Пользователь удалён

Внеклассное мероприятие для учащихся 5–9 классов на тему «Берегите первоцветы»

8
0
Материал опубликован 18 April 2018 в группе
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» городского округа Судак

 

Внеклассное мероприятие

«Берегите первоцветы»

 

 Учитель английского языка

Жирова Елена Александровна


 


 


 

Цели:
  • привлечь внимание школьников к проблемам сохранения местных редких, исчезающих видов раннецветущих растений, предотвращения незаконного сбора, реализации и уничтожения первоцветов, произрастающих в Республике Крым; формировать ответственное отношение к природным богатствам родного края.
Задачи: Образовательные:
  • обобщить знания детей о весне, первоцветах; организовать деятельность детей, направленную на усвоение знаний о первоцветах, выработке умения определять их по описанию; формировать умения и навыки наблюдения за цветами в природе; формировать представления детей о неразрывной связи человека с природой. 

Развивающие:
  • развивать и углублять экологическую культуру детей; развивать монологическую речь учащихся, способность выступать перед аудиторией; развивать умения правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей; способствовать развитию современного экологического мышления.

Воспитательные:
  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде; прививать любовь к природе, желание о ней заботиться; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.




 


 

Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если мы: и я, и ты, Если мы сорвем цветы – Опустеют все поляны И не будет красоты.

(Т. Собакин)

Ход мероприятия


I. Организация класса.

Приветствие.

II. Мотивация.


1.Активизация мыслительной деятельности. 


Звучит музыка Ф. Шопена «Весенний вальс».


Учитель.
Полюбуйся, весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят…


- Весна…Прекрасное время года. Пробуждается природа от долгого зимнего сна.
- Какие изменения происходят в природе весной? (Упражнение «Микрофон».)


Ученики.
- Солнце поднимается все выше, светит ярче в безоблачном небе, растапливает снег и лед.
- Реки, озера и пруды очищаются ото льда. Звенит веселая капель.
- На проталинах появляются первые цветы. На деревьях и кустарниках набухают почки и проклевываются первые листочки.
- Возвращаются с юга птицы. Просыпаются насекомые, ежи, барсуки, ужи, медведи.
- У многих животных рождаются малыши. Чудесная пора!

2. Подведение к теме мероприятия.


 

Перед вами ребус. Разгадайте его, и вы узнаете тему сегодняшнего занятия. 


3. Создание эмоционального фона.
Учитель.
- Наше занятие пройдет под девизом:
Цветок весны,
идущий к нам по снегу, –
Простой цветок, но сколько он несет
Добра и радости, и счастья человеку.


 

III. Основная часть.

Учитель.

Первые цветки очень хрупки. А люди, найдя такие лесные полянки, стараются нарвать их целые охапки. При этом губят их целиком, вырывая с корнями. А растения, у которых оборваны цветочные побеги, не дают плодов и семян. И часто сорванные весенние цветы вянут по дороге, и их выбрасывают. В местах, где цветки систематически уничтожаются несколько лет подряд, их цветение прекращается вообще – растения размножаются только вегетативно, что ведет к быстрому вырождению. Многие из первоцветов растут плотными группами, масса их при сборе просто вытаптывается, поскольку листья и цветоносы очень хрупкие, и при попытке сорвать цветок растения часто выдергиваются из земли целиком.

1. Сообщения учеников.

1. Пролеска крымская.

