Урок литературы в 5 классе на тему «Путешествие в страну Литературию»

3
1
Материал опубликован 12 February 2018 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ясенковская основная общеобразовательная школа

муниципального образования Арсеньевский район»

 

Урок по литературе

«Путешествие в страну Литературию. (Прощание со второй частью учебника-хрестоматии «Русская литература XX века»)»

для учащихся 5 класса

разработала

учитель русского языка и литературы

МОУ «Ясенковская ООШ»

Головань Марина Николаевна


 


 

д.Ясенки Арсеньевского района

ТЕМА УРОКА - Путешествие в страну Литературию. (Прощание со второй частью учебника-хрестоматии «Русская литература XX века»).

ТИП УРОКА – повторительно – обобщающий, урок контроля, базирующийся на комплексном применении полученных знаний в курсе изучения русской литературы в 5 классе.

Цели:

контроль базовых знаний, умений и навыков, полученных учащимися в курсе изучения русской литературы в 5 классе;

активировать интерес к литературе;

развитие умений и навыков быстро и полно ответить на поставленный вопрос, применяя знания, смекалку, сообразительность;

развитие умений и навыков работать в группах, прислушиваться к мнению других, из нескольких вариантов ответа выбирать правильный.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА - карта «Страна Литературия»; маршрутные листы для путешествия по стране; листы с заданиями; доска для подведения текущих итогов; призы и медали «Знаток литературы».

Данный урок контроля предполагает итоговую проверку знаний, требующую серьёзности и подготовленности. Но поскольку 5 класс – это ещё дети, живущие в мире сказок, поэтому и форма урока выбрана не просто тестовая, а сказочная – путешествие по стране «Литературия». Учащиеся 5 класса переживают то, о чём читают в художественном произведении, начинают более глубоко понимать его, учатся размышлять о героях, их поступках, о событиях. В этом возрасте особенно важно привить детям стойкий интерес к урокам литературы, любовь к книге, которая должна стать другом на всю жизнь. Именно игра активизирует познавательную деятельность, несёт большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, даёт простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радует необычностью заданий, возможностью соревноваться.

Урок состоит из блоков, позволяющих повторить знания о фольклоре, древнерусской литературе, баснях, литературе XIX и XX веков, сказках. Вся работа учащихся сопровождается презентацией на интерактивной доске. В ходе урока проверяются базовые знания учащихся 5 класса по литературе: теоретические знания (литературоведческая терминология, родовые и жанровые разновидности произведений); знание текстов изученных произведений, биографий писателей и поэтов, историко-культурных сведений, необходимых для адекватного понимания пройденного материала. Проверяются умение определять главную идею и основные темы произведения; а также способность реализовывать полученные знания, умения и навыки на практике. Данная работа рассчитана также на развитие творческих способностей и познавательной активности, на развитие речевой компетенции учащихся.

Ход урока

I. Организация начала занятия. (Слайд 1)

Приветствие класса. Проверка готовности класса к уроку.

Обращение к теме и форме урока. При помощи учителя цель и задачи урока озвучивают сами учащиеся.

- Сегодня самый последний урок литературы в этом учебном году. Скажите, что вы ждете от этого урока, каким бы вы хотели его видеть? (Слайд 2)

На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она,

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,

Не выходя из комнаты своей,

Лишь стоит книгу в руки взять,

Наедине оставшись с ней.

- Сегодня мы будем путешествовать по необычной стране, называется она Страна Литературия. Её нет на глобусе, но она есть в душах тех, кто умеет и любит читать. Не каждого она пускает в свои границы, а только того, кто готов преодолевать трудности, не боится приключений, отважен, добр и щедр! Только такой читатель сможет добраться до Замка Встреч, где знатоков литературы будут ждать призы и медали победителей. Итак, вперед, мои отважные путешественники!

Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости,
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и я,
Что есть она, что есть страна-
Литературия!

