Внеклассное мероприятие для учащихся 5–9 классов «Добрым людям на загляденье»
Внеклассное мероприятие «Добрым людям на загляденье».
Цель: познакомить учащихся с историей народных промыслов России; расширить представления о различных профессиях, расширить кругозор, воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, воспитывать уважение к истории страны и родного края, воспитывать чувство патриотизма, способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Оформление: образцы изделий народных ремесел: хохлома, гжель, финифть, жостовские подносы, дымковская игрушка, оренбургские платки, карта с обозначением народных промыслов, изделия народного творчества родного края,
компьютерная презентация.
Форма проведения: заочное путешествие по России.
Она жила во мне давным-давно,
И все же я не знал ее, России.
Я видел лес, крестьянское гумно
Да луг в цветах, где мужики косили.
Я уходил в разливы буйных трав,
Я все хотел найти ее начало.
Казалось мне, что поле прошагав,
Увижу край земли за перевалом,
И пахли пряным клевером стога,
Сверкали росы солнечно и ярко
И семицветьем радуга-дуга
Стояла над Россией словно арка.
И улыбались вслед мне мужики,
Звенели косы на июньской сини:
- Иди к началу радуги-дуги,
Там и начало матушки России.
Познать и полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю застенчивость русской природы, сквозь душу пропустишь героическую и трагическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, когда прикоснешься сердцем к творениям русского народа.
Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту и, возможно, именно отсюда начинается Россия.
И сегодня мне хотелось бы воспеть и восславить
«Сердце доброе,
Щедрость да разум
Руки искусные люда русского»
И приглашаем всех в путешествие по России, в центры народных промыслов.
Если представить себе художественную карту России, то она засверкает, как радуга. Это знаменитое село Дымково, Жостово, Сергиев Посад в Подмосковье, Хохлома в Кировской области, Палех в Ивановской области.
Песни даль и сказки тайна,
Душу слепят, но сперва –
Полотняные преданья,
Деревянные сказанья
Рукодельные дела.
И первую остановку мы сделаем в п. Дымково, где нас встречает мастеровой и торговый люд.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Чем знаменито Дымково
Игрушкою своей
В ней нету света дымного,
А есть любовь людей
Вней что то есть от радуги,
От капельки росы
В ней что то есть от радости
Звенящей, как басы
Она глядит не прянично,
Ликующе и празднично,
В ней молодость изюминка,
В ней удаль и разма.
Сияйте ора с суриком
По всей земле в дома.
От дымковской игрушки идет тепло и свет.
Он не иссякнет даже через сотни лет.
Дымковскую игрушку знают все и очень любят. Рецепт ее изготовления не так прост. Сначала замешивали из красной глины и песка тесто. Из него лепили игрушки (фигурки), затем обжигали в печи. Раньше это делали в русской печке, отчего из труб шел темный дым. Вероятно, он и послужил толчком для названия Дымковской слободы, а потом и игрушки.
Итак, вы поняли, ребята, что родиной дымковской игрушки является село Дымково, что на реке Вятке (приток реки Камы).
Дымково – бывшая заречная слобода города Вятки. В ней уже больше 200 лет мастера лепят глиняную декоративную игрушку. Раньше делались только свистульки, поскольку они были нужны для ритуальных обрядов – свистком поминали усопших. Постепенно обряд сменился веселым праздником «Свистунья», с непременной ярмаркой, дрессированным медведем и Петрушкой-зазывалой.
Традиционными для дымковской игрушки считаются всадники, петухи, индюки, барыни, няньки. Женские фигурки в пышных платьях и в передниках с оборками, в шляпах, с зонтиком и сумочкой в руках. Высотой они около 20-25 сантиметров. Их лепят из местной жирной глины, перемешанной с просеянным речным песком. При лепке под рукой всегда должна быть мокрая тряпка – подсохшая глина быстро растрескивается. А уже вылепленные фигуры следует хорошенько просушить. Сначала при комнатной температуре – от нескольких дней до двух недель. Потом их отправляют в печь, на обжиг. Остывают игрушки обязательно в печи.
В Дымково любили песни и пляски,
В селе рождались чудо сказки
Вечера зимою длинные
И лепил народ из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Роспись начинается с того, что и барынь, и индюков, и всадников покрывают слоем мела, разведенного на снятом молоке. И на этот ослепительно-снежный фон начинают наносить многоцветные узоры. Чаше всего – геометрический узор из кругов, полос, клеток, Горохов, волнистых линий. Применяют до восьми цветов, порой добавляя золото. Из цветных красок используют гуашь, разведенную на яйце.
