Дистанционные технологии в общеобразовательной школе
В настоящее время в связи с широким развитием интернет - коммуникаций вопросы организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий приобретают особую актуальность. Современное образование невозможно представить без компьютеров и Интернета, их использует большинство педагогов, школьников и студентов. Соответственно, преподаватель, не применяющий дистанционные технологии и не владеющий основами электронного обучения, становится менее конкурентоспособным в профессиональном сообществе. [1, стр.6]
В связи с этим широкое распространение получили технологии дистанционного обучения.
Основоположником данной педагогической технологии принято считать англичанина Исаака Питмана, который в 1840 году начал обучать студентов стенографии с помощью почтовых отправлений.
Этот опыт обучения стали перенимать другие учебные заведения. Стали создаваться колледжи, которые осуществляли обучение по почте, в соответствии с программой университетов.
Далее шаги в развитии дистанционного обучения предпринимались в Америке, Австралии. В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Тем не менее в 90-е годы прошлого века в нашей стране были определенные новые этапы в развитии дистанционного обучения. Так, в 1993 году в России был открыт филиал ЕШКО. Эта программа позволяла удаленно изучать английский язык. А в 2005 году Россия смогла выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования. В настоящее время дистанционное образование стало неотъемлемой частью образовательных программ в большинстве учебных заведений.
Развитие технологий дистанционного обучения напрямую связано с развитием средств коммуникации. Изобретение телеграфа, телефона, радио, а затем – телевидения и компьютерной техники позволило значительно увеличить количество обучающихся и повысить качество этой педагогической деятельности. Сегодня дистанционное обучение осуществляется при помощи различных информационных ресурсов Интернета (текстовые документы, мультимедиа, аудио и видеоконференции и т.п.).
Технологии дистанционного обучения нашли свое применение и при обучении школьников. Так, например, объективные суровые природно-климатические условия Крайнего Севера, отрицательно влияющие на успешное прохождение учебной программы в школе, естественным образом приводят к оптимизации образовательного процесса, разработке новых подходов к формам обучения. Частые перерывы в учебном году по причине низких температур («актированные дни»), влекут за собой сокращение годового календарного интервала обучения школьников до 30 недель, а то порой и меньше. Дистанционная форма обучения, консультации учащихся на Крайнем Севере в острые климатические периоды играют все более существенное значение. В рамках информационной образовательной среды школы ученики имеют возможность практиковаться по предметам, получая задания от педагога через образовательный ресурс (школьный сайт, специально разработанный портал), электронную почту или он-лайн конференцию, будучи дома, работая за домашними компьютерами. В обучении может быть использована такая организационная форма занятий, как аудиоконференция и видеоконференция, когда между, удаленными друг от друга, педагогом и учащимся осуществляется интерактивное взаимодействие в реальном времени с помощью специального программного обеспечения. В режиме off-line с обучающимися можно осуществлять переписку по электронной почте. Практические указания, домашние задания, тренировочные тесты, консультации, а также время сдачи работ или время он-лайн конференции целесообразнее высылать по электронной почте, зарегистрировав учащихся в начале учебного года, создав адресную группу из состава учащихся для регулярных рассылок на любом из бесплатных почтовых серверов. У этого вида проведения занятия есть определенное преимущество - больший интервал времени, которым располагают ученики на решение вопросов, обдумывание ответов и суждений. Это позволяет обучающемуся подготовить ответ и привести его в соответствие с заданными требованиями. Учитель должен осуществлять в соответствии с намеченными целями занятия, выполняя функции ведущего, в обязанности которого входит следить, чтобы вопросы, обсуждаемые в сети, не выходили за рамки решаемых задач, создавать доброжелательную творческую атмосферу, направленную на достижение намеченных образовательных результатов. Для организации специального информационного ресурса достаточно разработать web-страницу с указанием гипертекстовых ссылок на теоретический, практический и справочный материал обучающимся. Более информативно, наглядно будет служить постоянно обновляющаяся страница по каждому из отдельных предметов или курсов обучения с размещением не только справочной информации, но и результатов обучения. Дозировка материала определяется педагогом в зависимости от уровня знаний предметов учащимися.
Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта и Интернет
Дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и обучающихся между собой. Вместе с тем как любая форма обучения, любая система обучения она имеет тот же компонентный состав: цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.
