Смешанное дистанционное обучение в общеобразовательной школе: опыт и особенности организации
Смешанное дистанционное обучение в общеобразовательной школе: опыт и
особенности организации
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы организации модели смешанного дистанционного обучения (blended learning) в общеобразовательной школе. В представленных материалах отражены особенности организации урочных занятий в новом формате обучения, а также возможности интерпретации основных этапов урока в рамках ФГОС ООО и ФГОС СОО в формат дистанционного обучения без потери функциональной составляющей каждого из этапов.
Ключевые слова: дистанционное обучение, смешанное обучение, организация урока, общеобразовательная школа.
MIXED DISTANCE LEARNING IN GENERAL EDUCATION SCHOOL: EXPERIENCE AND FEATURES OF THE ORGANIZATION
This article discusses the current issues of organization of the model of mixed distance learning in general education school. The presented materials reflect the peculiarities of organization of rough classes in a new training format, as well as the possibilities of interpretation of the main stages of the lesson into the format of remote training without loss of the functional component of each stage.
Keywords: distance learning, mixed learning, lesson organization, general education school.
В условиях общеобразовательной школы, в связи с реалиями сегодняшнего дня, коренным образом изменился подход к образовательному процессу, получила широкое распространение новая форма дистанционного обучения. Справедливо отметить, что дистанционное обучение предполагает тщательный пересмотр подхода к системе обучения и максимально возможное использование доступных телекоммуникационных, информационных и педагогических технологий [1, с.63].
В настоящее время данный формат обучения в различных источниках информации [2, с.171] рассматривается как инновационная форма обучения, но при переходе к дистанционному обучению важно сохранять целостность и качество образовательного процесса. Для достижения поставленной цели в МБОУ – лицее №18 г. Орла реализуется смешанная модель дистанционного обучения, сочетающая преимущества online и offline режимов обучения. При этом основные этапы уроков, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, сохраняются, но частично интерпретируются благодаря применению общедоступных образовательных платформ.
Синхронный режим обучения (занятия в режиме online) реализуется на одном из самых популярных и бесплатных сервисов для проведения уроков в режиме реального времени – облачной платформе «Zoom» . Данный формат обучения предполагает вербальное взаимодействие учителя и учеников во время учебного занятия, а также психолого-педагогическую поддержку обучающихся.
Возможности данной платформы позволяют интерпретировать организационные моменты классического урока: учитель имеет возможность одновременно демонстрировать презентацию, а учащиеся имеют возможность «поднять руку», отметить «жестом» фрагменты урока, которые вызвали интерес, задать вопрос в чате урока и другие. Работа на данной платформе со стороны учеников не предполагает регистрации, достаточно простой установки приложения на компьютер или любое мобильное устройство. Перед началом урока или заранее учитель «создает урок», формируя рабочую ссылку для учащихся (для педагога этот процесс занимает не больше одной минуты). Сформированная ссылка транслируется ученикам класса, которые были предварительно собраны в беседы, группы или чаты по классам в социальной сети «В контакте» или в популярном приложении «WhatsApp». Учащиеся переходят по ссылке, защищенной уникальным паролем, в целях предотвращения подключения посторонних людей.
По нашему мнению, наиболее целесообразно проводить уроки открытия нового знания и общеметодологической направленности режиме online с сохранением общепринятой структуры занятия, так как только при данном формате урока возможно адаптировать предметное содержание урока под образовательные потребности каждого класса, обеспечить продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
На рефлесивно-оценочном этапе online-урока учителями лицея, как правило, используется асинхронный режим обучения. В рамках урока (установленной продолжительности согласно нормам) важно объективно оценить уровень сформированности предметных результатов обучения на основании развитой системы критериального оценивания. Ученики работают на образовательных платформах, выполняя тестирование или другую форму контроля знаний, умений и навков, предложенную учителем. Фотография или скриншот с выполненной работой «прикрепляется» учеником в региональную информационную систему образовательных услуг «Виртуальная школа». Затем, учитель проверяет работы учащихся и выставляет отметки в электронный журнал согласно критераильной системе оценивания с комментариями и пояснениями.
Таким образом, для качественной организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий важно основываться на эклектике синхронных и асинхронных форм обучения, обеспечивать оперативную и эффективную обратную связь между учеником и учителем, достигая запланированных результатов обучения.
Список литературы
1. Недоруб Е.Ю. К вопросу о психологических аспектах сопротивления инновациям и методах их нейтрализации / Е.Ю. Недоруб, Максимова В.А. // Сборник статей VII Международной научно-практической конференции «Современные технологии в российской и зарубежных системах образования». – 2018. – С. 58-63.
2. Халиков А.А. Анализ методов дистанционного обучения и его внедрения в образовательных учреждениях / А.А. Халиков, Мусамедова К.А. // Научно-практический журнал «Вестник научных конференций». – 2017. - №3-6(19). – С.171-173.
Недоруб Екатерина Юрьевна,
Nedorub Ekaterina Yurevna
методист, учитель биологии МБОУ – лицея №18 г. Орла
Орел, ул. Металлургов, д.42
89208225366, ekaterina.petrakova@mail.ru