Не просто красива, а очень выразительна дымковская игрушка. Из всех игрушек она едва ли не самая известная, однако, было время, когда этот старинный промысел держался всего на одном человеке – Анне Афанасьевне Мезриной. В 1908 году эта потомственная мастерица была единственным в мире человеком, лепившим игрушки. Виновата в этом тогдашняя повальная мода на гипсовые копии с заграничных фарфоровых статуэток. Однако ремесло выжило и возродилось. Помог этому вятский художник А. И. Деньшин.
Сегодняшние мастера в лучших своих работах сочетают традиции и современность. Их изделия привлекают коллекционеров, ценятся в качестве национальных сувениров.
Да и просто все эти яркие, веселые всадники, петухи, львы, утки и дамы в шляпах поднимают настроение своим радостным и независимым видом.
Какую бы из игрушек вы ни взяли, сразу видно: это несравненная дымковская. Нарядные важные барыни, няньки с детьми – это неповторимые произведения искусства.
Честь и хвала дымковским мастерицам!
МАТРЕШКИ
А сейчас мы отправляемся в Подмосковье, в Сергиев Посад. Каким промыслом он знаменит? Отгадайте загадку:
Много кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Их …(матрешками) зовут.
Разные на свете бывают куклы – из дерева и материи, из глины и соломки. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах, а когда иностранцы бывают в России, они всегда увозят с собой исконно русский сувенир – деревянную матрешку.
Первые матрешки появились почти 100 лет назад. Игрушечный мастер Звездочкин из Сергиева Посада сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник Сергей Лизлютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами в простой крестьянской одежде – сарафане, переднике с цветками. Так родился радостный образ крестьянской девочки, покоряющий своей искренностью и простатой. Настоящая русская матрешка. Матрена – имя в то время очень распространенное. Сейчас матрешек делают в Нижегородской области, но все матрешки отличаются друг от друга.
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА
Кисть хохломская! Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа, красива,
Ты, как и люди, служишь Отчизне!
Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи.
Впервые упоминания об этом селе встречаются в документах XVI века. Еще при Иване Грозном о Хохломе знали как о лесном участке под названием «Хохломская Ухожея» (место, расчищенное от леса под пашню). В XVII веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владения Троице-Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы (ныне Загорск). Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство золоченой деревянной посуды, т. к. в документах монастыря упоминаются ковши, лож3и, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом.
Деревянная посуда с самых древних времен употреблялась русским человеком. Ковши и скобкари в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски, ложки различных форм и размеров найдены в археологических раскопках еще Х-ХП веков. Есть образцы, которые датируются несколькими тысячелетиями. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина впитывает в себя жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что промасленные стенки сосудов легче моются, посуда дольше сохраняется. Тогда-то, вероятно, и возникла мысль покрывать посуду олифой – вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность предмета непроницаемой пленкой. Этот состав, применявшийся иконописцами для предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с древних времен.
Возможно, также в связи с техникой писания икон возникло живописное искусство Хохломы. В целях экономии дорогостоящего золота мастера Древней Руси закрашивали фон иконы серебром. Затем, после окончания живописных работ, покрывали поверхность иконы лаком, приготовленным из льняного масла, и прогревали в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, и просвечивающееся сквозь нее серебро тоже отливало золотом.
Росписью посуды занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вокруг Хохломы; Новопокровское, Семино, Хрящи и Куличино. Первые поселенцы этих деревень, скрытых в густых лесах, были «утеклецами», т. е. беглыми, укрывшимися здесь от гонений за «старую веру», от царского произвола, помещичьего гнета. Среди них были и художники-иконописцы, и мастера рукописной миниатюры, Они-то и смогли применить технику золоченой окраски при изготовлении посуды.
Особенно широкий размах изготовление такой посуды получило в XIX веке; хохломские изделия через Нижегородскую ярмарку расходились по всей России, вывозились в страны Азии и Западной Европы. Они привлекали своей оригинальной раскраской, прекрасной лакировкой, радовали глаз праздничностью расцветки, красотой орнамента. При этом изделия были дешевы и просты в употреблении: покрывающий их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пиши посуда не меняла цвета, не меняла своей красивой росписи.
