Доклад на тему «Формы работы на уроках сольфеджио»

1
0
Материал опубликован 12 July 2019

Доклад на тему: «Формы работы на уроках сольфеджио»

 

Преподаватель ДШИ

Колобродова О.С.                                                                         

                                               

К моему большому сожалению, родители и дети не знают и не понимают, что это за предметы- сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература. Зачем их изучать когда есть предмет специальность.

Не секрет, что в ДШИ на первое место ставится обучение игре на инструменте (специальность), а музыкально-теоретические дисциплины отодвинуты на второй план. Отсюда на мой взгляд и такое отношение к этим предметам, как к далеко неглавным.

Сольфеджио, слушание музыки и музыкальная литература – теоретические предметы, изучаемые в современной школе искусств. Они изучаются на протяжении всего курса обучения в музыкальных образовательных учреждениях, начиная со школы искусств и заканчивая консерваторией. Основными задачами теоретических дисциплин являются:

• выявление и развитие задатков и способностей детей;

• выработка качеств личности и деятельности, обусловливающих проявление творчества в любом деле;

• личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения;
Сoльфеджио – дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Пoэтому для успешных занятий необходимы следующие составляющие:

• хорошее знание предмета самим педагогом: владение теорией и грамотное её использование на практике

• умение заинтересовать и передать свои знания ученикам – в данном случае речь идёт именно о творческом подходе преподавателя к свoей деятельности;
•любовь к детям.

Сольфеджио в переводе с итальянского – «пение по нотам» (пение с названием нот). Одна из задач- чистое пение по нотам. Формы работы на уроках сольфеджио.

1.Интонационные упражнения- чистое пение каждой ноты.  Разучивание: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения, умение точно, красиво и быстро воспроизвести. Нужно услышать, разучить, спеть и проверить себя-выучить.

 Эти упражнения в учебнике коротенькие, но достаточно сложные, это мелодические элементы для пения (интонационные), которые нужно научиться правильно и удобно петь (вокальные). Требуют регулярности занятий для преобретения навыков. Например пение тетрахордов, гамм, ступеней гамм, попевок, интервалов, аккордов, различных мелодических оборотов последовательностей, секвенций тональных и модулирующих, распевов, настроек, песен. Пение в ладу и от звука. Интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыков чтения с листа. Учить можно как   хором и группами, и индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевания вслух и про себя, сольфеджируя, с закрытым ртом, с текстом и т.д. Пение каждого упражнения нужно проводить с гармонической поддержкой, затем постепенно переходить к пению а cappella. При пении a cappella следует не торопить ученика, а дать ему возможность услышать звучание внутренним слухом, а затем уже воспроизвести голосом. Многоголосные упражнения следует включать в работу как можно раньше и далее вести работу параллельно.

2.Сольфеджирование, чтение с листа. Для чтения с листа необходимы теоретические знания, развитый слух, чувство метроритма, вокальные навыки, понимание музыкальной формы. Многое зависит от индивидуальных особенностей учащихся и поэтому не следует ставить непосильные задачи. Техника чтения с листа требует обязательной тренировки, приобретаемой в упорной работе.

Педагогу следует неустанно и терпеливо работать над воспитанием внутренних представлений, над способностью, видя записанные ноты, слышать их. Одним из важнейших принципов в обучении чтению с листа является последовательность в нарастании трудностей.

Для чтения с листа требуется определенная подготовка. «Мысленно готовлюсь» —начало в процессе чтения с листа. Умение представлять внутренним слухом звучание нотной записи, иначе говоря – «предслышать» написанное.

 

Следует добиваться чистого, выразительного пения по нотам без поддержки инструмента; уметь мысленно представлять себе звуки; понимать нотный текст. Это умение охватить в целом музыкальную мысль. Обязательно с дирижированием, с правильным и чётким дирижёрским жестом. В учебниках это пение номеров. На уроке они разбираются, анализируются, разучиваются. Выясняем размер, длительности нот, счёт, дирижирование. Направление и движение мелодии, тональность. Добиваюсь осмысленного пения.

