Дневник педагогической практики в 6-11 классах
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
ДНЕВНИК
педагогической практики
Ждановой Инны Геннадьевны,
слушателя-практиканта
курсов профессиональной переподготовки
«Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации»,
проходившего педагогическую практику в МБОУ «Леоновская СОШ»,
х. Леонов Обливского района Ростовской области.
в 6-11 классах
в период с 24 мая 2016 г. по 04 июня 2016 г.
Руководитель практики: Панова К. А., учитель биологии и химии.
Руководитель УО Алсаева С. А. МП / __________/ /____________________/
подпись ФИО
Краткая характеристика ОУ на базе, которого проходит стажировка.
Место проведения практики
Школа: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леоновская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Леоновская СОШ»)
Адрес школы: 347164, Ростовская область, Обливский район, х. Леонов,
ул. Шолохова,7.
тел. 8 – 863 – 96 - 46 - 1- 83
факс 46 - 1- 83
Е-mail: leon.obliv@mail.ru
Директор школы: Алсаева Светлана Анатольевна.
2. Цели стажировки:
- овладение профессиональными компетенциями осуществления образовательного процесса в основной школе с учетом специфики преподаваемого предмета.
- формирование и закрепление на практике профессиональных знаний и умений, самостоятельное приобретение навыков для выполнения профессиональных обязанностей.
Основные задачи:
− углубление и закрепление теоретических знаний, и применение этих знаний в учебно-воспитательной работе;
− формирование умений организовывать познавательную деятельность учащихся, овладение методикой учебно-воспитательного процесса по биологии;
− проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников и с применением здоровьесберегающих технологий;
− самостоятельное планирование, проведение, контроль и корректировка урочной и внеурочной деятельности по биологии;
− развитие умений самостоятельной педагогической деятельности в качестве учителя биологии и классного руководителя;
− овладение современными педагогическими технологиями в преподавании биологии;
− отработка приемов владения аудиторией, формирования мотивации учащихся;
− освоение форм и методов работы с детьми, испытывающими затруднения в обучении биологии;
− развитие умений выявлять, анализировать и преодолевать собственные педагогические затруднения;
− овладение некоторыми умениями научно-исследовательской работы в области педагогических наук, наблюдение, анализ и обобщение передового педагогического опыта.
3. Отчет.
Дата |
Вид деятельности |
Примечание |
24.05.2016 |
Посещение урока биологии в 5 классе с целью обмена педагогическим опытом. Предметно-методический и психолого-педагогический анализ урока. Урок проводила учитель биологии и химии высшей категории Панова К.А. Педагогическое наблюдение за учащимися. Проведение урока биологии в 6 классе по теме: «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений». Проведение урока биологии в 11 классе по теме: «Обобщение и закрепление знаний за год». Проведение итоговой контрольной работы по биологии в 7 классе по теме: «Биология. Животные». Разработка тематических планов уроков, выбор типов уроков, разнообразных форм их проведения. Проектирование уроков, разработка дидактических материалов к ним, оформление планов-конспектов. |
На уроке биологии в 5 классе учащиеся повторяли основные понятия, изученные за курс 5 класса. Панова К.А. познакомила детей с разными легендами о цветах. Ученики самостоятельно выполняли задания, решали кроссворд, смотрели и обсуждали презентацию. На уроке присутствовали различные формы работы. Педагогом в течение урока поддерживался положительный эмоциональный тон, для чего были использованы следующие приемы: подбадривание, ориентация на успех, эмоциональность и образность заданий, поощрение самостоятельности и творчества. |
25.05.2016 |
Помощь в проведении праздника «Последний звонок». Беседа с классными руководителями о психолого-педагогических особенностях учащихся. Проверка итоговой контрольной работы по биологии в 7 классе по теме: «Биология. Животные». Приобретение дополнительных профессиональных компетенций. |
Оформление зала, организация дежурства по школе во время праздника.
