Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике (8 класс)
Рекомендации для проведения и проверки школьного этапа Всероссийской олимпиады по физике 2015-2016 год
Основными целями и задачами Олимпиады являются выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, создание необходимых условий для поддержки одаренных детей, пропаганда научных знаний.
Время выполнения:
- 60 мин –7, 8 классы – 4 задания;
- 1 час 30 мин – 9 классы – 4 задания
- 2 часа – 10,11 классы – 5 заданий.
Олимпиада проводится в один тур индивидуальных состязаний участников. Отчёт о проделанной работе участники сдают в письменной форме. Дополнительный устный опрос не допускается.
Для выполнения заданий учащимся рекомендуем пользоваться калькулятором и набором таблиц. Для успешного выполнения работы в 9 классе необходимо выдать учащимся таблицу теплоемкостей и удельной теплоты плавления.
Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе. Итоговый балл за задачу ставится в конце решения. Член жюри заносит балл в таблицу на первой странице работы и ставит свою подпись.
В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела.
Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.
Максимальное количество баллов при правильном решении задачи для 7 – 9 классов- 5 баллов.
Проверка работ осуществляется согласно стандартной методике оценивания решений:
Баллы |
Правильность (ошибочность) решения |
5 |
Полное верное решение |
4 |
Верное решение. Имеются небольшие недочеты, в целом не влияющие на решение. |
3 |
Решение в целом верное, однако, содержит существенные ошибки (не физические, а математические). |
3 |
Найдено решение одного из двух возможных случаев. |
2 |
Есть понимание физики явления, но не найдено одно из необходимых для решения уравнений, в результате полученная система уравнений не полна и невозможно найти решение. |
1 |
Есть отдельные уравнения, относящиеся к сути задачи при отсутствии решения (или при ошибочном решении). |
0 |
Решение неверное, или отсутствует. |
Максимальное количество баллов для 7, 8, 9 классов – 20, для 10, 11 классов –25 баллов.
Всероссийская олимпиада школьников по физике.
Школьный этап. 2015-2016 учебный год.
8 класс
Табурет массой 2 кг стоит на четырёх ножках, след каждой из которых имеет форму квадрата стороной 3 см. Чему равна масса кота, сидящего на табурете, если давление табурета вместе с котом на пол равно 20 кПа?
На рисунке изображены рычаги, на которых имеются крючки, прикрепленные через одинаковые расстояния. Крючки пронумерованы от -3 до 3, причем 0 приходится на середину рычага. К некоторым крючкам прикреплено по нескольку грузов одинаковой массы. Имеется еще один такой же не подвешенный груз. К крючку с каким номером n его нужно подвесить, чтобы рычаг находился в равновесии? Решите задачу для каждого из трех случаев, представленных на рисунке.
3. Из Нижнего Новгорода в сторону Москвы с интервалом в 10 минут вышли два электропоезда со скоростью 54 км/ч. Какую скорость имел встречный поезд, если он встретил второй поезд через 4 минуты после первого?
4. Металлический стержень нагревают, поместив один его конец в пламя (см. рисунок). Через некоторое время температура металла в точке А повышается. Каким способом происходит передача энергии?
Всероссийская олимпиада школьников по физике.
Школьный этап.
2015-2016 учебный год.
Ответы и краткие решения
8 класс
1. Решение: Запишем выражение для давления p, которое табурет (вместе с котом) оказывает на пол: , где m и M – массы табурета и кота, S – площадь следа одной ножки. Отсюда найдём массу кота: .
Ответ: 5,2 кг.
2. Решение. Обозначим через массу одного груза, – расстояние между соседними крючками. Применим для каждого случая правило рычага:
(а) , отсюда ,
(б) , отсюда ,
(в) , отсюда .
3. Решение.
Расстояние между электропоездами
км. Это же расстояние встречный поезд проходит за мин со скоростью . Следовательно, , откуда км/ч. Ответ: 81 км/ч.
4. Ответ: в основном путем теплопроводности.