12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5558
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «Школьный психолог»
4

Индивидуально-ориентированная программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТОГУЧИНСКОГО РАЙОНА КИИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Рассмотрено»

Заседание ПМПк МБОУ Киикской СОШ

Протокол № ___ от

«___»_______________20___г.

«Согласовано»

Родитель ребенка

«___»_______________20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ Киикская СОШ

Карабаева Т.В.

Приказ № ___ от

«___»________________20___г.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

РЕБЕНКА С ОВЗ

ФИО ребенка

(-----г.р.)


 

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ РАГУЛИНА ЛЮБОВЬ ДАВЫДОВНА

-2011-

РАЗДЕЛ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ И ЕГО СЕМЬЕ

Ф.И.О.

ДАТА РОЖДЕНИЯ

КЛАСС

А-----

----- год

4-6

Ф.И.О. родителей (законных представителей)

Возраст

Образование

А-----

----- лет

-----

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА

Индивидуальные особенности ребенка

Результаты психологического обследования свидетельствуют о недостаточной сформированности процессов потребностно - мотивационной и эмоционально-волевой сферы, произвольности деятельности, самостоятельности.

Ведущая мотивация - игровая, познавательная деятельность интереса не вызывает, в школу идет с удовольствием, но мотивация - общение с ровесниками.

Работоспособность и продуктивность деятельности снижена.

Мелкая моторика развита слабо.

Обладает леворукостью.

Ребенок легко переключается при выполнении задания на постороннюю тему, что рассказывает, фантазирует. В речи заметны нарушения в звукопроизношении.

Кругозор ограничен, знания об окружающем отрывочны, бессистемны.

Пространственная ориентация низкая, не владеет знанием по временам года, суток, не знает месяцев, дней недели, левую и правую стороны на себе определяет с трудом, перенос в пространство не осуществляет.

Зрительное восприятие сформировано недостаточно, так при работе с таблицами Равенна необходима организующая помощь. Таблицы заполняет не осознанно, в большинстве случаев методом проб и ошибок.

Внимание неустойчивое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Быстро наступают признаки утомления, вялость, снижение деятельности и работоспособности.

Преобладает зрительная память (n=6), объем слухоречевого запоминания снижен (n=3).

Уровень знаний о себе и окружающем мире низкий.

Ребенок испытывает затруднения при выполнении заданий, требующих словесно-логического и наглядно - действенного мышления. Причинно-следственные связи не выявляет. Недостаточно сформированы мыслительные процессы: выделение существенных признаков, сравнение, обобщение, классификация. Необходима обучающая и организующая помощь.

Обучаемость замедленная.

Снижена способность планирования и контроля учебных действий.

Сильные стороны личности.

Ребенок жизнерадостный, подвижный, открытый, общительный, эмоциональный.

Индивидуальные особенности восприятия.

Доминирует зрительное восприятие.

Резервные возможности ребенка: положительный эмоциональный фон, достаточный уровень развития зрительной памяти, принятие обучающей и организующей помощи.

Зона ближайшего развития

Комплексное развитие всех психических процессов:

сенсорно – перцептивных функций: пространственно – временных отношений, ориентации в пространстве; графомоторных навыков, мелкой моторики руки;

произвольного внимания, слухового восприятия, речи, мышления;

Коррекция эмоционально-волевой сферы, поведения, саморегуляции, формирование навыков общения

РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ

ФАКТОРЫ РИСКА

ФАКТОРЫ ЗАЩИТЫ

положительный эмоциональный фон;

достаточный уровень развития зрительной памяти;

принятие направляющей и организующей помощи

сенсорно – перцептивных параметров: пространственно – временных отношений, ориентации в пространстве;

графомоторных навыков, мелкой моторики руки;

произвольного внимания, слухового восприятия, речи, процессов мышления;

кругозора, общей осведомленности;

эмоционально-волевой сферы;

произвольности деятельности, саморегуляции;

навыков общения

мальчик воспитывается в неполной неблагополучной семье

1. работа с семьей ребенка, консультативная работа по воспитанию ребенка;

2. взаимодействие с классным руководителем;

3. пролонгированные сроки реализации программы сопровождения

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ, КОРРЕКЦИОННОЙ, ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Задачи

Стимуляция познавательной активности

Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций

Формирование ведущих видов деятельности (мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов)

Расширение представлений о себе, об окружающем мире

Сведения о программах/модулях программы

Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М.

Когнитивный блок корекции:

Развитие произвольности психических процессов.

Развитие мышления.

Развитие внимания.

Развитие мышления, воображения

Развитие речи

Методы отслеживания динамики развития, сроки

Произвольное внимание:

- Корректурная проба (методика Бурдона),

- Методика Мюнстенберга

АЛМ (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго):

- Недостающие детали,

- Последовательные картинки,

- Четвертый лишний

НДМ:

- Кубики Косса (из методики Векслера),

- Матрицы Равенна (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Вербально-слуховая:

- Вербально-слуховая: 10 слов (методика А.Р. Лурия),

- Зрительная: 10 картинок (из методических рекомендаций Н.Я. Семаго, М.М. Семаго)

Анкета Н.Г. Лускановой для изучения уровня учебной мотивации

Сроки выполнения диагностики

Iп/г - ноябрь

II п/г - апрель

Формы работы, сроки, периодичность работы, продолжительность занятия

- индивидуально-групповые, групповые, коллективные;

- в течение года;

- 1 раз в неделю;

- срок реализации программы 3 года

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ И НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Задачи

Коррекция недостатков эмоционально-личностного развития.

