Сценарий праздника в начальной школе «Народные промыслы России. Добрым людям на загляденье»

9
0
Материал опубликован 3 October 2016 в группе

Внеклассное мероприятие в начальной школе. Народные промыслы России

Сценарий праздника в начальной школе «Добрым людям на загляденье»

Ход праздника

Звучит музыка С. Рахманинова (Второй концерт, тема Россия, любовь к России, раздолье русское).

Ведущий. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа. Для того чтобы любить, нужно всё это видеть и знать. Мы не ценим и не бережём того, что не знаем. Знакомство с народными промыслами России мы начнём с золотой Хохломы.

Ученица 1.

Кисть хохломская! Большое спасибо.

Сказывай сказку для радости жизни.

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

Выходят в русских народных костюмах четыре ученика, в руках у них хохломские изделия.

Ведущий. Встречайте, мастеровой торговый люд! А уж они расскажут нам о творениях хохломских умельцев.

Ученик 1. Разное рассказывают старики, говорят, будто давным-давно поселился за Волгой весёлый мужичок-умелец: избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе кашу пшённую, да птицам пшено не забывал сыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар-птица. Он и её угостил, и вдруг Птица-жар прикоснулась своим крылом к чашке. И стала чаша золотой. Это, конечно, легенда, сказка, но... сказка - ложь, да в ней намёк... Не оттуда ли, не из сказки появилась эта удивительная рукотворная красота? А как же на самом деле?

Ученица рассказывает историю Хохломы.

Ученица 1. Почему деревянные изделия называют хохломскими?

Издавна делали и расписывали в лесных заволжских деревнях Новопокровское, Кулигино, Сёмино, Хрящи. Но зовут её не новопокровской, кулигинской, а хохломской. И вот почему: катят гружёные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в большое торговое село под названием Хохлома сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.

Кричат зазывалы на ярмарке:

- Кому посуда кашки-окрошки?

- Чудо-блюдо да чашки-ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама золотая Хохлома!

Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день расписную посуду хохломской зовут. Странное и весёлое слово Хохлома. В нём и смех и восхищённое «ах», и восторженное «ох» слышится.

Ученик 2. Хохломской росписью украшали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Интереснейшее изделие - братина. Своим названием она обязана древнему обычаю, который называется братчиной. Когда нужно обсудить какое-либо важное дело, собирались в одной избе люди, связанные родственными узами. Они чинно рассаживались за одним столом, обсуждали волнующие их дела. К концу беседы подавались щи, каша, напитки в особой посуде, называемой братиной. Чаще всего она представляла собой горшок до 50 см в диаметре. Традиционно братина украшалась изображением большого алого цветка. По старому преданию это был цветок счастья. Но цвёл он только один раз в год. Тот, кто сумел увидеть этот цветок, становился счастливым на всю жизнь. Хохломские блюда, чаши, братины, кувшины всегда с удовольствием принимали в подарок. В больших количествах изготовляли ложки, ведь ложка у каждого была своя. Голодного ложка накормит, скучного - развеселит. До сих пор ложки используют в качестве музыкального инструмента (выступают ложкари).

Ученик 3. Расписывали в Хохломе тысячи изделий, каждое из которых привлекало глаз по-своему, поражало своей неповторимостью. Хочется не только есть-пить из таких чаш и ковшей, но и поставить их на стол и радоваться заключённому в них совершенно особому поэтическому образу России.

Ученица 2. Художники любят рисовать на своих изделиях землянику, малину, крыжовник, чёрную смородину, рябину. Ни один узор никогда не повторяется. Изменяются очертания листа, по-другому изгибается веточка, меняют расположение листья - в этом проявляется богатство творческого воображения мастера.

Ученик 4. Самый любимый и стародавний орнамент Хохломы - травушка-муравушка. Удлинённые, слегка изогнутые былинки красного и чёрного цвета. Самые же затейливые узоры из трав называются Кудрины, так как травки превращаются в крупные кудри-завитки. Они всегда золотые. Словно перья сказочной Жар-птицы, загораются они на чёрном или красном фоне. Пожеланием добра, благополучия с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Глубокую символику несут в себе не только изображения, но и цвета, столь любимые хохломскими мастерами.

Ученица 3. Красный символизирует огонь, любовь, преданность. Золотистый - свет, солнце, на чёрном фоне великолепно смотрятся все яркие цвета, он символизирует торжественность.

Звучит музыка, ученики проносят по залу изделия хохломских мастеров, уходя с ними.

Ведущий. Приузолье - северо-запад Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край, где сама природа порождает легенды о неезженых дорогах, бездонных озёрах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь Родина не только хохломской, но и городецкой росписи, также славной и знаменитой в России. Какова же история городецкого промысла?