Так основной целью дистанционного обучения школьников является:
предоставление обучающимся доступа к качественному образованию;
обеспечение возможности изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне, активного участия в олимпиадах и конкурсах;
включения в процесс обучения новых учебных предметов за рамками основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;
выбора общеобразовательных дисциплин при предпрофильном и профильном обучении в старшей школе;
обучения школьников с медицинскими ограничениями и детей – инвалидов для получения регулярного образования и не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной форме;
реализация права ребенка на получение образования с учетом потребностей и возможностей в форме семейного образования
освоения образовательных программ в режиме экстерната с использованием современных информационных технологий.
Успешность дистанционного обучения связана с профессионализмом учителя. Преподаватель разрабатывает учебные материалы, отслеживает индивидуальные результаты учащихся на разных этапах изучения курса. Он выступает в роли тьютора, сопровождающего учебный процесс.
Для преподавателя дистанционного обучения важно обладать информационной культурой, уметь пользоваться современными интерактивными средствами обучения. [2]
Говоря о дистанционном образовании, сегодня чаще всего имеют ввиду обучение с использованием интернет - технологий. Однако технология здесь - это лишь инструмент передачи знаний и организации взаимодействия, на основе которого выделяют современные модели образования.
В словаре методических терминов и понятий модель обучения определяется как "индивидуальная интерпретация преподавателем на занятиях метода обучения применительно к конкретным целям и условиям работы".
Дистанционная модель заключается в том, что преподаватели и обучающиеся разделены в процессе обучения пространством и (или) временем. Технологии, на которых базируется дистанционное обучение, проходили разные этапы: использовались телефон, факс, обычная почта, телевидение. Теперь в основе дистанционной модели лежат интернет - технологии. Нужно отметить, что дистанционное обучение сегодня популярно в силу своего удобства и гибкости. Оно дает возможность продолжать образование без отрыва от работы или другой учебы, избавляет от необходимости посещать занятия по установленному расписанию, позволяет выбирать индивидуальный график обучения, удобное время занятий.
Согласно самой распространенной классификации, существует три вида технологий дистанционного обучения.
1. Кейс-технология. Учащийся получает необходимые материалы для курса (книги, в том числе и электронные учебники, методические пособия, проверочные работы, специальные компьютерные программы, и т.д.). Связь поддерживается тьютором (преподавателем-консультантом, ведущим обучение в дистанционной форме и выполняющим одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора учебного процесса), который с помощью телефона, почты и иных средств связи общается с обучаемыми или непосредственно встречается с ними в консультационных пунктах и учебных центрах.
2. Телевизионно-спутниковая технология основана на применении интерактивного телевидения: теле - и радиолекции, видеоконференции, виртуальные практические занятия и т.д.
3. Интернет-обучение, или сетевая технология. Обучаемый получает весь необходимый материал и связь с преподавателем (инструктором) также через сеть Интернет.
Среди педагогических технологий наибольший интерес для дистанционного обучения представляют те технологии, которые ориентированы:
на групповую работу обучающихся,
обучение в сотрудничестве,
активный познавательный процесс,
работу с различными источниками информации.
Именно эти технологии предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение полученных знаний в совместной или индивидуальной деятельности, развитие не только самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные социальные роли в совместной деятельности. Также эти технологии наиболее эффективно решают проблемы личностно-ориентированного обучения.
В настоящее время востребованность дистанционной формы обучения неуклонного растёт. Это объясняется тем, что она гибка, удобна и доступна, предполагает широкую вариативность и дифференциацию в выборе и содержания, и форм получения образования.
Дистанционное обучение школьников при выполнении определённых условий, таких как наличие качественных интерактивных средств коммуникации (компьютеров, скоростного интернета и т.п.), ответственность и самомотивация учащихся, осуществление жёсткого контроля со стороны родителей, является средством обеспечения доступного качественного образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что востребованность дистанционного обучения, в том числе и в начальной школе, в ближайшее время будет возрастать. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа, что позволить минимизировать его недостатки и развить положительные стороны.
Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе. Дальнейшее развитие дистанционного образования позволит сформировать единое образовательное пространство в сети. Каждый ученик сможет получить достойное образование благодаря доступу к качественному контенту в нашей стране и за рубежом. Это в перспективе возможно, если будет усовершенствована методика организации обучения на расстоянии. Дистанционное заочное обучение эффективно для непрерывного получения знаний в течение всей жизни.
Литература
1. Методика дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов 2-е изд. Вайндорф-Сысоева М. Е., Грязнова Т. С., Шитова В. А.2. Педагогические технологии дистанционного обучения. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. Е. Петров и др.; М.: Академия, 2006
3.Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. Андреев А.А., Солдаткин В.И. М.: Издательство МЭСИ, 1999. – 196 с.