Формы чтения с листа весьма разнообразны:

пение мелодии c одновременным проигрыванием её на фортепиано;

пение мелодии с одновременным проигрыванием её на фортепиано в другой октаве;

пение с тактированием под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

пение в различных темпах выученного примера;

пение с транспонированием;

пение «цепочкой»;

пение индивидуально;

пение на слоги и с текстом.

В дневнике есть задание - сольфеджировать № или диктант. Дома-проиграть со счётом, послушать мелодию, вспомнить. Можно учить по такту с проверкой. Добиваться чистоты пения в данной тональности.

3.Ритмические упражнения. Первоначальным знаниям метроритма принадлежит существенная роль. Не освоив азов ритмической грамоты, не овладев необходимыми умениями и навыками, ученикам трудно воспроизвести ритмический рисунок,  сольфеджировать музыкальные номера, писать различные виды диктантов. Метроритм присутствует в каждом виде работы. Первые знания -это знакомство с длинными и короткими «нотами». Эти знания оформляются в правила- длительности нот, паузы, ритмические группировки, размер, сильные и слабые доли, дирижёрский жест в разных размерах(показ) и др. Упражнения: ритмические каноны, ритмические партитуры на 2, 3 голоса  простучать карандашом (одной или двумя руками), ритмический рисунок номера. Ритмические диктанты, где учащиеся должны уметь определить размер, расставить тактовые черты, выполнить правильную группировку. Упражнения в разных размерах, темпах. Отдельные задания на письменное выполнение правильной группировки. Правила и ритмические группировки нужно знать наизусть, повторять. В домашней работе ребёнок должен разучивать номер со счётом вслух, дирижировать и называть ноты.

4.Слуховой анализ. Это развитие слуха. Очень важна систематическая работа на каждом уроке. В ней объединяются все знания и умения, получаемые учащимися на уроках. «Слуховая наглядность» — метод работы над анализом на слух. Осознание слышимого, умения правильно и целенаправленно слушать. Многократное слушание ведет к запоминанию, узнаванию элементов. При анализе элементов музыкального языка следует использовать контрастные сочетания. Например, интервалы- после секунды брать октаву, после терции – септиму. Контрасты по высоте и по диссонатности помогут лучше запомнить звучание. Соблюдение принципа контрастности имеет особое значение на первом этапе.  Музыкальная память, мышление, накопление внутренних слуховых представлений, развитие гармонического слуха. При данной форме работы нужно уметь применять знания теории. Например, уметь построить интервалы, аккорды, знать о ступенях гаммы, о ладах и их видах. Играть данные построения, слушать, петь. Систематическая работа как слушание, осознание и запоминание. Работа над анализом на слух имеет большое значение для чтения с листа и особенно для записи диктанта.

5.Музыкальный диктант. Запись мелодии по памяти. В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: мышление, обеспечивающее осознание слышимого; память, дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое; внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки, ритм и другие элементы. Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное, нужно применять все знания и навыки. Эта форма работы является одной из сложных в курсе сольфеджио. Уметь слышать, анализировать мелодию.  Как анализ на слух, так и диктант – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика. Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Руководствуясь работой класса, педагог должен знать индивидуальные особенности каждого ученика и учитывать их. Его роль в процессе написания диктанта очень ответственна – он направляет ученика. Одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать как писать диктант. Я предлагаю учащимся план написания диктанта и разрешаю пользоваться им во время работы. На ранних стадиях следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи.

Формы диктанта различные и моя задача - привлечь внимание, увлечь процессом записи музыки:
• ритмическое оформление записанных на доске нот;

• диктант с «ошибками» - исправление ошибок в написанном нотном тексте;
• запись знакомой музыки (возможно мелодии, исполненной ранее при читке с листа);
• составление диктанта по карточкам (ритмический диктант);

• традиционный диктант.
Кроме того, не стоит забывать и о творческих формах работы над диктантом:
• транспонирование диктанта в разные тональности как устно, так и письменно;

• подбор басового голоса к диктанту;

• сочинение ритмической вариации на основе мелодии диктанта.

