Зачет по теме «Тепловые явления» (Физика, 8 класс)

0
0
Материал опубликован 17 January 2019

8 класс Зачет по теме: «Тепловые явления»

вариант1

Часть 1.

1. Установите со­от­вет­ствие между фи­зи­че­ски­ми величинами и формулами, по ко­то­рым эти ве­ли­чи­ны определяются. К каж­дой позиции пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию второго и за­пи­ши­те в таб­ли­цу выбранные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами. Цифры в от­ве­те могут повторяться.

ФИ­ЗИ­ЧЕ­СКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А) удель­ная теплота плавления

 

Б) удель­ная теплоёмкость вещества

 

B) удель­ная теплота сго­ра­ния топлива

1)    

2)    

3)    

4)    

5)    

2. Внутренняя энер­гия тела зависит

1) только от тем­пе­ра­ту­ры этого тела 2) только от массы этого тела

3) только от аг­ре­гат­но­го состояния вещества

4) от температуры, массы тела и аг­ре­гат­но­го состояния вещества

3. Какой(-ие) из видов теплопередачи осуществляется(-ются) без переноса вещества?

1) излучение и теплопроводность 2) излучение и конвекция

3) только теплопроводность 4) только конвекция

4. После того как пар, имеющий температуру 120 °С, впустили в воду при комнатной температуре, внутренняя энергия

1) и пара, и воды уменьшилась 2) и пара, и воды увеличилась

3) пара уменьшилась, а воды увеличилась

4) пара увеличилась, а воды уменьшилась

5. На рисунке представлен график зависимости температуры вещества t от полученного количества теплоты Q в процессе нагревания. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии. Какому агрегатному состоянию соответствует точка А на графике?

 

1) твёрдому состоянию

2) жидкому состоянию

3) газообразному состоянию

4) частично твёрдому, частично жидкому состоянию

6. В оди­на­ко­вые со­су­ды с рав­ны­ми мас­са­ми воды при оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ре по­гру­зи­ли мед­ный и ни­ке­ле­вый шары с рав­ны­ми мас­са­ми и оди­на­ко­вы­ми температурами, более высокими, чем тем­пе­ра­ту­ра воды. Известно, что после уста­нов­ле­ния теп­ло­во­го рав­но­ве­сия тем­пе­ра­ту­ра воды в со­су­де с ни­ке­ле­вым шаром по­вы­си­лась больше, чем в со­су­де с мед­ным шаром. У ка­ко­го ме­тал­ла — меди или ни­ке­ля — удель­ная теплоёмкость больше? Какой из шаров пе­ре­дал воде и со­су­ду боль­шее ко­ли­че­ство теплоты?

1) удельная теплоёмкость меди больше, мед­ный шар пе­ре­дал воде и со­су­ду боль­шее ко­ли­че­ство теплоты

2) удельная теплоёмкость меди больше, мед­ный шар пе­ре­дал воде и со­су­ду мень­шее ко­ли­че­ство теплоты

3) удельная теплоёмкость ни­ке­ля больше, ни­ке­ле­вый шар пе­ре­дал воде и со­су­ду боль­шее ко­ли­че­ство теплоты

4) удельная теплоёмкость ни­ке­ля больше, ни­ке­ле­вый шар пе­ре­дал воде и со­су­ду мень­шее ко­ли­че­ство теплоты

7. Удельная теплоёмкость стали равна  500 Дж/кг·°С. Что это означает?

1) для нагревания 1 кг стали на 1 °С необходимо затратить энергию 500 Дж

2) для нагревания 500 кг стали на 1 °С необходимо затратить энергию 1 Дж

3) для нагревания 1 кг стали на 500 °С необходимо затратить энергию 1 Дж

4) для нагревания 500 кг стали на 1 °С необходимо затратить энергию 500 Дж

8. КПД тепловой машины равен 30%. Это означает, что при выделении энергии Q при сгорании топлива, на совершение полезной работы затрачивается энергия, равная

1) 1,3Q 2) 0,7Q 3) 0,4Q 4) 0,3Q

9. На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 10 °С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельные теплоемкости c двух веществ.

 

1)  2)  3)  4) 

10.  На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры t от вре­ме­ни τ, по­лу­чен­ный при рав­но­мер­ном на­гре­ва­нии ве­ще­ства на­гре­ва­те­лем по­сто­ян­ной мощности. Пер­во­на­чаль­но ве­ще­ство на­хо­ди­лось в твёрдом состоянии.