Техника хохломской окраски связана с горячей обработкой изделий и требует большого опыта и мастерства. Работа эта очень трудоемка. Росписью украшали главным образом разные виды деревянной посуды, изготовлявшейся окрестными крестьянами. Белые неокрашенные чашки, мис4и, ставцы и солонки – так называемое «белье» - сначала просушивали, а затем покрывали жидким слоем глины, которая закрывала поры дерева. Это делалось для того, чтобы древесина не впитывала в себя масло, которым обрабатывались изделия в дальнейшем. Эти предметы после просушки мазали сырым льняным маслом и ставили в печь на всю ночь. Затем их тщательно покрывали олифой, снова просушивали. Эту операцию повторяли 3-4 раза. Проолифенные предметы были готовы к полудке. Однако для украшения посуды, которой пользовались каждый день, серебро было слишком дорогим материалом. Поэтому вместо серебра хохломские художники стали применять олово. Растирая его в порошок, удобный для нанесения на поверхность сосудов, мастера могли теперь покрывать этой дешевой полудой изделия и снаружи, и изнутри. Тонко растертым порошком олова протирали всю поверхность предмета так, что деревянная вещь приобретала вид металлической и блестела, как серебряная. Видимо, дешевый оловянный порошок заменил употреблявшийся прежде дорогой металл: на вещах первой половины XIX века была обнаружена полуда из серебра.
Только после всех этих подготовительных операций вещь начинали расписывать: по проолифенной поверхности тонкой кисточкой наносили узор черной и красной краской. Изготовленные самими мастерами кисточки (из хвоста белки или шерсти кошки) были упругими и эластичными, позволяли делать и очень широкие мазки, и очень тонкие линии. Расписанную вещь снова олифили и ставили закаливать в печь. Мы уже знаем, что под влиянием высокой температуры лак темнел, становился желтовато- коричневым, благодаря чему серебристый порошок под слоем лака приобретал золотистый блеск.
В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок: все свое искусство художники направляли на изображение растительных форм или так называемого травного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодами и цветами огибают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одних вещах стебли цветков вытягиваются вверх, на других – завиваются или бегут по кругу. Дошедшие до нас различные образцы посуды начала XIX века показывают, что хохломское искусство в своем развитии прошло несколько этапов.
Прекрасным произведением более раннего периода является братина. Название предмета рассказывает нам о древнем обычае, когда наши далекие предки, принадлежавшие к одному роду, связанные родственными узами, готовясь к какому-нибудь важному делу, собирались на общий пир – братчину, а в братине – округлом сосуде в форме горшка – подносили к столу праздничный напиток.
Вероятно, еще в начале XIX века крестьяне Хохломы помнили об обычаях прадедов и дедов: об этом говорит удивительный наряд сосуда. На огромной поверхности тулова уверенными и свободными мазками на черном фоне написан красный цветок, а горлышко и плечики братины покрыты золотом. Оживленный несколькими белильными мазками сказочно-красивый цветок загорелся ярким пламенем, а от этого еще ярче заблестело золото на ободке и шейке сосуда. Создавший это произведение художник изобразил здесь, по-видимому, тот красивый красный волшебный цветок, который, по народным преданиям, приносил счастье, но увидеть его можно было только один раз в году – в ночь на Иванов день.
В соответствии с новой техникой окраски изменился и орнамент: вместо пышных цветов – скромная и изящная травка. Веточки с ягодами и цветами с удивительной свободой размещались по поверхности предмета, следуя его форме, тонкие волнистые стебельки то охватывали его плавными изгибами, то тянулись вверх. Черно-красная гамма росписи с золотом придавала изделиям хохломских мастеров сдержанность и строгость, что отличало их от ярких изделий Городецких художников.
Украшая самые разные по форме изделия, хохломские художники проявляли себя искусными декораторами. Расписывая, например, чашку или блюдо, мастер четко выделял дно, помещая в нем розетку, а от ее центра, подобно солнечным лучам, разводил линии по краям предмета. По стенкам чашки наносил узор из косых черных и красных мазков. Они напоминали собой стебли травы, как бы склонившейся от порыва ветра.
ПАЛЕХ
Зацветает Палех чудным садом.
Яркий, сладкий, взрывчатый рассвет!
Он никем так чутко не отгадан
И с такой любовью не воспет.
Жизнь была бы глуше и суровей,
Красотой и радостью бедней,
Если 6 в красках, линиях и слове
Мы себя не отдавали ей.
В наши дни Палех не просто популярен – он знаменит. С каждым годом растет поток туристов, российских и иностранных, которые хотят видеть Палех «в натуре».
Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры, уходящее своими корнями в художественную культуру Древней Руси. Изделия палехских художников из папье-маше: шкатулки, коробочки, пудреницы, броши, тарелки, ларцы, расписанные темперой в ярком декоративном стиле и затейливо орнаментированные золотом, - расходятся по всему миру. Альбомы, бук5ике, путеводители, наборы открыток о Палехе, издающиеся большими тиражами, делают искусство Палеха доступным миллионам людей.
