Сорокинская районная библиотека
Составитель: гл. библиотекарь ДО
Мейер А.В.
2018 год
Участники: подростки – 6-7 классы; РДЧ (учителя)
Цели: вовлечь учащихся в дискуссию; познакомить с экранизированными книгами.
Оборудование и технические средства: мультимедийная аппаратура; фрагменты фильмов, фоновое освещение мероприятия, экранизированные книги.
Ход мероприятия:
Ведущий: Итак, сегодня мы поговорим о книгах и об их роли в вашей жизни.
Вы обратили внимание на эпиграф к нашему мероприятию? «Книга
всегда лучше, чем фильм, потому что в твоей голове нет ограничений на спецэффекты!». Как вы понимаете это высказывание?
Примерные ответы детей:
- У каждого своя фантазия, а когда мы смотрим фильм, за нас всё придумали.
- Когда читаешь книгу, можно представить себя в роли героя.
- То, что режиссер придумал вместо нас, как выглядели события, изображенные в книге.
- То, что наша фантазия не имеет ограничений, в отличие от бюджета фильма.
Ведущий: Действительно! Все вы по-разному поняли это высказывание, потому что и книга для каждого — что-то особенное, вы можете представить себе, что угодно, даже, что герои этой книги — вы! А кто действительно считает, что лучше почитать книгу, чем посмотреть фильм? Поднимите, пожалуйста, зеленую карточку. Те, кто предпочитает смотреть фильм, поднимите оранжевую карточку, а те, кто еще сомневаются — фиолетовую.
Ведущий: В этих и многих других вопросах мы сегодня и попытаемся с вами разобраться, и в заключении постараемся прийти к каким-то общим выводам.
Ведущий: Книги и фильмы являются наиболее популярными развлечениями для провождения досУга. У них есть много общего, так как во время чтения книги и при просмотре фильма мы следим за жизнью чужих нам людей. Но они также имеют большую разницу. Ведь одни люди больше любят читать, а другие не переживут пропуска премьеры фильма, который так долго ждали. Всем понятны данные различия – держать книгу в руках и перелистывать её страницы, бегая по напечатанным символам – это не то, что наблюдать за яркими и пёстрыми событиями на экране телевизора. Довольно широко распространено мнение среди людей, что люди, любящие читать – более интеллектуально развиты, чем те, кто предпочитают смотреть кино. Согласны ли вы с этим утверждением?
Ведущий: И это действительно, правда. Ведь, чтение является трудоёмким и полезным процессом для мозга человека. Это творческая работа, заставляющая ваш мозг создавать для себя образы, представлять все события, которые описываются в книгах.
Ведущий:
Как вы относитесь к экранизации литературного произведения?
(экранизации: Фильм-сказка «Алиса в Стране чудес», Фильм-сказка «Снежная королева», Фильм – сказка «Морозко», Фильм – фентези «Гарри Поттер», киносказка «По щучьему велению»)
Может ли экранизация для вас заменить книгу?
Что лучше, по вашему мнению, сделать в первую очередь: просмотреть фильм, а после прочесть книгу, по которой он снят, или же, наоборот, сначала книга, а после фильм
Можно ли передать мысли автора посредством киноэкрана?
Всегда ли имеет место быть это удачная экранизация, когда фильм снят по какому-то литературному произведению?
Разочаровывались ли вы после просмотренного фильма, или же наоборот, были благодарны авторам за кино снятое по известной книге?
Что вас заставило после просмотра фильма обратиться к книге?
(на личных примерах)
Обсуждаете ли вы прочитанное среди сверстников
Сравнительный анализ сказки "Морозко" и ее экранизации.
(просмотр фрагметов из фильма)
Сценарий фильма «Морозко» (режисёр Алекандр Роу, 1964 г.) написан
по мотивам нескольких сказок. В фильме появились герои, которых нет в сказке «Морозко». Но без них невозможно представить себе русский сказочный лес: Баба-Яга, черный кот, разбойники... А сказочные герои, конечно, не могли обойтись без избушки на курьих ножках, самоходных санок...
ВИКТОРИНА
по фильму-сказке «Морозко»
Как звали родную дочку мачехи?
А) Аленка
Б) Марфутка
В) Настенька
Г) Пелагея
Куда велела старуха-мачеха старику везти свою дочку?
А) в темный лес
Б) в чисто поле
В) в теплую хату
Г) к Бабе Яге
Почему героиня сказки просила петушка не петь рано на зорьке?
