Урок литературы в старших классах «Дитя со спичками…» (тема любви в русской литературе)
«Дитя со спичками…»
(тема любви в русской литературе)
Цели урока: раскрыть тему любви в произведениях русских писателей (В. Тендряков “Весенние перевертыши”, М. Булгаков “Мастер и Маргарита”, Г. Щербакова “Вам и не снилось...”, С. Георгиевская “Лгунья”);
потренировать учащихся в умении производить идейно-художественный анализ прозаических произведений;
развивать монологическую речь учащихся;
развивать артистические способности школьников;
развивать мышление, память учащихся;
развивать творческие способности учащихся;
стимулировать процессы самопознания, саморазвития, самореализации;
воспитывать чувство товарищества, ответственности, взаимопомощи;
воспитывать у учащихся культуру чувств.
Вид урока: урок-размышление.
Форма урока: урок-состязание.
Предварительная работа: прочитать произведения В. Тендрякова “Весенние перевертыши”, М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, Г. Щербаковой “Вам и не снилось...”, С. Георгиевской “Лгунья”; класс делится на 4 группы, каждая из которых готовит вопросы и ответы по одному из прочитанных произведений; индивидуальные задания - сочинить миниатюры о любви, нарисовать иллюстрации к теме урока.
Оформление урока: презентация
Музыкальное оформление: песни в исполнении Н. Караченцова (песня «Наталья Николаевна» (ст. В. Гоцуленко, муз. В. Быстрякова; пластинка «Дорога к Пушкину» Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия», 1988 год) и В. Долиной; запись фрагмента из повести Г. Щербаковой “Вам и не снилось...”
Интернет-ссылки с видеороликами:
https://www.youtube.com/watch?v=KNixEBS9CKI
https://www.youtube.com/watch?v=UQjr3Pe2Wds
https://www.youtube.com/watch?v=l4PlvY6Pxv8
http://www.staroeradio.ru/audio/19208
Эпиграф:
Кто сказал, что нет на свете настоящей,
верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык.
М. Булгаков
До начала урока звучит песня в исполнении В. Долиной “Одна она”.
Ход урока
I. Организационный момент. Подготовка класса к уроку. Объяснение учителем правил игры. Представление жюри.
II. Слово учителя.
Сегодня в центре нашего внимания тема любви в русской литературе. Тема, с одной стороны, очень красивая, а с другой - глубоко личная.
Послушайте одно старинное письмо: «…Могу ли я быть когда-либо свободной от страданий, пока не увижу вас? Между тем я несу их безропотно, потому что они исходят от вас. Что же? Не это ли награда, которую вы даруете мне за то, что я полюбила вас так нежно? Но будь что будет, я решилась обожать вас всю жизнь и никогда ни с кем не видеться, и я заверяю вас, что и вы хорошо поступите, если никого не полюбите. Разве вы могли бы удовлетвориться страстью менее пылкой, чем моя? Вы найдете, быть может, возлюбленную более прекрасную, но вы никогда не найдете подобной любви, а ведь все прочее – ничто. Не заполняйте более ваших писем ненужными вещами и не пишите мне более, чтобы я помнила о вас. Я не могу позабыть вас…»
Как вы думаете, когда оно было написано?
В конце этого письма было написано, что сочинил его какой-то полузабытый нами литератор, острослов 17 века и героев этой истории вообще не существовало. Давайте подумаем, может быть, действительно, не было этой тоски, нежности, потребности в понимании, этой любви, этого великого чувства самопожертвования, о котором в нем написано?
Попробуем ответить на этот вопрос вместе.
Послушайте песня в исполнении Н. Караченцова «Наталья Николаевна». К какому произведению эта песня имеет прямое отношение?
А. С. Пушкин Н. Плетневу: “Я женат - и счастлив. Одно желание мое, - чтоб ничего в жизни моей не изменилось: лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился”.
Какое отношение имеет имя Н. Гончаровой к произведению В. Тендрякова “Весенние перевертыши”? (Главный герой повести – Дюшка - считал, что Римка была похожа на Н. Гончарову.)
III. Работа в группах.
1. Вопросы и задания 1 группы 9по произведению В. Тендрякова «Весенние перевертыши»).
Как описывает Тендряков состояние Дюшки?
Как он изменился ? Что узнал, понял, почувствовал, открыл?