Интереснее всего посетить лесостепную дубраву ранней весной, как только сойдет снег. Лес в это время еще не оделся листвой. Хорошо видны темно-серые колонны стволов, над ними — мощные безлистные кроны лесных исполинов. Без листьев стоят и кустарники. В лесу светло, много солнца, далеко видно вокруг. Самое удивительное в это время — на земле. Войдешь в лес с открытого места и останавливаешься пораженный: под кронами старых деревьев словно расплескались лазоревые озерки. Это в массе цветет голубой подснежник, или пролеска крымская. Подойдя поближе, видишь, что пролеска образует густые заросли. Стебельков растения с васильково синими цветками необычайно много. Каждый стебелек несет всего два три цветка, но как они хороши! Шесть листочков простого околоцветника образуют подобие звездочки; внутри цветка изящные тычинки и зеленоватый шаровидный пестик. Пролеска — растение небольшое. Помимо стебелька с цветками, у нее есть и листья — узкие, линейно-ланцетной формы, слегка желобчатые. Они поднимаются вверх прямо от основания стебля. Пролеска относится к числу растений-эфемероидов. Она очень рано зацветает, быстро отцветает и затем образует плоды-коробочки. К моменту созревания семян стебель, несущий коробочку, полегает на землю, а сама коробочка раскрывается. Зрелые семена пролески растаскивают муравьи (каждое семя имеет особый мясистый придаток, привлекающий этих насекомых). Уже в начале лета, когда лес полностью оделся листвой, вся надземная часть растения желтеет и засыхает. Остается живой только небольшая луковица, скрытая в почве. Она много месяцев находится в состоянии покоя, а на следующую весну вновь дает начало листьям и стебелькам с васильково-синими цветками. И так повторяется каждый год.

2. Рябчик.

Рябчики - луковичные растения, подземная часть которых состоит из запасающих чешуй (видоизмененных листьев), в которых "складируются" питательные вещества, необходимые для существования растения в период покоя и начальный период вегетации. Форма луковиц рябчиков самая разнообразная, в большинстве эллиптическая, и они всегда лишены покровной чешуи. Имея запас питательных веществ, растения могут появляться над поверхностью периодически, в наиболее благоприятное для роста и размножения время. Центры видообразования луковичных привязаны к местам, где существует сезонность, неравномерность климатических условий и где сезон благоприятный для развития растений сменяется неблагоприятным, например, засушливым летом или холодной зимой. Для умеренного климата и климата высокогорий время благоприятное для развития растений составляет меньшую часть года. Именно поэтому луковичные еще называют растения-эфемероиды, так как под землей они проводят большую часть года и их появление над поверхностью относительно недлительно. Рябчики - типичные эфемероиды, рост которых начинается в сезон положительных температур и обилия влаги в почве т.е. весной. Растение образует стебель. листья, цветет, формирует новую луковицу и замирает, до следующего сезона. Спящую луковицу можно выкапывать, пересаживать, хранить, пересылать. Это как бы растение в упаковке с записанной программой будущего развития, которая включается в конце лета или начале осени. К этому времени у луковиц рябчиков в природе начинается подземный рост стебля и образование корней. Растения заранее выходят на старт, чтобы весной совершить резкий рывок в развитии, опережая конкурентов в борьбе за свет и пространство, стараясь использовать каждый благоприятный день для своего роста. Рябчики очень рано начинают вегетацию, некоторые из них - первые крупные растения, которые цветут в весеннем саду.

Легенда о рябчике русском

В некоторых деревнях Поволжья до сих пор можно услышать быль о том, как рябчик русский помог в трудную минуту деревенскому мальчугану. А дело было так. Играли ребятишки в лесу, и один из них решил спрятаться от своих товарищей понадёжнее. Забрался на дно оврага и притаился.

С радостью слушал паренек, как удаляются голоса его друзей, которые даже предположить не могли, где его нужно искать. И вот вокруг наступила мертвая тишина. Мальчик решил, что пора вылезать, но, как оказалось, это нелегко - овраг слишком глубок.

Испугался паренек и принялся звать своих друзей. Долго звал, охрип, и только еле слышные звуки вылетали из его горла. Отчаялся он, упал на склоне оврага и разрыдался. Но вдруг взгляд его остановился на красивых цветах, которые своими усиками цеплялись за стебли цветов, растущих рядом. И понял тогда мальчуган, как ему надо действовать, чтобы выбраться из оврага. Он стал карабкаться по склону, цепляясь за траву, ветки кустарника, корни деревьев. Наконец он перевалился через край оврага и упал на землю без сил. Здесь-то его вскоре и обнаружили прибежавшие на поиски из деревни взрослые, которых позвали ребятишки.


