Вводный урок литературы в 5 классе на тему «Литература — искусство слова»
Вводный урок литературы в 5 классе «Литература – искусство слова»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями учебного предмета «Литература».
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация школьников к изучению литературы как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, саморазвития и дальнейшего успешного обучения.
Метапредметные: умение определять понятия, строить логическое рассуждение, делать выводы.
Предметные: восприятие литературы как особого вида искусства, умение соотносить его с другими видами искусства.
Формируемые на уроке УУД
Личностные: способность к самооценке.
Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, опираться в работе на свой жизненный опыт, уметь осуществлять поиск необходимой информации, уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные: уметь участвовать в учебном диалоге, уметь оформлять свои мысли в устной форме, аргументировать собственную позицию.
Технология: проблемного обучения
Методы обучения: эвристическая беседа, наблюдения.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
- Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2012.- (ФГОС. Инновационная школа).
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. /Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.:Просвещение, 2015.
- Аудиозапись «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
- Репродукции картин известных художников по теме «Осень».
- Стихотворения русских поэтов об осени, распечатанные для работы по группам.
Технические средства обучения: компьютер (электронная презентация), мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель приветствует учащихся, настраивает на деловой ритм. Учащиеся показывают готовность к работе, оформляют записи в тетрадях, тему не записывают.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Учитель показывает учебник «Литературное чтение» для 4 класса и предлагает вспомнить, какие произведения учащиеся читали в 4 классе и как над ними работали. Учащиеся вспоминают, что они читали, пересказывали, отвечали на вопросы. Затем учитель демонстрирует учебник литературы для 5 класса и предлагает сравнить два названия предметов. Учащиеся приходят к выводу, что теперь они будут не просто читать и пересказывать, а изучать художественные особенности произведений.
III. Постановка учебной задачи.
Учащиеся отвечают на вопрос: «Какие мысли возникают у вас, когда вы слышите слово «литература»? Совместно с учителем заполняют кластер.
Презентация к вводному уроку
PPTX / 639.1 Кб
Возможные ответы учащихся: литература - это книги, произведения (сказки, стихотворения, рассказы), урок (учебный предмет), учебник, по которому мы будем учиться.
Остается незаполненным одно окошко. Учащиеся ставят задачу: что еще может обозначать слово «литература»?
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1) Эвристическая беседа.
Учитель: Наступила осень, яркими красками раскрашены деревья. Какими способами можно изобразить красоту осенней природы?
Возможные ответы учеников: Природу можно нарисовать, о ней можно написать сочинение, можно спеть.
Учитель: Какие виды искусства помогают нам это сделать?
Возможные ответы учеников: Живопись, музыка.
Учитель просит привести примеры известных произведений об осени и подводит учащихся к мысли, что литература – это один из видов искусства
2) Учащиеся самостоятельно определяют тему урока «Литература – искусство слова» и записывают ее в тетрадь.
3) Учитель предлагает ученикам разделиться на группы и каждой группе дает задание: подобрать к репродукциям картин известных художников строки из стихотворений известных поэтов. Сообщает, что работа будет проходить под музыкальное сопровождение - «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Учащиеся работают в группах. Для каждой группы предлагается одна репродукция картины об осени и несколько стихотворений известных поэтов. Необходимо подобрать такое стихотворение, которое более точно передает содержание картины, и прочитать его выразительно.
VI. Представление результатов работы.
Учитель на слайдах демонстрирует репродукции картин.
Ученики по группам представляют свою репродукцию и выразительно читают строчки их стихотворений, которые соответствуют изображенному. Возможные варианты:
Картина И. Левитана «Золотая осень» - отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Осень»
Картина И. Бродского «Летний сад осенью» - стихотворение А.К. Толстого «Осень»
Картина И. Левитана «Осень» - стихотворение Н.А. Некрасова «Заунывный ветер гонит…»
Картина В. Поленова «Золотая осень» - отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад»
Картина И. Грабаря «Осень. Рябина и березы» - стихотворение Д. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето…»
VII. Включение в систему знаний и повторение.
1) Учитель предлагает вернуться к кластеру и дописать в пустое окошко нужную информацию: литература -это вид искусства.
Учащиеся обобщают, что в живописи картины (образы) создаются при помощи красок, в музыке – при помощи звуков. Делается вывод о том, что литература – это вид искусства, в котором картины (образы) создаются при помощи слов.
2) Знакомство со структурой учебника «Литература», со списком произведений, которые будут изучаться. Анализ разных вариантов заданий, подтверждающих, что в пятом классе ученики будут обращать особое внимание на художественные особенности произведений.
VII. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов.
Учитель предлагает учащимся продолжить выказывания:
Сегодня на уроке
- я понял, что…
- я научился…
- мне было трудно…