Используя дан­ные графика, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных утверждения. Ука­жи­те их номера.

 

1) Точка 2 на гра­фи­ке со­от­вет­ству­ет жид­ко­му со­сто­я­нию вещества.

2) Внут­рен­няя энер­гия ве­ще­ства при пе­ре­хо­де из со­сто­я­ния 3 в со­сто­я­ние 4 увеличивается.

3) Удель­ная теплоёмкость ве­ще­ства в твёрдом со­сто­я­нии равна удель­ной теплоёмкости этого ве­ще­ства в жид­ком состоянии.

4) Ис­па­ре­ние ве­ще­ства про­ис­хо­дит толь­ко в состояниях, со­от­вет­ству­ю­щих го­ри­зон­таль­но­му участ­ку графика.

5) Тем­пе­ра­ту­ра t2 равна тем­пе­ра­ту­ре плав­ле­ния дан­но­го вещества.

Часть 2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы 11,12

Охлаждающие смеси

Возьмём в руки кусок сахара и коснёмся им поверхности кипятка. Кипяток втянется в сахар и дойдёт до наших пальцев. Однако мы не почувствуем ожога, как почувствовали бы, если бы вместо сахара был кусок ваты. Это наблюдение показывает, что растворение сахара сопровождается охлаждением раствора. Если бы мы хотели сохранить температуру раствора неизменной, то должны были бы подводить к раствору энергию. Отсюда следует, что при растворении сахара внутренняя энергия системы сахар-вода увеличивается.

То же самое происходит при растворении большинства других кристаллических веществ. Во всех подобных случаях внутренняя энергия раствора больше, чем внутренняя энергия кристалла и растворителя при той же температуре, взятых в отдельности.

В примере с сахаром необходимое для его растворения количество теплоты отдаёт кипяток, охлаждение которого заметно даже по непосредственному ощущению.

Если растворение происходит в воде при комнатной температуре, то температура получившейся смеси в некоторых случаях может оказаться даже ниже 0 °С, хотя смесь и остаётся жидкой, поскольку температура застывания раствора может быть значительно ниже нуля. Этот эффект используют для получения сильно охлажденных смесей из снега и различных солей.

Снег, начиная таять при 0 °С, превращается в воду, в которой растворяется соль; несмотря на понижение температуры, сопровождающее растворение, получившаяся смесь не затвердевает. Снег, смешанный с этим раствором, продолжает таять, забирая энергию от раствора и, соответственно, охлаждая его. Процесс может продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута температура замерзания полученного раствора. Смесь снега и поваренной соли в отношении 2 : 1 позволяет, таким образом, получить охлаждение до −21 °С; смесь снега с хлористым кальцием (СаСl2) в отношении 7 : 10 — до −50 °С.

11. Внутренняя энергия раствора по сравнению с суммой внутренней энергии кристалла и растворителя при той же температуре в большинстве случаев

1) больше 2) меньше 3) такая же 4) пренебрежимо мала

12. Где ноги будут мерзнуть меньше: на заснеженном тротуаре или на таком же тротуаре, посыпанном солью при такой же температуре?

1) на заснеженном тротуаре 2) на тротуаре, посыпанном солью

3) одинаково на заснеженном тротуаре и на тротуаре, посыпанном солью

4) ответ зависит от атмосферного давления

Часть 3

13. Какое количество теплоты выделится при конденсации 2 кг пара, взятого при температуре кипения, и последующего охлаждения воды до 40°С при нормальном атмосферном давлении?

 

14. В воду, взятую при температуре 20 °С, добавили 1 л воды при температуре 100 °С. Температура смеси оказалась равной 40 °С. Чему равна масса холодной воды? Теплообменом с окружающей средой пренебречь.

 

15. Сколько спирта надо сжечь, чтобы нагреть воду массой 2 кг на 29 °С? Считать, что вся энергия, выделенная при сгорании спирта, идёт на нагревание воды. (Удельная теп­ло­та сго­ра­ния спир­та 2,9·107Дж/кг, удель­ная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг·°С)).

 

16. Какое количество теплоты необходимо для плавления куска свинца массой 2 кг, взятого при температуре 27 °С?

 

17. Какой(-ие) из опытов доказывает(-ют), что количество теплоты, необходимое для нагревания вещества, зависит от массы вещества?

