Методическая разработка уроков по истории Сибири
В самом начале изучения курса «История Сибири» необходимо провести вводные уроки, на которых необходимо ознакомить с содержанием предмета и учебной литературой курса. Можно провести небольшую викторину, которая содержит вопросы из истории родного края, предложить кроссворд «Земля Сибирская родная», можно дать задание: письменно в тетради напротив слова «Сибирь» написать все понятия, относящиеся к этой теме. Несколько человек зачитывает записанное.
Эту работу можно провести устно у доски, когда учащиеся поочередно выходят и записывают необходимые слова вокруг слова «Сибирь» под стрелочками.
Можно на уроке ввести игровой момент, дав детям задание: «Если бы к вам в гости пришли англичанин, француз, немец и негр, что бы ты ему рассказал о Сибири?»
Урок можно начать, зачитав стихи о Сибири, например:
Не мерена вдоль и не пройдена вширь,
Покрыта тайгой непроезжей,
У нас под ногой разостлалась Сибирь
Косматою шкурой медвежьей.
Пушнина в сибирских лесах хороша
И красная рыба в струях Иртыша.
Дмитрий Кедрин
Цель такой работы — подвести учащихся к выводу, что они еще мало знают историю Сибири, обосновать необходимость изучения истории родной земли, заинтересовать предметом, назвав интересные факты и события из истории края (например: ознакомление с территорией Сибири и Новосибирской области, термином «Сибирь», рассказать интересные факты из истории названия нашего города, т.е. обеспечить эмоциональный настрой на изучение курса). На вводных уроках можно познакомить ребят с историками-краеведами.
В качестве домашнего задания дать подумать и обсудить с родителями, чтобы они хотели узнать по истории Сибири, чтобы подготовили вопросы из истории края, которые их особенно интересуют. В ходе изучения курса постараться найти на них ответы.
На дом можно дать и творческие задания:
Выписать в тетрадь (тетради желательно завести 96 листов сразу на 2 года обучения) красивые добрые слова о Сибири, стихи. Можно сочинить свои стихи, можно просто четверостишье
Сделать рисунок «Сибирь — мой край родной»
Из лучших работ учащихся оформить в классе выставку.
В ходе изучения истории Сибири приходится при подготовке использовать дополнительную литературу, так как учебные пособия не располагают всем необходимым материалом, предусмотренным программой. Поэтому уместно провести экскурсию в районную библиотеку, познакомить учащихся с имеющейся там литературой, научить работать с каталогами, пользоваться читательским залом, организованно записаться в библиотеку.
Урок-конференция
Ермак и Сибирь
Для более эффективной работы строгие научные формы (сообщения, дискуссии, проблемные вопросы) конференции могут чередоваться с игровыми моментами, театрализованными представлениями.
На первом этапе подготовки учащиеся получают задания к конференции. Ученые-исследователи должны подготовить сообщения (свою версию похода Ермака в Сибирь) по вопросам:
Кто был инициатором похода?
Роль Ивана Грозного в присоединении Сибири,
Помощь Строгановых Ермаку и его соратникам
О численности похода Ермака
Литература для подготовки:
Мордкович В.Г. «Бараба страна диковинная».– СПб., 1995.
Окладников А.П. «Открытие Сибири».– Новосибирск, 1982.
Сафронов Вячеслав «Кто ты Ермак Аленин?»/ в журнале «Родина», 1992.
Скрынников Р.Г. «Сибирская экспедиция Ермака».– Новосибирск, 1981.
Скрынников Р.Г. «Ермак».– М., 1992.
«Летописи сибирские. Прошлое — будущему».– Новосибирск, 1991.
«Ермак с соратниками и Кучум с советниками» готовят диалог на основе текста учебника и летописей сибирских. «Сибирский краевед Ремезов» готовит материал о Ермаке используя «Ремезовскую летопись» из книги Скрынникова «Ермак». Художники подбирают картины по теме о походе Ермака в Сибирь. Писатели и поэты дают сравнительные аннотации литературы по заданной теме.
Во время подготовки такого урока необходимо провести предварительную беседу по теоретическим вопросам темы, познакомить с правилами ролевой игры.