Формирование позитивного эмоционального отношения к себе.

Снижение уровня личностной тревожности.

Обучение новым стратегиям взаимодействия в группе, оказание помощи по преодолению негативных переживаний

Развитие адекватного поведения в обществе, личности ребенка, подготовки его к жизни и труду, успешной социализации в обществе.

Воспитание уверенности в себе, снижение эмоционального напряжения

Сведения о программах/модулях программы

Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М.

Эмоциональный блок корекции нарушений эмоционально-личностной сферы:

Формирование у ребенка позитивного эмоционального отношения к себе;

Переживание в группе и осознание прошлого эмоционального опыта: получение новых эмоциональных переживаний;

Развитие произвольности деятельности, самоконтроля;

Формирование коммуникативных навыков.

Методы отслеживания динамики развития, сроки

Эмоциональное отношение к деятельности

- волевая регуляция и саморегуляция в заданной деятельности,

- настойчивость, склонность к завершению деятельности,

- работоспособность, темп деятельности

Корректурная проба (методика Бурдона)

Мониторинг по выявлению эмоционального здоровья обучающихся (Е.Д.Худенко)

Сроки выполнения диагностики

Iп/г - ноябрь

II п/г - апрель

Формы работы, сроки, периодичность работы, продолжительность занятия

- индивидуально-групповые, групповые, коллективные;

- в течение года;

- 1 раз в неделю;

- срок реализации программы 3 года

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ

Задачи

Развитие

- общей и ручной моторики;

- психомоторных функций и межсенсорных связей: зрительно-моторной координации и

графомоторных навыков;

Обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия:

- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
- формирование пространственно-временных представлений

Сведения о программах/модулях программы

Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М.

Сенсорный блок коррекции:

Развитие моторики, графомоторных навыков.

Развитие ощущений и восприятия.

Развитие пространственно-временных отношений

Методы отслеживания динамики развития, сроки

Методика «Психолого-педагогический профиль. Карта наблюдений» (Ч. Осгуд)

Сроки выполнения диагностики

Iп/г - ноябрь

II п/г - апрель

Формы работы, сроки, периодичность работы, продолжительность занятия

- индивидуально-групповые, групповые, коллективные;

- в течение года;

- 1 раз в неделю;

- срок реализации программы 3 года

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

Задачи

Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа “Я”:

1. Формирование социального доверия.

2. Развитие социальной активности.

3. Развитие речи и коммуникативной деятельности:

- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;

- стимуляция коммуникативной активности,

- создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов с взрослыми и сверстниками, стимуляция к внеситуативно - познавательному и внеситуативно - личностному общению,

- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера

Сведения о программах/модулях программы

1. Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М.

Поведенческий блок:
- преодоления неадекватных форм поведения;

-развития и закрепления новых форм поведения

2. Коррекционно-развивающая программа «Я и другие», выполненная на основе программы по психокоррекции учащихся 10 - 14 лет специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида  (с нарушениями интеллекта), автора педагога - психолога Ивановой Е. М.

Разделы коррекционно-развивающего блока:

1. Коррекция социальных и коммуникативных умений;

2. Коррекция поведения

Методы отслеживания динамики развития, сроки

Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» (М. Шнайдер),

Тест "Умение слушать",

Проективная методика «Дерево с человечками» (Д. Лампен),

Методика по выявлению основ социализации и межличностного общения, предложенная Аналитическим научно-методическим центром «Развитие и коррекция», под руководством Е.Д.Худенко и модифицированная специалистами «Специальной (коррекционной) школы-интерната» Шпаловой Л.А., Маслий А.Г., Сенокос О.В,

Проективная методика: Микропрактикум «Мой класс» (Социально – психологические проблемы взаимодействия в группах и коллективах: Методическое пособие Саранск, 1990)

Формы работы, сроки, периодичность работы, продолжительность занятия

- групповые, коллективные;

- в течение года;

- 1 раз в неделю;

- срок реализации программы 3 года

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

Разработка рекомендаций по педагогическому сопровождению в целях профилактики коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе

По окончании учебного периода (по результатам мониторинга)

Оказание помощи в проведении мониторинга динамики развития и социализации ребенка

По запросу

Консультативная помощь в реализации СОУ

По запросу

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

СОДЕРЖАНИЕ

СРОКИ

  • Разработка рекомендаций по вопросу развития и социализации ребенка

По запросу

  • Индивидуальное консультирование

По запросу

  • Цикл бесед «Час ребенка»

1 раз в четверть


 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1

Повышение уровня сенсорно – перцептивных процессов, психомоторики, пространственного восприятия, временных зависимостей

2

Расширение представлений о себе, об окружающем мире

3

Повышение степени развития мыслительных процессов, слуховой памяти, произвольного внимания

4

Приобретение навыков коммуникативного взаимодействия

5

Повышение уровня поведенческой регуляции, социальной адаптации.

