Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» Заседание ПМПк МБОУ Киикской СОШ Протокол № ___ от «___»_______________20___г. |
«Согласовано» Родитель ребенка «___»_______________20___г. |
«Утверждаю» Директор МБОУ Киикская СОШ Карабаева Т.В. Приказ № ___ от «___»________________20___г. |
ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
РЕБЕНКА С ОВЗ
ФИО ребенка
(-----г.р.)
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ РАГУЛИНА ЛЮБОВЬ ДАВЫДОВНА
-2011-
РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ И ЕГО СЕМЬЕ
Ф.И.О. |
ДАТА РОЖДЕНИЯ |
КЛАСС |
А----- |
----- год |
4-6 |
Ф.И.О. родителей (законных представителей) |
Возраст |
Образование |
А----- |
----- лет |
----- |
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА
Индивидуальные особенности ребенка
Результаты психологического обследования свидетельствуют о недостаточной сформированности процессов потребностно - мотивационной и эмоционально-волевой сферы, произвольности деятельности, самостоятельности.
Ведущая мотивация - игровая, познавательная деятельность интереса не вызывает, в школу идет с удовольствием, но мотивация - общение с ровесниками.
Работоспособность и продуктивность деятельности снижена.
Мелкая моторика развита слабо.
Обладает леворукостью.
Ребенок легко переключается при выполнении задания на постороннюю тему, что рассказывает, фантазирует. В речи заметны нарушения в звукопроизношении.
Кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны, бессистемны.
Пространственная ориентация низкая, не владеет знанием по временам года, суток, не знает месяцев, дней недели, левую и правую стороны на себе определяет с трудом, перенос в пространство не осуществляет.
Зрительное восприятие сформировано недостаточно, так при работе с таблицами Равенна необходима организующая помощь. Таблицы заполняет не осознанно, в большинстве случаев методом проб и ошибок.
Внимание неустойчивое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Быстро наступают признаки утомления, вялость, снижение деятельности и работоспособности.
Преобладает зрительная память (n=6), объем слухоречевого запоминания снижен (n=3).
Уровень знаний о себе и окружающем мире низкий.
Ребенок испытывает затруднения при выполнении заданий, требующих словесно-логического и наглядно - действенного мышления. Причинно-следственные связи не выявляет. Недостаточно сформированы мыслительные процессы: выделение существенных признаков, сравнение, обобщение, классификация. Необходима обучающая и организующая помощь.
Обучаемость замедленная.
Снижена способность планирования и контроля учебных действий.
Сильные стороны личности.
Ребенок жизнерадостный, подвижный, открытый, общительный, эмоциональный.
Индивидуальные особенности восприятия.
Доминирует зрительное восприятие.
Резервные возможности ребенка: положительный эмоциональный фон, достаточный уровень развития зрительной памяти, принятие обучающей и организующей помощи.
Зона ближайшего развития
Комплексное развитие всех психических процессов:
сенсорно – перцептивных функций: пространственно – временных отношений, ориентации в пространстве; графомоторных навыков, мелкой моторики руки;
произвольного внимания, слухового восприятия, речи, мышления;
Коррекция эмоционально-волевой сферы, поведения, саморегуляции, формирование навыков общения
РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ |
ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ |
ФАКТОРЫ РИСКА |
ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ |
положительный эмоциональный фон; достаточный уровень развития зрительной памяти; принятие направляющей и организующей помощи |
сенсорно – перцептивных параметров: пространственно – временных отношений, ориентации в пространстве; графомоторных навыков, мелкой моторики руки; произвольного внимания, слухового восприятия, речи, процессов мышления; кругозора, общей осведомленности; эмоционально-волевой сферы; произвольности деятельности, саморегуляции; навыков общения |
мальчик воспитывается в неполной неблагополучной семье |
1. работа с семьей ребенка, консультативная работа по воспитанию ребенка; 2. взаимодействие с классным руководителем; 3. пролонгированные сроки реализации программы сопровождения |
РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ, КОРРЕКЦИОННОЙ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ |
|||
КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ |
|||
Задачи |
Стимуляция познавательной активности Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций Формирование ведущих видов деятельности (мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов) Расширение представлений о себе, об окружающем мире |
||
Сведения о программах/модулях программы |
Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М. Когнитивный блок корекции: Развитие произвольности психических процессов. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие мышления, воображения Развитие речи |
||
Методы отслеживания динамики развития, сроки |
Произвольное внимание: - Корректурная проба (методика Бурдона), - Методика Мюнстенберга АЛМ (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго): - Недостающие детали, - Последовательные картинки, - Четвертый лишний НДМ: - Кубики Косса (из методики Векслера), - Матрицы Равенна (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) Вербально-слуховая: - Вербально-слуховая: 10 слов (методика А.Р. Лурия), - Зрительная: 10 картинок (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго) Анкета Н.Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации |
Сроки выполнения диагностики |
|
Iп/г - ноябрь II п/г - апрель |
|||
Формы работы, сроки, периодичность работы, продолжительность занятия |
- индивидуально-групповые, групповые, коллективные; - в течение года; - 1 раз в неделю; - срок реализации программы 3 года |
||
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ |
|||
Задачи |
Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития. Формирование позитивного эмоционального отношения к себе. Снижение уровня личностной тревожности. Обучение новым стратегиям взаимодействия в группе, оказание помощи по преодолению негативных переживаний Развитие адекватного поведения в обществе, личности ребенка, подготовки его к жизни и труду, успешной социализации в обществе. Воспитание уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения |
||
Сведения о программах/модулях программы |
Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М. Эмоциональный блок корекции нарушений эмоционально-личностной сферы: Формирование у ребенка позитивного эмоционального отношения к себе; Переживание в группе и осознание прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний; Развитие произвольности деятельности, самоконтроля; Формирование коммуникативных навыков. |
||
Методы отслеживания динамики развития, сроки |
Эмоциональное отношение к деятельности - волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности, - настойчивость, склонность к завершению деятельности, - работоспособность, темп деятельности Корректурная проба (методика Бурдона) Мониторинг по выявлению эмоционального здоровья обучающихся (Е.Д.Худенко) |
Сроки выполнения диагностики |
|
Iп/г - ноябрь II п/г - апрель |
|||
Формы работы, сроки, периодичность работы, продолжительность занятия |
- индивидуально-групповые, групповые, коллективные; - в течение года; - 1 раз в неделю; - срок реализации программы 3 года |
||
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ |
|||
Задачи |
Развитие - общей и ручной моторики; - психомоторных функций и межсенсорных связей: зрительно-моторной координации и графомоторных навыков; Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия: - развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса; |
||
Сведения о программах/модулях программы |
Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М. Сенсорный блок коррекции: Развитие моторики, графомоторных навыков. Развитие ощущений и восприятия. Развитие пространственно-временных отношений |
||
Методы отслеживания динамики развития, сроки |
Методика «Психолого-педагогический профиль. Карта наблюдений» (Ч. Осгуд) |
Сроки выполнения диагностики |
|
Iп/г - ноябрь II п/г - апрель |
|||
Формы работы, сроки, периодичность работы, продолжительность занятия |
- индивидуально-групповые, групповые, коллективные; - в течение года; - 1 раз в неделю; - срок реализации программы 3 года |
||
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛИЗАЦИИ |
|||
Задачи |
Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа “Я”: 1. Формирование социального доверия. 2. Развитие социальной активности. 3. Развитие речи и коммуникативной деятельности: - создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания; - стимуляция коммуникативной активности, - создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов с взрослыми и сверстниками, стимуляция к внеситуативно - познавательному и внеситуативно - личностному общению, - предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера |
||
Сведения о программах/модулях программы |
1. Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М. Поведенческий блок: -развития и закрепления новых форм поведения 2. Коррекционно-развивающая программа «Я и другие», выполненная на основе программы по психокоррекции учащихся 10 - 14 лет специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида (с нарушениями интеллекта), автора педагога - психолога Ивановой Е. М. Разделы коррекционно-развивающего блока: 1. Коррекция социальных и коммуникативных умений; 2. Коррекция поведения |
||
Методы отслеживания динамики развития, сроки |
Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» (М. Шнайдер), Тест "Умение слушать", Проективная методика «Дерево с человечками» (Д. Лампен), Методика по выявлению основ социализации и межличностного общения, предложенная Аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция», под руководством Е.Д.Худенко и модифицированная специалистами «Специальной (коррекционной) школы-интерната» Шпаловой Л.А., Маслий А.Г., Сенокос О.В, Проективная методика: Микропрактикум «Мой класс» (Социально – психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие Саранск, 1990) |
||
Формы работы, сроки, периодичность работы, продолжительность занятия |
- групповые, коллективные; - в течение года; - 1 раз в неделю; - срок реализации программы 3 года |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ |
|
СОДЕРЖАНИЕ |
СРОКИ |
Разработка рекомендаций по педагогическому сопровождению в целях профилактики коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе |
По окончании учебного периода (по результатам мониторинга) |
Оказание помощи в проведении мониторинга динамики развития и социализации ребенка |