В начале урока нужно подготовить необходимое оборудование: карту, таблички с фамилиями ученых-исследователей, которые будут присутствовать на уроке в исполнении учащихся (Скрынников, Сафронов, Окладников, Мордкович). Другая группа — Ермак и его соратники, хан Кучум, краевед Ремезов. Готовят костюмы. Другие действующие лица: «летописи», художники, писатели, поэты, в творчестве которых отразилась тема « Ермак и Сибирь» представляют стихи, книги картины.
Конференция начинается с выступления исследователей, которые излагают свою версию похода Ермака в Сибирь, дискутируя между собой и с «летописями» по предложенным вопросам. Затем выступают «Ермак и Кучум» в исторических костюмах.
В заключение подводятся итоги конференции, заслушиваются стихи, поэмы о Ермаке, демонстрируются портреты, рисунки по теме. В конце конференции проводится викторина.
Урок-конференция помогает закрепить знания учащимися фактического материала, теоретических понятий, обрести навыки общения, умения анализировать, оценивать свою работу и работу товарищей, помогает закрепить навыки коллективного творчества, максимально используя возможности каждого ученика. Конференция такого рода дает возможность учащимся осознанно воспринимать учебный материал.
Урок- ярмарка. 8 класс.
Народные промыслы Сибири
Класс делится на группы по 3–4 человека, которые получают задание подготовить сообщение или рисунок об одном из промыслов Сибири. Урок проводится в виде ярмарки. Каждая группа учащихся представляет свой промысел: рассказывает о нем, приносит поделки, рисунки, оформляет свою торговую лавку, придумывают рекламу. В одежде детей присутствуют элементы национальной одежды (сарафаны и т.д.) — элементы театрализации. Дети поют частушки, читают стихи, басни. Например, кружевницы показывают сценку « Три девицы под окном...».
Те учащиеся, которые не готовят задания, выступают на уроке в роли покупателей. Они готовят себе колпаки, приносят свистульки и бубны. После каждого выступления группы учитель говорит: «Шумит и гудит ярмарка!» И учащиеся свистят и бьют в бубны. В конце урока «покупатели» должны купить товар, объяснив, почему именно этот товар они выбрали (интересный рассказ продавца, представление, хорошая реклама, красочная лавка и т.д.)
На доске таблица, которую учащиеся заполняют в ходе урока. У каждого она должна быть в тетради, лучше всего раздать заготовки, чтобы не тратить время на перечерчивание заголовков. После заполнения, в конце урока таблицы сдаются на проверку.
Народные промыслы СибириНазвание промысла | Художественные особенности промысла: материал, приемы изготовления | Где используется |
Изделия из кожи | | |
Изделия из меха и кожи | | |
Керамика | | |
Плетение кружев | | |
Плетение лаптей | | |
Изделия из бересты | | |
Изделия из дерева | | |
Резьба по дереву | | |
В качестве творческого задания на дом: подготовить репортаж с ярмарки.
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.9 класс.
УЧИТЕЛЬ: «Сегодня на уроке мы поговорим о героях-сибиряках, наших земляках, которые в дни войны показали примеры мужества, беззаветного служения Родине и своими подвигами прославили наш родной Сибирский край.
В Сибири не было войны,
Но славилась Сибирь полками.
И сердце Родины — Москву
Пришлось прикрыть сибиряками.
В Сибири не было войны,
Но на полях под Сталинградом
Лежат сибирские сыны,
Как и в болотах Ленинграда.
В Сибири не было войны,
Сибирской гвардии солдаты
Прошли от Курска до Москвы
В Берлин, ломая супостата.
И. Шевчук
С самого начала войны имя «сибиряк» стало известно всему миру, стало восприниматься с уважением. А для неприятеля слово «сибиряк» стало синонимом грозного, несокрушимого солдата русской армии.
Вы привыкли сражаться сурово,
Боевая вам честь дорога.
Сибиряк — это гордое слово
Трепетать заставляет врага.
Мы должны гордиться тем, что живем на такой героической земле, которая дала России мужественных и бесстрашных сыновей и дочерей, истинных патриотов нашей страны».
ЗАДАНИЕ: По карте «Боевые подвиги твоих земляков» (Атлас юного краеведа). Учащиеся называют на каких фронтах и в каких сражениях участвовали наши земляки.
УЧИТЕЛЬ: «Итак, мы видим, что наши земляки участвовали во всех главнейших сражениях Великой Отечественной войны. Сражающаяся за свободу и независимость Родины наша родная Сибирь дала Красной Армии и народу 1225 Героев Советского Союза, из них 126 новосибирцев.