А. Для нагревания на электрической плитке 100 г воды от комнатной температуры до температуры кипения потребовалось в 2 раза меньше времени, чем для нагревания 200 г воды от комнатной температуры до температуры кипения.

Б. В процессе нагревания в одинаковых условиях в течение 5 мин 100 г воды и 200 г воды, взятых при комнатной температуре, в первом случае вода нагрелась до большей температуры.

 

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

18. В два цилиндрических сосуда налили равное количество воды, находящейся при комнатной температуре (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что вода во втором сосуде испарилась быстрее.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

 

1) Процесс испарения воды происходит при комнатной температуре.

2) Скорость испарения жидкости увеличивается с увеличением её температуры.

3) Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.

4) Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.

5) При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.

19. Два одинаковых термометра выставлены на солнце. Шарик одного из них закопчен, а другого — нет. Одинаковую ли температуру покажут термометры? Ответ поясните.


 

8 класс Зачет по теме: «Тепловые явления»

Вариант2

Часть 1.

1. Установите со­от­вет­ствие между фи­зи­че­ски­ми ве­ли­чи­на­ми и формулами, по ко­то­рым эти ве­ли­чи­ны определяются. За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами. Цифры в от­ве­те могут повторяться.

ФИ­ЗИ­ЧЕ­СКИЕ ВЕЛИЧИНЫ

ФОРМУЛЫ

А) удель­ная теплоёмкость ве­ще­ства

 

Б) ко­ли­че­ство теплоты, не­об­хо­ди­мое для на­гре­ва­ния твёрдого вещества

 

B) удель­ная теп­ло­та па­ро­об­ра­зо­ва­ния

1)    

2)    

3)    

4)    

5)   


 

2. Примером явления, в ко­то­ром механическая энер­гия превращается во внутреннюю, может служить

1) кипение воды на га­зо­вой конфорке

2) свечение нити на­ка­ла электрической лампочки

3) нагревание ме­тал­ли­че­ской проволоки в пла­ме­ни костра

4) затухание ко­ле­ба­ний нитяного ма­ят­ни­ка в воздухе

3. Какой вид теплопередачи происходит без переноса вещества?

А. Конвекция.

Б. Теплопроводность.

Правильным является ответ

1) и А, и Б 2) ни А, ни Б 3) только А 4) только Б

4. В каком агрегатном состоянии находится вещество, если оно имеет собственные форму и объем?

1) только в твердом 2) только в жидком 3) только в газообразном

4) в твердом или в жидком

5. На рисунке приведён график зависимости температуры воды от времени. Какой(-ие) из участков графика относится(-ятся) к процессу охлаждения воды?

1) только ЕЖ

2) только ГД

3) ГД и ЕЖ

4) ГД, ДЕ и ЕЖ

6. В оди­на­ко­вые со­су­ды с рав­ны­ми мас­са­ми воды при оди­на­ко­вой тем­пе­ра­ту­ре по­гру­зи­ли ла­тун­ный и свин­цо­вый шары с рав­ны­ми мас­са­ми и оди­на­ко­вы­ми температурами, более высокими, чем тем­пе­ра­ту­ра воды. Известно, что после уста­нов­ле­ния теп­ло­во­го рав­но­ве­сия тем­пе­ра­ту­ра воды в со­су­де с ла­тун­ным шаром по­вы­си­лась больше, чем в со­су­де со свин­цо­вым шаром. У ка­ко­го ме­тал­ла — ла­ту­ни или свин­ца — удель­ная теплоёмкость больше? Какой из шаров пе­ре­дал воде и со­су­ду боль­шее ко­ли­че­ство теплоты?

1) удельная теплоёмкость ла­ту­ни больше, ла­тун­ный шар пе­ре­дал воде и со­су­ду боль­шее ко­ли­че­ство теплоты

2) удельная теплоёмкость ла­ту­ни больше, ла­тун­ный шар пе­ре­дал воде и со­су­ду мень­шее ко­ли­че­ство теплоты

3) удельная теплоёмкость свин­ца больше, свин­цо­вый шар пе­ре­дал воде и со­су­ду боль­шее ко­ли­че­ство теплоты

4) удельная теплоёмкость свин­ца больше, свин­цо­вый шар пе­ре­дал воде и со­су­ду мень­шее ко­ли­че­ство теплоты

7. В процессе кипения жидкости, предварительно нагретой до температуры кипения, сообщаемая ей энергия идёт

1) на увеличение средней скорости движения молекул

2) на увеличение средней скорости движения молекул и на преодоление сил взаимодействия между молекулами

3) на преодоление сил взаимодействия между молекулами без увеличения средней скорости их движения

4) на увеличение средней скорости движения молекул и на увеличение сил взаимодействия между молекулами

 

8. На ри­сун­ке приведён гра­фик зависимости тем­пе­ра­ту­ры t воды от вре­ме­ни τ при нор­маль­ном атмосферном давлении. Какое из утвер­жде­ний является неверным?