Отбор дидактического материала, чтение педагогической литературы, составление заданий по предмету разного уровня сложности |
26.05.2016 |
Посещение урока географии в 8 классе с целью обмена педагогическим опытом. Предметно-методический и психолого-педагогический анализ урока. Урок проводила учитель географии высшей категории Чернышкова Н.П. Проведение урока биологии в 10 классе по теме: «Обобщение и закрепление знаний по основам генетики». Проведение урока биологии в 8 классе по теме: «Развитие ребёнка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности» Разработка тематических планов уроков, выбор типов уроков, разнообразных форм их проведения. Проектирование уроков, разработка дидактических материалов к ним, оформление планов-конспектов. Проведение итогового урока в 6 классе «Индивидуальное развитие организма». Разработка внеклассного мероприятия по биологии для 6 класса «Жить – это здорово!». |
Чернышкова Н.П. провела урок в форме виртуального путешествия по выдающимся заповедным местам природы России. Весь урок построен в виде презентации, выполненной в Power Point, что позволяет представить все этапы урока наглядно и ярко. Урок состоял из следующих этапов: - орг. момент (объявление темы и целей урока); - проверка домашнего задания; -формулировка темы урока; - физкультминутка; - работа с УМК, компьютерной презентацией; - итоговая часть. Значительное повышение интереса к предмету и мотивации дальнейшего изучения географии. |
27.05.2016 |
Посещение урока математики в 5 классе с целью обмена педагогическим опытом. Предметно-методический и психолого-педагогический анализ урока. Урок проводила учитель математики первой квалификационной категории Бондаренко Л.В.
Разработка тематических планов уроков, выбор типов уроков, разнообразных форм их проведения. Проектирование уроков, разработка дидактических материалов к ним, оформление планов-конспектов. Анализ и работа над ошибками по итогам контрольной работы в 7 классе по теме: «Биология. Животные». Проведение внеклассного мероприятия по биологии для 7-9 классов «Курение и здоровье».
Заполнение классных журналов (выставление четвертных и годовых оценок, подведение количества пропусков учащихся). |
Тема урока в 5 классе: «Математический язык» Цель: ознакомление учащихся с математическим языком, формирование навыков и умений выполнять перевод с естественного языка на математический и обратно. Урок проходил в умеренном темпе, без пауз. Внимание детей было повышенным на протяжении всего урока. |
30.05.2016 |
Посещение открытого классного часа в 7 классе «Добрым сердцем мир держится».
Проведение классного часа в 6 классе «Итоги 4 четверти и года», «Правила поведения на летних каникулах». Проведение родительского собрания. |
Цель кл. часа: развитие умения видеть многообразия проявления доброты и научиться находить эти проявления в других людях. Задачи: -побудить детей к добротворчеству; -способствовать осмыслению, что такое добро. Учитель заинтересовал детей в начале занятия, пробудил познавательный интерес, объявив, что урок не обычный, и тему они должны определить сами, разгадав кроссворд, который состоял из слов: милосердие, благодарность, великодушие, забота… В итоге тема - доброта. Учитель настроил детей на серьезную вдумчивую работу в доброжелательной обстановке. Учитель вовлекал ребят во все основные мыслительные операции: анализ, синтез, систематизация. На занятии создана ситуация успеха, развиваются творческие способности, опыт взаимодействия и сотрудничества в доброжелательной атмосфере. Дети усвоили, что в каждом человеке должна быть доброта, и если они будут сопереживать и сочувствовать другим людям, то в сердце будет править добро. У детей было чувство радости, желание помогать друг другу, а также удовлетворение от проделанной работы. |
31.05.2016 |
Посещение МО классных руководителей. Работа с нормативными, технологическими документами ОУ, Уставом школы. Оформление личных дел учащихся. Помощь в оформлении помещения к открытию пришкольного оздоровительного лагеря «Непоседы». |
Повестка дня МО кл. руководителей: «Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей» Обсуждаемые вопросы: 1. Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха в организации воспитательной работы. 2. Анализ воспитательной работы в классных коллективах школы. 3. Организация летнего отдыха учащихся |
01.06.2016 |
