Методические указания «Сравнительная таблица преимуществ и недостатков методов обучения»

5
1
Материал опубликован 31 January 2019 в группе

Сравнительная таблица преимуществ и недостатков методов обучения

Как донести учебный материал до сознания учащихся?

Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками?

Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения?

Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?

Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока.

Форма работы

Преимущества

Недостатки

урок

Чёткая организационная структура, возможность взаимодействия учащихся между собой в процессе коллективного обсуждения проблемы.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя на учащихся.

Воспитание школьников в процессе обучения.

Экономичность обучения, т.к. учитель одновременно работает с большой группой учащихся.

Благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности.

Ориентирована в основном на среднего ученика.

Отсутствие возможности осуществлять индивидуальную учебно-воспитательную работу с учащимися.


 

Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения- способов совместной деятельности учителя и учащихся, направленных на решение задач обучения.

В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении данному предмету.

Учитель выбирает такие методы и формы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.


 

Метод

Форма

Преимущества

Недостатки

Пассивные методы:

Объяснительно-иллюстративный метод обучения

Рассказ

Объяснение

Беседа

Метод работы с учебником

Наблюдение

Сравнение

Демонстра-

ция

Учитель учит пользоваться словом.

Эмоциональность рассказа, что помогает учащимся видеть отношение педагога к материалу (воспитание) и образность, что создаёт у учащихся различные представления.

Учитель во время рассказа может изменить последовательность раскрытия темы, изменить темп в зависимости от реакции школьников.

Чёткая постановка нового вопроса.

Объяснение сочетается с наблюдениями за действиями, опытами, записями…

В конце объяснения проверяется качество усвоения материала.

Учитель использует знания и практический опыт учащихся.

Широкий простор для самостоятельных высказываний и рассуждений учащихся.

Позволяет не только выявить знания учащихся но и изучить их способности.

Активность сильных учащихся увлекает средних и слабых.

Создание благоприятных предпосылок для дальнейшего обучения в средних классах, где успех будет зависеть от того, насколько прочные у учащихся навыки сознательного чтения и воспроизведения текстов.

Помогают преодолеть «разрыв» между словом и представлением в сознании.

Способствуют развитию умственных способностей, повышают прочность запоминания материала.

Высокие требования к мастерству учителя.

Низкая активность слушателей.

Относительная непродолжительность рассказа (15-20 мин).

Невозможность получения обратной связи.

Невозможность учёта недостатков образовательного процесса.

Последовательность излагаемого материала осуществляет учитель.

Невозможность привлечь внимание учащихся.

Учитель сам делает выводы.

Необходимость соблюдения приёмов, поддерживающих внимание и способствующих организации школьников.


 

Низкий интерес школьников к книжным изданиям снижает эффективность метода.

Требуют большой работы по подготовке (подбор материала, предварительный просмотр…)

Активные методы:

Метод моральных дилемм и дискуссий

Эвристические методы

Исследовательский метод

Проектирование

Групповая работа учащихся (дискусия)

Эвристическая беседа

Самостоятельный поиск

Интервью

Экскурсия

Групповая форма работы

Индивидуальная форма работы (проект)

Даёт возможность школьникам применить свои знания в реальных жизненных ситуациях.

Формирует умение принимать решение, выслушивать и принимать во внимание мнение других людей.

Формирует лидерские качества.

Позволяют педагогу представить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.

Учащиеся овладевают знаниями и умениями в процессе мыслительной и практической деятельности.

Создаёт проблемность обучения, в которой формируется активная мыслительная деятельность.

Мотивирует на поиск новой ситуации, в которой надо действовать.

Приучает работать с книгой, журналом, другим источником.

Направлено на саморазвитие.

Приучает работать в диалоговом режиме.

Учащиеся закрепляют знания и пользуются ими в автоматическом режиме.

Обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

Развивает интерес, т.к. исследовательский метод более естественен для младшего школьника.

Способствует развитию познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, интегрировать знания и умения из различных предметных и творческих областей, ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление.

Ход дискуссии трудно прогнозировать.

Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию.

Необходимость учитывать мотивы учения школьников, интересы, их активность, микроклимат, эмоции. Невозможность использования в «сложных» классах.

Не все ученики начальной школы готовы к самостоятельному поиску(а значит многие остаются пассивными),т.к. поведением ребёнка управляют его потребности.

Урок требует от ученика вести беседу по конкретной теме. значит, урок требует тщательной подготовки.

Исследовательскую экскурсию в начальной школе организовать сложно из-за низкого уровня произвольного внимания школьников.

Несформированность у учащихся коммуникативных умений.

Отсутствие (порой) помощи со стороны родителей.


 

Многообразие методов обучения, их постепенное совершенствование ставит перед учителем сложный вопрос: какие методы использовать на данном конкретном уроке?

Каждый классный коллектив характеризуется определенным уровнем развития и воспитанности. Один методы используются в спокойном, хорошо организованном классе, в котором большинство учащихся обладает значительным запасом знаний, сообразительностью, совсем по-другому строится работа в классе со слабой дисциплиной, где многие учащиеся быстро отвлекаются. В таком классе при выборе метода учителю приходится думать над тем, как овладеть вниманием детей.

 Выбор метода зависит также от особенностей учителя и прежде всего от уровня его методического мастерства.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ирина Викторовна, спасибо, за материал!!! Беру в копилочку!!!

31 January 2019