На весь мир прославился новосибирец, легендарный летчик, Александр Иванович Покрышкин, который стал первым в стране Трижды Героем Советского Союза».
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ «А.И. Покрышкин» (Задание подготовить сообщение и написать рефераты было дано заранее).
А.И. Покрышкин стал символом высшей воинской доблести и славы страны. Совершив свыше 600 боевых вылетов, он провел 156 воздушных боев, сбил более 60 самолетов противника. Гитлеровцы очень боялись нашего земляка. «Ахтунг! Ахтунг! Внимание! В воздухе Покрышкин!» — радировали немецкие посты, и фашистские асы покидали жаркое военное небо. В Новосибирске в честь прославленного летчика, маршала авиации, воздвигнут памятник-монумент, открыт музей, названа станция метро. В своей смелости не уступал Покрышкину уроженец села Верх-Ирмень Ордынского района Новосибирской области Алексей Гаранин, который совершил 240 боевых вылетов. Погиб в воздушном бою в 1943 году. Ему было всего 23 года. Новосибирец, летчик Захар Сорокин, как и легендарный А. Маресьев (Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке») после ампутации ступней обеих ног вернулся в авиацию, сбил в воздушных боях 15 вражеских самолетов, стал Героем Советского Союза.
Все гвардеец в бою изведай:
Холод, голод, смертельный риск -
И героем вернись с победой
В славный город Новосибирск».
Б.Богатков
ЗАДАНИЕ: Сотни легендарных подвигов воинов-сибиряков украшают боевые маршруты Сибирских дивизий. Имена многих из них увековечены в названиях улиц нашего города. Назовите улицы, названные в честь героев-сибиряков.
(Улицы имени Селезнева, Богаткова, Ватутина, Барбашова, Сибиряков-Гвардейцев, Перевозчикова, Аксенова, Жилиной.)
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ: «Ольга Жилина».
Санинструктор 22-й Гвардейской добровольческой дивизии. Родом из Колывани. Немало раненых солдат отважная санитарка вынесла с поля боя. Под Ельней ее трижды ранило в течение семи дней, но Ольга вновь вернулась на фронт. И только под Ригой, вынося раненых из подожженного фашистами сарая, в котором она устроила временную санчасть, Ольга была смертельно ранена. Два года была на фронте Ольга Жилина, 8 ранений получила она. Три ордена украсили грудь отважной сибирячки. Посмертно она была награждена четвертым орденом — Отечественной войны I степени. Ольга Жилина гордо пронесла сквозь кошмары войны большую любовь к Родине.
Всегда они и смерть встречали стоя
С гранатой, занесенной для броска.
И падали, не выходя из боя,
Не слыша посвист пули у виска.
Нам — их победа, слава и награды,
Весь путь в круговоротах вихревых.
А им самим не так уж много надо —
Чтобы живые помнили о них.
И. Пущин
27 воинов-сибиряков повторили подвиг Александра Матросова, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота. В их числе — А. Абатуров из Куйбышевского района, А. Данильченко из села Ояш, М.Селезнев из Новосибирска, П.Барбашов из Венгеровского района.
Невиданную стойкость и отвагу сибиряки показали в оборонительных боях под Москвой. Новосибирец И. Васильев в числе 28 героев-панфиловцев насмерть стоял у разъезда Дубосеково».
ПРОСЛУШИВАНИЕ ПЛАСТИНКИ «Великая Отечественная война». Вспоминает Илларион Романович Васильев.
Сибиряки показывали чудеса мужества и патриотизма не только на поле боя, побывали они и в немецких концлагерях. Над ними производили бесчеловеческие опыты, морили голодом, расстреливали, вешали, сжигали в крематориях.
Наш земляк Николай Семенович Симаков прошел через Бухенвальд, где он вел активную антифашистскую работу. Чудом остался жив.
Трагична судьба Дмитрия Михайловича Карбышева.
СООБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ: «Д.М. Карбышев»
С первых дней Великой Отечественной Войны Дмитрий Михайлович Карбышев был на фронте. В боях под Могилевым Карбышева, контуженного взрывом, фашисты захватили в плен и заключили в лагерь Маутхаузен. Больше трех лет они пытались привлечь советского фортификатора к себе на службу. Генерал отверг все предложения фашистов. Убедившись, что нет силы, которая заставила бы генерала изменить Родине, фашисты зверски умертвили его. Они вывели его раздетым на мороз и поливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу. В 1946 году Д.М. Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Есть прекрасные слова: «Жизнь — Отечеству, честь — никому!». Не только легендарный генерал сохранил свою честь, был верен военной присяге до конца, но и все сибиряки жили по этому правилу, совершая чудеса героизма в честь нашего Отечества и родного сибирского края.
