Методические разработки фрагментов уроков по сольфеджио
О любви к сольфеджио.
Я – теоретик со стажем: 45 лет веду сольфеджио в музыкальной школе. Сама я всегда любила этот предмет, да и с учителями мне повезло. В школе любовь к сольфеджио привили мне замечательные педагоги – Вера Александровна Садовская и Наталья Ивановна Лурье. А в музыкальном училище мне посчастливилось заниматься по сольфеджио у великолепного профессионала – Елены Владимировны Савинцевой. Всегда подтянутая и доброжелательная, она и внешним обликом и качеством преподавания являла нам пример Педагога (с большой буквы), внушала уважение к предмету и оптимистичное отношение к жизни.
Раньше теоретиков не хватало, и сольфеджио вели музыканты других специальностей. Сейчас положение кардинально изменилось: каждый год появляются новые имена педагогов–теоретиков, работающих умно, творчески, с огоньком. Однако среди преподавателей других дисциплин все еще встречаются «нелюбители» сольфеджио: возможно, у них были сложности с этим предметом или неудачные учителя – негативное отношение проглядывает в их учениках. Для теоретиков очень важно, чтобы учащиеся не пропускали занятия и полюбили этот предмет. За годы работы у меня сложились некоторые немудреные правила, которыми я с удовольствием поделюсь с начинающими коллегами.
Правило первое: каждую учебную четверть начинать с разучивания и подбора новой впечатляющей песни. Это правило распространяется на все классы – от первого до седьмого. Помнится, в детстве мои подружки, которые не учились в музыкальной школе, обожали разучивать на фортепиано мелодии популярных песен (под моим руководством). Кстати, они не забыли их до сих пор! Нынешние дети тоже с удовольствием подбирают или разучивают понравившиеся песни. Мы можем извлечь из этого немало полезного: любовь к музицированию, навыки подбора, приобщение к фортепиано, активное усвоение ладовых и ритмических оборотов в заданной тональности. Приведу несколько примеров.
II-я четверть в 3-ем классе можно начать с разучивания песни Ю. Чичкова «Мой щенок». И хотя песня уже «немолода», содержание ее, а также интересная гибкая мелодия с синкопированным ритмом производит на детей яркое впечатление и вызывает желание уметь ее играть. А учителю важно, что песня начинается по звукам квартсекстаккорда (как раз в этой четверти изучаются обращения трезвучия); что в ритме встречаются синкопа и пунктир; что мажор в запеве сопоставляется с минором в припеве. После выучивания песню можно подбирать в других тональностях и записывать в виде самодиктанта.
Учебный год в 7-ом (выпускном) классе я как-то начала песней Р. Паулса «Любовь настала» и увидела, что повзрослели мои бывшие «подготовишки»… Песня драматичная, с яркой кульминацией, с «золотой секвенцией» в аккомпанементе – она понравилась всем, и особенно музыкальным детям, соскучившимся за лето по школе. Такие задания действительно помогают проявиться будущим музыкантам.
Еще один пример. Иногда после осенних каникул я начинаю занятия в подготовительном классе с разучивания немецкой народной песенки «Гусята»:
Первые снежинки на землю летят.
Два маленьких гусенка в соломе сидят:
- Ох, больше не бегать по травке гуськом,
Ох, холодно по снегу бродить босиком.
За окном – ноябрь, начало зимы – и песня естественно совпадает с настроением детей. После двухдольных размеров I четверти мы впервые разучиваем пример на ¾ с ритмогруппой «четверть-с-точкой-и-восьмая». Здесь я предлагаю детям инсценировать песню: выбираем «гусят, дрожащих в соломе», «сапожника», который поет соло с выразительной ферматой (которая прекрасно выявляет способных ребятишек).
Эти примеры – «кирпичики» в здании любви к занятиям музыкой. Попутно мы «наводим на слух» мелодико-ритмические обороты, которые нам предстоит проработать, транспонируем мелодию в пройденные тональности (и, значит, закрепляем ориентирование в них), подбираем аккомпанемент в различных фактурах.
Правило второе: ролевая игра на уроке сольфеджио помогает активному усвоению материала. Элементы игры можно вводить в различные разделы урока и в любом классе – от подготовительного до выпускного. Игра эмоционально раскрепощает детей и позволяет легко преодолевать неизбежные трудности.
Например, разучивая ступеневую попевку с текстом в 1-ом классе, можно предложить детям перевоплощаться в разных персонажей (белочку, лису, медведя и др.) и пропевать ее от имени этих животных: детям интересно – они и не заметят, что повторяют одно и то же, закрепляя интонацию.