1 гр. – 3 глава
2 гр. - 5 гл.
3 гр. – 7 гл.
4 гр. – 10 гл.
Можно ли назвать состояние Дюшки счастьем?
Какое значение в повести имеет сцена с лягушкой?
Как изменился по отношению к людям?
Согласны ли вы с мнение Дюшки, что любовь не болезнь, людей не портит.
Для чего рассказывает Тендряков о родителях?
Права ли мать Миньки, что быть любимой – тяжелый крест?
Какую роль играет Левка?
Чтение по ролям разговор с Римкой. Каково место этого эпизода в повести?
4. Обобщение и дополнение учителя:
Счастье сыграло с Дюшкой в “перевертыши”. Подумайте над смыслом названия повести. У счастья всегда есть другая сторона - несчастье. Так оно и бывает в жизни: человек чувствует себя счастливым - и вдруг все оборачивается другой стороной... Но на то она и весна, любовь, что так “переворачивает” наши души.
И все-таки состояние влюбленности прекрасно! Не случайно влюбленные смотрят на мир совсем другими глазами и видят то, что не замечают другие.
Звучит песня В. Долиной “Женщина летающая”.
2. Вопросы и задания второй группы (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”):
1. Посмотрите инсценировку первой встречи Мастера и Маргариты. Объясните сочетание черного и желтого цветов на страницах романа, посвященных любви Мастера и Маргариты. (Учащиеся находят в романе все эпизоды, окрашенные этими цветами, затем делают выводы.)
Примерный ответ:
Лейтмотивом любви Мастера и Маргариты является сочетание желтого и черного цветов. Наверное, трудно сразу объяснит замысел писателя.
Желто-черная гамма - это цвета того грешного мира, в котором живут герои, это и цвет Воланда (один глаз его был черным, другой зеленым “с золотой искрой на дне”).
Желтый цвет на черном фоне - этот цветовой знак остановил Мастера на Тверской и заставил увидеть Маргариту, выделить ее из “тысяч людей”. Их встреча произошла, когда Маргарита несла желтые цветы, которые выделялись на ее черном пальто. “Отвратительные, тревожные желтые цветы... Нехороший цвет”, - говорит о них Мастер. Но именно этот цвет стал их знаком. Цветы эти (мимозы) не нравились ни Мастеру, ни Маргарите, но, как потом говорила Маргарита, купила она их только для того, чтобы Мастер наконец нашел ее, и, ”если бы этого не произошло, отравилась бы”. Они оба любили розы, но они появятся потом! Пока только желтые цветы могли оказаться в руках Маргариты в этом грязном желтом переулке! Это цветы того грешного мира, в котором они жили и от которого хотели уйти, не случайно Маргарита выбрасывает их, услышав голос Мастера: больше они не нужны: судьба свершилась - любовь “поразила” их обоих.
Маргарита становится “тайной женщиной” Мастера. Ей приходится лгать мужу. Тайна всегда связана с чем-то темным, не зря Маргарита появляется в окне Мастера в туфлях с черными замшевыми накладками-бантами и, скорее всего, в длинном черном шелковом платье (“черный шелк”).
Наверное, любая земная любовь грешная. Но нельзя осуждать ее (считать грехом!). И роман Мастера и Маргариты доказывает это. В любви всегда сильно женское начало. Маргарита шьет Мастеру черную шапочку и вышивает на ней желтым шелком букву “М” (эта шапочка - своеобразный символ ее любви - материнской защиты своего возлюбленного и преклонения пред ним).
Маргарита - Женщина, которая Любит. Но и ей свойственна слабость: истомившись от одиночества, она готова отказаться от любви-страдания. Но именно здесь и появляется Азазелло, предлагающий ей отправиться на Бал Сатаны. “Королевская кровь” Маргариты проявляется, наверное, в ее готовности променять действительность на свободу и фантасмагорию ирреальности, так как в ней осуществимо сокровенное желание (“... вы намекаете на то, что я там могу узнать о нем?.. еду, куда угодно!”). Ради своей любви, ради спасения Мастера готова на все, даже на грех! Возможно, здесь желтый цвет – символ светлых сторон характера Маргариты, силы ее самоотверженной любви.