Творческие задания различных видов необходимо включать в работу как можно чаще, так как они стимулируют активность учащихся, способствуют их раскрепощению. Творчество, как альтернатива механическому, пассивному заучиванию – это обучение через активное обращение с материалом, возможность проявить себя, создать что-то новое, приобрести опыт. Творческий подход значительно ускоряет усвоение материала, облегчая процесс обучения, делая его занимательным и радоcтным.

В старших классах диктант пишется 20-25 минут. Если учащийся написал диктант быстрее, то я задаю выучить его наизусть и спеть или сыграть на оценку в классе. В домашнее задание даю или , или играть наизусть, или сольфеджировать наизусть.
6. Знания по теории. С самого первого урока заводится тетрадь для правил. В ней записываются все правила с первого и до выпускного класса. По ней и будет ребёнок готовиться к выпускному экзамену. Каждое домашнее задание содержит правило или правила либо по новой теме, либо на повторение. Если правил несколько, то значит они небольшие. В 6 классе больше правил на повторение, а в 7 –учащиеся применяют теоретический материл для выполнения заданий, построения билетов и отвечают на оценку. Окончательно закрепляются и систематизируются.  В сферу знаний и умений входят умение записывать и воспроизводить нотные тексты в различных октавах, в скрипичном и басовом ключах, различных ритмических рисунков и со всеми возможными знаками альтерации. Важным является то, что любые теоретические сведения необходимо «извлекать» из слуховых представлений, на основе показа и анализа музыкальных примеров.

Компьютерную презентацию можно использовать не в течение всего урока, а на отдельном этапе. Это экономит время на уроке. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения в школе.

Важно, чтобы любой ученик, приходящий на урок сольфеджио, понимал, что именно на этих занятиях он приобретет навыки быстрой концентрации внимания, разовьет свою память и ассоциативную базу. То есть, все то, что пригодится в самых разных областях его будущей деятельности, независимо от того, станет он профессиональным музыкантом или нет. Для этого сольфеджио в XXI веке надо преподавать так, чтобы на деле убедить ученика в поистине удивительных возможностях этого предмета.  Учителю необходимо выполнить следующие задачи:

• развитие общей музыкальности и творческого отношения к музыке;

• развитие музыкального cлуха, как основы для практичеcких навыков (чтение и запись музыки);

•  развитие слуха на лучших образцах классической и cовременной музыкальной литературы, а также народных песнях;

• применение принципа единства обучения и воспитания, развитие мышления и самостоятельности.

Вопрос об обучении сольфеджио в современной системе музыкального воспитания достаточно серьезен и настоятельно требует своего решения, для которого нужны совместные координированные усилия методистов, преподавателей исполнительских, музыкальнотеоретических дисциплин, исследователей истории педагогики, психологов и лингвистов.

Итогом обучения являются выпускные экзамены по сольфеджио: письменный и устный. Письменный: мелодический диктант, слуховой анализ. Все 6 заданий выполняются письменно, а именно

1 мелодический диктант

2 ступени в ладу

3 аккордовая последовательность в тональности

4 интервалы от звука

5 аккорды от звука

6 лады и их виды

Устный - ответ по билету. Это задания: построение гамм, интервалов, аккордов. Выполняется письменно, а затем чисто спеть все построенные элементы. Сольфеджировать одноголосный и двухголосный номер. Рассказать правило и ответить на дополнительные вопросы экзаменационной комиссии.

 

Список используемой литературы:

 

1 Вахромеев В. А. «Вопросы методики преподавания сольфеджио». - М., 1978.

2 Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. 1986.

3 Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио. 1987

4 Рыбакова М. М. «Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе». – М., 1991.

5 Шатковский Г. И. «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования». – М., 1986.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.