстат официальный сайт. Рынок труда, прожиточный минимум ЧР,2020-2021гг. Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://chechenstat.gks.ru/stat_otchet
19.https://buhguru.com/posobia/posobiya-s-1-fevralya-2022.html
20..http://www.mtchr.ru
21. https://setdoc.ru/dp/dp-chechnya-2021/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Потребители услуг в сфере социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Чеченской Республике. [13]
Таблица 5
№ п/п | Наименование категорий | Количество потребителей услуг | ||
2019г | 2020г | 2021г | ||
1 | Общее количество семей в республике(ед.) | 329 536 | 333 920 | 295 493 |
2 | Дети-сироты (чел.) | 674 | 679 | 648 |
3 | Дети- инвалиды (чел.) | 66 242 | 66 904 | 63 569 |
4 | Малоимущие семьи (ед.) | 38 483 | 37 923 | 37 523 |
5 | Многодетные семьи | 79 661 | 82 512 | 116 400 |
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ
ОРГАНАМИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Особенности обеспечения социальной защиты населения в РФ
Право граждан Российской Федерации (РФ) на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г. (редакции от 01.07.2020г.), которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В первоочередном порядке в социальной защите в РФ нуждаются:
- граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);
- инвалиды Великой Отечественной войны (ВОВ) и семьи погибших военнослужащих;
- инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
- граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
- безработные, вынужденные беженцы и переселенцы;
- дети с девиантным поведением;
- семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты,
- алкоголики и наркоманы и бомжи;
- малообеспеченные и многодетные семьи;
- молодые, студенческие, семьи и одинокие матери;
- лица с ограниченными возможностями;
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений. Структура органов социальной защиты населения представлена ниже на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1
Рисунок 2
Как мы видим (рисунок 1 и 2):
1.Государство в лице его представительных и исполнительных органов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.
2.Структуры формирующегося гражданского общества.
3.Большое значение в решении социальных проблем отдельных категорий населения приобретают социальная деятельность, осуществляемая в рамках предприятий, фирм; активность политических, профсоюзных и общественных объединений, благотворительных и добровольных организаций. Они реализуют социальную политику в сравнительно узких пределах, соответствующих их компетенции. Управление государственной системой социальной защиты зависит от уровня, на котором она реализуется.
Для управления, контроля создается единая система исполнительных органов в области социальной защиты, которую образуют органы управления социальной защиты и подведомственные им учреждения, организации, территориальные органы. Важной целью в области совершенствования этой системы является установление устойчивых, упорядоченных связей между всеми ее уровнями и учреждениями социальной инфраструктуры, обеспечивающими ее функционирование.
На федеральном уровне управление системой социальной защиты осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ. Руководство системой социального страхования осуществляется при помощи специализированных Фондов: Пенсионного, Фонда Социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.
На региональном уровне управление осуществляется органами исполнительной власти субъекта федерации. Например, в Чеченской Республике управление осуществляет департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Районные управления социальной защиты населения являются территориальными структурными подразделениями региональных министерств или департаментов социальной защиты населения и реализуют функции по социальной защите в отношении населения конкретного муниципального образования. Понимание особенностей организационной структуры органов социальной защиты необходимо для церковного социального работника ввиду того, что он сможет, экономя силы и время, непосредственно обращаться к компетентному специалисту для разрешения конкретной проблемы.
Сложность изучения данной темы заключается в том, что каждый регион систему органов и учреждений формирует самостоятельно и даже региональный орган, который управляет всей социальной сферой, может называться совершенно по-разному, что несколько усложняет понимание функций и задач этих органов.
Ведущими организационно-правовыми формами социальной защиты населения являются:
- пенсионное обеспечение;
- государственное социальное страхование;
-обеспечение социальными выплатами, субсидиями, компенсациями и льготами нуждающихся в государственной социальной помощи категорий населения.
Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав населения: «Каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Важной правовой формой социальной защиты населения является закон «О государственной социальной помощи», который регламентирует государственную социальную помощь малообеспеченным гражданам и семьям за счёт региональных бюджетов и ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) за счёт федерального бюджета и «социальных пакетах» для определённых категорий населения, включённых в федеральный реестр.