Не случайно Азазелло предлагает Маргарите именно желтый крем в золотой коробочке, при помощи которого она превращается в помолодевшую обворожительную ведьму, и на ее лице исчезают желтые тени у глаз. Уходит грешная земная плоть, и появляется новая высокая душа, готовая к полету, устремленная вверх!..
Для спасения Мастера, для полного очищения своей души, как это ни парадоксально, Маргарита должна пройти через желто-черную залу Воланда, принять на себя грехи других и при этом остаться Королевой! Примечательна здесь одна деталь: “тяжелое в овальной раме изображение черного пуделя на тяжелой цепи”, украшение, которое Коровьев повесил на грудь Маргариты. Она чувствовала во время бала, что цепь становилась все тяжелее, видимо, от тех грешных историй, которые поведали ей приближенные и гости Воланда.
Желтые цветы, встреча с Мастером, черная шапочка, сшитая Маргаритой, ее полет, бал Воланда, усталость и боль после него - это путь борьбы Маргариты с грешным миром за свою святую, верную любовь. Это путь любой Женщины, которая Летает, которая Любит.
2. Почему Мастеру и Маргарите помогает Воланд, а не Бог?
3. Почему Мастер и Маргарита в конце романа погибают, почему счастье они могут найти только в ином мире?
Обобщение и дополнение учителя:
Для влюбленных, как это ни ужасно, в нашем мире есть всегда опасность: есть завистники, недоброжелатели, злодеи... Только там, в “вечном доме” с “венецианским окном и вьющимся виноградом”, они смогут обрести покой и будут счастливы. Любовь Мастера и Маргариты счастливая, только они должны были заслужить ее, пройти через боль и страдание. Они освободились от “прежней жизни”, от ее грязи, суеты, воскреснув для “нового”, “другого”, для вечного “полета”, но это позволительно только избранным. Их любовь - это вознесение для тех, кто любит по-настоящему!
Звучит песня В. Долиной “Любовь одна”
3. Вопросы и задания третьей группы (по повести Г. Щербаковой “Вам и не снилось...”):
1. Послушайте запись одного эпизода из повести Г. Щербаковой “Вам и не снилось...” (“Таблица умножения”, которую Ромка оставил Юльке, уезжая в Ленинград; на столе стоит - проигрыватель, рядом - шарф). Проследите, как развиваются чувства Ромки и Юльки, найдите завязку, кульминацию и развязку в развитии действия.
2. Как вы понимаете смысл названия?
3. Объясните смысл финала повести. Просмотр кинофрагмента: согласны ли вы с версия режиссера? Почему фильм не заканчивается трагедией?
Многие учащиеся не хотят верит в трагический конец повести, утверждая, что герой остается жив. Поэтому учитель возвращается к анализу текста.
Очень хотелось бы разделить ваши радужные надежды на то, что Ромка остался жив. Но мы с вами говорим о художественном произведении и давайте посмотрим, каково же мнение автора?
Вспомните, сколько раз рядом с героями оказывались люди, которые сейчас “бежали со всех сторон”? Помогали ли они влюбленным? (Работа с текстом, ответы учащихся).
Нет, не поняли окружающие Ромку и Юльку, не захотели понять, что их чувство - настоящая любовь, та, о которой А. И. Куприн сказал, что она бывает раз в тысячу лет, но о которой мечтает каждый. Люди думали, как Татьяна Николаевна (а может быть, просто убеждали сами себя!), что главное ответственность, а без любви можно и прожить... А может быть, все-таки, сначала любовь, о потом ответственность?.. Скорее всего, если есть любовь, то ответственность и ни к чему?.. Потому что, когда люди любят, они оберегают друг друга ото всего в нашем жестоком мире.
Звучит песня В. Долиной “Трещина”.
4. Вопросы и задания четвертой группы (по повести С. Георгиевской “Лгунья”):
1. Какие фантазии Киры вас поразили больше всего и почему?
2. Чтение по ролям эпизода из повести (о том, как Севка ударил Киру). Неужели это можно назвать любовью? Это вопрос задает сам автор, а как считаете вы? (Севка испугался того большого чувства, которое “свалилось” на него так внезапно, что он не успел даже осознать его; он “не выдержал” Киры и сбежал.)