II. Содержание урока- путешествия.

2.1. «Алые паруса». (Слайд 3)

- Смотрите, нас ждет прекрасный корабль с алыми парусами, который перевезет нас в Литературию через море Всезнаек (Скажу вам по секрету, что этот с этим чудесным кораблем и его командой мы познакомимся ближе в 6 классе, и, я уверена, вы полюбите его героев – нежную Ассоль и отважного Грея!).

- Но что это, на море некстати разыгралась буря! Давайте покажем суровому богу морей Посейдону, что мы знаем и любим читать, а значит достойны попасть с Литературию.

Задание: найди книгам авторов, соединив правильно полоски с названиями и писателями.

«Айболит» Н.Носов

«Незнайка на Луне» К. Чуковский

«Зима в Простоквашино» Э. Успенский

«Чиполлино» Ш. Перро

«Кот в сапогах» Д.Родари

«Алиса в Стране чудес» Р. Стивенсон

«Остров сокровищ» Л. Кэрролл

(Слайд 4)

2.2. Село «Фольклория». (Слайд 5)

- Смотрите, на самом берегу расположено замечательное село «Фольклория». Жители его никогда не унывают, гостей встречают с хлебом-солью, хороводы водят, в игры играют да песни поют.

Чтобы покорить этот край, нужно выполнить следующие задания: 

Фольклор – это…

Особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

Устное народное творчество;

Набор произведений на различные темы. (Слайд 6)

Перед вами жанры фольклора, исключите лишнее: (Слайд 7)

загадки,

сказки,

колыбельные песни,

пословицы,

заклички,

авторские песни,

пестушки,

басни.

Кто такой сказитель?

Издатель сказок;

Автор сказок;

Собиратель и «сказыватель» сказок. (Слайд 8)

На какие виды делятся сказки?

О животных;

Биографические;

Волшебные;

Исторические;

Бытовые. (Слайд 9)

Поочерёдно составьте композицию сказки:

Концовка;

Зачин;

Развитие действия;

 Кульминация. (Слайд 10)

2.3. «Древнеруссия». (Слайд 11)

- Этот край мало населен, жители его говорят между собой на древнерусском языке, почти непонятном нам, да и письменность древнеруссов отличается от современного алфавита.

- Вспомните, где были на Руси очаги письменности?

- Чем отличались древнерусские книги от современных?

- Почему так мало книг сохранилось до наших дней?

- Вспомните жанры древнерусской литературы, исключив лишнее: (Слайд 12)

Летопись;

Рассказ;

Житие;

Стихотворение;

Хождение.

2.4. «Басенный переулок».

Что говорить, невелик переулочек! Да мимо него не пройти!

- Вспомните, как звали знаменитого русского баснописца. (Слайд 13)

Давайте вспомним названия некоторых басен И.А. Крылова и устроим небольшой концерт в его честь. (Слайд 14)

2.5. «Золотой проспект».

- Вспомните, какой век литературы называют золотым?

- Приведите примеры поэтов и писателей – представителей «золотого» XIX века русской литературы (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, Л.Н. Толстой, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев). (Слайды 15-17)

- «Собери ромашку»

Ребята, работая в паре, должны собрать ромашку, где сердцевина - имя писателя, лепестки - произведения. Надо правильно к сердце­вине подобрать лепестки, т. е. назвать произведения писателя.

А.С. Пушкин

«Руслан и Людмила»

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и царевне Лебеди»

«Гадкий утенок»

«Бородино»

«Няне»

«Ночь перед Рождеством»

«Сказка о золотом петушке»

«Муму» (Слайд 18)

  1. «Улица героев».

- Ребята, на этой улице вы можете встретиться с теми, с кем подружились, кого полюбили на уроках литературы в 5 классе. Главное, узнать их в лицо!

- Девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный. (Дина. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»). (Слайд 19)

- … молодица…

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива. (Царица. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (Слайд 20)

- Он соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырёх чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё – не погнулась бы. (Герасим, И. С. Тургенев «Муму»). (Слайд 21)

- Пред ним живая голова.