Нас месть ведет в атаку
И наш порыв неистов,
Он все преграды обращает в пыль.
Чем дальше мы на запад
Идем, громя фашистов,
Тем ближе к нам родимая Сибирь.
Б. Богатков
Была война. Невиданная по масштабам, невероятная по жертвам и страданиям. В боях за Родину пало более 150 тысяч новосибирцев, около полумиллиона уцелело в пламени войны.
50-летие Победы на территории Новосибирской области отмечало менее 50 тысяч ветеранов войны.
ЗАДАНИЕ: по карте «Герои Советского Союза — твои земляки» (Атлас юного краеведа) назовите имена фронтовиков, проживающих в настоящее время в городе и районах области.
Ветеранов остается с каждым годом все меньше. Мы должны беречь их и уважать, ведь именно они проливали кровь на фронтах Великой Отечественной войны, стояли у станка в тылу. Нужно всегда помнить об этом и относиться к пожилым людям с состраданием, пониманием и уважением.
В Сибири не было войны,
Но до сих пор рыдают вдовы.
Купцам не надо тишины,
Разводят торг оружьем новым.
Сибирь — ведь это часть земли,
И мы хотим, чтоб наши дети,
Не зная ужасов войны,
Спокойно жили на планете.
И. Шевчук
Домашнее задание: творческое задание на выбор:
1. Подготовить репортаж с войны о героях-сибиряках.
2. Написать страницу к учебнику «Герои-сибиряки на фронтах Великой Отечественной войны».
3. Составить кроссворд.
4. Написать стихи поэмы, нарисовать рисунки, сделать поделки.
На следующем уроке проверяются творческие работы учащихся, решаются кроссворды «Герои-сибиряки». Изучение темы предполагает посещение музея Боевой славы (Дом офицеров), музея «Землянка» шк. 121, музея военного института (политучилище), музея авиации школы 190.
Урок. 7 класс.
Говорящие находки
Вступительное слово учителяЦель урока — повторить и обобщить знания, полученные в ходе изучения данной темы.
Словарная разминкаУчитель показывает таблички со словами, дети устно раскрывают значение данного понятия: каменный век, палеолит, неолит, ледник, археологический памятник, неолитическая революция, керамика, орнамент, археологическая культура, бронза, городище, курган, стоянка.
Работа с раздаточным материалом.Задание. По карте «Древнейшие памятники России» назовите древнейшие памятники Сибири. Какой из этих памятников самый уникальный? Почему?
Ответ: Стоянка Улалинка. Долгое время считали, что в Сибирь приходит впервые лишь человек современного типа — человек разумный, и появляется он в самом конце палеолита — 20–30 тысяч лет тому назад. Но вот на Алтае, на реке Улалинке, академик А.П. Окладников обнаружил древнюю стоянку, находки которой доказывают, что первый человек в Сибири появился более 100 тысяч лет назад. Это было сенсационное открытие.
Задание. Итак, человек появился в Сибири более 100 тысяч лет назад. Назовите и покажите по карте возможные пути проникновения человека на территорию нашего края.
Ответ:
Первый путь. — Из центральной и средней Азии вдоль Памира и Тянь-Шаня на Алтай.
Второй путь. — С юго-восточной Азии через Гималаи, Тибетское нагорье, Гоби и Монголию.
Третий путь. — Из Русской равнины через Приуралье. Из-за ледникового щита третий путь был более поздним.
Вопрос: Человек пришел в Сибирь в ледниковый период — самый сложный и длинный период в жизни человечества. Как вы думаете, что привело древнего человека в Сибирь, в этот суровый и дикий край, скованный льдом и занесенный снегом, ради чего он преодолел десятки тысяч километров гор и пустынь?
Ответ: Человек шел в поисках пищи. Для вечно голодного первобытного охотника Сибирь была землей обетованной. Здесь в предледниковой тундро-степи в широких поймах рек обитали стада ныне уже вымерших животных.