Ученик 5. Городец известен с XII века, он всего на пять лет моложе Москвы. Лес и лён — вот два главных богатства края. Но лён пряли здесь не с прялок, а с гребней. Гребень же с зубьями на тонкой рукояти в отличие от прялки особо не распишешь, поэтому стали украшать его донце, то есть длинную, плоскую доску, на которую садилась пряха. Сначала донца делали из липы, осины, вырезая на них фигурки коней, птиц, цветов и инкрустировали тёмной древесиной морёного дуба. Краски впервые использовали братья Лазарь и Антон Мельниковы, а в 1870 году в деревню Курцево приехал иконописец, который поднаумил местных мастеров делать донца не резные, а крашеные масляными красками, покрытые олифой, то есть варёным льняным маслом. И разлетелась вскоре чудо-красота по всей Руси, нашла живой отклик в народе, ведь «кто людей веселит, за того свет стоит».

Ученица 4. Первоначально узоры на донце отражали древние верования славян, повторяли мотивы славянской мифологии. Два всадника в зеркальном отражении но бокам высокого дерева с птицей на вершине - это не что иное, как мотив древа жизни и древней Великой Богини. Позднее городецкие мастера стали изображать сцены чинных чаепитий, разудалые народные гулянья, кавалеров, барышень, кошек, петушков, собак и чёрных коней. Интересно, что, родившись всего в 30 км. от Хохломы, городецкая роспись сразу выбрала свой путь развития. Там, где у Хохломы дело вершили четыре цвета, городецкие росписи пылали яркой палитрой всех красок. Хохломские изделия калили, сушили в печах, городецкая же роспись холодная. Ягоды, листья, цветы - у хохломичей, забавные весёлые картинки городецкого мещанского быта - у городецких мастеров.

Так с прялочного донца покатилась слава приузольских резчиков и живописцев по России. И если судьба наградила вас внимательным взором и чуткой душой, то ещё раз встретите вы на жизненном пути городецких чудо-коней и чудо-птицу - небылицу, мебель.

Звучит музыка.

Ведущий. А сейчас мы перенесёмся в тихий провинциальный городок Ростов Ярославской области. Живописный Кремль на озере Неро. Величественные архитектурные ансамбли Спаса Яковлевского и Авраамиевского монастырей, знаменитые ростовские звоны. Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из «Сказки о царе Салтане».

Ученица 5. А ещё славится Ростов финифтью - дивной по своей красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVII1 века.

В переводе с греческого «финифть» означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожжённые при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.

В экспозиции Ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, так называемые дробницы - эмалевые вставки, которые украшали церковную утварь, здесь же и лучшие изделия современных умельцев промысла - женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.

Сейчас в Ростове создана фабрика «Ростовская финифть». Одно время появилось у ростовских мастеров опасение, что мода на финифтяные украшения пройдёт, что наскучат цветочные росписи. Нет. Видно, это не мода вовсе: во все времена женщинам финифть к лицу. А очарования своего она оттого не теряет, что живописные традиции веками накоплены. В этом вы можете убедиться сами.

Демонстрируется украшение на одной из учительниц.

Ведущий. А сейчас мы послушаем ростовские колокольные звоны, они недавно были отреставрированы после долголетнего молчания. Подобной ростовской звонницы нигде нет.

Звучат «Ростовские звоны».

Ведущий. Широко известны в нашей стране и за рубежом палехские чёрно-лаковые шкатулки, украшенные миниатюрной живописью (демонстрируется). В селе Палех Ивановской области это уникальное искусство появилось в 1924 году на основе древних традиций народного иконописания.

Ученик 7. Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка - вот и всё знаменитое ещё с XVII века село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне, а ими, крестьянами, владели помещики Бутурлины: такая вот история. Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни её несравненное сияние.

А когда отпала нужда в иконах, казалось, захиреет Палех, изгладятся его косогорчики, высохнет Палешка. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развесёлой и умной жизни?!

Богоматери спустились на землю и поменяли святые нимбы на косынки тружениц. И не приспосабливались мастера к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту и клеймят злую силу бестрепетными мазками. А за волшебными мазками - торжественное и спокойное, земное и любезное сердцу Отечество.

Ученик 7.

Палех

Не печалься, древняя земля!

Ты богата сказками да былью...

Русские, иконные края...

Палеха не сломленные крылья!

Будто свиток Палешка-река

В полосе вишнёвого заката,

Белый храм возносится куда-то,

Мудрый, как ушедшие века!

Сколько здесь оставлено сердец.

Сколько здесь написано шкатулок?!

Да и сам-то Палех,

Как ларец.

Первозданен, искренен и хрупок...

Зарастает речка муравой.

На воде - венок живой из лилий...

(То ли день струится золотой,

То ли свет из утончённых лилий?)

Не печалься, древняя земля!

Пчёлами гудит лесной малинник.

Русские иконные края...

Сохраняют таинство святыни.

Ведущий рассказывает о дымковской игрушке и показывает игрушки, сделанные руками учеников.

Ученица 6. Делали глиняные расписные игрушки в слободе Дымково и продавали в Вятке на весенних торгах и ярмарках, куда стекался народ.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету света дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Она гудит не прянично.

Ликующе и празднично!

В ней молодость - изюминка.

В ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком,

По всей земле в домах.

От дымковской игрушки

Идёт тепло и свет,

И не иссякнет он десятки.

Сотни лет.

В заключение праздника детям предлагается выполнить дымковскую игрушку.

Комментарии
Комментариев пока нет.