Документ «Добровольное информированное согласие на психолого – педагогическое сопровождение ребёнка в образовательном учреждении»
Российская Федерация
Республика Хакасия
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
средняя общеобразовательная школа № 5.
ДОБРОВОЛЬНОЕ ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ
НА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5 (далее - МБОУ СОШ № 5) в соответствии с п.12 ст.8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон) реализует полномочия в организации предоставления психолого – педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своём развитии и социальной адаптации (ст. 42 Закона), социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 28 Закона), в соответствии с п. 2 ст.14 Федерального закона № 120-ФЗ от 24.06.1999 (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» организации, осуществляющие образовательную деятельность оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении.
В соответствии с п. 2 ст.42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № – ФЗ от 29.12.2012 г. такую помощь специалисты МБОУ СОШ № 5 осуществляют по следующим направлениям деятельности: профилактика, диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг), консультирование (индивидуальное и групповое), реабилитация, профориентация, развитие и коррекция (индивидуальная и групповая), социальная адаптация, психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей.
В соответствии п. 3 ст.42 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей)». В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 44 родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования различны:
Начальное общее образование — обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Основное общее образование — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Среднее общее образование — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Я, нижеподписавшийся (-аяся)________________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)
письменно «даю добровольное согласие» |
письменно «отказываюсь» |
(нужное выделить )
на (от) психолого - педагогическое (-го) сопровождение (-я) образовательного процесса моего ребенка, на весь период пребывания обучающегося (йся) в МБОУ СОШ № 5.
___________________________________________________________________________________________________________г.р.,
(Ф.И.О. ребёнка, дата, число, год рождения)
являющегося обучающимся (-ейся) МБОУ СОШ № 5, и проинформирован (а) представителем социально-психологической службы школы:
О том, что, школа должна предложить родителям, дети которых учатся неудовлетворительно, нарушают правила поведения в школе, проявляют признаки агрессии, девиантного поведения, имеют психофизиологические особенности, являются детьми с ОВЗ, помощь школьного педагога-психолога, социального педагога. Такая помощь может включать в себя тестирование, коррекционно-развивающие занятия, беседу и т. д.
О том, что согласно приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов НОО, ООО» психологическое сопровождение образовательного процесса ОУ является необходимым условием реализации ФГОС. Диагностика (тестирование) знаний, которая проводится в рамках ФГОС, проводится со всеми обучающимися без исключения.
Педагоги социально-психологической службы школы в своей деятельности руководствуются международными актами в области зашиты прав детей, федеральными законами, указами и распоряжениями, решениями соответствующих органов управления образования.
О том, что психологическое сопровождение обучающегося (-йся) включает в себя скрининговое психологическое обследование с целью:
а) выявления детей группы риска;
б) определения специфических трудностей в образовательном процессе;
в) определения индивидуальной образовательной стратегии для педагогов и специалистов МБОУ СОШ №5 , направленной на реализацию принципа развития индивидуальности и личности ребёнка, наиболее соответствующей его психологическим особенностям.
О том, что диагностика уровня психологического развития носит неэкспериментальный характер, в процессе скринингового психологического обследования используются высокостандартизованные методики, с которыми родители (законные представители) имеют право ознакомиться, в том числе и присутствовать (при желании и необходимости) с процедурой обследования.
Еще одним видом тестирования, которое может проводиться в школе, является тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (Приказ Минобрнауки РФ от 16.06.2014 г. N 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»). Данное тестирование проводится на основании информированного согласия родителей обучающихся в возрасте до 15 лет. Если обучающемуся уже есть 15 лет, то он самостоятельно и добровольно решает будет он проходит такое тестирование или нет.
О том, что если родитель (законный представитель) даёт письменное согласие на участие ребёнка в скрининговом психологическом обследовании, то ему (ребёнку) будет предоставлена методика с вопросами/ иллюстрациями, на которую он будет отвечать в соответствии с собственным опытом и отношением.