Задание по наглядному пособию.1. Назовите древних животных Сибири.
Мамонт, шерстистый носорог, гигантский олень, пещерный лев, бурый медведь, бизон, древняя лошадь, гиена.
2. Каких животных вы видели в музее?
Мамонта, бизона, шерстистого носорога.
3. В чём особенность охоты древних сибиряков. Возможен ли способ охоты на мамонта, изображенный на картине?
Из-за особенностей природно-климатических условий (вечная мерзлота) невозможно было рыть большие ямы-ловушки, поэтому с помощью такого способа охотились только на более мелких животных. В основном в Сибири использовали загонный способ охоты на копытных животных.
4. Какую роль играли животные в жизни древнего сибиряка?
Животные были для древнего человека всем: пищей, одеждой, жилищем, у них учились, их почитали, им поклонялись.
Выполнение заданий у доскиЗадание 1. Даны карточки, на которых изображены занятия древних сибиряков в разные периоды жизни. Нужно правильно расположить карточки, какие из них относятся к эпохе палеолита, какие к неолиту.
Задание 2. Решить кроссворд.
Задание ученикам, которые малоактивны на урокеРаздать подготовленные карточки. Пока школьники выполняют индивидуальные задания, учитель проводит беседу с остальными по теме «Религия и искусство древних сибиряков».
Вопросы по наглядному пособию «Религия и искусство древних сибиряков».1. Долгое время считали, что в Сибири жили очень отсталые люди, интеллектуально мало развитые, люди, у которых не было искусства. Назовите находки археологов, которые опровергают это мнение.
1928 год. Археолог М.М. Герасимов и 1936 г. А.П. Окладников обнаружили уникальные палеолитические стоянки Мальта и Буреть, в которых найдены произведения древних художников и скульпторов. Особенно уникальны статуэтки женщины в меховой одежде, таких статуэток нет больше нигде в мире, только у нас в Сибири.
2. Какие еще виды художественного творчества знал древний человек?
3. Из каких материалов изготавливалась скульптура?
4. Чем и на чем наносились гравюры и рисунки?
5. Кого изображал древний художник и скульптор в своих произведениях?
6. Каким образом искусство древних сибиряков было связано с их верованием?
Проверка индивидуальных заданий Игра «Археологическая карта Новосибирской области»На доске карта Новосибирской области. У детей на картах лежали жетоны с названием археологических памятников (Елбань, Сопка–2, Волчья грива и т.д.). В ходе ответов на вопросы учителя, учащиеся с помощью жетонов карту на доске превращают в археологическую карту.
Вопросы1. Первая палеолитическая стоянка в Новосибирской области, обнаруженная в 1967 году А.П. Окладниковым.
Волчья Грива (Каргатский район)
2. Стоянка в Новосибирской области, где найдено большое количество каменных орудий труда (особенность орудий нашей области — сделаны из кости)
3. Неолитическое поселение, найденное с помощью подводной археологии.
Завьялово (Искитимский район).
4. Могильник кротовской культуры эпохи бронзы, в котором найдено около 700 погребений, это самый большой некрополь в Сибири.
5. Погребение кулайской культуры эпохи раннего железа, в котором найдено ажурное культовое литье и могила Сибирского «Тутанхамона».
Каменный мыс (Колыванский район).
Решение тестов. Игра «Говорящие» находки.Представьте, что вы начинающие археологи, только что вернулись из археологической экспедиции, привезли интересные находки, обнаруженные на территории Сибири (у каждого на столе лежат «находки» — орудия: топоры, стрелы, наконечники, копья, серпы, ножи, рубила; керамика, украшения, статуэтки — все сделано руками учащихся в ходе изучения темы). Ваша задача научно описать находку по предложенному плану:
2. Датировка.
3. Место находки.
4. Что может рассказать: а) о занятиях людей, б) культуре, в) религии.
Учащиеся описывают свои находки; затем помещают их в музей. Учитель дополняет, исправляет ответы учеников. Задает вопросы. В конце игры поздравляет ребят с успешной работой,
Заключительное слово учителя.Мы изучили первую большую тему по истории Сибири. Посмотрите, сколько интересного вы узнали о нашем родном крае: о первых людях, их занятиях, культуре. А сколько еще нового, интересного вам предстоит узнать на уроках истории Сибири. Мы должны гордиться нашим краем, его историей, культурой, людьми, которые здесь жили раньше и живут сейчас. И пусть слова «Люби и знай родной наш край» всегда сопутствуют нашей работе по изучению истории нашего родного и любимого края.