РЕСУРСЫ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИОП ППС

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Школьный ПМПк ;

Взаимодействие с Тогучинским филиалом ОЦДК

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Комната психологической разгрузки;

Сенсорная комната;

Тренажерный зал для проведения лечебной физкультуры;

Столярная мастерская;

Кабинет обслуживающего труда, оборудованный новыми швейными машинами;

Компьютерный класс (14 компьютеров);

Медиапроекторы;

Ноутбук;

Магнитолы;

Медицинский кабинет;

Оборудуется кабинет СБО

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Программы сопровождения

КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ

Специалисты – психолог, соц. педагог, логопед – договор


 

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3 учебных года:

2011-2012;

2012-2013;

2013-2014

РАЗДЕЛ III. ОБЩАЯ ДОРОЖНАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИЯ ИОМ ППС ПРОГРАММЫ

Участники ОО

Даты/сроки реализации

Мероприятие/форма

Программа/тема/содержание

ППС класса

3 года

Групповые и коллективные занятия

Коррекционно-развивающая программа комплексных занятий для младших подростков «Мы живем среди людей», составленная на основе коррекционно-развивающей программы «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе», автор педагог –психолог Коуркина Римма Рафаэловна

ППС ребенка

3 года

Групповые и коллективные занятия

1. Коррекционно-развивающая программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» для детей с ОВЗ среднего звена (5-7 кл), выполненная на основе программы психокоррекции когнитивных процессов «Как научиться учиться», автора педагога - психолога Ивановой Е. М.

3 года

Групповые и коллективные занятия

2. Коррекционно-развивающая программа «Я и другие», выполненная на основе программы по психокоррекции учащихся 10 - 14 лет специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений VIII вида  (с нарушениями интеллекта), автора педагога - психолога Ивановой Е. М.

Работа с педагогами

Разработка рекомендаций по педагогическому сопровождению в целях профилактики коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе;

По окончании учебного периода (по результатам мониторинга)

 

Оказание помощи в проведении мониторинга динамики развития ребенка и социализации ребенка;

По запросу

 

Консультативная помощь в реализации СОУ

По запросу

 

Работа с родителями

Разработка рекомендаций по вопросу развития и социализации ребенка;

По запросу

 

Индивидуальное консультирование;

По запросу

 

Цикл бесед «Час ребенка»

1 раз в четверть

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИОП ППС

ДИНАМИКА В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

( НОЯБРЬ 2011 – АПРЕЛЬ 2013)


 


 


 


 


 


 


 

Ф.И.

2011-2013

УЧЕБНЫЙ ГОД

(4-5 КЛ)


 

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ

СФЕРА,%


 


 


 


 


 

ВНИМАНИЕ,%


 

ПАМЯТЬ,%


 

МЫШЛЕНИЕ,%


 

РЕЧЬ,%


 

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА,%


 

ПСИХОМОТОРИКА,%


 

КОММУНИКАТИВНОСТЬ,%

ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА, %: 0% - 20% - низкий уровень состояния и развития функций; 21% - 40% - ниже среднего;

41% - 60% - средний;

61% - 80% - выше среднего;

81% - 100% - высокий

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

 

А-----

20н-22 нср

15 н-17 н

20 н-21 нср

12 н-16 н

12 н-17 н

40 нср-45 ср

20 н-23 нср

50 ср-52 ср


 


 

Ф.И.

НОЯБРЬ 2011

АПРЕЛЬ 2013

 

А-----

4-5 кл

Положительная динамика в развитии:

- моторики руки,

- пространственных отношений,

- АЛМ (классификации, обобщения)

Положительная динамика в развитии:

- сенсомоторных функций,

- моторики,

- произвольного внимания,

- речи,

- волевых качеств,

- навыков общения,

- школьной мотивации


 

ДИНАМИКА В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

(НОЯБРЬ 2013 – АПРЕЛЬ 2014)

 

Ф.И.

2013-2014

УЧЕБНЫЙ ГОД

СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ

СФЕРА,%

ВНИМАНИЕ,%

ПАМЯТЬ,%

МЫШЛЕНИЕ,%

РЕЧЬ,%

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА,%

ПСИХОМОТОРИКА,%

КОММУНИКАТИВНОСТЬ,%

ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ РЕБЕНКА, %

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, %

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

ноябрь-апрель

 

А-----

27,5-27,8

22нср –22нср

18н-19н

23нср -23 нср

18н-19н

17н-17н

46ср-46ср

23нср –23нср

53ср-53ср

Ф.И.

НОЯБРЬ 2013

АПРЕЛЬ 2014

 

А-----

6 класс

Положительная динамика в развитии:

- произвольного внимания,

- АЛМ: причинно-следственные связи, классификация, обобщение,

- оперативная слуховая память,

- волевых качеств,

- навыков общения,

- школьной мотивации

Положительная динамика в развитии:

- произвольного внимания,

- АЛМ: выявление закономерностей

- школьной мотивации

Опубликовано в группе «Школьный психолог»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.