"Дистанционное обучение в системе художественного образования: преимущества и недостатки"
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Бегунова Любовь Евгеньевна
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детская художественная школа №1»
События 2020 года внесли свои коррективы в систему образования, к которым ученики, учителя и даже родители оказались не готовы. Все участники процесса получили трудный опыт действий при переходе на дистанционное обучение. Хотя Федеральным законом «Об образовании РФ» от 29.12.2012 года №273 уже было предусмотрено введение дистанционной формы в образование.
В условиях художественного образования конечно же подразумевается живое общение с профессиональными, квалифицированными специалистами-преподавателями. Безусловно, многие педагоги и раньше использовали в своей работе некоторые приёмы дистанционного обучения, но лишь фрагментарно. Но сейчас возникли вопросы: как лучше всего преподнести учебный материал, чтоб не навредить и достигнуть целей обучения, какими ресурсами и технологиями воспользоваться, по какому принципу организовать обратную связь?
Возможно, благодаря сложившейся ситуации, мы все сумели по-другому взглянуть на образовательный процесс, кому-то пришлось развить и усовершенствовать свои методики, знания, проявить гибкость мышления, кому-то – пополнить запас педагогических приёмов и освоить интернет-ресурсы.
Свою работу в новых условиях я начала с осмысления того, что же означает термин «дистанционное обучение».
Дистанционное (от англ. distance – дистанция) или дистантное (от англ. distant – отдаленный) обучение – форма обучения, при которой весь учебный процесс осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности педагога и обучающихся. Другими словами, это обучение на расстоянии, когда педагог разрабатывает занятие и через разные интернет-платформы ведет образовательный процесс. Дети получают знания, но в другой форме - дистанционно.
Для педагогов дополнительного образования, которые работают в области художественного образования, популярной, наглядной и эффективной формой дистанционного обучения является мастер-класс. В качестве ресурса рациональнее открыть группу в ВК, в WhatsApp, создать свой YouTube-канал или выкладывать уроки на образовательной интернет-платформе edu.tatar.ru и весь образовательный процесс продолжать там. Мне было удобно показывать видеоуроки в YouTube. Корректировать и контролировать работу ученика преподавателю удобнее в мессенджерах, например WhatsApp. Там можно мгновенно дать комментарии к фото выполненной работы, подсказать ученику, что необходимо исправить, что добавить. Но можно вести и онлайн-уроки в скайпе, Zoom, Discordе. Во время занятия ученики могут видеть и слышать преподавателя, задавать свои вопросы, повторять за ним все этапы выполнения работы: рисунок ли это, изделие прикладного творчества, беседы об искусстве или лепка. И, в свою очередь, педагог может сразу дать корректировку в работе учеников.
Мастер-классы могут быть представлены в виде презентаций, видеоматериалов, тестов. Помочь могут программы PowerPoint, Word, InShot, Quik, Pinnacle Studio и др. Для видео-урока первый этап создания это съемка процесса выполнения рисунка или изделия (для предмета «Беседы об искусстве» процесс преподавания построен немного по-другому). Затем в программе делается обрезка, если надо - ускорить, прокомментировать, подписать, вставить картинки, наложить переходы. Главное, предупредить ребят останавливаться, делать динамичную паузу, перерыв, и позже возвращаться к нужному этапу. Участники данного процесса могут не просто повторить работу по образцу, благодаря чётким инструкциям педагога, но и проявить фантазию, почувствовать себя настоящими творцами.
Преимущества дистанционной формы обучения очевидны. Возможность получать образование, находясь где угодно на нашей планете, лишь бы был интернет. Уроки придут сами к вам домой, как только вы этого пожелаете. Никаких поездок, затрат времени и сил на дорогу. Даже можно виртуально прогуляться по музею. Есть возможность определить индивидуальные сроки и темп изучения материала. Скорость обучения регулируется лично. Онлайн-занятия в художественных школах удобны тем, что их можно прослушивать повторно, полностью или частично, если вам понадобилось повторить материал. Вас не касается количество участвующих в процессе обучения. Отсутствуют преподаватели, подгоняющие «в спину». Но при этом всегда будет "обратная" связь от него. Фактически, мастер-класс создает комфортные условия для сотрудничества и получения знаний самостоятельно. Кстати, многие родители охотно обращаются к дистанционному обучению в общеобразовательной школе, чтобы не допустить появления "долгов" по учебе, отставания.
Здесь очень тонкая грань - между тем, какая информация дается и какой результат получается у ученика. Если ученики полностью копируют преподавателя без особого понимания основ, то на выходе получится работа, может, и хорошая, но она одна. После, если начинающий художник захочет нарисовать что-то свое, то он не сможет. Потому что просто отсутствуют знания в голове. Не из-за того, что он не запомнил, а из-за того, что ему показали "как", но не показали "почему". Отсюда и возникают недостатки дистанционного обучения: отсутствие очного общения между обучающимся и преподавателем. Тут необходимо показывать конкретное действие, там надо правильно поставить руку - это без непосредственного контакта «учитель-ученик» сделать нереально. Исключается индивидуальный подход к ребенку. Да и специального оборудования может попросту не быть дома – к примеру, мольберта, планшета, гипсовой розетки, которые необходимы в некоторых работах. Да и ребенок еще не способен самостоятельно создать правильную постановку для натюрморта. Дистанционное обучение может оказаться недостаточно эффективным для детей с низкой самоорганизацией. В силу своей специфики, качественные дистанционные программы требуют более высокого уровня самодисциплины, высокой организованности и целеустремленности со стороны обучаемого. Да и педагогу требуется немало сил и времени для создания мастер-классов, где необходимо детально разработать план уроков и воплотить его "в жизнь", тратя на все это намного больше времени, чем в обычном режиме образования. Здесь уже стараешься сделать все идеально, показываешь весь творческий путь от замысла и первых эскизов до законченной работы, не вставляешь лишних слов, ведь твои уроки видят и сторонние наблюдатели при условии выставления его на всеобщее обозрение в сети интернета. Также у преподавателя отсутствует постоянный контроль над учениками. Ведь необходимо каждому написать комментарий к ходу работы или создать голосовое сообщение. И не одно, а может десяток. А другой ученик ждет в это время. Или не ждет, а рисует дальше, не зная, что есть ошибка, и придется все потом исправлять. Да, и самое главное, невозможно участвовать в занятиях при отсутствии доступа к интернету.
Художественное образование весной 2020 года, в режиме дистанционного обучения, показало все его плюсы и минусы. Среди положительных моментов я отмечаю совместное детско-родительское сотрудничество в творчестве, укрепляющее мотивацию, взаимопонимание и сплочение. Отрицательным стало то, что дети оказались настолько загружены основными предметами школьной программы, что им просто не хватало времени на дополнительное образование. Также выяснилось, что у многих не хватало технической базы: компьютеров и мобильных устройств, так как во многих семьях по двое и более детей.
И всё же, я пришла к убеждению, что дистанционное обучение в дополнительном художественном образовании имеет право на существование. Это подтверждает факт существования и процветания многих онлайн-школ рисования. Но, тем не менее, вряд ли дистанционное образование в художественной сфере когда-нибудь заменит очную форму обучения, хотя они прекрасно друг друга дополняют, расширяют границы образовательного пространства и пространства личности.