Домашнее задание.Решение кроссворда «Сибирь в древности».
Выставление оценок за урок. РадиопередачаПОКЛОН ТЕБЕ, ЗЕМЛЯ РОДНАЯ!
(10 минут)
28 сентября 1937 года было принято постановление о разделении Западно-Сибирского края на Новосибирскую область с центром в городе Новосибирске и Алтайский край с центром в Барнауле. Однако, наивно было бы полагать, что история ее началась именно 60 лет назад. Люди населяли пределы Новосибирской области с незапамятных времен, и не было такого времени, чтобы на вольных просторах наших лесостепей, в дремучей тайге, на Салаире, по берегам великой Оби-матушки, Омки, Тартаса и других рек, в озерных прибрежьях, не жили бы наши древние земляки — охотники, скотоводы, рыбаки.
Сибирь — это не только «кладовая Родины». Сибирь — это край со своей историей, со знаменитыми людьми. Сибирь — родина, колыбель, судьба.
Милей родного края нет,
Хоть ты объезди целый свет.
Здесь в школе отучилась я,
Здесь также все мои друзья.
Здесь встретила судьбу свою,
Здесь я живу, дышу, пою,
И хочется мне от души,
Чтоб вы, ребята, малыши,
Прониклись той же теплотой
К земле любимой и родной.
Наталья Панченко. Коченевский р-н
Новосибирская область — значительная юго-восточная часть Западно-Сибирской равнины. Новосибирская область — это прекрасная природа: это и ковыли Кулундинской степи, это и Барабинская низменность с лугами, степью, богатым разнотравьем, болотами и березово-осиновыми колками, в которых растут черемуха, шиповник, смородина. «Бараба» — в переводе с татарского — вода, многоводье, чего не отнимешь от Барабинской низменности.
Зоревые овсы, Зоревые хлеба
В славе алой росы
Бараба! Бараба!
А по кронам берез
Перезвон бубенцов:
То ли тройки ветров,
То ли эхо птенцов?
Степь под ветром гудит
И чиста и груба.
Отдается в груди —
Бараба... Бараба...
Великая Обь — одна из крупнейших рек мира и третья по водоносности река в России, уступающая только также сибирским рекам Енисею и Лене. В Новосибирской области Обь протекает по территориям Колыванского, Ордынского, Сузунского, Искитимского, Мошковского, Болотнинского, Новосибирского — сельского районов и города Новосибирска.
Мы плывем по Оби. А кругом острова
Выступают над гладью реки,
Зеленеет на свежих лужайках трава,
И, желтея, цветут огоньки.
Мы плывем... А вокруг неоглядный простор
Замутненных, разлившихся вод.
Чуть темнеет у дальнего берега бор,
Где белеет внизу пароход.
Иван Овчинников, Новосибирск
Издавна реки играли важную роль в жизни людей, а в Сибири, среди непроходимой девственной тайги, реки были единственными путями сообщения. Можно с уверенностью сказать, что не будь в Сибири столь развитой речной сети, не удалось бы русским землепроходцам XVII века так быстро достичь Тихоокеанского побережья. Все крупные города и мелкие острожки, которые выстроили русские в те годы, стояли на реках. Не составляли исключения и берега Оби.
По Оби плыли на восток струги с крестьянами, казаками и торгово-промышленными людьми, а на запад, в Москву, по тому же водному пути возвращались уже струги, наполненные сибирскими мехами. Не удивительно, что и первый на территории нашей области Усть-Умревинский острог (Мошковский район), основанный в 1703 году, стоял на берегу Оби. С обскими берегами была связана и главная битва сибирской истории. В августе 1598 года татарские казаки воеводы Воейкова у впадения речки Ирмень в Обь (Ордынский район) настигли престарелого хана Кучума и разбили татар...
Люблю, закончив день труда,
Когда в руках растает сила.
Прийти на пять минут сюда,
Поставить локти на перила
И, напряженно морща лоб,
Смотреть во влажный мрак пролета,
И слушать, слушать, слушать Обь,
Найдя в ней родственное что-то.
Сквозь ночь, сквозь утренний туман,
Минуя села и заводы,
Ей гнать бы, гнать бы в океан
Свои заслуженные воды.