Работа в пришкольном оздоровительном лагере «Непоседы»: - торжественное открытие оздоровительного лагеря «Непоседы» на базе МБОУ «Леоновская СОШ»; - праздник «День ребёнка»; - конкурс рисунков на асфальте «Лето. Солнце. Жара»; - подведение итогов конкурса рисунков. Оформление документации за первый день лагеря. |
Должность – воспитатель. |
02.06.2016 |
Работа в пришкольном оздоровительном лагере «Непоседы»: - день Здоровья «Закаляйся, если хочешь быть здоров»; - малая спартакиада под девизом: «Мы за здоровый образ жизни»; - спортивно-развивательная игра «Кладоискатели». Оформление документации за второй день лагеря. |
|
03.06.2016 |
Работа в пришкольном оздоровительном лагере «Непоседы»: - беседа «Правила поведения пешеходных прогулок»; - экскурсия в природу; - викторина «Царство растений. Лекарственные травы». Оформление документации за третий день лагеря. |
|
04.06.2016 |
Работа в пришкольном оздоровительном лагере «Непоседы»: - беседа «Охраняемые редкие виды животных и растений»; - экологический конкурс «Голоса животных», «Повадки животных»; - соревнование велосипедистов «Дорожный лабиринт». Оформление документации за четвёртый день лагеря. Оформление отчетной документации по практике. |
Отчёт о стажировке. |
Моя цель стажировки – освоить педагогические формы взаимодействия с учениками, выбирать эффективные методы обучения и воспитания, развития в конкретных ситуациях.
Вести научно-методическую работу опытно-экспериментальных форм педагогической деятельности.
Пользоваться методиками критического мышления и проблемного диалога.
Хочу овладеть методами дифференцированного подхода.
Пояснительная записка
В результате педагогической практики я убедилась в том, что педагог-это призвание, что путь учителя- это путь поиска, беспокойства, путь упорного каждодневного труда и необыкновенной требовательности к себе. Трудное дело и дает нам удовлетворение, приносит радость и прибавляет силы в преодолении препятствий. Когда учитель увлекает, пробуждает мысль ребенка, он чувствует себя в какой-то степени творцом, радуясь результатам. Педагогическая наука-это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне и гармонически развитий личности. Задача педагога состоит не только в том, чтобы передать знания, но и прежде всего сформировать человека, личность, научить его учиться, а для этого, по- моему мнению, нужно научиться находить к каждому ребенку подход, как действовать в той, или иной образовательной ситуации, какой оптимальный вариант воспитания и обучения применить. Здесь необходимо знать личностные качества ученика и его учебные достижения.
При работе в группах каждый ребенок получает свое дифференцированное задание, даже самые слабые ученики стараются справиться с работой,зная, что от них зависит общий результат, следовательно, наблюдается взаимопомощь и сплоченность коллектива, дружеская атмосфера, отсюда, удовлетворенность от проделанной работы.
Хотелось бы овладеть новыми методиками дифференцированного подхода, пользоваться методиками критического мышления проблемного диалога.
В целом я оцениваю свою практику как успешную. Мне удалось реализовать все поставленные цели; приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в психологии и педагогики; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т. п.); развить умения выявлять и анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности; умение помечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать уроки проводимые учителем.
Также мои выводы по прохождению практики положительные.
К положительным моментам я отнесу:
Доброжелательная атмосфера;
Возможность сотрудничества с учителем, как со стороны ученика, так и со стороны родителя;
Доверительные отношения с учениками;
Полнота учебного контроля;
Знание психологии каждого ребенка;
Мои цели по повышению профессионального мастерства: приобретение практической педагогической деятельности путем участия в МО учителей естественных наук, более частого посещения уроков, более углубленное изучение раздела Педагогика.
Главными заповедями для учителя считаю:
1. Люби детей! Защити их любовью и правдой!
2. Не навреди!
3. Научи детей думать и любить!
4. Ищи в детях хорошее!
5. Все без принуждения!
6. Ни дня без новизны!
7. Учитель - друг и помощник ученика в его развитии и самосовершенствовании.
8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.
9. Учитель - автор своей программы, системы, методов, своего класса.
10. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.