Лаковая живопись на папье-маше расцветает в четырех основных центрах народных промыслов России: Федоскине, Мстере, Холуе, Палехе.
Не печалься, древняя земля!
Ты богата сказками да былью,
Русские исконные края
Палеха несломленные крылья!
Будто свиток Палешка- река
В полосе вишневого заката,
Белый храм возносится куда- то,
Мудрый, как ушедшие века.
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок,
Да и сам- то Палех, как ларец,
Первозданен, искренен и хрупок.
Пятьдесят лет назад о Палехе знали и судили главным образом как об одном из центров иконописи.
Из рода в род, из поколения в поколение передавалось, укреплялось и совершенствовалось мастерство палехских изографов, его навыки и приемы, настрой образов. В Палехе насчитывается несколько династий художников, внесших вклад в развитие его искусства.
После Великой Октябрьской революции казалось, что «богомазам» в жизни страны достойного их творчеству дела найти невозможно. Но отдельные из палешан искали пути для выхода неумирающей творческой страсти и жаждали применить свои силы для служения России. Художники Палеха 5 декабря 1924 года организовали «Артель древней живописи». С этой даты и начинается официально Палех как коллектив современных народных живописцев.
Палех славил историческое прошлое России, ее природу, песни, сказки, былины, легенды, раскрывал красоту и глубокий общественный смысл лучших произведений русской классической и современной литературы, шедевров мировой классики.
Словно по взмаху волшебной палочки, будто выкупавшись в живой воде, палешане вошли в искусство в совершенно новом обличье. И не только родная земля, но и весь мир буквально ахнул от невиданной доселе красоты и силы нового творчества палешан. Мы теперь уже привыкли к восторгам от палехских лаковых шкатулок, пудрениц, портсигаров, ларцов, брошей, мы воспринимаем эти произведения как цветение несравненного, ароматного цветка, но уже с привычной признательностью к труду их мастеров. Но что делалось с теми, кто впервые увидел эти дивные, полные волшебных красок палехские художественные лаки!
С тех пор Палех как бы в одно мгновение стал драгоценной, самой тонкой ветвью русского народного творчества.
В чем выражался стиль зачинателей нового Палеха?
Овладевая техникой росписи на папье-маше, осваивая мастерство лаковой миниатюры, палехские художники смело вводили в свое искусство декоративные основы древней русской живописи.
Реализм палехского творчества необычаен. Через особую декоративную форму, через веками добытое понимание национальной красоты он по-народному соединяет живое восприятие жизни с ярчайшим чувством, фантазией.
Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – это и есть знаменитое еще с XVII века село Па6ик. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне, а ими, крестьянами, владели помещики Бутурлины. Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни – ее несравненное сияние.
А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорчики, высохнет Палешка. Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не
приспосабливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо стали писать красоту и клеймить злую силу бестрепетными мазками.
ГЖЕЛЬ
К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе разместилось около трех десятков сел и деревень. Одно из них и есть Гжель, бывший волостной центр. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распространилось на всю округу, где развился самый известный крупный народный керамический промысел.
Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это – одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия в роду великих московских князей и царей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распространился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии.
В Х1У-ХУ вв. возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так называемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром,
Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине XVII века в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходившие своим качеством глины Западной Европы.
Известны слова М. В. Ломоносова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете… разве между глинами, для фарфора употребляемыми, какова у нас гжельская или еще жесткая, которой нигде не ведал я белизною превосходнее». Оказалось, эти глины, как нельзя лучше, подходят для аптекарской и «алхимической» посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера начинают производить реторты, колбы, ступки, в том числе и для царской аптеки.
Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство гжельской майолики – покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки «напейся – не облейся», блюда, тарелки – украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зверей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шкатулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти – и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку – так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.
БИРЮЛЬКИ
В торопливое наше время забыты многие народные игры и игрушки. Совсем исчезла из детского игрового репертуара и кропотливая игра «на терпение» - в бирюльки. Перестали делать и сами бирюльки, осталось лишь выражение «играть в бирюльки» - заниматься ерундой, бездельничать. Но те, кто его употребляет, вряд ли представляют себе подлинный смысл этой игры – забавы для мальчишек. Бирюльками служила горсть ровно настриженных соломинок с соломенным же крючком. Поочередно играющие вытаскивали одну за другой соломинки, насыпанные кучкой, стараясь не пошевелить весь ворох. По правилам, нужно было заметить свободно лежащую соломинку и вытащить ее, не задев соседние. При малейшем неловком движении играющий уступал черед другому игроку.