В конце XIX века река Обь сыграла большую роль в возникновении и строительстве будущего города Новониколаевска. С начала строительства железнодорожного моста из центра страны в район Кривощекова хлынул поток грузов.
Река имеет не только транспортное, но и энергетическое значение. В 1950 году началось строительство Новосибирской ГЭС. Плотина ГЭС образует Новосибирское водохранилище.
Вздыхает радостно волна,
Не прячет сладкую усталость:
Всего лишь час назад она
В водохранилище плескалась,
Бурля, вздымалась из глубин
И, становясь сильней металла,
Весь день на лопасти турбин
Плечом могучим налегала.
Приобье. Возвышенная лесостепная равнина с долинами рек, с многочисленными балками, оврагами, холмами. Наиболее крупные реки Иня и Бердь. «Иня» в переводе с татарского — мать. Ее так назвали, наверное, потому, что у нее много притоков — детей, по отношению к которым она — мать.
На север местностью лесистой
Течет красавица Иня,
На перекатах каменистых
Струей серебряной звеня.
А дальше тихо и спокойно
Она струится по лугам,
Неся прохладу в полдень знойный
Своим зеленым берегам.
Потом, грозясь красой и мощью,
Спешит в объятия сестры
Через березовые рощи,
Через сосновые боры.
И Обь могучая встречает
Сестрицу младшую свою
И обнимая, принимает
В свой мирный ток ее струю.
Иван Бережной. Новосибирск
Река Бердь в переводе с татарского «отдал» или «единство». Хан Кучум отдал реку и землю сыну, но после дарения царство сохранило свое единство.
Прекрасны горы и леса
И вся земная твердь,
Но для меня милее всех
Простая речка Бердь.
Прозрачней нет ее воды,
Рассыпчатей песка.
В не ты только окунись —
И схлынет грусть-тоска.
Как на ладони вся она,
И в простоте своей
Всю отдала себя до дна,
Чтоб радовать людей.
Вдоль самых крупных рек полосой тянутся сосновые леса — ленточные боры. С севера в сосновые леса спускается лось, здесь же можно встретить глухаря, бурундука, белку, изредка сюда забредает рысь. Лесами покрыта третья часть Новосибирской области. Существуют особо ценные лесные объекты. Это кедрачи, заросли березы черноствольной, которые находятся под особой охраной.
Главный враг леса — это огонь, который наносит огромный ущерб. Никогда не нужно забывать об этом, когда вы находитесь в лесу. Ведь лес — это наше богатство, которое нужно беречь и приумножать. Хорошо было бы, чтобы каждый человек, живущий в нашей области, посадил хотя бы одно дерево.
Стоят красавицы-березки,
Листочки тихо шелестят.
Над ними плавно в небе синем
Стрекозы, бабочки парят.
Стоят березки, думают,
Как люди настоящие:
«Придет зима с морозами
И сделает нас спящими...».
Дмитрий Каракозов
Среди зеленых просторов нашей области, на побережье Обского моря расположились великолепные здравницы Сибири. В лесостепной части Барабинского района расположен санаторий «Озеро Карачи». Карачинская грязь уникальна и не имеет аналогов на территории России. Рядом расположились пять минеральных источников.
Обское море, принимая в себя воды реки Бердь, образует изумрудно-зеленый мыс. В этом замечательном месте в 50 км от Новосибирска находится санаторий «Бердский» Основы лечения — ванны с настоями из лекарственных трав и пчелолечение. В 40 км от города в сосновом бору на берегу Бердского залива расположен санаторий «Речкуновский».
В красивейшем месте в окружении сосен находится санаторий «Заельцовский бор». Изюминка санатория в том, что здесь используют нетрадиционные китайские методы.
Санатории «Красноозерский», «Доволенский» и «Тогучинский» гораздо меньше, но не менее хороши.
Я люблю тебя
Мой Тогучин,
Когда спелые
Кисти рябин
Отражаются в зеркале
Сонной воды,
Когда осень оставит
На ветках следы.
Много в жизни утрат,
Много трудных дорог.
Если силы покинут
В отчий край на часок
Приезжай, приходи
По тропинкам заветным
«Знаешь ли ты Академгородок»
1.Когда вышло постановление о создании СО АН СССР?
18 мая 1957 года.
2.Какие три известных академика предложили организовать в Сибири крупный научный центр, а позже сами возглавили первые институты Академгородка?