 

1) Участок АБ со­от­вет­ству­ет процессу на­гре­ва­ния воды.

2) В процессе, со­от­вет­ству­ю­щем участку ЕЖ, внут­рен­няя энергия воды уменьшается.

3) Точка Е со­от­вет­ству­ет твёрдому со­сто­я­нию воды.

4) В процессе, со­от­вет­ству­ю­щем участку БВ, внут­рен­няя энергия си­сте­мы вода — пар увеличивается.

9. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры от вре­ме­ни для про­цес­са на­гре­ва­ния слит­ка свин­ца мас­сой 1 кг. Какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты по­лу­чил сви­нец за 10 мин нагревания?

Примечание.

Удельную теплоёмкость свин­ца считать равной 

 

1) 1300 Дж 2) 26000 Дж 3) 29510 Дж 4) 78000 Дж

10. На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти тем­пе­ра­ту­ры t от вре­ме­ни τ, по­лу­чен­ный при рав­но­мер­ном на­гре­ва­нии ве­ще­ства на­гре­ва­те­лем по­сто­ян­ной мощности. Пер­во­на­чаль­но ве­ще­ство на­хо­ди­лось в твёрдом состоянии.

Используя дан­ные графика, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два вер­ных утверждения. Ука­жи­те их номера.

 

1) Точка 2 на гра­фи­ке со­от­вет­ству­ет жид­ко­му со­сто­я­нию вещества.

2) Внут­рен­няя энер­гия ве­ще­ства при пе­ре­хо­де из со­сто­я­ния 3 в со­сто­я­ние 4 увеличивается.

3) Удель­ная теплоёмкость ве­ще­ства в твёрдом со­сто­я­нии равна удель­ной теплоёмкости этого ве­ще­ства в жид­ком состоянии.

4) Ис­па­ре­ние ве­ще­ства про­ис­хо­дит толь­ко в состояниях, со­от­вет­ству­ю­щих го­ри­зон­таль­но­му участ­ку графика.

5) Тем­пе­ра­ту­ра t2 равна тем­пе­ра­ту­ре плав­ле­ния дан­но­го вещества.

Часть 2

Прочитайте текст и ответьте на вопросы 11,12

Гейзеры

Гейзеры располагаются вблизи действующих или недавно уснувших вулканов. Для извержения гейзеров необходима теплота, поступающая от вулканов.

Чтобы понять физику гейзеров, напомним, что температура кипения воды зависит от давления (см. рисунок).

Представим себе 20-метровую гейзерную трубку, наполненную горячей водой. По мере увеличения глубины температура воды растет. Одновременно возрастает и давление — оно складывается из атмосферного давления и давления столба воды в трубке. При этом везде по длине трубки температура воды оказывается несколько ниже температуры кипения, соответствующей давлению на той или иной глубине. Теперь предположим, что по одному из боковых протоков в трубку поступила порция пара. Пар вошел в трубку и поднял воду до некоторого нового уровня, а часть воды вылилась из трубки в бассейн. При этом температура поднятой воды может оказаться выше температуры кипения при новом давлении, и вода немедленно закипает.

При кипении образуется пар, который еще выше поднимает воду, заставляя ee выливаться в бассейн. Давление на нижние слои воды уменьшается, так что закипает вся оставшаяся в трубке вода. В этот момент образуется большое количество пара; расширяясь, он с огромной скоростью устремляется вверх, выбрасывая остатки воды из трубки — происходит извержение гейзера.

Но вот весь пар вышел, трубка постепенно вновь заполняется охладившейся водой. Время от времени внизу слышатся взрывы — это в трубку из боковых протоков попадают порции пара. Однако очередной выброс воды начнется только тогда, когда вода в трубке нагреется до температуры, близкой к температуре кипения.

11. В каком агрегатном состоянии находится вода при температуре 110 °С?