Или слуховой анализ гармонических интервалов в 3-ем классе. Один ученик играет 4 чистых интервала, другой – 4 несовершенных консонанса, третий – 5 диссонансов. Группа записывает. Дети в роли учителя стараются сыграть четко и быстро (с условием – использовать не только белые, но и черные клавиши). В результате дети хорошо усваивают теорию, учатся строить интервалы на фортепиано и определять их на слух.
В старших классах учащиеся с азартом пишут «теоретические блицы», например, по теме «Септаккорды»:
10 вопросов учителя |
Ответы учащихся |
Записать интервальный состав Д7 |
м.3 м.3 б.3 |
Назвать обращение Д7, разрешающееся в Т6 |
Д2 |
Какие созвучия строятся на II ступени лада? |
II5/3 , SII7, Д6/4, Д4/3 |
Какой аккорд имеет интервальный состав м.3+б.2+б.3? |
Д4/3 |
При разрешении каких септаккордов II ступень идет в III? |
ДVII7, SII7 |
Определить аккорд: фа# ля до ре |
Д6/5 |
В какой тональности SII7 разрешится в созвучие си – ре# - ре# - соль#
|
gis |
Какой септаккорд состоит из 3х одинаковых интервалов? |
ум.7 |
Определить аккорд Реb Сиb Сольb Миb |
м.м.7 |
Какой септаккорд разрешается в Т5/3 с удвоенной терцией? |
ДVII7 |
А уж в подготовительном классе игра и вовсе частая гостья. К примеру, в разделе «Слушание музыки» - «Тарантелла» С. Прокофьева (из сб. «Детская музыка»). Чтобы музыка ярче и эмоциональнее проявилась в детском восприятии, я предлагаю как бы станцевать тарантеллу: на «кружащуюся» мелодию мы кружимся вокруг себя сначала в одну сторону (на минор), затем в другую (на мажор), далее, на пунктир, бежим по кругу с подскоками вперед; в среднем разделе на «полетную» тему дети берутся за руки и мчатся боковым галопом по кругу – так же, то вправо, то влево; 4 последних такта – марш с четкой остановкой на последнем аккорде. В таком задании дети ясно осознают структуру пьесы, быстро запоминают музыку, не говоря уж о необходимой в этом возрасте двигательной разрядке.
Правило третье: доводить до художественного совершенства (насколько это возможно с детьми) сольфеджируемые примеры. Это касается наиболее ярких мелодий, таких, как «Маленькая ночная серенада» Моцарта из учебника для 5-го класса Е. Давыдовой, или песня «В путь» Шуберта. Эти примеры идут в разделе «Сольфеджирование в быстром темпе». Научившись петь их наизусть уверенно и получив «пятерки», дети приобщаются к шедеврам классики и начинают ценить упорство и трудолюбие, необходимые в любом деле, а особенно - в искусстве. Двухголосные (трехголосные) примеры мы также тщательно разучиваем, чтобы дети почувствовали вкус к ансамблевому пению.
Правило четвертое: у каждого ученика необходимо проверять домашнее задание. В младших классах большинство детей просто мечтают первыми показать свое домашнее задание и получить заработанную оценку. Учитель не имеет права разочаровывать детей в их порыве. Но как уложиться во временные рамки урока? Хороший прием – «конвейер» у фортепиано, когда каждый ученик получит возможность сыграть фразу или предложение в подобранной мелодии (чтобы эту мелодию не прерывать!). Письменное задание дети могут проверить друг у друга, слушая правильные ответы учителя и т.д.
В старших классах с домашним заданием становится сложнее – дети перегружены в общеобразовательной школе. Приходится больше успевать делать на уроке. Например, выучивать по голосам 2х-3х голосный пример: все поют каждый голос наизусть, а один из учеников в это время играет этот голос (или два голоса) на фортепиано. Пока вся группа сыграет, задание будет выучено, можно переходить к следующему этапу. Многие дети любят петь дуэтами перед группой – прекрасная возможность помузицировать.
В заключении хочется пожелать молодым преподавателям сольфеджио находиться в постоянном поиске нового качественного музыкального материала (чтобы и самим не было скучно), а также разнообразных приемов, способствующих любви к сольфеджио, а значит – и качественному обучению.
Е. А. Широкова
преподаватель
Детской музыкальной школы №7
Город Иркутск