12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Степанова Надежда Ильинична53 |
Методическая разработка уроков по истории Сибири
В самом начале изучения курса «История Сибири» необходимо провести вводные уроки, на которых необходимо ознакомить с содержанием предмета и учебной литературой курса. Можно провести небольшую викторину, которая содержит вопросы из истории родного края, предложить кроссворд «Земля Сибирская родная», можно дать задание: письменно в тетради напротив слова «Сибирь» написать все понятия, относящиеся к этой теме. Несколько человек зачитывает записанное.
Эту работу можно провести устно у доски, когда учащиеся поочередно выходят и записывают необходимые слова вокруг слова «Сибирь» под стрелочками.
Можно на уроке ввести игровой момент, дав детям задание: «Если бы к вам в гости пришли англичанин, француз, немец и негр, что бы ты ему рассказал о Сибири?»
Урок можно начать, зачитав стихи о Сибири, например:
Не мерена вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша.
Дмитрий Кедрин
Цель такой работы — подвести учащихся к выводу, что они еще мало знают историю Сибири, обосновать необходимость изучения истории родной земли, заинтересовать предметом, назвав интересные факты и события из истории края (например: ознакомление с территорией Сибири и Новосибирской области, термином «Сибирь», рассказать интересные факты из истории названия нашего города, т.е. обеспечить эмоциональный настрой на изучение курса). На вводных уроках можно познакомить ребят с историками-краеведами.
В качестве домашнего задания дать подумать и обсудить с родителями, чтобы они хотели узнать по истории Сибири, чтобы подготовили вопросы из истории края, которые их особенно интересуют. В ходе изучения курса постараться найти на них ответы.
На дом можно дать и творческие задания:
Выписать в тетрадь (тетради желательно завести 96 листов сразу на 2 года обучения) красивые добрые слова о Сибири, стихи. Можно сочинить свои стихи, можно просто четверостишье
Сделать рисунок «Сибирь — мой край родной»
Из лучших работ учащихся оформить в классе выставку.
В ходе изучения истории Сибири приходится при подготовке использовать дополнительную литературу, так как учебные пособия не располагают всем необходимым материалом, предусмотренным программой. Поэтому уместно провести экскурсию в районную библиотеку, познакомить учащихся с имеющейся там литературой, научить работать с каталогами, пользоваться читательским залом, организованно записаться в библиотеку.
Урок-конференция
Ермак и Сибирь
Для более эффективной работы строгие научные формы (сообщения, дискуссии, проблемные вопросы) конференции могут чередоваться с игровыми моментами, театрализованными представлениями.
На первом этапе подготовки учащиеся получают задания к конференции. Ученые-исследователи должны подготовить сообщения (свою версию похода Ермака в Сибирь) по вопросам:
Кто был инициатором похода?
Роль Ивана Грозного в присоединении Сибири,
Помощь Строгановых Ермаку и его соратникам
О численности похода Ермака
Литература для подготовки:
Мордкович В.Г. «Бараба страна диковинная».– СПб., 1995.
Окладников А.П. «Открытие Сибири».– Новосибирск, 1982.
Сафронов Вячеслав «Кто ты Ермак Аленин?»/ в журнале «Родина», 1992.
Скрынников Р.Г. «Сибирская экспедиция Ермака».– Новосибирск, 1981.
Скрынников Р.Г. «Ермак».– М., 1992.
«Летописи сибирские. Прошлое — будущему».– Новосибирск, 1991.
«Ермак с соратниками и Кучум с советниками» готовят диалог на основе текста учебника и летописей сибирских. «Сибирский краевед Ремезов» готовит материал о Ермаке используя «Ремезовскую летопись» из книги Скрынникова «Ермак». Художники подбирают картины по теме о походе Ермака в Сибирь. Писатели и поэты дают сравнительные аннотации литературы по заданной теме.