От играющих требовалось терпение, внимание, осторожность; кроме всего прочего, игра развивала мелкие мышцы руки. Стали изготавливать специальные бирюльки для семейных и светских развлечений. Затейливые бирюльки в коробочках разных форм и размеров продавались в московских магазинах и непременно входили в рождественский товар, служили новогодним подарком – своеобразным благопожеланием изобилия, богатства.
Бирюльки – произведения высочайшего мастерства художественной обработки дерева, они вытачивались из дерева или кости и стоили дорого. В набор входили различные предметы: посуда, мебель, туалетные приборы, инструменты… Весь мир вещей повторялся в миниатюре. Такие бирюльки нередко становились семейной реликвией.
Промысел был развит в деревне Ликино Одинцовского района, где бирюльки точила вся деревня. Взрослые учили мальчиков колоть чурбаки, обтесывать их топором в круглую палочку. Точить учили с 8-10 лет, как только нога доставала педаль. Самые малые предметы точились под увеличительным стеклом. Дешевые сорта бирюлек изготавливались из можжевельника, дорогие – из карельской березы, пальмового дерева. Окончательная доводка игрушек принадлежала женщинам: обрезка носиков чайников, ручек, кранов самоваров.
Бирюльки раскладывались в коробочки в форме репки по 32 штуки, размер каждой бирюльки не превышал горошину. Продукция отправлялась в Москву, экспонировалась на выставках и была не один раз награждена.
К мастеру в Ликино покупать бирюльки приезжал Лев Толстой.
ПОДНОСЫ ИЗ ЖОСТОВА
Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья Вишняковы откупились от крепостной зависимости и открыли в деревне Жостово собственную мастерскую. Они решили расписывать собственные подносы, которыми пользовались в каждом трактире. Подносы делались кузнечным способом – выколоткой. Расписывались они по черному фону яркими цветами – рисунок выходил красочным, объемным. Художественное чутье и смекалка не подвели мастеров – изделия пользовались спросом, особенно у купцов и мещан, раскупались на ярмарках.
Жостовские подносы могут быть овальными, круглыми, прямоугольными. Бывают они и причудливой формы – фигурные («крылатые», «гитарные», «готические»). Металлическую заготовку больше не выколачивают вручную, как раньше, а прессуют на станке. И фон бывает не только черным, но и золотым, зеленым, кремовым, расписывают также и по перламутру.
Фон делают со всей тщательностью, соблюдая определенную последовательность: поверхность дважды промазывают маслом с олифой, сушат и шлифуют, кладут три слоя черного фунта, дважды покрывают черным лаком и снова слегка шлифуют. Расписывают подносы только масляными красками и только беличьей кисточкой.
Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску. При этом он строго придерживается очередности операций, каждая из которых имеет свое название.
РОСТОВСКАЯ ФИНИФТЬ
Тихий провинциальный городок Ростов Ярославской области каждый день принимает гостей. Комфортабельные автобусы мягко подъезжают к Кремлю, туристы выходят из автобуса, фотографируются на фоне белокаменных стен… Живописный Кремль на озере Неро, фрески XVII века в его соборах, архитектурные ансамбли Спасо-Яковлевского и Аврамиевского монастырей, знаменитые ростовские звоны.
Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане». Все это привлекает туристов высокохудожественным мастерством.
А еще славится Ростов финифтью – дивной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVIII века.
Финифть (греч.) – светлый, блестящий камень.
Сегодня ростовская финифть – русский народный промысел. К тех7ике эмали сегодня обращаются и художники разных стран мира, создающие станковые декоративные композиции.
Особый восторг у посетителей выставок в музее вызывают нарядные ларцы, чаши, кубки, ювелирные украшения из золота, серебра, покрытые эмалью. Финифть знала еще Древняя Русь, но и сегодня мастера любят этот вид искусства за красочность, цветовую гамму, за то, что изделие с годами не тускнеет, а сохраняет первоначальную свежесть.
Скань (филигрань) – оригинальная ювелирная техника, созданная из гладкой или крученой проволоки разнообразных узоров, которые справедливо называют металлическим кружевом.
Слово «скань» произошло от славянского «скати», что означает «вить», «сучить». Сканью называют тонкую веревочку, скрученную из двух-трех металлических нитей. Скань бывает медной, серебряной или золотой. Технику укладки иногда называют филигранью. Это от латинского слова «филиум» - нить, «гранум» - «зерно».