М.А. Лаврентьев, С.Л. Соболев, С.А. Христианович.
3. Кто был основателем и бессменным директором института математики на протяжении четверти века?
Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных премий СССР академик С.Л. Соболев.
4. Какой институт был организован первым в Сибирском отделении, кто был его основателем и первым директором и чье имя он носит?
Ордена Трудового Красного Знамени институт гидродинамики имени М.А. Лаврентьева; М.А. Лаврентьев.
5. Назовите первые НИИ Академгородка и их первых директоров.
Ин-т Гидродинамики, ин-т Математики, ин-т Ядерной физики, ин-т Теплофизики, ин-т Катализа, ин-т Неорганической химии, ин-т Химической кинетики и горения.
6. Именами каких известных ученых, работавших в СО АН СССР, названы улицы в Академгородке?
Пр. Лаврентьева, ул. Кутателадзе, ул. Николаева, ул. Воеводского, ул. Мальцева, пр. Коптюга.
7. В названиях каких улиц Академгородка отразилась его специфика как научного центра?
Ул. Институтская, ул. Академическая, ул. Физиков, Университетский проспект.
8. Когда было образовано управление строительства «Сибакадемстрой»?
1 августа 1957 года.
9. B каком году вошло в строй здание Института гидродинамики?
В 1959 году.
10. В каком году начал функционировать первый учебный корпус университета (НГУ)?
В 1962 году.
11. Как назывался ДК «Академия» в 1962 году?
Кинотеатр «Москва».
12.Какой известный клуб находился в здании Сибакадембанка?
«Под интегралом».
13.Как в Академгородке появились названия: улица Золотодолинская, гостиница «Золотая долина»?
М.А. Лаврентьев прибыл на Сибирскую землю в мае 1957 года. Май, как известно, месяц цветения огоньков, и долина, в которой должно было начаться строительство Академгородка, была вся усыпана цветами-огоньками. Посмотрев на это великолепие, Михаил Алексеевич назвал долину золотой, что позже и отразилось на названии улицы и гостиницы.
14. На сколько этажей сократился проект гостиницы «Золотая долина» после посещения Академгородка Н.С. Хрущевым?
На четыре этажа.
15. С какого дома начинался Академгородок и где он находится?
С деревянного домика Лаврентьева в долине реки Зырянки по улице Золотодолинской.
16.Назовите Председателей Сибирского отделения и годы их правления.
1957–1975 гг. — М.А Лаврентьев.
в мае 1997 г. выбран Н.Л. Добрецов.
17. Какой известный ученый и личный друг Лаврентьева был первым ректором НГУ?
Академик Векуа Илья Нестерович.
18. Когда был первый выпуск ФМШ (физико-математическая школа при НГУ)?
3 июля 1964 года первым выпускникам были вручены аттестаты зрелости.
19. Когда и кем был подписан акт приемки в эксплуатацию Новосибирского научного центра?
21 августа 1964 года подписан акт комиссией под председательством академика М.В. Келдыша.
20. Какая улица самая длинная в Академгородке?
21. Когда было создано издательство «Наука» СО АН СССР?
22. Какая улица Академгородка носила название Спортивная?
Ул. Жемчужная.
23. Какое культурно-развлекательное учреждение было построено первым в Академгородке?
Клуб-кинотеатр «Юность».
24. Самая длинная улица Академгородка имела в 50–60-е гг. другое название. Как она называлась?
Ул. Обводная.
25. Одна из красивейших улиц Академгородка в 50–60-е гг. носила название Бульвар Отдыха. Как она называется сейчас?
26. Улицы Мальцева и Воеводского в конце 50-х, начале 60-х годов составляли одну большую улицу. Как она называлась?
27. Название одной из улиц Академгородка сохранилось с начала строительства ННЦ. В 1963 году так назывался Морской проспект, а сейчас это название носит другая улица городка. Что это за улица?
Ул. Академическая.
28. Как называлась центральная магистраль Академгородка — Проспект Лаврентьева в 1963 году?
Ул. Институтская.
29. Как называется одна из немногих улиц Академгородка, сохранившая свое название с первых дней строительства научного центра и до сих пор?
30. В 1960 году эта улица носила название проспект Науки, в наши дни в просторечии ее называют Бродвей. Что это за улица?
Ул. Ильича.
7