 

3. Прострел чернеющий или сон – трава.


 

Все виды прострела ядовиты.
Многолетник из семейства лютиковых. Стебель прямостоячий густо-мягко-волосистый. Листья прикорневые, в начале цветения очень мохнатые, почти белые. Цветет в апреле — мае. Цветки одиночные, крупные, темно-коричневые на длинной цветоножке, поникшие.
Растет на солнечных сухих песчаных и солончаковых склонах, в светлых сосновых борах, на опушках лесов. 
Срывать растение без надобности не стоит.
Используется трава с цветками или собранная без цветков с 15 мая по 15 июня. В свежем растении содержатся: эфирное масло, протоанемонин, фитонциды, алкалоиды, сапонины, витамины, в сухой траве; дубильные вещества, глюкозидоподрбные, алкалондоподобные и смолистые вещества, более 20 разнообразных макро- и микроэлементов, протоанемонина не обнаружено.
Свежая трава ядовита, при нанесении ее на кожу возникает химический ожог с появлением больших водянистых или кровавых волдырей и даже язв, сопровождающихся жжением и болью. 
Спустя 3—5 месяцев после сбора высушенная трава теряет свои раздражающие и токсические свойства. Траву хранить можно не более одного года.

Легенды о сон-траве

Какое удивительное изобретение природы! Маленькие чашечки Сон-травы напоминают собой пушистый подснежный тюльпан. И название сон пришло к ней из древности. Цветет, даже если температура воздуха нулевая. Почему? Внутри цветка температура +8 °С. Оказывается, чашечка цветка - это вогнутое зеркальце, которое собирает солнечное тепло.  С этим растением связано очень много легенд, сказаний и поверий.

О чем расказывают легенды про Сон-траву? Сон-трава - растение легендарное и называют его "прострел". Легенда говорит, что когда-то у него были широкие, большие листья, такие большие, что за ними прятался сатана, изгнанный из рая. Но архангел Михаил, метнув в растение громовую стрелу, выгнал сатану из укрытия... А листья сон-травы с тех пор так и остались простреленными, вот почему они рассечены на множество тонких долек.

У всех славянских народов сохраняются поэтические предания о сонном царстве, стоящие в самой тесной связи с верованием в Сон-траву. Поселяне убеждены, что Сон-трава обладает пророческою силою: если положить ее на ночь под изголовье, она покажет человеку его судьбу в сонных видениях; думают также, что всякий, заснувший на этой траве, приобретает способность предсказывать во сне будущее.

Опускали цветок в холодную воду, где она лежала до полнолуния. Согнутая, она начинала слегка шевелиться, и в это время ее клали на ночь под подушку. Старые украинские предания рассказывают, что после этого спящему снились вещие сны. Счастье представляется во сне либо молодой девушкой, либо добрым молодцем; беда - дряхлой старухой с горбом за спиной, с клюкой в руке, с развевающимися по ветру космами седых волос.

Сказка о спящем или окаменелом царстве выражает одну идею: зимний сон природы и ее весеннее пробуждение. Известен один поэтический малорусский народный рассказ о Сон-траве и его злой мачехе - рассказ, сходный с древнегреческим гомерическим сказанием о Деметре. У всех цветов есть мать, только у сон-травы злая мачеха. Именно эта злая мачеха и выгоняет ежегодно бедный цветок весной из земли ранее, чем покажутся другие цветочки.

В малорусских песнях встречается Сон-трава довольно часто. В Печерском Патерике бес в виде воина ходит по церкви и бросает в ленивых монахов цветы, и к кому цветок пристанет, на того находит сонливость, и он удаляется из церкви. Весной в Малороссии топчут Сон-траву, приговаривая - "Щеб на той год дождаты сону топтаты".

Название баснословной Сон-травы народ связывает с теми из земных злаков, сок, отвар и запах которых производят на человека одуряющее действие; таковы мандрагора, известная у нас под именем сонного зелья; одурь, белена, дурман, дрема, дремучка, горицвет.