Эмаль, древнегреческое название финифть, - техника, применяемая в ювелирном искусстве: легкоплавкое стекло, которое образует после обжига на поверхности украшаемого предмета тонкую прозрачную или непрозрачную, цветную или бесцветную однотонную пленку. Художественная эмаль – средство цветного обогащения металлического изделия. Эмаль возникла, по-видимому, в I тысячелетии до н. э. в Восточном Средиземноморье. Классическими образцами считаются византийские перегородчатые эмали У1~УП веков. В XV веке в Европе появляются расписные эмали, получившие широкое распространение.
ОРЕНБУРГСКИЙ ПЛАТОК
Не менее знамениты в России и в мире оренбургские платки. Одним из первых ученых, рассказавших об Оренбургском крае и его богатствах, был Петр Иванович Рычков. В 1762 году в журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащих» появилась его статья «Топография Оренбургской губернии». Рычков также одним из первых серьезно заинтересовался козами, которые «около Яика; а особливо на Заяцкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно».
Ученый побывал у чабанов, увидел образцы изделий из пуха и предложил наладить в крае пуховязальный промысел.
Уральских казаков, обосновавшихся в свое время на Яике, также не могла не привлечь одежда местного населения - калмыков и казахов, В лютую стужу, когда даже русская шуба плохо держала тепло, скотоводы гарцевали на своих низкорослых лошадках в легкой с виду одежде из козьих шкур и войлока. «Как же они терпят такой холод?» - дивились казаки. Дивились до той поры, пока не узнали, что под легкими душегрейками у скотоводов надеты теплые поддевки и шарфы, связанные из шелковистого пуха, начесанного с коз.
Стали казаки выменивать пух и изделия из него на чай и табак. 1861 год. Простая казачка Мария Николаевна Ускова в Оренбурге подала губернатору письменное прошение принять и отправить на Всемирную выставку в Англию привезенные ею пуховые платки. Когда она узнала, что просьба ее удовлетворена, обрадовалась и напугалась - ее рукоделье пошлют в далекий, как край света, Лондон! Шесть ее платков с кратким описанием, что «изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае», украсили всемирную выставку. Перед закрытием экспозиции все платки были раскуплены, а спустя несколько месяцев на хутор близ станицы Оренбургской, где жила Мария Ускова, представитель казачьего войска доставил и под расписку передал ей медаль «За шали из козьего пуха», диплом и 125 рублей серебром. В архиве Оренбургского генерал-губернатора хранится эта расписка и прошение Усковой. На пожелтевшем листке размашисто и витиевато написано: «За неимением грамоты у Марии Усковой по личной просьбе ее урядник Федор Гурьев руку приложил».
После закрытия в Лондоне Всемирной выставки английская фирма «Липнер» организовала крупное предприятие по выработке изделий «Имитация под Оренбург».
Нынешнее село Желтое (в прошлом форпост казачества) славится своими вязальщицами. Ремесло очень домашнее. Все лучшее передается из поколения в поколение: от матери - к дочери, от бабушки - к внучке.
Исстари считается, что подлинное мастерство приходит только к человеку доброму. Засела в душе корысть - не откроется тебе истинная красота, не вязать тебе хорошего платка. Сколько притч, преданий об этом в Приуральских степях!
Оренбургские «паутинки» Шамсури Абдуллиной побывали на Всемирных выставках в Канаде и Японии, она участник многих Всероссийских и Всесоюзных выставок.
Но славой своей оренбургский пуховый платок во многом обязан искусству козоводов.
Оренбургская пуховая коза... На земле много пород коз, живущих почти во всех широтах. Но у всех этих коз нет такого пуха, как у козы оренбургской.
Должно быть, для зашиты от лютого зимнего холода и от немилосердной летней жары растет на козах подшерсток - пух, - то самое сказочное руно, из которого вяжут знаменитые оренбургские платки.
Текут пуховые реки из козоводческих совхозов в Оренбург, на комбинат и фабрику пуховых платков. Там молодые работницы на станках с программным управлением ткут добротные серые платки и белые «паутинки», а в деревнях Оренбуржья, в двадцати отделениях комбината, рождается оренбургский платок ручной работы, слава которого не стареет.
РУССКОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО
Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси и все земли Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Тверского и Московского княжеств. Это и предопределило главенствующую роль дерева как строительного материала, легко обрабатываемого и легко доступного.
Все типы построек, соответствующие русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве: жилые дома, амбары, бани, мельницы, мосты и т. д.