Во время подготовки такого урока необходимо провести предварительную беседу по теоретическим вопросам темы, познакомить с правилами ролевой игры.
В начале урока нужно подготовить необходимое оборудование: карту, таблички с фамилиями ученых-исследователей, которые будут присутствовать на уроке в исполнении учащихся (Скрынников, Сафронов, Окладников, Мордкович). Другая группа — Ермак и его соратники, хан Кучум, краевед Ремезов. Готовят костюмы. Другие действующие лица: «летописи», художники, писатели, поэты, в творчестве которых отразилась тема « Ермак и Сибирь» представляют стихи, книги картины.
Конференция начинается с выступления исследователей, которые излагают свою версию похода Ермака в Сибирь, дискутируя между собой и с «летописями» по предложенным вопросам. Затем выступают «Ермак и Кучум» в исторических костюмах.
В заключение подводятся итоги конференции, заслушиваются стихи, поэмы о Ермаке, демонстрируются портреты, рисунки по теме. В конце конференции проводится викторина.
Урок-конференция помогает закрепить знания учащимися фактического материала, теоретических понятий, обрести навыки общения, умения анализировать, оценивать свою работу и работу товарищей, помогает закрепить навыки коллективного творчества, максимально используя возможности каждого ученика. Конференция такого рода дает возможность учащимся осознанно воспринимать учебный материал.
Урок- ярмарка. 8 класс.
Народные промыслы Сибири
Класс делится на группы по 3–4 человека, которые получают задание подготовить сообщение или рисунок об одном из промыслов Сибири. Урок проводится в виде ярмарки. Каждая группа учащихся представляет свой промысел: рассказывает о нем, приносит поделки, рисунки, оформляет свою торговую лавку, придумывают рекламу. В одежде детей присутствуют элементы национальной одежды (сарафаны и т.д.) — элементы театрализации. Дети поют частушки, читают стихи, басни. Например, кружевницы показывают сценку « Три девицы под окном...».
Те учащиеся, которые не готовят задания, выступают на уроке в роли покупателей. Они готовят себе колпаки, приносят свистульки и бубны. После каждого выступления группы учитель говорит: «Шумит и гудит ярмарка!» И учащиеся свистят и бьют в бубны. В конце урока «покупатели» должны купить товар, объяснив, почему именно этот товар они выбрали (интересный рассказ продавца, представление, хорошая реклама, красочная лавка и т.д.)
На доске таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока. У каждого она должна быть в тетради, лучше всего раздать заготовки, чтобы не тратить время на перечерчивание заголовков. После заполнения, в конце урока таблицы сдаются на проверку.
Народные промыслы СибириНазвание промысла | Художественные особенности промысла: материал, приемы изготовления | Где используется |
Изделия из кожи | | |
Изделия из меха и кожи | | |
Керамика | | |
Плетение кружев | | |
Плетение лаптей | | |
Изделия из бересты | | |
Изделия из дерева | | |
Резьба по дереву | | |
В качестве творческого задания на дом: подготовить репортаж с ярмарки.
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.9 класс.
УЧИТЕЛЬ: «Сегодня на уроке мы поговорим о героях-сибиряках, наших земляках, которые в дни войны показали примеры мужества, беззаветного служения Родине и своими подвигами прославили наш родной Сибирский край.
В Сибири не было войны,
Но славилась Сибирь полками.
И сердце Родины — Москву
Пришлось прикрыть сибиряками.
В Сибири не было войны,
Но на полях под Сталинградом
Лежат сибирские сыны,
Как и в болотах Ленинграда.
В Сибири не было войны,
Сибирской гвардии солдаты
Прошли от Курска до Москвы
В Берлин, ломая супостата.
И. Шевчук
С самого начала войны имя «сибиряк» стало известно всему миру, стало восприниматься с уважением. А для неприятеля слово «сибиряк» стало синонимом грозного, несокрушимого солдата русской армии.