 

1) только в твердом 2) только в жидком 3) только в газообразном

4) ответ зависит от внешнего давления

12. Какие утверждения справедливы?

А. Жидкость можно заставить закипеть, увеличивая внешнее давление при неизменной температуре.

Б. Жидкость можно заставить закипеть, увеличивая ее температуру при неизменном давлении.

1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б

Часть 3

13. Сколько лит­ров воды при 83 °С нужно до­ба­вить к 4 л воды при 20 °С, чтобы по­лу­чить воду тем­пе­ра­ту­рой 65 °С? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щей средой пренебречь.

 

14. Какое ко­ли­че­ство теплоты необходимо, чтобы на­греть 1 л воды от 20 °С до 100 °С? Вода на­гре­ва­ет­ся в алю­ми­ни­е­вой кастрюле мас­сой 200 г. Теп­ло­вы­ми потерями пренебречь. (Удельная теплоёмкость алюминия — 920 Дж/(кг·°С), воды — 4200 Дж/(кг·°С).)

 

15. Сколько ке­ро­си­на надо сжечь, чтобы на­греть 3 кг воды на 46 °С? Считать, что вся энергия, вы­де­лен­ная при сго­ра­нии керосина, идёт на на­гре­ва­ние воды (удельную теплоту сгорания керосина принять равной ).

 

16. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации воды массой 1 кг, взятой при температуре 10 °С?

 

17. В таблице представлены результаты измерений массы m, изменения температуры Δt и количества теплоты Q, выделяющегося при охлаждении цилиндров, изготовленных из меди или алюминия.

На основании проведённых измерений можно утверждать, что количество теплоты, выделяющееся при охлаждении,

1) зависит от вещества, из которого изготовлен цилиндр

2) не зависит от вещества, из которого изготовлен цилиндр

3) увеличивается при увеличении массы цилиндра

4) увеличивается при увеличении разности температур

18. В два одинаковых цилиндрических сосуда налили равное количество воды и эфира, находящихся при комнатной температуре (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что эфир испарился в несколько раз быстрее, чем вода.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

 

1) Процесс испарения воды можно наблюдать при комнатной температуре.

2) Скорость испарения жидкости увеличивается с увеличением её температуры.

3) Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.

4) Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.

5) При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.

19. На га­зо­вую плиту с оди­на­ко­вы­ми горелками, включёнными на пол­ную мощность, по­ста­ви­ли две оди­на­ко­вые кастрюли, за­пол­нен­ные водой, — одну открытую, а дру­гую за­кры­тую крышкой. Какая из них за­ки­пит быстрее? Ответ поясните.

 

Зачет «Тепловые явления» 8 класс

Выделенные задания оцениваются в 2 балла, остальные в 1 балл.

27 баллов- максимум

20-27б. – 5 13-19б. – 4 7-12б. – 3 0-6б. - 2


 

 

Вариант 1

Вариант 2

1

212

153

2

4

4

3

1

4

4

3

1

5

1

1

6

3

1

7

1

3

8

4

3

9

1

2

10

25

25

11

1

4

12

1

2

13

5104кДж

10л(10кг)

14

3кг

350,72кДж

15

0,0084кг=8,4г

0,0126кг=12,6г

16

128кДж

372кДж

17

3

1

18

12

14

19

Ответ: термометры будут показывать разную температуру.

Объяснение: термометр, у которого шарик закопчён, покажет более высокую температуру, так как закопчённый шарик поглощает всё падающее на него излучение Солнца, а незакопчённый отражает большую часть падающего излучения.

1. Та, ко­то­рая за­кры­та крышкой.

2. В от­кры­той ка­стрю­ле вода испаряется, и её пары по­ки­да­ют кастрюлю, унося с собой теп­ло­ту испарения. Вслед­ствие ис­па­ре­ния вода охлаждается. Часть энер­гии го­ре­ния рас­хо­ду­ет­ся на ком­пен­са­цию этого хлаждения, а осталь­ная часть — на на­гре­ва­ние воды. В за­кры­той ка­стрю­ле вода ис­па­ря­ет­ся и вслед­ствие этого охлаждается, а пар конденсируется: в остав­шу­ю­ся воду, на крыш­ке и на стен­ках кастрюли. Энергия, выде­ля­ю­ща­я­ся при кон­ден­са­ции пара, пре­пят­ству­ет охла­жде­нию воды, по­это­му го­рел­ка на­гре­ва­ет воду быстрее.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.