О том, что результаты скрининговых психологических обследований не могут считаться окончательными, а лишь позволяют быстро получить общую оценку тех или иных психологических особенностей обучающихся.
О том, что реальная выгода и польза от данного скринингового психологического обследования заключается в том, что обучающийся (-аяся) может участвовать в профилактических и развивающих мероприятиях, что позволит ему (ей) узнать свои личностные качества и способности, повысит уровень своего психологического развития; позволит оптимизировать, в целом, образовательный процесс в МБОУ СОШ №5, нацеленный на развитие индивидуальности и личности обучающегося (-йся).
О том, что психологическое обследование как дополнительное средство медицинской диагностики или как более углубленное изучение психологической проблемы, или как углубленное изучение личности и особенностей развития ребёнка осуществляется только с непосредственного дополнительного согласия (заявления) родителя (законного представителя), что включает в себя:
а) определение психического состояния ребёнка, выявляя особенности его познавательной деятельности, мотивационно – волевой сферы, эмоциональных проявлений (тревожность, агрессивность и т.п.);
б) определение уровня интеллектуального развития в соотношении с возрастной нормой;
в) определение динамики улучшений в психической деятельности в связи с проводимой психокоррекцией.
При выявлении симптомов тех или иных нарушений в психическом развитии (психического недоразвития, искажённого, дисгармоничного развития, неврозов) направление к другим специалистам может носить рекомендательный характер.
О том, что данные, полученные в ходе углубленного психологического обследования, являются строго конфиденциальными. Конфиденциальность может быть нарушена (об этом Вы будете информированы) в следующих ситуациях:
Если ребёнок сообщит о намерении нанести серьёзный вред себе или другим лицам.
Если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими.
Если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами и субъектами профилактики по установленной законом форме.
О том, что родители (законные представители) всегда могут обратиться за психологической помощью:
а) получить рекомендации по общению с ребёнком, его воспитанию в семье;
б) наметить меры по преодолению поведенческих проблем;
в) получить помощь в решении бытовых вопросов (как полезнее всего провести каникулы; отдавать ли ребёнка в пришкольный или загородный лагерь; с кем из родителей, находящихся в разводе, ребёнку лучше жить и т.п.);
г) выяснить прогноз дальнейшего развития ребёнка;
д) определить готовность к дальнейшему обучению и выбрать форму будущего обучения (обучение на дому/семейное/высшее/среднее/профессиональное);
е) определить уровень развития ребёнка, его соответствие или несоответствие возрастной норме;
ё) научиться лучше понимать своего ребёнка.
Примечание:
В п. 9 данной формы согласия, предусматривающей участие обучающихся в групповых формах развивающей и профилактической работы, ребёнок не изолируется, а участвует вместе со всеми детьми, но его деятельность не подвергается психологическому анализу в соответствии с обозначенным нежеланием родителя (законного представителя).
Я имел (а) возможность задавать любые вопросы и на все вопросы получил (а) исчерпывающие ответы. Получив полную информацию о необходимости психологического сопровождения образовательного процесса моего ребёнка, об ответственности за последствия отказа от него, я подтверждаю, что мне понятен смысл всех терминов, представленных в данной форме согласия. Если я буду нуждаться в дополнительной информации о ходе психологического сопровождения, я смогу обратиться к администрации школы и работникам занимаемым должности: педагог - психолог, социальный педагог, классный руководитель.
Моё согласие также может быть отозвано мною в любое время на основании моего письменного заявления до истечения срока его действия. Настоящее согласие/ отказ действует на весь период пребывания обучающегося (йся) в МБОУ СОШ № 5.
Настоящее согласие составлено в соответствии с законодательством РФ, Этическим кодексом психолога и предполагает персональную ответственность специалиста за соблюдение прав обучающихся и родителей (законных представителей) в период оказания психолого – педагогической помощи, в том числе и ответственность за обработку персональных данных.
Дата «____» _______________ 20___г. ________________________/_____________________________________/
(подпись) (расшифровка)3