Наиболее распространенным типом постройки из дерева был жилой дом. Самое распространенное жилище в Древней Руси - однорубная четырехстенная деревянная изба с сенями. Посадские дома и хоромы XVII-XVIII веков в Новгороде, Вологде, Олонце имели два жилых этажа и чердак. Жилые отапливаемые помещения - горницы - располагались по двум сторонам от холодных сеней, в которых размещалась лестница.
Горницы, сени и повалуши были разной высоты и имели самостоятельные кровли. Повалуши имели разнообразные, в виде бочки, покрытия.
В дворцовых деревянных постройках увеличение количества помещений привело к выделению отдельных хором, связанных переходами. Выдающееся произведение деревянной дворцовой архитектуры в XVII веке - дворец в селе Коломенском под Москвой. Он был построен в 1667 -1668 годах мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым. Но в 1768 году был разобран из-за ветхости по приказу Екатерины II. В состав этого дворца входило семь хором. Переходы связывали хоромы между собой, с подсобными помещениями и дворцовой каменной церковью. Фасады и интерьеры были богато украшены резьбой и росписью.
Простейшим типом русского крестьянского дома была изба-четырехстенок, а затем и изба-пятистенок. Примером может служить изба в селе Брусенец Вологодской области.
Суровые зимы в северных районах Руси вызывали появление компактного по планировке дома-двора.
Не менее древним типом жилой постройки является дом «кошелем». Наблюдалось разнообразие общих пропорций, резных деталей и росписей, которыми украшались свесы карнизов, фронтоны и нижние плоскости балконов. Основной принцип народной архитектуры - неповторимость каждого сооружения при повторяемости его элементов.
Резьбой украшались преимущественно фронтоны домов, наличники и ставни окон, крыльцо. Также выполнялась глухая резьба с помощью долота. Она была рассчитана на солнечное освещение.
Важным компонентом крестьянских и городских усадеб был амбар. Велико конструктивное разнообразие амбаров. Они могли возводиться в два этажа. Усложнение в устройстве формы выразилось в навесе и предмостье на лицевой стороне.
Мельница, ветряная и водяная, - одно из древнейших творений народной строительной и инженерной мысли. Можно выделить два принципиальных типа мельниц: «столбовки» и «шатровки». Особое место в деревянном строительстве занимало мостостроение, требовавшее высокого мастерства. Сложные конструктивные задачи решались при возведении мостов: их опоры должны были выдерживать и нагрузку от проезжей части, и напор воды.
Защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали строительства крепостей и многочисленных укреплений: «города», «городов», «детинцев», «кремлей», «острогов». Вокруг населенных мест возводились деревоземляные укрепления. На рубежах земель и княжеств рубились укрепленные остроги.
Важным элементом крепости были боевые башни («вежи»). Первоначально вежи устраивались внутри крепости и предназначались для наблюдения за врагом.
Органическое чувство пропорций, тонкий художественный вкус, умение увязать любую постройку с природным окружением были присущи народным зодчим.
Деревянные крепости успешно противостояли врагам, выдерживали длительные осады.
Жилые дома и хозяйственные постройки были невысоки.
Время сохранило всего несколько церквей. Одна из них - церковь Лазаря из Мурманского монастыря - наиболее близка к простейшему древнему типу клетского храма, Точность пропорций, изящность повалов и пластичность резных деталей ставят эту церковь в ряд шедевров.
Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению плановых приемов.
Шатровые храмы идеально соответствовали многофункциональности культовых построек как единственных общественных сооружений русского средневековья.
Шатровых храмов-башен, рубленных восьмериком «от низу», дошло до нашего времени немного. Примером служит Никольская церковь в селе Лявия Архангельской области, Ильинская церковь Выйского погоста.
Позднее получили распространение крещатые в плане церкви. Церкви этого типа - церковь Климента в селе Уна на побережье Белого моря.
Наиболее распространены в ХУН-ХУШ веке шатровые церкви, рубленные «восьмериком на четверике».
Примерами многоглавых храмов служит Ильинская церковь в селе Чухчерьма на Северной Двине, Никольская церковь.
К числу самых выдающихся памятников деревянного зодчества Севера принадлежит Кижский погост. Плотники Заонежья умели возводить из дерева и простые жилые дома, и монументальные церкви, и укрепленные остроги. Сохранились их прекрасные образцы: церкви в Челмужах, на Лычном острове, на Линдозере.
Особое место в деревянном строительстве занимало мостостроение, требовавшее высокого мастерства. Сложные конструктивные задачи решались при возведении мостов: их опоры должны были выдерживать и нагрузку от проезжей части, и напор воды.