А) Хотела спать
Б) Ей нужно было довязать носки
В) Чтобы Морозко никого не заморозил
Почему Иванушка стал ходить с головою медвежьей?
А) ему дали такой костюм, чтобы колядовать
Б) потому что обидел старичка-лесовичка
В) его заколдовала Баба Яга
Какие добрые дела совершил Иванушка?
А) помог бабушке добраться до места
Б) помог девочкам грибы собрать
В) помог Настеньке воды принести
Почему Настенька поливала трухлявый пень?
А) чтобы грибы выросли
Б) чтобы дерево выросло
В) чтобы цветы распустились
Почему Баба Яга очень рассердилась на Иванушку?
А) за то, что разбойников побил
Б) за то, что в печь ее посадил
В) за то, что на Настеньке женился
Кто был помощниками бабы Яги?
А) кот, свинья, сова
Б) кот, собака, змея
В) кот, свинья, собака
Какого цвета был кот у Бабы Яги?
А) рыжего
Б) серого
В) черного
Что дала Баба Яга в «помощь» Ивану?
А) скатерть-самобранку
Б) санки-самоходы
В) шубу-самогрейку
О чем попросила Баба Яга разбойников?
А) жениться на Марфуше
Б) прийти в гости на День рождения
В) схватить Ивана с Настенькой
Где жили разбойники?
А) в пещере
Б) в лесу
В) в избе у Бабы Яги
Кем был Морозко?
А) отцом Настеньки
Б) Дедом Морозом
В) красным молодцом
По какой причине Настенька чуть не погибла?
А) дотронулась до ледяного посоха
Б) погладила кота
В) съела отравленное яблоко
Какое приданое дал Морозко Настеньке?
А) большой дворец
Б) ларец с самоцветными камнями
В) волшебный посох
Как звали собаку в фильме?
А) Шарик
Б) Бобик
В) Тяпа
Что делала в лесу под елкой Марфушенька, когда ее нашел Морозко?
А) песни пела
Б) ела и пила
В) спала
Что получила Марфушенька от Морозко в приданое?
А) ворон в сундуке
Б) кота в мешке
В) медведя на поводке
Чем заканчивается фильм?
А) путешествием
Б) свадьбой
В) рождением сына
Кто является постановщиком этого фильма?
А) Сергей Михалков
Б) Агния Барто
В) Александр Роу (советский кинорежиссер, автор фильмов – сказок)
Ведущий: А в последнее время появился и новый феномен – в свет вышли сотни игр по произведениям любимых авторов! (просмотр компьютерной игры "Три богатыря")
Как вы относитесь к этому?
Как вы думаете, сохраняется ли жанр книги в такой игре?
Подводим итоги:
Примерные выводы:
1. не стоит противопоставлять просмотр фильма и чтение книги. Лучше пусть они дополняют друг друга. Фильмы дают то, что достаточно сложно передать писателю. С другой стороны, книга даёт прекрасную пищу для воображения.
2. Режиссер все равно, так или иначе, привносит в фильм свое видение книги, но это не плохо (тут, правда, важно не переборщить) — все мы воспринимаем вещи вокруг нас индивидуально и интерпретации не избежать. К тому же, в фильм невозможно вместить весь объем книги — приходится оставлять выжимку из самого главного.
3. Жанр книги обычно оказывает влияние на жанр игры, однако, на самом деле всё зависит от фантазии разработчиков. Из любовного романа можно сделать ужасы, а из ужасов — визуальную новеллу. Зачастую игры и источники разнятся, как небо и земля.
4.Также, все без исключения согласились, что феномен игр по книгам — это всего лишь еще один способ погружения во вселенную книги, и он, несомненно, только подхлестнет интерес читателя к оригиналу.
Конкурс «Озвучка». Каждой команде будет включаться кусочек мультфильма, а вы должны его смешно озвучить, на свой лад.
1 фрагмент – «Один дома»
2 фрагмент – «Гарри Поттер»
«Рекламная пауза» (творческий)
Задание на команду: необходимо прорекламировать художественное произведение (на выбор предлагаются книги). Способ рекламы – свободный.
«От корки до корки»
Каждой команде выдается «толстая книжка» с пятью помеченными страницами (сделать маленькие закладки).
Задача - не только как можно быстрее отыскать помеченные страницы, но и запомнить их цифры. Закрыв книги, игроки по памяти выходят и называют номера страниц - кто более точен, получает балл.