Статья «Дистанционные образовательные технологии в СПО»
Яценко М.М.,
преподаватель математики
ГБПОУ КК Апшеронский лесхоз-техникум»
г. Апшеронск
Дистанционные образовательные технологии в СПО
Урок с применением современных образовательных технологий – это качественно новый тип урока, на котором преподаватель согласует методику изучения нового материала с методикой применения современных технологий, соблюдая преемственность по отношению к традиционным педагогическим технологиям. Необходимо также отметить интерес учащихся к использованию компьютера. В результате информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
В настоящее время система профессионального образования претерпевает кардинальные преобразования, которые предполагают обновление содержания, формирование профессиональных компетенций, новое качество образования обучающихся, одновременно, требуют внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. В связи с этим образование должно стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться непрерывно. Данные аргументы могут быть отнесены к современным образовательным технологиям, которая обозначается как дистанционное обучение - беспрерывное взаимодействие преподавателя и обучающихся в онлайн-режиме.
В соответствии со ст.16 ч.1 Закона об образовании, дистанционные образовательные технологии — это «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Цель дистанционного обучения: предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства. В привычном для нас смысле это удаленное обучение через интернет.
Задачи:
новейших образовательных технологий и создание посредством этого современного образовательного пространства;
стимулирование самостоятельной поисковой работы обучающихся, направляемой преподавателем;
постепенный переход от репродуктивного обучения к более современному-креативному.
Для получения оптимальных результатов дистанционного обучения важны следующие факторы и условия: наличие современной компьютерной базы и хорошего доступа к интернету у потенциальных дистанционных обучающихся, наличие у дистанционных преподавателей хороших образовательных ресурсов и опыта дистанционного образования, хорошей подготовки дистанционных уроков, наличие подготовленных локальных координаторов, систематическое проведение дистанционных занятий, моральное и материальное стимулирование дистанционной деятельности.
Дистанционная форма обучения быстро завоевала огромную популярность в образовательном мире.
Преимущества дистанционного обучения:
массовость: возможность вместе учиться обучающимся из разных городов и с разными жизненными ситуациями;
дистанционное образование не отличается от очного по методам и формам;
шанс учиться дома, а не ездить через весь город;
получение знаний в удобное время для обучающегося;
освоение новых технологий;
мобильность и оперативность образовательного процесса;
развитие самодисциплины и самообразования.
Недостатки дистанционного обучения:
возможность нестабильного интернет-соединения на удалёнке;
малое количество методических материалов;
низкая компьютерная грамотность преподавателей;
установка родителей «дистанционная форма обучения — это никакое не образование»;
высокие требования к администрированию дистанционной платформы;
необходимый высокий уровень самоорганизации обучающихся;
высокая трудоёмкость разработки интерактивных заданий.
Как показала ситуация с пандемией 2020, образование в России не готово перейти в онлайн-формат, поэтому дистанционные технологии и электронное обучение продолжают оставаться в статусе технологий, но никак не самостоятельной формой получения образования.
Современный мир стремительно меняется. Развитие компьютерной техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена, когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт учителя и ученика. Cуществуют способы интенсифицировать процесс обучения используя методы и средства электронного обучения.
Moodle – одна из популярных систем управления электронным образованием. Сейчас в мире насчитывается более миллиона ресурсов, которые работают с ней.
Moodle- модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда.
Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:
Взаимодействие студентов между собой и с преподавателем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты
Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.
Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы студенты могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.
Основные возможности Moodle:
система реализует философию "Педагогики социального конструкционизма" (сотрудничество, действия, критическое осмысление и т.д.);
на 100% подходит для организации online-классов, а также подходит для организации традиционного обучения;
система дистанционного обучения Moodle является: простой, легкой, эффективной, совместимой с различными продуктами, предъявляя невысокие требования к браузеру;
система легко устанавливается на большинство платформ, поддерживающих PHP;
система требует только одну базу данных;
список курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, содержится описание для каждого курса;
дистанционные курсы могут быть категаризированы;
возможен поиск по дистанционным курсам;
особое внимание уделено высокому уровню безопасности системы;
большинство страниц могут быть отредактированы с помощью встроенного редактора.
Курс в Moodle можно наполнить различными элементами: анкетами, опросами, тестами, семинарами, лекциями – «начинка» зависит от целей и задач обучения
Встроенная система аналитики формирует отчеты, которые показывают уровень активности пользователей платформы: сколько человек просмотрели курсы, какие оставили комментарии. К сожалению, выгружать отчеты для дальнейшего изучения нельзя: статистика просматривается только в системе.
«BigBlueButton» – это система веб-конференций с открытым исходным кодом для онлайн-обучения, но может быть использована и для проведения брифингов, презентаций и вебинаров. «BigBlueButton» поддерживает в режиме реального времени совместное использование аудио и видео, слайдов, чата, экрана, многопользовательской доски, онлайн опросов, комнат обсуждений, запись сеансов и их воспроизведение для последующего просмотра.
Система допускает работу со следующими типами пользователей:
- «Наблюдатель» – пользователь (как правило студент), который может участвовать в чате, отправлять/получать аудио и видео, реагировать на опросы, и отображать смайлики (например, поднять руку);
- «Руководитель» – имеет все возможности наблюдателя, дополнительно может назначать ведущих, загружать презентации, включать многопользовательский режим экрана, делиться экраном, осуществлять управление параметрами области презентации и пользователей.
Во время занятия можно включать и выключать микрофон, а также вести запись занятия.
По набору функций система управления обучением Moodle оптимально подходит для образовательных учреждений. С ее помощью преподаватели могут вести отчеты и следить за успеваемостью студентов, планировать тесты на несколько месяцев вперед, организовывать групповую работу.
Современные образовательные технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться преподавателем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.