 


 

2. Игра - импровизация «Цветочек» (Звучит композиция Э.Грига «Утро в лесу»)

Учитель.
- Хотите, мы превратимся с вами в маленькие бутончики первого весеннего цветка? Закройте глаза и представьте, что на лесной полянке растаял снег и появился первый цветок с бутоном, которым будет каждый из вас. Он еще закрыт.
Дети садятся на корточки, затем медленно встают («вырастают»). Их руки сложены, как лепестки нераскрывшегося бутона.
Но вот пригревает ласковое солнышко, и бутон постепенно раскрывается. Он греется под весенним солнцем, лёгкий ветерок раскачивает его. Цветочек всё время следит за солнышком, куда оно плывёт, туда и цветок поворачивается.
Учитель показывает нарисованное солнышко, прикрепленное к палочке. Дети разводят руки, как будто расцвёл цветок, и покачиваются. Учитель передвигает солнышко, дети поворачиваются в ту же сторону.
Но вот послышались чьи-то шаги. Это идёт человек. Он увидел цветок и хочет сорвать. Цветок испугался, согнулся, сложил лепестки и уже представил себе, как он завянет и засохнет.
Учитель топает. Дети изображают испуг, складывают руки-лепестки, наклоняются к земле.
Но человек пожалел цветочек, ведь он такой красивый, и пошёл дальше. (Топает, затихая.)
И вот цветок снова распрямился, расправил лепестки и радуется жизни, греясь под ласковым солнышком.
Дети выпрямляются, расправляют руки-лепестки, смотрят на «солнышко», улыбаются.
- Почему цветок испугался? Почему человек пожалел цветочек?

IV. Заключительная часть. Давайте, ребята проверим, как вы умеете заботиться о природе и ее обитателях?  Я предлагаю вам ответить на вопросы несложного теста, из которого будет понятно ваше отношение к природе.   Тест “Умеешь ли ты охранять природу”

Отвечай честно и не старайся специально набрать побольше или поменьше очков, все равно не угадаешь, да и результат будет неверным.

 

Вопрос №1.

 

Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?

 

Выбери один из трех ответов:

 

1очко – полюбуюсь на него и пойду дальше;

 

3 очка – засушу его для школьного кабинета биологии;

 

5 очков – осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.

 

Вопрос №2.

 

Ты нашел гнездо с птенцами. Что ты сделаешь?

 

3 очка – покормлю птенцов;

 

5 очков – позову ребят, чтобы они тоже посмотрели;

 

1 очко – буду наблюдать издали.

 

Вопрос №3.

Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?

 

5 очков – пойду, но буду собирать очень осторожно;

 

3 очка – не пойду и других не пущу;

 

1 очко – сначала расспрошу об этом учительницу биологии.

 

Вопрос №4.

 

После привала в походе у вас осталось много пустых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?

 

3 очка – взял бы с собой, чтобы сдать или выбросить в мусор в городе;

 

5 очков – отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился;

 

1 очко – закопал бы в землю.

 

Вопрос №5.

 

Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?

 

3 очка – почти все знаю и всегда ее охраняю;

 

1 очко – кое-что знаю, но хотел бы знать больше;

 

2 очка – я люблю природу, но мы еще этого не проходили.

 

Итак, у тебя получилось пять ответов. Сложи их вместе. Теперь по сумме определи, к какой из трех групп юных друзей природы ты относишься. Не обижайся, если что-нибудь тебе не понравится в результате. Лучше задумайся.

Составление правил бережного обращения с цветами.
Ребята, давайте вместе составим правила, которые нужно знать, когда вы отдыхаете на природе. 
Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе.
Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
Расскажи друзьям и близким об охране первоцветов.

Цветы, о которых мы вам рассказали, занесены в Красную книгу. А это значит, что с каждым годом их становится все меньше и меньше. Как же быть? Ведь так хочется сорвать цветок и принести домой. Не делайте этого! Такой цветок простоит у вас не более двух часов и завянет. А на полянке он будет радовать людей долго-долго.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.