Дистанционная олимпиада по тепловой физике «Мир тепла и холода» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
/data/files/b1556074933.ppt (Рисунки к заданиям)
Задания дистанционной олимпиады «Мир тепла и холода» (8 класс)
Трубеко Фаина Ивановна,
учитель физики МБОУ «Лицей №1»,
г. Лысьва Пермский край
Фаткуллина Гульнара Аухатовна,
учитель физики МБОУ «СОШ №13»,
г. Лысьва Пермский край
Рисунки приведены в презентации «Рисунки к заданиям»
Ссылка
На рисунке (рис. 1) графически изображён процесс теплообмена для случая, когда в нагретую до 40 °С воду опускают кусок льда такой же массы. Потерями энергии при теплообмене можно пренебречь. Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения.
а) В результате теплообмена установилась температура 0 0С.
б) Вся энергия, выделившаяся при охлаждении воды, пошла на плавление льда.
в) Точка D соответствует твердому состоянию вещества.
г) Количество теплоты, отданное водой, в 2 раз больше теплоты, полученной льдом.
д) На участке СD внутренняя энергия льда увеличилась.
2. Три пятиклассника Денис, Вадим и Игорь наблюдали за штормом. Денис сказал, что вода в море во время шторма нагревается (рис. 2). Вадим не согласился и стал доказывать, что температура воды, наоборот, понижается. Игорь успокаивая друзей отметил, что ни тот, ни другой неправ: температура воды во время шторма не меняется. Кто прав? Напишите имя мальчика, обоснуйте кратко вашу точку зрения.
3. Мальчик принес в школу фотографии воробья (рис.3 и рис.4). В какой день была холодная погода?
Где кипящая вода горячее - на горе, на уровне моря или в глубокой шахте?
Напишите название устройств и приборов, приведенных в таблице 1,
по схеме: 1- название прибора; 2-название прибора. и т.д.
Соотнесите физические величины с их определением.
Физические величины |
Определение |
А) Количество тепла. Б) Внутренняя энергия. В) Удельная теплоемкость. Г) Удельная теплота сгорания топлива. Д) Теплопередача. |
1) Величина, показывающая, какое количество топлива выделяется при полном сгорании 1 кг топлива. 2) Величина, показывающая какое количества теплоты надо передать телу массой 1 кг, чтобы увеличить его температуру на 1 0С. 3) Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело. 4) Часть внутренней энергии, переданное телу в процессе теплопередачи. 5) Способы изменения внутренней энергии тела. |
Соотнесите виды теплопередачи с их признаками.
Виды теплопередачи |
Признаки |
А) Теплопроводность
Б) Конвекция
Г) Излучение |
1) Передача тепла струями воздуха или жидкости. 2) Передача тепла от более теплой части тела к менее теплой части тела, без переноса вещества. 3) Передача тепла в вакууме. |
В открытом сосуде уровень жидкости понизился. Если приток тепла к
жидкости извне отсутствует, то как изменились температура и средняя кинетическая энергия молекул жидкости?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
Физическая величина |
Характер изменения |
1)температура жидкости 2)средняя кинетическая энергия молекул жидкости |
А) увеличивается Б) уменьшается В) не изменяется |
Используя график (рис. 5), определите мощность нагревателя, который использовался для нагревания 2 л воды в кастрюле. Считать, что вся подводимая энергия идет на нагревание воды, нагреванием кастрюли пренебречь.
В сосуд с водой положили кусок льда 168 г. На рисунке 6 изображены графики изменения температуры воды и льда в зависимости от времени. Какова начальная масса воды в сосуде, если известно, что весь лед растаял? Теплообмен с окружающей средой пренебречь.
На фотографии (рис.7) представлены два термометра, используемые для определения относительной влажности воздуха с помощью психрометрической таблицы (таблица 2), в которой влажность указана в процентах. Шкала одного из термометров оказалась закрыто. Определите показания закрытого термометра, если относительная влажность воздуха в помещении, в котором проводилась съемка 43%.
Два одинаковые по размеру стержня с закрепленными на них с помощью парафина гвоздиками нагревают с торца (рис 8.) Один стержень медный, а другой железный. По мере нагревания парафин плавится, и гвоздики поочередно падают. Какой стержень медный. Обоснуйте ответ.
Вова и Лиза 31 декабря спешили к своему другу Васе Козликову на день рождения. Их путь лежал через небольшой парк, но на входе их остановил полицейский.
– Сюда нельзя, – предупредил он.
– Почему? – удивилась Лиза.
– Какой-то воришка стащил у этого разини мешок с подарками, – полицейский показал на стоящего рядом артиста, наряженного Дедом Морозом. – Камеры видеонаблюдения показали, что воришка скрылся в парке, но из парка не выходил. Мы тщательно обыскали весь парк, даже на деревья залезали, но никого не нашли. Поэтому окружили парк и ждём, когда он сам выйдет.
– А если он до полуночи не выйдет, – захныкал артист, – то ребятишки в детском садике без подарков останутся, а мы с вами замёрзнем.
– А что делать, – пожал плечами полицейский. – Приказ есть приказ.
– По следам не пробовали его найти? – спросила Лиза.
– Какие там следы, – махнул рукой полицейский. – Детишки по парку весь день бегали. Крепостей настроили, снеговиков налепили. Ладно, проходите. Я по рации передам, чтобы вас не задерживали. А вы с этой дорожки не сворачивайте, только по ней идите.
Друзья дошли до середины парка. Там на полянке стояло несколько снеговиков (рис. 9).
– Посмотри, – кивнула в их сторону Лиза.
– Чего на них любоваться, – проворчал Вова. – Бабы как бабы. Дети днём сделали, вот они и стоят.
– А ты приглядись, – не унималась Лиза.
– Точно, я тоже заметил, – согласился с подругой Вова.
Что ребятам показалось странным?
Друзья вернулись обратно и сообщили полицейскому, где искать воришку. Скоро радостный артист побежал в детский сад со своим мешком одаривать детишек, а воришка встретил Новый Год в полицейском участке.
Представьте, что сейчас 1911 год. Вас приглашает легендарная норвежская пятёрка – Рауль Андерсен, Олаф Бьоланд, Сверре Хассель, Хельмер Хансен и Оскар Вистинг – принять участие в походе на Южный полюс, и вашей обязанностью будет ежедневное измерение температуры воздуха. Какой термометр вы возьмете с собой?
1. Ртутный 2. Спиртовой 3. электронный
В какой кастрюле (рис. 10, №1 или №2) содержимое охладится быстрее?
Вода в двух сосудах (рис 11) находилась при одной и той же температуре (пунктирная линия). Сосудам сообщили одинаковое количество теплоты. В каком сосуде воды больше и во сколько раз?
Сколько воды, взятой при температуре 0 0С, можно превратить в пар за счет тепла, выделившегося при сгорании 50 г спитра? Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/(кг 0С), удельная теплота сгорания спирта 2,6·107Дж/кг, удельная теплота парообразования воды 2,3 МДж/кг.
В калориметре находится олово массой 200 г при температуре 32 0С. Какой станет температура в калориметре, если передать олову количество теплоты 15 кДж? Удельная теплоемкость олова 230 Дж/(кг 0С). Температура плавления олова 232 0С.