Система социальной поддержки населения по этому закону опирается на региональные бюджеты.
Право на получение разовой государственной социальной помощи по этому закону предоставлено особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, другим нетрудоспособным гражданам, у которых совокупный среднедушевой доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.
Финансовым источником социального обеспечения являются текущие доходы участников общественного производства, изымаемые через налогообложение и целевые взносы работодателей и работников.
Эти налоги и взносы, в дополнение к Пенсионному Фонду Российской Федерации образуют Фонд социального страхования, который составляет финансовую основу пособий по социальному страхованию.
Объектами государственного социального страхования являются временно экономически неактивное население.
Социальное страхование выступает как институт защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость) или места работы.
В качестве социальных страховых рисков выделяются:
- необходимость получения медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание;
- материнство;
- инвалидность;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- признание безработным;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Основная задача Фонда социального страхования:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком по достижении им полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
В настоящее время существуют две формы социального страхования: обязательное (по закону для субъектов страхования - государственное) и добровольное.
Типичные виды социального страхования - пенсионное, медицинское, страхование от несчастных случаев на производстве. Государственное пенсионное страхование - вид страхования, осуществляемого за счет взносов работодателей и работников с целью обеспечения граждан трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Закон «О медицинском страховании граждан в РФ» определил правовые, экономические и организационные основы данного института социальной защиты. Цель медицинского страхования –гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств.
В соответствии с Законом Медицинское страхование представлено двумя видами: обязательное и добровольное.
Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами, которые гарантируют объем и условия оказания медицинской помощи гражданам.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ, обеспечивающих гражданам услуги сверх установленных в программах обязательного медицинского страхования на основе оплаты услуг гражданами или организациями.
В соответствии с Законом средства для обязательного медицинского страхования (страховые выплаты работников) сосредоточены в Федеральном и Региональном фондах обязательного медицинского страхования.
Обязательное медицинское страхование обеспечивается, таким образом, системой фондов, состоящей из федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации.
Страховой тариф взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется федеральным законом Российской Федерации.
Минимальные социальные гарантии в области здравоохранения.
Начиная с 1993 г., обязательное медицинское страхование вошло в систему социального страхования России, финансирование которой в виде уплаты взносов осуществляется большинством работодателей всех форм собственности, а также государством непосредственно из бюджета.
Медицинское страхование стало рассматриваться как наиболее адекватная рыночной экономике система здравоохранения, улучшающая качество медицинских услуг.
Страховые взносы большинства предприятий составляют 26% фонда оплаты труда,
Размеры взносов по отдельным видам социального страхования по отношению к начисленной оплате труда составляют:
- в Пенсионный фонд - 19%;
- в Фонд социального страхования - 3,4%;
- в Фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%.
В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:
- минимальный размер оплаты труда (МРОТ);
- прожиточный минимум для трудоспособного населения.
Минимальные социальные гарантии в области оплаты труда не будут действительны, пока не будет восстановлена экономическая функция зарплаты.
В плане социальной защиты это важно, поскольку заработная плата – категория не только экономическая, но и нравственная, призванная обеспечить человеку определенный социальный статус.
Одним из важных аспектов минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.
В решении этой проблемы две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости и самозанятости населения - с одной стороны и государственная поддержка - с другой стороны.
На снижение уровня безработицы направлены государственные программы содействия занятости, ежегодно принимаемые правительством, а также реализация федеральной целевой программы создания рабочих мест.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по безработице и содействие в поиске подходящей работы;
-выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости;
-возможность участия в оплачиваемых общественных работах и временную работу.
Пособие по безработице предоставляется из региональных бюджетов, выплачивается в течение года безработицы при условии активного поиска подходящей работы через Центр занятости и равно прожиточному минимуму для данного субъекта Федерации в первые 4 месяца безработицы (позднее оно уменьшается).
Важным звеном социальной защиты населения являются законодательно обязательные программы трудоустройства, переквалификации и получения жилья, направленные, прежде всего, на молодежь.
Для стимулирования экономической самостоятельности молодежи предлагаются профессиональное обучение или переобучение и социально-психологическая подготовка к вхождению в роль экономически самостоятельных налогоплательщиков.