Вы привыкли сражаться сурово,
Боевая вам честь дорога.
Сибиряк — это гордое слово
Трепетать заставляет врага.
Мы должны гордиться тем, что живем на такой героической земле, которая дала России мужественных и бесстрашных сыновей и дочерей, истинных патриотов нашей страны».
ЗАДАНИЕ: По карте «Боевые подвиги твоих земляков» (Атлас юного краеведа). Учащиеся называют на каких фронтах и в каких сражениях участвовали наши земляки.
УЧИТЕЛЬ: «Итак, мы видим, что наши земляки участвовали во всех главнейших сражениях Великой Отечественной войны. Сражающаяся за свободу и независимость Родины наша родная Сибирь дала Красной Армии и народу 1225 Героев Советского Союза, из них 126 новосибирцев.
На весь мир прославился новосибирец, легендарный летчик, Александр Иванович Покрышкин, который стал первым в стране Трижды Героем Советского Союза».
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ «А.И. Покрышкин» (Задание подготовить сообщение и написать рефераты было дано заранее).
А.И. Покрышкин стал символом высшей воинской доблести и славы страны. Совершив свыше 600 боевых вылетов, он провел 156 воздушных боев, сбил более 60 самолетов противника. Гитлеровцы очень боялись нашего земляка. «Ахтунг! Ахтунг! Внимание! В воздухе Покрышкин!» — радировали немецкие посты, и фашистские асы покидали жаркое военное небо. В Новосибирске в честь прославленного летчика, маршала авиации, воздвигнут памятник-монумент, открыт музей, названа станция метро. В своей смелости не уступал Покрышкину уроженец села Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области Алексей Гаранин, который совершил 240 боевых вылетов. Погиб в воздушном бою в 1943 году. Ему было всего 23 года. Новосибирец, летчик Захар Сорокин, как и легендарный А. Маресьев (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке») после ампутации ступней обеих ног вернулся в авиацию, сбил в воздушных боях 15 вражеских самолетов, стал Героем Советского Союза.
Все гвардеец в бою изведай:
Холод, голод, смертельный риск -
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск».
Б.Богатков
ЗАДАНИЕ: Сотни легендарных подвигов воинов-сибиряков украшают боевые маршруты Сибирских дивизий. Имена многих из них увековечены в названиях улиц нашего города. Назовите улицы, названные в честь героев-сибиряков.
(Улицы имени Селезнева, Богаткова, Ватутина, Барбашова, Сибиряков-Гвардейцев, Перевозчикова, Аксенова, Жилиной.)
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ: «Ольга Жилина».
Санинструктор 22-й Гвардейской добровольческой дивизии. Родом из Колывани. Немало раненых солдат отважная санитарка вынесла с поля боя. Под Ельней ее трижды ранило в течение семи дней, но Ольга вновь вернулась на фронт. И только под Ригой, вынося раненых из подожженного фашистами сарая, в котором она устроила временную санчасть, Ольга была смертельно ранена. Два года была на фронте Ольга Жилина, 8 ранений получила она. Три ордена украсили грудь отважной сибирячки. Посмертно она была награждена четвертым орденом — Отечественной войны I степени. Ольга Жилина гордо пронесла сквозь кошмары войны большую любовь к Родине.
Всегда они и смерть встречали стоя
С гранатой, занесенной для броска.
И падали, не выходя из боя,
Не слыша посвист пули у виска.
Нам — их победа, слава и награды,
Весь путь в круговоротах вихревых.
А им самим не так уж много надо —
Чтобы живые помнили о них.
И. Пущин
27 воинов-сибиряков повторили подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота. В их числе — А. Абатуров из Куйбышевского района, А. Данильченко из села Ояш, М.Селезнев из Новосибирска, П.Барбашов из Венгеровского района.
Невиданную стойкость и отвагу сибиряки показали в оборонительных боях под Москвой. Новосибирец И. Васильев в числе 28 героев-панфиловцев насмерть стоял у разъезда Дубосеково».
ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЛАСТИНКИ «Великая Отечественная война». Вспоминает Илларион Романович Васильев.
Сибиряки показывали чудеса мужества и патриотизма не только на поле боя, побывали они и в немецких концлагерях. Над ними производили бесчеловеческие опыты, морили голодом, расстреливали, вешали, сжигали в крематориях.
Наш земляк Николай Семенович Симаков прошел через Бухенвальд, где он вел активную антифашистскую работу. Чудом остался жив.
Трагична судьба Дмитрия Михайловича Карбышева.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ: «Д.М. Карбышев»
С первых дней Великой Отечественной Войны Дмитрий Михайлович Карбышев был на фронте. В боях под Могилевым Карбышева, контуженного взрывом, фашисты захватили в плен и заключили в лагерь Маутхаузен. Больше трех лет они пытались привлечь советского фортификатора к себе на службу. Генерал отверг все предложения фашистов. Убедившись, что нет силы, которая заставила бы генерала изменить Родине, фашисты зверски умертвили его. Они вывели его раздетым на мороз и поливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу. В 1946 году Д.М. Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Есть прекрасные слова: «Жизнь — Отечеству, честь — никому!». Не только легендарный генерал сохранил свою честь, был верен военной присяге до конца, но и все сибиряки жили по этому правилу, совершая чудеса героизма в честь нашего Отечества и родного сибирского края.
Нас месть ведет в атаку
И наш порыв неистов,
Он все преграды обращает в пыль.
Чем дальше мы на запад
Идем, громя фашистов,
Тем ближе к нам родимая Сибирь.
Б. Богатков
Была война. Невиданная по масштабам, невероятная по жертвам и страданиям. В боях за Родину пало более 150 тысяч новосибирцев, около полумиллиона уцелело в пламени войны.
50-летие Победы на территории Новосибирской области отмечало менее 50 тысяч ветеранов войны.
ЗАДАНИЕ: по карте «Герои Советского Союза — твои земляки» (Атлас юного краеведа) назовите имена фронтовиков, проживающих в настоящее время в городе и районах области.
Ветеранов остается с каждым годом все меньше. Мы должны беречь их и уважать, ведь именно они проливали кровь на фронтах Великой Отечественной войны, стояли у станка в тылу. Нужно всегда помнить об этом и относиться к пожилым людям с состраданием, пониманием и уважением.
В Сибири не было войны,
Но до сих пор рыдают вдовы.
Купцам не надо тишины,
Разводят торг оружьем новым.
Сибирь — ведь это часть земли,
И мы хотим, чтоб наши дети,
Не зная ужасов войны,
Спокойно жили на планете.
И. Шевчук
Домашнее задание: творческое задание на выбор:
1. Подготовить репортаж с войны о героях-сибиряках.
2. Написать страницу к учебнику «Герои-сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны».
3. Составить кроссворд.
4. Написать стихи поэмы, нарисовать рисунки, сделать поделки.
На следующем уроке проверяются творческие работы учащихся, решаются кроссворды «Герои-сибиряки». Изучение темы предполагает посещение музея Боевой славы (Дом офицеров), музея «Землянка» шк. 121, музея военного института (политучилище), музея авиации школы 190.
Урок. 7 класс.
Говорящие находки
Вступительное слово учителяЦель урока — повторить и обобщить знания, полученные в ходе изучения данной темы.
Словарная разминкаУчитель показывает таблички со словами, дети устно раскрывают значение данного понятия: каменный век, палеолит, неолит, ледник, археологический памятник, неолитическая революция, керамика, орнамент, археологическая культура, бронза, городище, курган, стоянка.
Работа с раздаточным материалом.Задание. По карте «Древнейшие памятники России» назовите древнейшие памятники Сибири. Какой из этих памятников самый уникальный? Почему?
