Методические указания «Сравнительная таблица преимуществ и недостатков методов обучения»
Сравнительная таблица преимуществ и недостатков методов обучения
Как донести учебный материал до сознания учащихся?
Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками?
Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения?
Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?
Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока.
Форма работы |
Преимущества |
Недостатки |
урок |
Чёткая организационная структура, возможность взаимодействия учащихся между собой в процессе коллективного обсуждения проблемы. Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся. Воспитание школьников в процессе обучения. Экономичность обучения, т.к. учитель одновременно работает с большой группой учащихся. Благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности. |
Ориентирована в основном на среднего ученика. Отсутствие возможности осуществлять индивидуальную учебно-воспитательную работу с учащимися. |
Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения- способов совместной деятельности учителя и учащихся, направленных на решение задач обучения.
В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении данному предмету.
Учитель выбирает такие методы и формы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.
Метод |
Форма |
Преимущества |
Недостатки |
Пассивные методы: Объяснительно-иллюстративный метод обучения |
Рассказ Объяснение Беседа Метод работы с учебником Наблюдение Сравнение Демонстра- ция |
Учитель учит пользоваться словом. Эмоциональность рассказа, что помогает учащимся видеть отношение педагога к материалу (воспитание) и образность, что создаёт у учащихся различные представления. Учитель во время рассказа может изменить последовательность раскрытия темы, изменить темп в зависимости от реакции школьников. Чёткая постановка нового вопроса. Объяснение сочетается с наблюдениями за действиями, опытами, записями… В конце объяснения проверяется качество усвоения материала. Учитель использует знания и практический опыт учащихся. Широкий простор для самостоятельных высказываний и рассуждений учащихся. Позволяет не только выявить знания учащихся но и изучить их способности. Активность сильных учащихся увлекает средних и слабых. Создание благоприятных предпосылок для дальнейшего обучения в средних классах, где успех будет зависеть от того, насколько прочные у учащихся навыки сознательного чтения и воспроизведения текстов. Помогают преодолеть «разрыв» между словом и представлением в сознании. Способствуют развитию умственных способностей, повышают прочность запоминания материала. |
Высокие требования к мастерству учителя. Низкая активность слушателей. Относительная непродолжительность рассказа (15-20 мин). Невозможность получения обратной связи. Невозможность учёта недостатков образовательного процесса. Последовательность излагаемого материала осуществляет учитель. Невозможность привлечь внимание учащихся. Учитель сам делает выводы. Необходимость соблюдения приёмов, поддерживающих внимание и способствующих организации школьников.
Низкий интерес школьников к книжным изданиям снижает эффективность метода. Требуют большой работы по подготовке (подбор материала, предварительный просмотр…) |
Активные методы: Метод моральных дилемм и дискуссий Эвристические методы Исследовательский метод Проектирование |
Групповая работа учащихся (дискусия) Эвристическая беседа Самостоятельный поиск Интервью Экскурсия Групповая форма работы Индивидуальная форма работы (проект) |
Даёт возможность школьникам применить свои знания в реальных жизненных ситуациях. Формирует умение принимать решение, выслушивать и принимать во внимание мнение других людей. Формирует лидерские качества. Позволяют педагогу представить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска. Учащиеся овладевают знаниями и умениями в процессе мыслительной и практической деятельности. Создаёт проблемность обучения, в которой формируется активная мыслительная деятельность. Мотивирует на поиск новой ситуации, в которой надо действовать. Приучает работать с книгой, журналом, другим источником. Направлено на саморазвитие. Приучает работать в диалоговом режиме. Учащиеся закрепляют знания и пользуются ими в автоматическом режиме. Обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. Развивает интерес, т.к. исследовательский метод более естественен для младшего школьника. Способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих областей, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление. |
Ход дискуссии трудно прогнозировать. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию. Необходимость учитывать мотивы учения школьников, интересы, их активность, микроклимат, эмоции. Невозможность использования в «сложных» классах. Не все ученики начальной школы готовы к самостоятельному поиску(а значит многие остаются пассивными),т.к. поведением ребёнка управляют его потребности. Урок требует от ученика вести беседу по конкретной теме. значит, урок требует тщательной подготовки. Исследовательскую экскурсию в начальной школе организовать сложно из-за низкого уровня произвольного внимания школьников. Несформированность у учащихся коммуникативных умений. Отсутствие (порой) помощи со стороны родителей. |
Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке?
Каждый классный коллектив характеризуется определенным уровнем развития и воспитанности. Один методы используются в спокойном, хорошо организованном классе, в котором большинство учащихся обладает значительным запасом знаний, сообразительностью, совсем по-другому строится работа в классе со слабой дисциплиной, где многие учащиеся быстро отвлекаются. В таком классе при выборе метода учителю приходится думать над тем, как овладеть вниманием детей.
Выбор метода зависит также от особенностей учителя и прежде всего от уровня его методического мастерства.
Ватолина Светлана Анатольевна