Огромны очи сном объяты;

Храпит, качая шлем пернатый…

Вблизи осматривая диво,

Объехал голову кругом

И стал пред носом молчаливо;

Щекотит ноздри копием,

И, сморщась, голова зевнула,

Глаза открыла и чихнула… (Руслан, А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»). (Слайд 22)

- … был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно. Особливо сначала он никак не мог приучиться к мысли, что он разлучён с родными своими. Но потом мало-помалу он стал привыкать к своему положению, и бывали даже минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме. Вообще дни учения для него проходили скоро и приятно, но когда наставала суббота и все товарищи его спешили домой к родным, тогда он горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки. (Алеша, Антоний Погорельский «Черная курица или подземные жители»). (Слайд 23)

-  Вообще все меня звали бродягой, негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я, наконец, и сам проникся этим убеждением... С шести лет я испытывал уже ужас одиночества. Сестре Соне было четыре года. Я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовью; но установившийся взгляд на меня, как на отпетого маленького разбойника, воздвиг и между нами высокую стену. (Вася, Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»). (Слайд 24)

- Весело насвистывая, шёл он по тайге, следил за пометками на деревьях и думал о том, что, наверное, всякая таёжная дорога начинается с затесей. Сделает человек зарубку на одном дереве, отойдёт немного, ещё топором тюкнет, потом ещё. За этим человеком пойдут другие люди; собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, ягодники, отпечатают следы в грязи, и получится тропинка. Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия. Только иные тропинки зарастают со временем, а уж морщинки-то на лице едва ли зарастут.
Склонность к пространным рассуждениям, как у всякого таёжника, рано появилась у мальчика. Он ещё долго думал бы о дороге и о всяких таёжных разностях, если бы не скрипучее кряканье где-то над головой. (Васютка, В.П.Астафьев «Васюткино озеро»). (Слайд 25)

2.7. «Сказочный перекресток». (Слайд 27)

- Ребята, мы совсем близко от Замка Встреч. И последний отрезок нашей дороги, уверена, пока что самый любимый вами.

- Назовите сказку, где в названии есть цифра («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Двенадцать месяцев».

- Назовите сказку с главным героем Иваном.

- Из чего фея сделала Золушке карету?

- Где спрятался седьмой козленок?

- Где баба взяла муку на колобок?

- Кем был Дуремар?

- Сколько лет Илья Муромец пролежал на печи?

- Что просил Страшила у волшебника Изумрудного города?

- Как погиб царь в сказке «Конек-горбунок»?

- Какое слово выкладывал Кай из льдинок?

- Когда борода старика Хоттабыча переставала работать?

- Как Нильсу снова удалось стать большим?

III. Подведение итогов занятия. (Слайд 27)

(Беседа с классом о проделанной работе: определение заданий, вызвавших наибольшие затруднения при выполнении и, наоборот, заданий, оказавшихся для большинства учащихся понятными и простыми; выявление положительных моментов и недостатков подобной формы урока. Пожелания учащихся при дальнейшем использовании подобной формы работы на уроке.)


 

- Вот наше путешествие по стране Литературии под­ходит к концу. Мы без потерь добрались до Замка Встреч. Давайте посмотрим, с какими результатами вы пришли в замок.

* Награждение детей грамотами «Знаток литературы», «Любитель литературы». (Слайд 28)

IV. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Я желаю всей душой,

Вам, девчонки и мальчишки,

С книжкой ладить и дружить.

Пусть любовь к хорошей книжке

С вами вместе будет жить.

- Чтобы дружба с книгой не прерывалась ни на день, я сейчас раздам вам список книг для летнего чтения. Эти книги не только окунут вас в новые приключения, вы сможете подружиться с новыми литературными героями, познать мир. В добрый путь!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересно! Спасибо!

13 February 2018