По запросу |
Консультативная помощь в реализации СОУ |
По запросу |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ |
|
СОДЕРЖАНИЕ |
СРОКИ |
|
По запросу |
|
По запросу |
|
1 раз в четверть |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|
1 |
Повышение уровня сенсорно – перцептивных процессов, психомоторики, пространственного восприятия, временных зависимостей |
2 |
Расширение представлений о себе, об окружающем мире |
3 |
Повышение степени развития мыслительных процессов, слуховой памяти, произвольного внимания |
4 |
Приобретение навыков коммуникативного взаимодействия |
5 |
Повышение уровня поведенческой регуляции, социальной адаптации. |
РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИОП ППС |
|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ |
Школьный ПМПк ; Взаимодействие с Тогучинским филиалом ОЦДК |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ |
Комната психологической разгрузки; Сенсорная комната; Тренажерный зал для проведения лечебной физкультуры; Столярная мастерская; Кабинет обслуживающего труда, оборудованный новыми швейными машинами; Компьютерный класс (14 компьютеров); Медиапроекторы; Ноутбук; Магнитолы; Медицинский кабинет; Оборудуется кабинет СБО |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ |
Программы сопровождения |
КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ |
Специалисты – психолог, соц. педагог, логопед – договор |
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ |
3 учебных года: 2011-2012; 2012-2013; 2013-2014 |
РАЗДЕЛ III. ОБЩАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИЯ ИОМ ППС ПРОГРАММЫ
Участники ОО |
Даты/сроки реализации |
Мероприятие/форма |
Программа/тема/содержание |
ППС класса |
3 года |
Групповые и коллективные занятия |
Коррекционно-развивающая программа комплексных занятий для младших подростков «Мы живем среди людей», составленная на основе коррекционно-развивающей программы «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе», автор педагог –психолог Коуркина Римма Рафаэловна |
ППС ребенка |
3 года |
Групповые и коллективные занятия |
1. Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М. |
3 года |
Групповые и коллективные занятия |
2. Коррекционно-развивающая программа «Я и другие», выполненная на основе программы по психокоррекции учащихся 10 - 14 лет специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида (с нарушениями интеллекта), автора педагога - психолога Ивановой Е. М. |
|
Работа с педагогами |
Разработка рекомендаций по педагогическому сопровождению в целях профилактики коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе; |
По окончании учебного периода (по результатам мониторинга) |
|
Оказание помощи в проведении мониторинга динамики развития ребенка и социализации ребенка; |
По запросу |
||
Консультативная помощь в реализации СОУ |
По запросу |
||
Работа с родителями |
Разработка рекомендаций по вопросу развития и социализации ребенка; |
По запросу |
|
Индивидуальное консультирование; |
По запросу |
||
Цикл бесед «Час ребенка» |
1 раз в четверть |
ПРИЛОЖЕНИЕ
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИОП ППС
ДИНАМИКА В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
( НОЯБРЬ 2011 – АПРЕЛЬ 2013)
№ |
Ф.И. 2011-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД (4-5 КЛ) |
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА,%
|
ВНИМАНИЕ,% |
ПАМЯТЬ,% |
МЫШЛЕНИЕ,% |
РЕЧЬ,% |
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА,% |
ПСИХОМОТОРИКА,% |
КОММУНИКАТИВНОСТЬ,% |
ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА, %: 0% - 20% - низкий уровень состояния и развития функций; 21% - 40% - ниже среднего; 41% - 60% - средний; 61% - 80% - выше среднего; 81% - 100% - высокий |
|||||||||
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
||
А----- |
20н-22 нср |
15 н-17 н |
20 н-21 нср |
12 н-16 н |
12 н-17 н |
40 нср-45 ср |
20 н-23 нср |
50 ср-52 ср |
№ |
Ф.И. |
НОЯБРЬ 2011 |
АПРЕЛЬ 2013 |
А----- 4-5 кл |
Положительная динамика в развитии: - моторики руки, - пространственных отношений, - АЛМ (классификации, обобщения) |
Положительная динамика в развитии: - сенсомоторных функций, - моторики, - произвольного внимания, - речи, - волевых качеств, - навыков общения, - школьной мотивации |
ДИНАМИКА В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
(НОЯБРЬ 2013 – АПРЕЛЬ 2014)
№ |
Ф.И. 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД |
СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ СФЕРА,% |
ВНИМАНИЕ,% |
ПАМЯТЬ,% |
МЫШЛЕНИЕ,% |
РЕЧЬ,% |
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА,% |
ПСИХОМОТОРИКА,% |
КОММУНИКАТИВНОСТЬ,% |
|
ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА, % |
||||||||||
СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, % |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
ноябрь-апрель |
||
А----- |
27,5-27,8 |
22нср –22нср |
18н-19н |
23нср -23 нср |
18н-19н |
17н-17н |
46ср-46ср |
23нср –23нср |
53ср-53ср |
№ |
Ф.И. |
НОЯБРЬ 2013 |
АПРЕЛЬ 2014 |
А----- 6 класс |
Положительная динамика в развитии: - произвольного внимания, - АЛМ: причинно-следственные связи, классификация, обобщение, - оперативная слуховая память, - волевых качеств, - навыков общения, - школьной мотивации |
Положительная динамика в развитии: - произвольного внимания, - АЛМ: выявление закономерностей - школьной мотивации |