Задание. Итак, человек появился в Сибири более 100 тысяч лет назад. Назовите и покажите по карте возможные пути проникновения человека на территорию нашего края.
Ответ:
Вопрос: Человек пришел в Сибирь в ледниковый период — самый сложный и длинный период в жизни человечества. Как вы думаете, что привело древнего человека в Сибирь, в этот суровый и дикий край, скованный льдом и занесенный снегом, ради чего он преодолел десятки тысяч километров гор и пустынь?
1. Назовите древних животных Сибири.
Мамонт, шерстистый носорог, гигантский олень, пещерный лев, бурый медведь, бизон, древняя лошадь, гиена.
2. Каких животных вы видели в музее?
Мамонта, бизона, шерстистого носорога.
Из-за особенностей природно-климатических условий (вечная мерзлота) невозможно было рыть большие ямы-ловушки, поэтому с помощью такого способа охотились только на более мелких животных. В основном в Сибири использовали загонный способ охоты на копытных животных.
4. Какую роль играли животные в жизни древнего сибиряка?
Животные были для древнего человека всем: пищей, одеждой, жилищем, у них учились, их почитали, им поклонялись.
Выполнение заданий у доскиЗадание 2. Решить кроссворд.
Задание ученикам, которые малоактивны на урокеРаздать подготовленные карточки. Пока школьники выполняют индивидуальные задания, учитель проводит беседу с остальными по теме «Религия и искусство древних сибиряков».
Вопросы по наглядному пособию «Религия и искусство древних сибиряков».2. Какие еще виды художественного творчества знал древний человек?
3. Из каких материалов изготавливалась скульптура?
4. Чем и на чем наносились гравюры и рисунки?
5. Кого изображал древний художник и скульптор в своих произведениях?
2. Стоянка в Новосибирской области, где найдено большое количество каменных орудий труда (особенность орудий нашей области — сделаны из кости)
Представьте, что вы начинающие археологи, только что вернулись из археологической экспедиции, привезли интересные находки, обнаруженные на территории Сибири (у каждого на столе лежат «находки» — орудия: топоры, стрелы, наконечники, копья, серпы, ножи, рубила; керамика, украшения, статуэтки — все сделано руками учащихся в ходе изучения темы). Ваша задача научно описать находку по предложенному плану:
2. Датировка.
3. Место находки.
4. Что может рассказать: а) о занятиях людей, б) культуре, в) религии.
Мы изучили первую большую тему по истории Сибири. Посмотрите, сколько интересного вы узнали о нашем родном крае: о первых людях, их занятиях, культуре. А сколько еще нового, интересного вам предстоит узнать на уроках истории Сибири. Мы должны гордиться нашим краем, его историей, культурой, людьми, которые здесь жили раньше и живут сейчас. И пусть слова «Люби и знай родной наш край» всегда сопутствуют нашей работе по изучению истории нашего родного и любимого края.
Решение кроссворда «Сибирь в древности».
Выставление оценок за урок.ПОКЛОН ТЕБЕ, ЗЕМЛЯ РОДНАЯ!
(10 минут)
Хоть ты объезди целый свет.
Здесь в школе отучилась я,
Здесь также все мои друзья.
Здесь встретила судьбу свою,
Здесь я живу, дышу, пою,
И хочется мне от души,
Чтоб вы, ребята, малыши,
Прониклись той же теплотой
К земле любимой и родной.
В славе алой росы
Бараба! Бараба!
А по кронам берез
Перезвон бубенцов:
То ли тройки ветров,
То ли эхо птенцов?
Степь под ветром гудит
И чиста и груба.
Отдается в груди —
Бараба... Бараба...
Выступают над гладью реки,
Зеленеет на свежих лужайках трава,
И, желтея, цветут огоньки.
Мы плывем... А вокруг неоглядный простор
Замутненных, разлившихся вод.
Чуть темнеет у дальнего берега бор,
Где белеет внизу пароход.