Защита от внешних врагов и княжеские междоусобицы требовали строительства крепостей и многочисленных укреплений: «города», «городов», «детинцев», «кремлей», «острогов». Вокруг населенных мест возводились деревоземляные укрепления. На рубежах земель и княжеств рубились укрепленные остроги.
Важным элементом крепости были боевые башни («вежи»). Первоначально вежи устраивались внутри крепости и предназначались для наблюдения за врагом.
Органическое чувство пропорций, тонкий художественный вкус, умение увязать любую постройку с природным окружением были присущи народным зодчим.
Деревянные крепости успешно противостояли врагам, выдерживали длительные осады.
Жилые дома и хозяйственные постройки были невысоки.
Время сохранило всего несколько церквей. Одна из них - церковь Лазаря из Мурманского монастыря - наиболее близка к простейшему древнему типу клетского храма, Точность пропорций, изящность повалов и пластичность резных деталей ставят эту церковь в ряд шедевров.
Необходимость увеличения площади храмов привела к появлению плановых приемов.
Шатровые храмы идеально соответствовали многофункциональности культовых построек как единственных общественных сооружений русского средневековья.
Шатровых храмов-башен, рубленных восьмериком «от низу», дошло до нашего времени немного. Примером служит Никольская церковь в селе Лявия Архангельской области, Ильинская церковь Выйского погоста.
Позднее получили распространение крещатые в плане церкви. Церкви этого типа - церковь Климента в селе Уна на побережье Белого моря.
Наиболее распространены в ХУН-ХУШ веке шатровые церкви, рубленные «восьмериком на четверике».
Примерами многоглавых храмов служит Ильинская церковь в селе Чухчерьма на Северной Двине, Никольская церковь.
К числу самых выдающихся памятников деревянного зодчества Севера принадлежит Кижский погост. Плотники Заонежья умели возводить из дерева и простые жилые дома, и монументальные церкви, и укрепленные остроги. Сохранились их прекрасные образцы: церкви в Челмужах, на Лычном острове, на Линдозере.
НАРОДНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ДАГЕСТАНА (КУБАНИ)
Дагестан, Кубань - эти два слова широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Ювелирное искусство Дагестана, наряду с ковроделием, представляет высшее достижение мастеров из края, где развиты различные ремесла. Современное творчество златокузнецов и гончаров, ковровщиц и мастеров других профессий продолжает лучшие традиции древней культуры народов Северного Кавказа.
И сейчас в каждом ауле есть мастера, умеющие обрабатывать дерево, камень. Кубачинский промысел имеет давнюю известность и признание как центр ювелирного дела и художественного оформления холодного оружия. Славу промысла мастера сохраняют и сегодня, создавая уникальные произведения из серебра.
Искусство кубачинцев развивалось в контакте и соревновании с другими промыслами Дагестана. Холодное оружие, которое было непременной частью горцев, делали мастера аулов Харбук и Амузги.
Кубачинцы приобретали здесь кинжалы, клинки для шашек, затем они искусно оформляли рукояти оружия, делали для него ножны, используя дерево, кожу, накладки из серебра, кости, рога. Комбинация материалов и различные приемы их художественной обработки превращали утилитарные предметы в красивые дополнения национального костюма. Кинжал подвешивался к поясу с металлической застежкой и фигурными накладками, грудь украшали газыри - гнезда для патронов к огнестрельному оружию. В отделке огнестрельного и холодного оружия использовали глубокую гравировку и чернение по серебру, насечку золотом по слоновой кости, филигрань. Выполнялось много ювелирных украшений к национальному женскому костюму. Височные украшения, браслеты, перстни различного типа, подвески создавались преимущественно в технике филиграни: с укрупненным рисунком, дополненным зернью, и с включением цветных камней.
Виртуозный орнамент не является единственным средством в искусстве Кубачей.
Сегодня мы побывали лишь в некоторых уголках России, где ярко светило волшебное перо жар птицы разноцветной радугой.
Какими промыслами богат наш край?
Вышивка – является символом жизненной силы, счастья плодородия. Вышитые изделия приносят в дом благополучие.
Гончарное мастерство – изготовление глиняной посуды.
Резьба по дереву.
Изготовление изделий из металла – ковка.
Трудно перечислить все золотые россыпи народного искусства России. Знакомясь с ними, вводя их в свой быт, мы становимся духовно богаче, человечнее, потому что в нем сливаются нравственные и эстетические начала, целесообразность и красота.
11