3. Считаете ли вы, что Кира унижалась, когда добивалась встречи с Севкой Костыриком в армии? (Она не боится страданий. Кира приехала выяснить, почему все так получилось, понять их отношения. В любви надо идти до конца. В любви нет унижения. Кира не унижалась, ведь она сказала, что простить Севку не сможет.)
4. С кем сопоставляет Севка Киру в конце повести, когда идет по городу? ( С Богоматерью, у которой на руках Сашка - брат Киры, о котором она так заботилась, но уехала - и его не уберегли. Кира пошла на самопожертвование в любви к Севке, хотела его уберечь от “трещины”, но он не созрел для сильного чувства. Она хотела уберечь его, как Сашку. Не случайно говорят, что в женской любви есть что-то материнское. Такая любовь может спасти мир.
Послушайте стихи поэтов. С какими произведениями вы их можете соотнести и почему?
А. Кушнер «Любовь - это боль..»
Г. Орбелиани «Только я глаза закрою…»
Слово учителя.
Каждому из нас дана будет любовь. Надеюсь, что вслед за М. Булгаковым мы скажем: “Кто сказал, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык”. Конечно, есть любовь на свете, разная у разных, у одних и тех же разная, но всегда - вечная и красивая.
Мне бы хотелось напомнить вам песню, с которой начинался урок, и предложить вам некую формулу любви:
первый восторг (помните - “невеста!”)
встреча, взаимная близость (“жена!”)
препятствия, которые разделяются на двоих (совершенно не обязательно поровну, даже чаще наоборот!)
самопожертвование (“долг и честь!”)
А как вы думаете заканчивается эта формула?
Послушайте конец песни.
мольба о прощении за то, что ты не сделал.
На протяжении нашего урока звучали песни замечательного барда - Вероники Долиной, удивительной, умной женщины. Хочется зачитать вам ее слова: “Странная, неравновесная, неблагополучная, “среднерусская любовь” - скольких романов и повестей она уже была болевым центром... И нет лекарства от любви. “ Хотя она похожа на дитя со спичками, готового в любую минуту зажечь в нашей душе пожар любви.
Звучит песня В. Долиной “Дитя со спичками”
Слово учителя:
Очень хотелось бы, чтобы в вашей жизни обязательно была любовь, но помните, что она не всегда легкая, счастливая, безоблачная, ее путь - это не путь, усеянный розами, а если даже и так, то у роз есть шипы, которые нередко ранят...
IV. Слово жюри.
V. Выставление оценок в группах.
VI. Домашнее задание: написать миниатюру о любви.
Миниатюра о любви
Держу в руках игрушечный экспресс. Он бежит все быстрее и быстрее, со скоростью света. Но вот приостанавливается, его движения становятся медленнее. Я всматриваюсь в его пустые вагоны и вижу: едут двое - Он и Она. И на минуту в мире наступает тишина. Они смотрят в глаза друг другу - и между ними начинается молчаливый разговор. Его слышат только они и я, силою своего воображения ворвавшаяся в их жизнь. Самый тихий и важный в мире разговор.
- Ты кто?
- Я - олененок!
- Я тебя приручу!
- А я дикий олененок!
- Ну и что, я все равно тебя приручу!
Экспресс уже не летит, а ползет по земле, и кажется, что он вот-вот остановится.
На ее губах появляется сладкая истома, в глазах - нежность, и...
Взмах ресниц, и под ними рождается желание быть нужной, страх одиночества и приручения... и злоба.
И они, Он и Она, подчиняясь какой-то дьявольской силе, начинают ссору. Странно, я слышу их слова, несмотря на страшный, стремительный бег экспресса, гул проводов. Как будто весь мир восстает против них... И я слышу свой собственный голос. Глотая слезы, я кричу: “Остановитесь! Это же ваша остановка любви, сойдите на ней сейчас, пока вы вместе. Ведь вы не случайно оказались в одном и том же экспрессе! Не упускайте свой шанс, ведь такой возможности больше не будет!”
Но экспресс улетает бесследно, унося куда-то вдаль эту неожиданную встречу.
Может быть, где-нибудь в глубине души мне непонятна мысль о том, что желание любви всегда переплетается со страхом приручения, но зато я твердо знаю, что нельзя не сойти на своей остановке любви.
Я стою, и по моему лицу текут соленые слезы, ранящие мою юную душу.
А может быть, ничего этого и не было?.. Может быть, все это - иллюзия, сон...