Иван Овчинников, Новосибирск
Когда в руках растает сила.
Прийти на пять минут сюда,
Поставить локти на перила
И, напряженно морща лоб,
Смотреть во влажный мрак пролета,
И слушать, слушать, слушать Обь,
Найдя в ней родственное что-то.
Сквозь ночь, сквозь утренний туман,
Минуя села и заводы,
Ей гнать бы, гнать бы в океан
Свои заслуженные воды.
Не прячет сладкую усталость:
Всего лишь час назад она
В водохранилище плескалась,
Бурля, вздымалась из глубин
И, становясь сильней металла,
Весь день на лопасти турбин
Плечом могучим налегала.
Течет красавица Иня,
На перекатах каменистых
Струей серебряной звеня.
А дальше тихо и спокойно
Она струится по лугам,
Неся прохладу в полдень знойный
Своим зеленым берегам.
Потом, грозясь красой и мощью,
Спешит в объятия сестры
Через березовые рощи,
Через сосновые боры.
И Обь могучая встречает
Сестрицу младшую свою
И обнимая, принимает
В свой мирный ток ее струю.
Иван Бережной. Новосибирск
И вся земная твердь,
Но для меня милее всех
Простая речка Бердь.
Прозрачней нет ее воды,
Рассыпчатей песка.
В не ты только окунись —
И схлынет грусть-тоска.
Как на ладони вся она,
И в простоте своей
Всю отдала себя до дна,
Чтоб радовать людей.
Листочки тихо шелестят.
Над ними плавно в небе синем
Стрекозы, бабочки парят.
Стоят березки, думают,
Как люди настоящие:
«Придет зима с морозами
И сделает нас спящими...».
Дмитрий Каракозов
Мой Тогучин,
Когда спелые
Кисти рябин
Отражаются в зеркале
Сонной воды,
Когда осень оставит
На ветках следы.
Много в жизни утрат,
Много трудных дорог.
Если силы покинут
В отчий край на часок
Приезжай, приходи
По тропинкам заветным
«Знаешь ли ты Академгородок»
1.Когда вышло постановление о создании СО АН СССР?
18 мая 1957 года.
2.Какие три известных академика предложили организовать в Сибири крупный научный центр, а позже сами возглавили первые институты Академгородка?
3. Кто был основателем и бессменным директором института математики на протяжении четверти века?
4. Какой институт был организован первым в Сибирском отделении, кто был его основателем и первым директором и чье имя он носит?
1 августа 1957 года.
9. B каком году вошло в строй здание Института гидродинамики?
В 1959 году.
В 1962 году.
Кинотеатр «Москва».
«Под интегралом».
На четыре этажа.
15. С какого дома начинался Академгородок и где он находится?
16.Назовите Председателей Сибирского отделения и годы их правления.
1957–1975 гг. — М.А Лаврентьев.
17. Какой известный ученый и личный друг Лаврентьева был первым ректором НГУ?
19. Когда и кем был подписан акт приемки в эксплуатацию Новосибирского научного центра?
20. Какая улица самая длинная в Академгородке?
21. Когда было создано издательство «Наука» СО АН СССР?
22. Какая улица Академгородка носила название Спортивная?
Ул. Жемчужная.
Клуб-кинотеатр «Юность».
Ул. Обводная.
25. Одна из красивейших улиц Академгородка в 50–60-е гг. носила название Бульвар Отдыха. Как она называется сейчас?
26. Улицы Мальцева и Воеводского в конце 50-х, начале 60-х годов составляли одну большую улицу. Как она называлась?
Ул. Академическая.
28. Как называлась центральная магистраль Академгородка — Проспект Лаврентьева в 1963 году?
Ул. Институтская.
30. В 1960 году эта улица носила название проспект Науки, в наши дни в просторечии ее называют Бродвей. Что это за улица?
Ул. Ильича.
7