Таким образом, социальная защита осуществляется за счет федерального, региональных бюджетов, специально создаваемых внебюджетных социальных фондов. Комплексный её характер может быть представлен, например, системой мероприятий по социальной защите инвалидов.
Мероприятия по социальной защите инвалидов можно подразделить следующим образом:
- медико-социальная экспертиза граждан, устанавливающая их инвалидность и рекомендующая меры по устранению или снижению их социальной недостаточности;
- правовая защита граждан, имеющих инвалидность и общественных объединений инвалидов с помощью законодательства;
- социальное обеспечение;
- социальное обслуживание
Одной из ведущих организационно-правовых форм социальной защиты населения является социальное обслуживание.
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам обслуживания:
- социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
- клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;
- социальные услуги - действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
- трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье одиночество, которую он не может преодолеть самостоятельно.
Социальное обслуживание осуществляется на основании заявления гражданина, его опекуна, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.
Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации тем же правом на социальное обслуживание, что и граждане России, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
В Конституции РФ нет прямых указаний на социальное обслуживание кроме пояснения, что в Российской Федерации, как в государстве социальном, развивается система социальных служб.
Рассматривая основные принципы социального обслуживания можно
выделить:
1) адресность, доступность, добровольность;
2) гуманность, приоритетность, конфиденциальность;
3) профилактическая направленность, то следует отметить, что они не базируются на гражданском праве, а вводят определённый блок норм, имеющих аналогию с положениями Всеобщей декларации 1948 года, поскольку они представляют собой права человека, зафиксированные Декларацией. К таким принципам относятся доступность, добровольность, гуманность, конфиденциальность.
Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы (рисунок 1).
Рисунок 1
К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъекта РФ, в компетенцию которых переданы организация и осуществление социального обслуживания.
К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входят организация и осуществление социального обслуживания.
К негосударственной социальной службе относят учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными и другими негосударственными организациями и частными лицами. К видам социального обслуживания относятся:
-материальная помощь, предоставляемая гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
-социальное обслуживание на дому, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.
-социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания, осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания, предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
- организация дневного пребывания: в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
- консультативная помощь: в учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
- реабилитационные услуги: социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социально-психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Сложившаяся в настоящее время система социального обслуживания в России носит территориально-ведомственный характер, то есть максимально приближена к населению. Управление социальным обслуживанием населения осуществляют территориальные (региональные и районные) органы социальной защиты населения, которые строят свою деятельность во взаимодействии с органами здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи, службами занятости, а также общественными, и религиозными организациями.
Государственные стандарты социального обслуживания регламентируют социальные услуги, обеспечивающие важнейшие потребности человека: социально-бытовые, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические; социально-медицинские и другие потребности граждан.
Эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг.
Ряд факторов сдерживает развитие сети социальных служб:
- проблемы, связанные с механизмом контроля объема и качества предоставляемых социальных услуг;
- нехватка в социальной сфере компетентных, образованных специалистов и недостаточное финансирование некоторых проектов;
- недостаточная информированность населения о деятельности социальных служб и низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социальных служб;
- низкая информированность населения о деятельности социальных служб;
- отсутствие широкого участия в формировании государственного заказа на объем услуг населению в части социального обслуживания всех секторов социального партнерства: органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и ассоциации предпринимателей и некоммерческих организаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Сведения об услугах, оказанных комплексными центрами социального обслуживания населения на дому в Чеченской Республике.[9]
Таблица 10
№ п/п | Виды услуг | 2020г | 2021г |
1 | Социально - медицинские услуги (ед.) | 701 925 | 823 464 |
2 | Социально-бытовые услуги (ед.) | 1 742 316 | 2 630 705 |
3 | Психологическая помощь (чел.) | 354 546 | 373 802 |
4 | Правовые услуги (ед.) | 88 400 | 88 562 |
5 | Социально-экономические услуги (материальная помощь в виде продуктов питания) (чел.) | 108 901 | 70 183 |
6 | Другие виды услуг (ед.) | 55 356 | 17 495 |