Дискуссия на тему «Включение обязательных уроков шахмат в программу начальной школы: правильная мера/неправильная мера» в рамках конкурсного испытания «Аргументация в дискуссии» в межмуниципальном конкурсе «Учитель года (СОЮЗ)-2019»
Шахматы |
Включение обязательных уроков шахмат в программу начальной школы – правильная мера. |
Т |
-/- |
10 октября 2017 года «Новая газета» сообщила, что в расписание занятий учащихся начальной школы в ближайшие два года могут добавить уроки игры в шахматы. Об этом заявила глава министерства образования и науки России Ольга Васильева на правительственном часе в Совете Федерации. «Ни для кого не новость, что игра в шахматы напрямую связана с качеством образования наших детишек. Это правда», — заявила Васильева. Министр уточнила, что обучать шахматам планируют один час в неделю с первого по четвертый класс. По мнению Васильевой, любой педагог, «используя методическую рекомендацию», сможет научить детей играть в шахматы. |
Включение обязательных уроков шахмат в программу начальной школы – неправильная мера. |
А |
Кряжевских Ольга Владиславовна |
В своем выступлении я защищаю антитезис данной темы
Аргументы |
Вопросы уточн. |
||
1. |
Со слов Ольги Васильевой «Игра в шахматы напрямую связана с качеством образования» |
Действительно в своей речи она говорит, что ученики, учатся лучше на 35-40 процентов. Но в научном журнале Educational Research Review (Обзор образовательных исследований) вышло исследование, опровергающее этот факт. Выяснилось, что ни одно из исследований за последние 40 лет не выявило связи между занятиями шахматами и успехами в обучении, в том числе в математике и чтении. В министерстве образования ссылаются на исследование, проводившееся ФИДЕ (международной федераций шахмат) и министерством образования республики Калмыкии (участники пилотного проекта «Шахматы в школе»), но его результаты ВООБЩЕ нигде не опубликованы. Все опирается на качество знаний, но это нигде официально не подтверждено. |
На основании чего мы можем сделать вывод о повышении качества образования? |
2. |
«Обучать шахматам планируют один час в неделю с 1 по 4 класс» |
Все педагоги знают, что ФГОС определяет базовую часть школьной программы и ее вариативную часть. Минимальное количество часов на каждый ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ предмет строго регламентировано. Также существуют нормы учебной нагрузки для учащихся каждой параллели. Мы не можем просто взять и добавить урок. Как же выделить этот час? Введение урока шахмат либо приведет к перегрузке, либо вынудит убрать час другого предмета. Какого? За счет чего детям будет предложена пусть и древнейшая, но все же игра? Если урок шахмат вводят в учебный план, то его проведение должно предполагать промежуточную и итоговую аттестацию. За что будут получать оценки дети? За знание фигур и их ходов? Это можно выучить за неделю. Успешность в шахматах как игре определяется выигрышем. Пятерки будут получать те, кто выигрывает?! Если обратиться к СМИ, конкретно «Учительская газета», №31 от 1 августа 2017 года, статья: «Шахматы в школе: факультативно, но обязательно?», мы увидим следующие слова Васильевой: «Мое глубочайшее убеждение, что шахматы должны быть в каждой школе уже с 1-го класса. Это доступно, не требует больших затрат и дает основу для интеллектуального развития ребенка. Родители эту идею поддерживают. Там, где дети играют в шахматы, абсолютно другие результаты обучения. Понятно, что перегружать образовательную линейку мы не можем, но в рамках внеурочной деятельности, факультативов это должно быть в каждой школе». Мы видим противоречие. С внеурочным занятием мы согласны, а вот шахматы как обязательный урок - нет. |
Каким документом планируется регулируются выставление оценок в школе по шахматам? С помощью чего будут фиксироваться результаты обучения шахматам и на чем это будет основываться? |
3. |
«Любой педагог сможет научить детей играть в шахматы» |
Введение шахмат в школьную программу, в целом, может оказаться делом полезным. Однако высказывания министра о том, что «там не требуется дополнительных компетенций», несколько настораживают. Получается, что для обучения ребёнка математике, рисованию или иностранному языку дополнительные компетенции могут быть нужны, а для обучения игры в шахматы – нет? Не сведётся ли при такой логике процесс обучения по новой программе к формальности? Существуют и дрyгиe прoблeмы. Нынeшниe yчитeля сaми в шaхмaты нe игрaют и большинство игрaть нe yмeют. (Чaстo ли в yчитeльских мeждy yрoкaми нынeшниe пeдaгoги кoрoтaют врeмя зa шaхмaтнoй дoскoй?) A чтoбы yчить — нaдo знaть прeдмeт. Нo этoгo мaлo: для oбyчeния мaлышeй нeoбхoдимo влaдeть мeтoдикoй, в нeй — 90% yспeхa. Oднaкo никтo и никoгдa yчитeлeй тaкoй мeтoдикe нe oбyчaл (нe былo этoгo прeдмeтa в пeдaгoгичeских вyзaх). Бoлee тoгo, eё и нeт вoвсe — прoвeрeннoй мeтoдики ВСEOБЩEГO oбyчeния дeтeй шaхмaтaм. Кто будет учить детей шахматам? Учитель начальной школы? Где ему взять столько свободного времени, не будет ли считаться это перегрузкой. |
Учитель начальных классов без знания конкретной методики может дать только теорию, как простые действия в шахматах развивают логику? |
«Психологические особенности» |
Дeтeй нayчaт рaсстaвлять фигyры нa дoскe и прaвильнo хoдить. A дaльшe? Вы видeли кoгдa-нибyдь игрy нaчинaющих? Чтoбы шaхмaты стaли рaзвивaть интeллeкт, нeoбхoдимo пoдняться нa yрoвeнь кoмбинaциoннoй игры. При пoлнoм oтсyтствии пeдaгoгичeских кaдрoв oжидaть тaкoгo рeзyльтaтa нe прихoдится. Урoки шaхмaт стaнyт дoпoлнитeльнoй прoблeмoй для шкoлы и фaктичeски пyстoй трaтoй врeмeни для дeтeй. В итoгe прoизoйдeт дaльнeйшee снижeниe oбщeгo yрoвня нaчaльнoгo oбрaзoвaния, прeждe всeгo, eгo мaтeмaтичeскoй кoмпoнeнты. |
+ |
- |
Усидчивость |
Малоподвижный образ жизни |
Управление эмоциями, ответственность за свои действия |
А как быть с теми детьми, у которых ярко проявляется подавленное состояние (вплоть до депрессии) при проигрыше, если ребенок привык побеждать? |
Занятость ребенка |
Начальная школа, смена деятельности уроки и выполнение д/з, свободного времени у ребенка практически нет |
Вывод: шахматы надолго обоснуются в школе только при условии, что они докажут свою способность решать нерешенные проблемы школьного образования (интерес, мотивация). Мы согласны, шахматы могут быть полезны в школе. Однако при том непременном условии, что в школу придут преподаватели способные передать детям свою увлеченность шахматами. Причем это должны быть не тренеры, нацеленные на подготовку чемпионов, а педагоги, которые научат школьников понимать и ценить мудрость и красоту шахмат.
Если шахматы будут иметь большие познавательные возможности, а не только шахматные знания, только тогда мы будем говорить, что шахматы учат мыслить, воспитывать личность, развивать важные для жизни психологические качества.
И всё-таки я возвращаюсь к тому, что шахматы не должны быть обязательным уроком.
(их можно включить во внеурочную деятельность)
Прокудин Александр Юрьевич